Газета Спорт-Экспресс № 268 (3060) от 25 ноября 2002 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

26 ноября 2002

26 ноября 2002 | Теннис

ТЕННИС

РУССКИЙ КУБОК

6 декабря в отеле "Рэдиссон-Славянская" пройдет чествование очередных лауреатов "Русского кубка"

КОМАНДА ГОДА УЖЕ ИЗВЕСТНА

Этот традиционный праздник состоится уже в 9-й раз. Как и обычно, его организацией занимался вице-президент Федерации тенниса России, исполнительный директор "Русского кубка" Дмитрий Вихарев.

- Когда родилась идея проведения "Русского кубка"?

- Лет 10 назад, когда в России начался теннисный бум. Известный режиссер Юлий Гусман, принимавший активное участие в турнирах "Большая шляпа", рассказал нам про "Нику" - первое оскарообразное мероприятие на территории постсоветского пространства в начале 90-х. И появилась мысль: почему бы и в теннисе не провести нечто подобное. Мы даже собирались провести нашу церемонию в Доме кино, однако это оказалось дороговато. И тут проектом заинтересовался покойный Анатолий Гусев - известный бизнесмен, совладелец ночного клуба "Арлекино". В итоге два первых "Русских кубка" - в 94-м и 95-м - прошли там.

- Кто решает, кому и за какие заслуги вручать ваши традиционные призы - двуглавых орлов, сидящих на хрустальных теннисных мячах?

- Правление Федерации тенниса России. Мы отмечаем спортивные достижения наших игроков и тренеров, а также заслуги людей, которые как-то себя проявили на теннисном поприще. Подчеркну, что это не конкурс, по итогам которого меняется судьба лауреатов. Наша цель другая: устроить праздник. Конечно, иногда бывают спорные решения, я сам не всегда согласен с тем, что происходит на сцене. Но в любом случае человек, выходящий на нее, должен быть хотя бы немного знаком присутствующим в зале, обладать определенной харизмой. Мы не ставим перед собой цель вручить кубки абсолютно всем. И не рассматриваем заявки, лоббирующие чьи-то интересы. Также недопустимы какие-то дополнительные призы или ценные подарки. Не дарят же в Америке вместе со статуэткой Оскара ключи от "Форда"!

- Из "Арлекино" вы в 1996 году переехали в "Рэдиссон-Славянскую". Сколько человек вмещает там зал?

- Сидячих мест - 650, а присутствует всегда больше, до 800 человек.

- Какова стоимость самого кубка?

- 1000 долларов. Подставка у него сделана из уральского камня, орел - из специального сплава с золотым напылением, а теннисный мяч - из ценного вида стекла или хрусталя. Изготовляет кубки солидная уральская фирма, которая имеет хорошую репутацию и участвует в международных выставках. Приз даже можно купить, только на нем не будет написано "Русский кубок" и год его вручения. Напомню также, что каждый наш лауреат получает специальный диплом.

- Не было ли попыток в теннисе провести мероприятие, конкурирующее с вашим?

- Нет. Ведь в руководстве федерации собрались единомышленники. Нас не так много, и никаких альтернативных общественных организаций, которые претендовали бы на ведущую роль в современном российском теннисе, слава Богу, нет. Плюс само название "Русский кубок" запатентовано. Кстати, если не ошибаюсь, кроме футбольного "Стрельца", в других видах спорта ничего аналогичного не проводится.

- Главные действующие лица "Русского кубка" - игроки. Не возникает проблем с их приглашением?

- Возникает. Особенно в этом году, поскольку в связи с финалом Кубка Дэвиса мы проводим "Русский кубок" позднее, чем обычно, когда практически все теннисисты уже спланировали свой отдых и подготовку к следующему сезону. Однако для имиджа нашего мероприятия крайне важно, чтобы на сцену вышел именно тот человек, которому предназначается приз. Двойников же наши звезды пока себе не завели (улыбается). Поэтому иногда приходится вступать в переговоры с агентами некоторых игроков, с их тренерами, даже родителями.

- Были в истории "Русского кубка" случаи, которые вам особенно запомнились?

- Конечно. Например, однажды я попросил вручить одну из статуэток Андрея Чеснокова. А он, видимо, забыв, когда наступает его очередь, в нужный момент оказался где-то за пределами зала. В итоге поздравлять очередного лауреата на сцену поднялась мама Андрея. А тут он сам неожиданно открывает дверь, выходит к микрофону и говорит ей: "Ты что тут делаешь?" Будь это не Чесноков, публика сочла бы, что произошла накладка. Но характер Андрея всем известен, и зрители просто посмеялись.

- Знаю, что обычно вы стараетесь не раскрывать заранее свои секреты. Тем не менее, сколько кубков планируете вручить в этом году и какая концертная программа ожидает гостей?

- Если в 94-м мы начинали с 12 номинаций и 15 кубков, то в этом году заказано 36 призов. Не потому, что нам деньги девать некуда. Просто таков уровень развития российского тенниса. Одного из 16 или 17 лауреатов я могу назвать уже сейчас - речь о "Команде года". Если в предыдущий раз мы наградили женскую сборную, которая дошла до финала Fed Cup, то теперь будем чествовать мужскую. Потому что вне зависимости от исхода матча в Париже ее выход в финал Кубка Дэвиса - огромное достижение. Постараемся наградить всех - не только игроков и тренеров, но и врачей, массажистов. Что касается концертной программы, то ею по традиции занимаются бывшие партнеры Анатолия Гусева, которые обеспечивают музыку, ведущего, свет.

- Рекордсменом по количеству полученных кубков наверняка является Евгений Кафельников?

- Да, ведь подъем в его карьере фактически совпал с рождением "Русского кубка". А вообще у нас есть идея в будущем году выпустить буклет, посвященный 10-летию "Русского кубка", и проследить, как сложилась судьба его номинантов. Там есть очень любопытные фамилии.

- Кафельников не раз говорил о возможном уходе из большого спорта. Не планируете ли вы организовать его прощальный матч?

- Я уже говорил с Евгением на эту тему, и он с интересом отнесся к нашему предложению. Но завершение карьеры такого знаменитого спортсмена - достаточно сложный и щепетильный вопрос. Поэтому мы не можем заранее объявить о том, что в следующем году будем провожать Кафельникова. В то же время у каждого жанра есть свои законы. И хотелось бы, чтобы проводы прошли своевременно. Напомню, что в 1998 году, также на "Русском кубке", провожали Александра Волкова. Предлагал я провести прощальный матч и Андрею Чеснокову. Но не получилось.

- А есть ли какие-то планы на более дальнюю перспективу?

- Оскарообразная концепция предполагает определенное сочетание тематической новизны и консерватизма. Мы исходим из того, что любой человек устает, сидя на одном месте больше часа. Поэтому не идем по пути расширения программы, а стараемся найти какую-то изюминку, которая подогревала бы интерес к торжественной церемонии. Например, четыре года назад это были проводы Волкова. В 2000-м - чествование лауреатов века. Сейчас сборная России вышла в финал Кубка Дэвиса, а в будущем году состоится юбилей "Русского кубка". Фокусы Дэвида Копперфильда разрушат наше мероприятие. Вот если знаменитый иллюзионист примет участие во вручении призов, то мы всегда будем рады его видеть!

Евгений ФЕДЯКОВ