Газета Спорт-Экспресс № 257 (3344) от 17 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

17 ноября 2003

17 ноября 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Петер ЗАУБЕР

"ШУМАХЕРА НА ТРОНЕ СМЕНИТ АЛОНСО"

Как уже сообщал "СЭ", в Москве с кратким деловым визитом побывал Петер Заубер - владелец команды "Заубер-Петронас", выступающей в чемпионате мира "Формулы-1". Напомним, что эта команда, которая по итогам минувшего сезона заняла 6-е место в Кубке конструкторов, имеет определенное отношение и к России: на бортах сине-белых болидов хорошо видны желтые логотипы российской компании сотовой связи МТС. В дни, когда г-н Заубер находился в Москве, с ним встретились корреспонденты "СЭ".

- Дебют вашей команды в "Формуле-1" состоялся на "Гран-при ЮАР" в 1993 году. За десяток лет, проведенных в "Больших призах", ваше отношение к этому виду гонок как-то изменилось?

- Несомненно. Жизнь не стоит на месте. Десять лет назад, когда я решился войти в элитный мир "Формулы-1", это был прежде всего высокотехнологичный вид спорта. Но нынешнее развитие техники и электроники сделало его еще и лидером по финансовым вложениям. Изменения затронули и людей, которые меня окружали все эти десять лет. "Формула-1" - и вообще автоспорт - стали теперь более жесткими, можно даже сказать, жестокими. Роль одной, хоть и большой личности, значит ныне куда меньше. Все подчинено интересам команды. Она подминает под себя человека, съедает его без остатка.

- Наверное, не будете отрицать, что следить за противостоянием Айртона Сенны и Алена Проста в начале 90-х было куда интереснее, чем наблюдать за легкопрогнозируемыми победами Михаэля Шумахера в начале нового века?

Возможно, интриги и впрямь стало меньше, но, на мой взгляд, если раньше от гонщика требовалось прежде всего мастерство пилота, то сегодня он должен быть еще и специалистом в области техники. Именно Михаэль Шумахер, как мне видится, оптимально сочетает в себе и талант спортсмена, и технические знания. Но в принципе вы правы: сегодняшний пелотон "Ф-1" по бойцовским и личностным качествам в основном проигрывает звездам прошлого.

- Как на вас повлияло участие в "Формуле-1"? Выросли ли вы как бизнесмен за годы жизни и работы в автоспорте?

- Наша команда прошла гигантский путь: от 60 человек 11 лет назад - до 300 сотрудников "Заубера" сегодня. А это, поверьте, дисциплинирует, повышает ответственность. Можно сказать, что годы в "Ф-1" научили меня ценить каждую секунду и ответственно относиться к своим обязательствам.

- В последние годы "Формула-1" все больше становится видом коллективного бизнеса. Причем, как вы сами признали, бизнес этот весьма жестокий. За то время, что вы участвуете в "Больших призах", прекратили свое существование такие команды, как "Лижье", "Прост", "Эрроуз", на грани банкротства балансируют "Минарди" и "Джордан". А что помогает "Зауберу" оставаться на плаву - ведь вы тоже не можете похвастать бюджетом, сравнимым с бюджетами топ-команд?

- Будем откровенны: не только "Формула-1" эволюционировала из области чистого спорта в бизнес. Похожие процессы происходят и в некоторых других видах. В конце концов Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу - тоже бизнес. И гибнут не только конюшни "Формулы-1". К примеру, у меня на родине, в Швейцарии, многие футбольные клубы в различных дивизионах постоянно испытывают финансовые проблемы и некоторые из команд в итоге перепродаются, меняют хозяев, расформировываются. Таковы реалии нашего времени.

Что же касается секретов выживания "Заубера", то здесь все довольно просто: я всегда рассчитывал свои силы, если и рисковал, то в разумных пределах и не ввязывался в сомнительные авантюры. Средства инвестировал только в технические разработки.

Такая политика вполне по душе спонсорам, которые поддерживают нас на протяжении десяти лет. Например, с нефтяной компанией "Петронас" и производителем тонизирующего напитка "Ред Булл" я сотрудничаю едва ли не со дня прихода в "Ф-1". Очень помогает и банк "Креди Сюисс". Это те три кита, на которых зиждется финансовое благополучие "Заубера". А теперь и российская компания МТС нам помогает. Надеюсь, наше сотрудничество будет успешным и обоюдовыгодным. Поверьте, я очень дорожу этими тремя буквами на болиде моей команды.

