Газета Спорт-Экспресс № 44 (2836) от 26 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

26 февраля 2002

26 февраля 2002 | Олимпиада

SALT LAKE2002

В ГОРОД СОЛЕНОГО ОЗЕРА
ЕХАТЬ БОЛЬШЕ НИКТО НЕ ХОЧЕТ

Белая Олимпиада 2002 года - уже история. И расставаясь с ней, мы решили поделиться с вами, читателями, своими личными впечатлениями. Так родилась эта анкета: мы сами задали себе вопросы и сами на них ответили.

Бригада "СЭ"

из Солт-Лейк-Сити

1. Как вы оцениваете выступления российских спортсменов?

Елена Вайцеховская: "Полный и, увы, вполне логичный провал во всех видах за исключением фигурного катания и женских лыжных гонок. Российский спорт сдал позиции в целом из-за отсутствия реальной государственной финансовой поддержки. Дисквалификация лыжниц и, соответственно, потеря золота в эстафете, как и нервотрепка во всех командах во второй половине Игр, являются прямым следствием бездарных действий спортивных руководителей олимпийской сборной России".

Владимир Гескин: "Накануне Игр "СЭ" дал три прогноза - оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. В итоге наши выступили все же лучше, чем предполагалось в пессимистичном варианте, при котором было бы завоевано лишь 3 золотые медали. Надеяться на большой успех могли разве что те, кто не представляет нынешнего расклада сил в мировом спорте. У России слишком короткая "скамейка": из 15 видов спорта, включенных в программу Игр-2002, мы всерьез могли рассчитывать на медали лишь в 4. Так и произошло, хотя по разным причинам медалей этих оказалось меньше, чем могло бы быть. Пока не начнем возрождать коньки, всерьез развивать конькобежный спорт, шорт-трек, сноуборд, фристайл и многие другие виды, места в тройке сильнейших нам не видать".

Александр Просветов: "Поставил бы "троечку". Так называемую положительную оценку обеспечили фигуристы да лыжники (женщины плюс Иванов). Разочаровали хоккеисты: победа над чехами - заслуга прежде всего Хабибулина, а в матче против США команда два периода дремала. Но по крайней мере теперь хоккей не спишет все. Большего можно было ожидать от биатлонистов, хотя план на них (6 - 7 медалей, в том числе 2 - 3 золотые) ОКР спустил все же завышенный. А с какой стати предусматривались медали в конькобежном спорте и скелетоне, вообще непонятно. Счастливую вероятность планировать нельзя. В целом же результат закономерен. Сказалась узость медального диапазона. Четыре с половиной вида, которые потенциально способны приносить награды, это очень мало".

Игорь Рабинер: "Фигурное катание и женские лыжи - на "отлично", хоккей - на "четверку", остальное - провал. Причем ожидаемый, несмотря на то, что в отличие от прошлых лет наши олимпийцы почти не имели проблем с финансированием подготовки к Играм. Даже это краткосрочное вливание не смогло возместить ущерб от десятилетнего забвения спорта государством. Пока выступали люди, выросшие в советском спортивном "инкубаторе", успех по инерции приходил. Теперь же выросло в большинстве своем потерянное поколение. На следующей зимней Олимпиаде, боюсь, будет еще хуже. И если, даст Бог, новая система государственной поддержки спорта заработает в ближайшие годы, то олимпийских успехов нам следует ожидать не ранее Игр-2010".

Сергей Родиченко: "Результаты меня не удивили ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Перед Играми я был уверен в том, что мы завоюем не более 5 - 6 золотых медалей. Предопределило же их, на мой взгляд, то, что со времени Сиднея прошел всего год с небольшим. До Игр-2000 все силы и средства были брошены на летние виды. Потом внимание, в том числе и государства, переключилось на зимние виды, но, похоже, уже поздно".

Лев Россошик: "После всех пиаровских ходов в преддверии Игр руководителей отечественного спорта у российских болельщиков могло сложиться впечатление, что наша команда действительно способна завоевать 8 - 9 золотых медалей. На самом деле изначально желаемое выдавалось за действительное. Реально претендовать на награды могли только лыжницы и фигуристы. Так в конце концов и получилось. Да, впервые никто из руководителей наших федераций не жаловался на недостаток финансов непосредственно перед Солт-Лейк-Сити. Наша команда получила серьезную поддержку от многочисленных спонсоров, среди которых такие гиганты, как "Русский Алюминий" и иже с ним. Но чем могут помочь деньги в канун Игр, если годами перед этим срывалась подготовка первых номеров сборных по видам, где нам медали "не светили", не говоря уж о молодежных командах? А чего стоит планирование целого комплекта наград в коньках? Нонсенс! Ничто не говорило о реальности завоевать хоть какую-нибудь медаль. Согласитесь, одно дело приезжать на сборы в Калгари в преддверии Игр и совсем другое постоянно тренироваться на крытых катках, как голландцы, немцы, американцы и канадцы, завоевавшие все золото в коньках. Иначе говоря: результат неудовлетворительный, но закономерный".

