Газета Спорт-Экспресс № 145 (2937) от 2 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

3 июля 2002

3 июля 2002 | Теннис

ТЕННИС

WIMBLEDON

Виктор ЯНЧУК

У ХЬЮИТТА ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Один из самых опытных наших специалистов тенниса заслуженный тренер России Виктор Янчук впервые побывал во Всеанглийском клубе лаунтенниса и крокета ровно 30 лет назад. Этот Уимблдон - уже 21-й, непосредственным очевидцем которого он является.

- Виктор Николаевич, вам есть что и с чем сравнивать. Как изменился теннис за последние несколько лет?

- Значительно повысился средний уровень мастерства. Разница между лидерами и игроками первой и даже второй сотни в силе удара и других компонентах стала малозаметной.

- Могли бы вы смоделировать идеального современного игрока?

- Мы и раньше часто пытались этим заниматься, но жизнь-то на самом деле гораздо интереснее. То и дело появляются индивидуальности, у которых есть присущее только им сильное качество, позволяющее добиваться больших побед. Впрочем, это типично не только для тенниса, но и для других индивидуальных видов спорта. Идеальный игрок... Им мог быть, скажем, Сафин, визитная карточка которого - мощь. В то же время Марату немного не хватает легкости, быстроты, и психологически он недостаточно устойчив по сравнению с лидерами прошлых лет Коннорсом, Лендлом, Беккером. Но если Сафин сумеет избавиться от своих недостатков, то он вполне может доминировать. Потому что потенциально Марат должен крушить всех остальных. Примерно то же самое могу сказать про американца Энди Роддика. Англичанин Тим Хенмэн - представитель другого направления. На задней линии он ничего особенного не демонстрирует, разве что хорошо контратакует, а вот в игре с лета преуспел. Таких теннисистов, как он, осталось очень мало, но темповая игра на быстрых кортах отнюдь не изжила себя.

- А чем берет Ллейтон Хьюитт?

- Скоростью и разнообразием. Хьюитт - атакующий универсал, который отлично оснащен практически всеми техническими и тактическими приемами. Он быстро бегает и хорошо бьет по мячу, прекрасно понимает игру. Теннисисты откровенно наступательного плана, как Крайчек или Филиппуссис, достаточно уязвимы. У Хьюитта же нет ярко выраженных игровых пристрастий. Он не обладает выдающимися физическими данными, но зато довольно грамотно в зависимости от ситуации использует свой потенциал. К тому же Ллейтон постоянно заряжен на победу, никогда не пасует перед авторитетами, как в свое время наш Андрей Чесноков и тот же Беккер. Другое дело, что дальше Хьюитту будет все сложнее и сложнее. Потому что лезть наверх и отстаивать свои позиции - разные вещи. Молодежь сейчас непростая, амбициозная. Так что трудные времена у Хьюитта, думаю, еще впереди.

- Сафину ведь тоже сложнее играть со своими ровесниками - Федерером, Ферреро...

- Именно так. Что касается неудобных для Марата соперников, то они к тому же еще и используют его слабые стороны. Игра опытнейшего француза Санторо вообще не подходит Сафину по стилю. Федерер же действует в рваном темпе, который Марат не любит. Когда тебе отвечают резаными ударами, мяч отскакивает очень низко и "бомбить" невозможно. А перестраивается Сафин, к сожалению, трудно. Непросто бывает ему и обуздать свои эмоции. В результате такие матчи он зачастую проигрывает. Если же идти на Марата в лобовую атаку, то он снесет любого. Например, Седрика Пьолина - сильного и опытного игрока - Марат здесь в первом круге просто разгромил.

- Перейдем к женскому теннису. В чем слабые стороны сестер Уильямс?

- Во-первых, в психологии. В определенных ситуациях они подвержены провалам. Правда, чтобы использовать это, их соперницы должны сами дойти до определенного уровня. Во-вторых, Уильямс порой немного увлекаются и просто идут напролом. В таком случае надо стараться подобрать ключи к их игре, то есть посылать мяч таким образом и в ту часть корта, чтобы им было неудобно атаковать. К тому же Серена в непростом для нее матче с бельгийкой Калленс показалась мне излишне массивной. Она напоминает тяжелый танк, который на высокой скорости заносит. Думаю, что скорость передвижения по корту, по крайней мере на траве, у нее не соответствует силе удара. Почему с сестрами Уильямс достаточно успешно играет Дженнифер Каприати? Потому что у нее хорошие удары справа и слева. Но вот быстроты передвижений ей опять-таки не хватает. Если появится игрок, сочетающий в себе разнообразие и мощь Каприати с легкостью движений, то уровень Уильямс не будет казаться недосягаемым.

- Из наших молодых теннисисток кто-то способен достигнуть этого?

- Елена Дементьева за счет хорошей психологической подготовки и физических данных вполне бы могла конкурировать с ними. Но ей не хватает разнообразия в игре, свободы и рациональности в движениях. Елена скорее берет напором, самоотверженностью, силовым давлением. Не знаю, как у Дементьевой пойдут дела дальше, но при правильной работе по расширению ее технического и тактического диапазона она могла бы подняться гораздо выше. Светлана Кузнецова и Лина Красноруцкая играют в силовой манере, как и Уильямс. Однако превзойти американок в их же стиле трудно, поскольку технически они подготовлены очень прилично. Вот Анастасия Мыскина с точки зрения разнообразия выглядит поинтереснее. Впрочем, все эти девушки еще молоды, и многое зависит от того, кто и как будет с ними работать. Шлифовка высшего мастерства - самое сложное. Тренер имеет дело практически со сложившимся игроком, который вроде бы все умеет, но тем не менее у него есть относительно сильные и слабые стороны. Нужно их видеть и добавлять то самое чуть-чуть, которого не хватает. То есть уметь вовремя подсказать и создать такие условия, в которых тот или иной технический прием поддастся совершенствованию. Правда, это сказать легко, а сделать - гораздо сложнее.

- Нравится ли вам силовое направление, в котором развивается игра?

- Теннис интересен тем, что в нем кроме мощи есть множество тактических ходов. И в этом наше спасение. Кстати, с точки зрения имиджа и организации Уимблдон - замечательный турнир. Но в то же время трава обедняет теннис. Комбинаций на ней разыгрывается меньше, чем на других покрытиях, где используются не 2 - 3, а 5 - 6 ударов.

- А кто из авторов сенсаций произвел на вас особое впечатление?

- Прежде всего замечу, что сенсации эти - относительные. Из молодых игроков мне больше импонирует Марио Анчич, победивший Федерера. Хорват хорошо сложен, у него неплохая постановка основных элементов, он разнообразно действует технически и тактически и, думаю, в будущем заиграет на высоком уровне. В Парадорне Шричапхане, сокрушившем Агасси, я не вижу большой перспективы. Это довольно сильный игрок, но едва ли претендующий на место в первой десятке. Кстати, представители Азии заметно подтянулись к остальным в техническом плане. Тот же кореец Ли, обыгравший Андрея Столярова в первом круге, выглядел очень прилично. Вообще же думаю, что не могут не появиться теннисисты какого-то абсолютно нового стиля, как появился в свое время Бьорн Борг с его двуручным ударом слева. Я тоже в своей работе пытаюсь уловить и предвосхитить какие-то тенденции. А получится это или нет, время покажет.