- В "Формулу-1", как правило, приходят люди с большими амбициями, мечтающие если не о больших гонорарах, то уж о больших победах - точно. "Заубер" же все эти годы остается крепким середняком. Неужели ваша любовь к "Ф-1" настолько велика, что перевешивает амбиции? Ведь в "доформулические" времена ваша команда в других видах автогонок добивалась серьезных успехов. Не возникало желания сменить "Ф-1" на, скажем, гонки класса GT или спортпрототипов?

- (Улыбается.) Ни в коем случае. Знаете, есть такое выражение: "Не возвращайся туда, где был однажды счастлив". На мой взгляд, эпоха нашей команды в других классах - уже пройденный этап. Да и не в моем характере оглядываться.

"Формула-1" - вершина автоспорта. Поднявшись на эту вершину, спускаться не хочется. Я фанатично влюблен в автоспорт и не планирую уходить из него. Что же касается нашего места в чемпионате... Не всем же быть "Феррари" и "Уильямсами"! (Улыбается.)

Но и у нас есть своя ниша в этом сложном мире. Многие формулические команды среднего звена, к которым относится и "Заубер", находят удовольствие в том, чтобы искать и доводить до определенного уровня молодых пилотов. До недавнего времени таким опытом весьма гордился Эдди Джордан. Да и в "Заубере" хватало юных дарований.

- В таком случае признайтесь, с кем интереснее работать - с опытными пилотами типа Хайнца-Харальда Френтцена или же с молодыми, которых вы потом отпускаете в топ-команды?

- Уверяю вас, свои прелести есть как в сотрудничестве с молодым и талантливым новичком, так и в работе с уже сформировавшимся мастером. Оптимальным назвал бы союз в команде подающего надежды, готового учиться молодого пилота и опытного гонщика.

Я горд, что именно наша конюшня дала путевку в жизнь некоторым нынешним звездам "Формулы-1". Наблюдаешь за тем, как твой вчерашний воспитанник выигрывает гонку, и думаешь: "Черт возьми, а ведь он когда-то начинал в кокпите машины с надписями "Петронас" и "Ред Булл" на борту!". Самый свежий пример - нынешний премьер "Макларена" Кими Райкконен. Он ведь первых успехов добился не с кем-нибудь, а с "Заубером". С другой стороны, признаюсь, всегда больно расставаться с восходящей звездой, которая вспыхнула в твоих паддоках. Но это тоже реалии нашей суровой жизни.

- К активным гонкам возвращается талантливый бразилец Фелипе Масса, также дебютировавший в "Заубере", а потом год проведший в роли тест-пилота "Феррари". Многие склонны усматривать в его возвращении к вам влияние Скудерии, а "Заубер" считают своего рода фарм-клубом "Феррари". Что вы об этом скажете?

- Фарм-клуб "Феррари"? Интересная точка зрения. (Смеется.) Нет, я против такой постановки вопроса. Да, мы сами порекомендовали Фелипе поднабраться опыта в "Феррари" в роли тест-пилота. В конце концов, когда лучшие футболисты мира переходят в мадридский "Реал", никто ведь не называет "Манчестер Юнайтед" или "Ювентус" фарм-клубами мадридцев!

Масса действительно очень способный пилот, что стало понятно еще два года назад, когда он дебютировал в нашей команде. И именно я предложил перевести его в Скудерию. Можно сказать, что это "Феррари" сыграла роль фарм-клуба для "Заубера". Впрочем, в будущем, не исключено, Масса вновь вернется в "Феррари" или уйдет в другую топ-команду на роль лидера. И я опять буду гордиться тем, что он начинал карьеру в "Заубере".

- Почему вы отказались продлить контракт с немцем Ником Хайдфельдом? Чем он вас разочаровал?

- Ник - отличный гонщик! Ни о каком разочаровании в его таланте не может быть и речи. Просто подошел к концу срок контракта Ника. Кстати, я очень доволен выступлением обоих пилотов в этом году. Но, признаюсь, уже года два - три мечтал призвать под знамена "Заубера" Джанкарло Физикеллу. И рад, что наконец-то это стало реальностью.

- Чем же итальянец так привлек вас?

- Я считаю Физикеллу одним из шести быстрейших гонщиков современной "Формулы-1". Ни в коей мере не умаляя достоинств Хайдфельда и Френцтена, хочу отметить, что Джанкарло - настоящий боец. Такие мне по нраву. Он из тех, кто всегда извлекает на трассе максимум возможного - как из машины, так и из сложившейся ситуации. У него есть и еще одно качество, которое мне импонирует и которое ему пригодится не только в спорте, но и в жизни вообще: Физикелле, как никому другому в формулическом мире, удается ухватить удачу и не упускать ее.