2. Кто, по-вашему, заслуживает звания героя Игр и кто стал их антигероем?

Елена Вайцеховская: "Герои - все чемпионы и призеры во всех видах спорта. Антигерой - президент МОК Жак Рогге".

Владимир Гескин: "Герой - Оле-Эйнар Бьорндален. Антигерой - Жак Рогге".

Александр Просветов: "Очевидно, что на звание героев претендуют многократные чемпионы. Четыре золотые медали у норвежского биатлониста Бьорндалена, по три - у хорватской горнолыжницы Костелич и финского двоеборца Лайюнена. Но назвать только их - значит подойти к вопросу формально, потому что не все имели возможность собрать такой урожай. В частности, безоговорочная победа Ягудина позволяет причислить и его к компании самых-самых. Антигероями же, на мой взгляд, стали француженка Мари-Рен Ле Гунь, которая поддавалась давлению то одних, то других, а в итоге заварила кашу, президент МОК Жак Рогге, создавший опасный прецедент с присуждением второй золотой медали в парном катании, и, наконец, руководители российского спорта: из-за незнания юридических нюансов они не оградили наших спортсменов от странных и чрезмерных проверок на допинг, неправильно оформляли протесты, а затем, чтобы прикрыть собственные упущения в работе, искали по старинке внешних врагов, бессвязно излагали свои претензии перед журналистами и стали в глазах большинства зарубежных коллег посмешищем".

Игорь Рабинер: "Герои - все до единого чемпионы. Даже австралиец, опередивший соперников в соревнованиях по шорт-треку лишь потому, что все они упали. Когда человек посвящает достижению какой-то цели всю свою жизнь, последний шаг - самый тяжелый. И тот, кто оказывается способен его сделать, достоин восхищения. Антигерои же - многочисленные чиновники. От президента МОК Рогге, поправшего все олимпийские принципы в "деле Сале/Пеллетье" и не регламентировавшего действия Всемирного антидопингового агентства, до глав международных федераций по видам спорта - фигуриста Чинкванты, хоккеиста Фазеля... Большинство скандалов возникло именно из-за организационной беспомощности (а в случае с хоккеем - из-за раболепства перед боссами НХЛ) этих людей".

Сергей Родиченко: "Героем однозначно считаю норвежца Бьорндалена, который не только завоевал все золото в биатлоне, но и чуть не выиграл медаль в лыжных гонках. Антигерои - пара Сале/Пеллетье. Больше всего поразило то, что они приняли свои золотые медали как нечто само собой разумеющееся. В претенденты на приз Fair Play они явно не годятся".

Лев Россошик: "Назвать конкретного героя не берусь - в каждом виде спорта он есть. В биатлоне это Оле-Эйнар Бьорндален, в горных лыжах - хорватка Яница Костелич, в коньках - Йохен Ютдехааге... С антигероем проще. Это, безусловно, президент МОК Жак Рогге. По моему глубокому убеждению, санкционированное им незаслуженное присвоение золотых наград канадским фигуристам дало толчок к судейскому беспределу во всех видах спорта. После этого начались прочие скандалы".

3. Какое событие Олимпиады было самым ярким?

Елена Вайцеховская: "Победа в финале мужского одиночного катания Алексея Ягудина".

Владимир Гескин: "Первый матч хоккеистов России и США: жаль, что наши под конец американцев отпустили".

Александр Просветов: "Их два: неожиданно сильное, с моей точки зрения, выступление российских фигуристов (особенно приятно удивила танцевальная пара Лобачева - Авербух) и каскад мировых рекордов в соревнованиях конькобежцев".

Игорь Рабинер: "Блестящее выступление российских фигуристов. "Моральных чемпионов" - Ирину Слуцкую и танцевальный дуэт Лобачева - Авербух - включаю в тот же список героев Игр, что и всех чемпионов. Запомнился и хоккейный четвертьфинал между Россией и Чехией, в котором наша сборная взяла реванш за поражение в финале Олимпиады в Нагано".

Сергей Родиченко: "Победа в лыжном спринте Юлии Чепаловой - это самое неожиданное золото сборной России. Гонщица завоевала его, преодолев невезение и не самое лучшее физическое состояние".

Лев Россошик: "Могу только сказать о событии со знаком минус: беспрецедентная отправка из Солт-Лейк-Сити наших двоеборцев и прыгунов. А ведь их имена еще долго фигурировали в стартовых протоколах... После такого в ближайшие годы можно не надеяться на возрождение былой российской славы в этих видах спорта".

