Газета Спорт-Экспресс № 242 (3329) от 28 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

28 октября 2003

28 октября 2003 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

"ГРАН-ПРИ" SKATE AMERICA

ПРИ НОВОЙ СИСТЕМЕ СУДЕЙСТВА ПРЕЖНИЕ ЗАСЛУГИ - НЕ В СЧЕТ

Американский этап "Гран-при", который прошел в конце прошлой недели, фигуристы ждали если не со страхом, то с некоторым трепетом. И не напрасно: с первого же вида программы - обязательного танца, которым был "Австрийский вальс", новая система судейства заставила фаворитов изрядно понервничать. Казалось бы, особого повода для этого не было - прошлогодние победители Skate America Елена Грушина и Руслан Гончаров с Украины захватили лидерство. Но после проката Елена сказала: "Мы совершенно не представляли, как будет оценен наш танец, и не знаем, чего ждать дальше. Думаю, не мы одни".

Итог танцевального турнира действительно оказался не совсем удачным для украинского дуэта. Победителями стали ученики Игоря Шпильбанда Танит Белбин и Бенджамин Агосто. То, что юные американцы быстро приблизятся к элите, предсказывали еще год назад, когда Белбин и Агосто выиграли юниорский чемпионат мира. Отзывы об их новом произвольном танце "Вестсайдская история" на Skate America были весьма противоречивы - от восторженных утверждений, что спортсменам удалось на редкость удачно интерпретировать композицию, украсив ее множеством интересных шагов и поддержек, до крайне скептических: мол, танец чересчур "рваный" и не воспринимается, как единое целое, а элементы вовсе не оригинальны, а позаимствованы из различных программ чемпионов мира-2003 Шэ-Линн Бурн и Виктора Краатца.

Тем не менее арбитры отдали предпочтение американцам. Причем преимущество Белбин и Агосто оказалось весьма значительным, чтобы считаться случайным. К системе судейства победители отнеслись с воодушевлением, заметив, что им нравится "многоступенчатый" подход к оценке катания: сразу видно, какие компоненты программы требуют доработки. "Система хороша прежде всего для самих фигуристов", - подчеркнул Агосто.

Вот с этим, скорее всего, согласятся не все. В частности, в танцах новая система прежде всего на руку тем, кому нечего терять. Но не факт, что она порадует спортсменов, привыкших годами находиться во главе сложившегося за многие годы рейтинга. При старом подходе вряд ли бы судьи решились сместить Грушину и Гончарова с насиженной и более высокой, чем у американцев, позиции. В короткой программе украинцы сами дали повод к тому, чтобы их отодвинули (Грушина упала при исполнении дорожки). А в произвольной программе отрыв Белбин и Агосто составил 7 баллов!

Не помог авторитет и экс-чемпионам мира в парном катании Марии Петровой и Алексею Тихонову. Короткую программу, несмотря на великолепное ее исполнение, наши фигуристы проиграли китайской паре Цзинь Пан - Цзян Тоню. Те катались намного быстрее, с более мощными и высокими выбросами. Произвольная композиция осталась за россиянами (китайцы дважды ошиблись в прыжках, а затем в тодесе), но общая сумма баллов у соперников Петровой и Тихонова была, увы, выше. Не исключено, что сыграла свою роль и жеребьевка финального выступления: Мария и Алексей катались сразу после китайской пары и на их фоне выглядели даже еще медленнее, чем обычно.

Мужской и женский турниры одиночников оставили именно то впечатление, которое всегда оставляет первый этап сезона: львиная часть выступавших оказалась далека от боевой формы. Единственным исключением стала американка Саша Коэн. Если кому новая система оказалась кстати, так это ей. Вращения, спирали и множество мелких, но очень красивых добавочек, которыми всегда отличалось катание этой фигуристки, в новой системе ценностей обрело вполне конкретную стоимость. Резко отделившую Коэн от всех остальных, несмотря на то что в мощи и наборе прыжков Саша уступала как соотечественнице Дженнифер Кирк, так и японке Сузуке Аракаве. Однако исполнение обычно наиболее проблемной для Коэн составляющей - тройных прыжков - было на сей раз почти безупречным. Ее комментарий к произвольному прокату был кратким: "Я поняла, что не нужно много думать перед стартом, нужно просто кататься".

Работа в бригаде Татьяны Тарасовой, безусловно, пошла на пользу честолюбивой американке. После чемпионата мира-2002 она пришла к Тарасовой с абсолютно конкретной целью: научиться делать дорожку шагов, которую делал олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити Алексей Ягудин. Приобрела же в итоге целый комплекс всевозможных умений. Например, дорожку шагов для программ этого сезона Саше ставил Евгений Платов. Ягудин помогал с прыжками. Хореографией с ней занимались сама Тарасова и Майя Усова, и некий танцевальный акцент, вполне ощутимый в обеих программах, стал еще одним плюсом Коэн. Конечно, делать выводы о том, насколько стабильнее стала фигуристка и как сложится борьба одиночниц на более поздних и значимых соревнованиях, пока преждевременно. К тому же чемпионат мира будет проводиться по старым правилам судейства. Но, победив в Ридинге, Коэн создала себе солидный психологический плацдарм. Увиденного было вполне достаточно, чтобы уже сейчас считать 18-летнюю фигуристку одной из главных претенденток на победу в финале "Гран-при".

Дебют с новым наставником единственной российской участницы турнира Виктории Волчковой оказался откровенно неудачным. Можно, естественно, сделать скидку на первый старт, но, с другой стороны, от Волчковой в связи с ее переходом от Олега Васильева к Елене Чайковской ждали совсем другого выступления. Виктория заняла 8-е место, но дело даже не в результате и не в том, что в короткой программе на музыку Нино Рота "Ромео и Джульетта" она упала на тройном флипе. Волчкова выходила на лед настолько скованной и зажатой, что музыка совершенно не вязалась с исполнением. Невольно вспомнилась довольно известная, с аналогичным сопровождением показательная композиция Коэн, которую фигуристка блистательно исполняла год назад. И это сравнение было не в пользу Волчковой. К произвольному прокату Виктория и вовсе расклеилась, сумев хорошо выполнить лишь каскад тройной лутц - двойной тулуп.

Состязания мужчин получились совершенно провальными из-за прямо-таки ужасающего обилия технического брака. Ладно бы спортсмены пытались удивить публику сложностью, но ее не было и в помине. Единственным, кто решился на четверной прыжок в обеих программах, был американец Майкл Вайс. И оба раза он приземлился на две ноги. Да и катание призеров не выдерживало никакой критики.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