- Вы назвали Джанкарло одним из шести быстрейших пилотов современной "Формулы-1". А кто остальные пятеро?

- Первый, без сомнения, - Михаэль Шумахер. Далее - Рубенс Баррикелло, Кими Райкконен, Ральф Шумахер и Хуан Пабло Монтойя.

- А как же Дэвид Култхард?

- У меня особое мнение об этом пилоте. Наверное, никогда не пойму логику боссов "Макларена" - имея контракт с Ником Хайдфельдом, они предпочитают немцу Дэвида Култхарда, который, на мой взгляд, уступает Нику и в скорости, и в таланте.

- Продолжим разговор о кадровой политике боссов конюшен "Ф-1". В былые годы гонщику для того, чтобы получить место в команде, требовался в первую очередь талант, а во вторую - все остальное. Сейчас же на первом месте стоят деньги - так называемый спонсорский пакет. Если его у пилота нет, "Формулы-1" ему, скорее всего, не видать как своих ушей, будь он даже сверхталантлив. Правильно ли это - и есть ли какие-то способы изменить ситуацию? Или ничего менять не нужно?

- Не вижу ничего плохого в практике, когда пилот, желающий выступать в самом престижном классе автогонок, ради осуществления своей мечты сам находит спонсора.

Другое дело, что не стоит делать привлечение спонсорского пакета главным условием включения пилота в команду. Знаю, что "Минарди", "Джордан" или "Ягуар" так и поступают, ведя поиск не столько пилотов, сколько денежных мешков для своих конюшен. Самое оптимальное - найти гонщика, чей талант подкреплен неплохими инвестициями. Идеальный же вариант - привлечь спортсмена, который через некоторое время сам будет зарабатывать деньги для команды.

- Что вы знаете о российских гонщиках, выступающих в Европе в разных классах автомобилей? Может, кого-то из них уже держите на заметке - к примеру Романа Русинова?

- Несомненно, я слежу за развитием событий в других классах, в первую очередь в тех, откуда непосредственно рекрутируются пилоты в "Формулу-1". К ним отношу "Ф-3000", и в особенности "Ф-3". Что же до Русинова, то мне, конечно, знакома эта фамилия, но, признаться, о его недавней победе в гонке спортпрототипов "1000 километров Ле-Мана" я узнал только вчера - во время встречи в российском представительстве "Креди Сюисс".

- Имея в качестве одного из финансовых партнеров российскую компанию МТС, не хотите ли в перспективе посадить за руль своего болида российского пилота?

- Как известно, партнерами команды "Заубер" являются еще три инвестора. А потому при выборе призовых пилотов необходимо учитывать интересы всех спонсоров. Учтите и то, что за российскими пилотами слежу не только я. Если ваши парни станут регулярно показывать высокие результаты, для них откроются двери не только "Заубера", но и других команд "Формулы-1".

- Обратимся к итогам завершившегося чемпионата мира. Вы финишировали шестыми. Какой из "Гран-при" сезона-2003 можете назвать "гонкой мечты", лучшей для вашей конюшни?

- Однозначно - на "старой кирпичнице", в Индианаполисе, где наши пилоты набрали 10 очков, а Френтцен взошел на подиум. Эта победа вместе с пятым местом Ника Хайдфельда помогла нам совершить резкий скачок вверх в общем зачете Кубка конструкторов - с 9-й позиции на 5-ю.

- За те 10 лет, что "Заубер" выступает в "Больших призах", Михаэль Шумахер успел 6 раз завоевать мировую корону. Таким образом, справедливо будет назвать данный период десятилетием Михаэля. Как вы оцениваете эти годы для "Формулы-1"?

- Это десятилетие триумфа в "Ф-1" командной тактики. Время рыцарей-одиночек безвозвратно уходит, ведь в мире бизнеса не до сантиментов. Шумахер - образец того, как одна личность может подчинить себе, своим интересам всю команду. И не думаю, что эра, которую вы назвали эрой Шумахера, скоро закончится. Дело не в том, как зовут чемпиона мира, а в системе, которая его создает.

- В таком случае, герр Заубер, рискнете ли вы предположить, кто сменит Михаэля на троне? Пусть не в следующем году, но в будущем?

- Мой прогноз - Фернандо Алонсо!

Ровшан АСКЕРОВ, Ольга ЛИНДЕ