4. Чем вам в первую очередь запомнятся эти Игры?

Елена Вайцеховская: "Запоминается последнее - дисквалификация лыжников".

Владимир Гескин: "Отношением простых американцев к России - на удивление благожелательным, несмотря на вакханалию, устроенную NBC. Я ходил в куртке в надписью "РОССИЯ", и меня множество раз останавливали, желали успеха, хлопали по плечу, просили сфотографироваться с детьми. Я и до этого бывал в США и убедился, что отношение к России резко изменилось - в лучшую сторону. Крайне жаль, если теперь все это пойдет прахом".

Александр Просветов: "Склоками. Редкостной истерией американских масс-медиа по поводу итогов соревнований в парном катании и ответной политизированной реакцией ряда российских средств массовой информации, которые по-болельщицки руководствовались эмоциями, а не существом предмета".

Игорь Рабинер: "Постыдным поиском (с подачи руководителей нашего Олимпийского комитета) внешнего врага. Это насколько вечный, настолько и отвратительный способ оправдания собственных просчетов, тем более что на него легко "клюет" общественность, поддающаяся внушению. Именно просчеты наших руководителей, включающие в себя юридическую безграмотность и неумение принимать верные решения в критических ситуациях, привели к неудачному для нас исходу ряда спорных ситуаций - неправильное оформление протеста по Слуцкой, пиар-бессилие по делу Сале/Пеллетье. Да и к общему провалу в Солт-Лейк-Сити во многом тоже".

Сергей Родиченко: "Тем, что они прошли на редкость спокойно - в смысле предсказывавшихся терактов и массовых выступлений разного рода протестантов. В Солт-Лейк-Сити не было ничего, даже отдаленно напоминавшего эти пророчества".

Лев Россошик: "Непониманием тех, кто работал в Солт-Лейк-Сити, того, что порой происходило в это время дома. Жаль, что нагнетание страстей в России исходило не только от спортивных чиновников, но во многом от коллег из других изданий и тележурналистов, многих из которых трудно причислить к профессионалам".

5. Ваше мнение об организации Олимпиады, и хотели бы вы вновь приехать в Солт-Лейк-Сити?

Елена Вайцеховская: "С точки зрения организации американцы прыгнули выше головы - честь им за это и хвала. Приехать еще раз не хотела бы. Для прогулок по городу больше подходит Париж, для катания на лыжах - Австрия. К тому же с Солт-Лейк-Сити отныне связано куда больше отрицательных эмоций, нежели теплых воспоминаний".

Владимир Гескин: "Организация была на самом высоком уровне: говорят, так же здорово было в Лиллехаммере-94, но я на тех Играх не работал. Вновь приехать в Солт-Лейк-Сити не хотел бы, а вот в Юту - да, но не зимой, а летом. Здесь прекрасные места для рыбалки, походов, рафтинга. Хотя и у нас есть места не хуже".

Александр Просветов: "Собственно к организаторам претензий нет. Разве что питание в пресс-центре могли бы устроить по льготным, а не завышенным ценам. Транспорт работал идеально. Проверки при входе на объекты Олимпиады - не административный каприз, а необходимость. К тому же они лишь в самые первые дни отнимали многовато времени, а затем все наладилось. При этом волонтеры и блюстители порядка были образцово вежливыми. Вместе с тем не горю желанием приехать в Солт-Лейк-Сити еще раз, потому что есть на Земле места и поинтереснее. Кроме храма и музея мормонов, смотреть в городе нечего".

Игорь Рабинер: "Организация вопреки опасениям была почти идеальной. Зная эгоцентризм американцев, смею утверждать, что они, наступив на горло собственной песне, вывернулись в Солт-Лейк-Сити наизнанку. Но приехать еще раз в эту пуританскую полудеревню, где в двух ресторанах из трех невозможно заказать бокал вина, а в радиусе нескольких километров в центре города не найти супермаркета и аптеки, может захотеть только сумасшедший".

Сергей Родиченко: "Не могу высказать организаторам ни одной претензии. Кроме, пожалуй, запрета на курение в офисах в пресс-центре. Но, похоже, это в последнее время становится модным. Еще раз приехать в Солт-Лейк-Сити не мечтаю. Город красив, но безумно скучен. Даже во время Олимпиады".

Лев Россошик: "Я - единственный из бригады "СЭ", кто приехал в Солт-Лейк-Сити во второй раз. Еще год назад, познакомившись с руководителями Оргкомитета, ничуть не сомневался, что Игры пройдут на самом высоком уровне, потому что работали здесь опытнейшие менеджеры. Я и написал об этом в "СЭ" ровно за 365 дней до начала Олимпиады. Рад, что не ошибся. Но двух визитов в столицу мормонов мне вполне достаточно".