Газета Спорт-Экспресс № 241 (2734) от 19 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

19 октября 2001

19 октября 2001 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 1-й групповой турнир. 4-й тур. Группа Н.
"БАВАРИЯ" - "СПАРТАК" - 5:1

ДЕТСКИЙ МАТ

Игорь РАБИНЕР

"Пятьдесят лет болею за "Спартак", а такого позора не видел никогда".

Эту фразу шепотом выдавил пожилой болельщик, вместе с которым мы краснели у телеэкрана в одном московском спортбаре. И он, и, уверен, миллионы других неравнодушных к футболу людей на протяжении полутора часов испытывали чувство, которое даже стыдом не назовешь - стыдиться-то можно лишь за тех, в кого веришь и от кого чего-то ждешь.

Вера в нынешний "Спартак" иссякла еще в Праге. А в минуты мюнхенского ужаса пришла какая-то опустошенность. Все стало ясно уже после первого гола, который по элементарности можно уподобить шахматному детскому мату. Такие голы в Лиге чемпионов - нонсенс. Как и вся игра спартаковцев, из которых было жаль одного Бесчастных, выглядевшего одиноким волком в стальной клетке общекомандного безразличия.

И совсем уж страшно представить, какие чувства испытывали болельщики красно-белых, отправившиеся поддержать команду на "Олимпиаштадион". За потрясающий послематчевый жест, когда, несмотря ни на что, они коллективно растянули шарфы с именем любимого клуба, им надо поставить памятник. Боль экзекуции, сотворенной минутами ранее, эти люди чувствовали острее кого-либо, но нашли в себе силы поддержать команду, недостойную в этот вечер своих болельщиков.

"Как человек, всю жизнь причастный к "Спартаку", скажу: такого позора я не испытывал ни разу за свои пятьдесят с лишним". Это - уже не обычный спартаковский поклонник, а профессионал, лучший футболист СССР 1972 года и тренер действующих чемпионов России по мини-футболу Евгений Ловчев. У всех, кто наблюдал за мюнхенским избиением, - специалистов, болельщиков, журналистов, ощущения были одинаковыми. Недаром знаменитый игрок и безвестный болельщик произнесли одно и то же слово - "позор".

Анализировать то, что происходило на поле, нет никакого смысла: о тактических и прочих игровых нюансах стоит говорить, когда две команды играют в футбол. То, чем занимался в среду "Спартак", можно назвать как угодно, но только не футболом (еще после домашнего матча с "Баварией" Никита Симонян в разговоре с Ловчевым, по рассказу последнего, нарек сегодняшний спартаковский футбол "мышиной возней").

Немалое, увы, число болельщиков других клубов нашло в случившемся повод для злорадства. Напрасно: то, что произошло в Германии, касается не только "Спартака" - хотя бы потому, что произошло это с нашим безоговорочным лидером. Тем самым, что скорее всего в ближайшее время в девятый раз возьмет (хотел написать - завоюет, да осекся) звание чемпиона России. Стало быть, беда не в одном "Спартаке", а во всем футболе страны. Весенне-летние иллюзии, когда мы выдали желаемое за действительное и приняли локальное обострение интриги в чемпионате за общий рост его уровня, осенью развеялись как дым. Остались лишь грустные мысли на пепелище - о том, скажем, что невозможен разговор в превосходных степенях о первенстве, где лидером по голевым пасам с большим отрывом является Василий Баранов...

То, что происходит со "Спартаком", при всей оригинальности этого клуба вписывается в общий контекст российского футбола. Не может не вписываться: верно заметили когда-то классики марксизма, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. А потому, думаю, не правы те, кто считает разгром в Мюнхене чужой бедой. Российский футбол - однотонный или, как модно нынче выражаться, однополярный - движется в единой упряжке. Хуже одному - хуже всем.

ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

"Знаете, какой эпизод из своей жизни я все чаще вспоминаю, когда думаю о нынешнем "Спартаке"?" - говорит Евгений Ловчев. - В 21 год я как-то обиделся на тогдашнего главного тренера Никиту Симоняна, не поехал на сбор, пошел на матч с ЦСКА по обычному билету. А потом со мной ночью два часа разговаривал Николай Петрович Старостин. И объяснял, что "Спартак" - это не Симонян и не Старостин, а нечто гораздо большее. Это - общность, единение людей одного вероисповедания. Когда недавно новые руководители клуба беспардонно взвинтили цены на билеты, и Лужники опустели, я понял, что произошло нечто страшное: в "Спартак" пришли люди, не чувствующие себя с болельщиками единым целым..."

В футболе мелочей не бывает. С неудавшейся попытки заработать на болельщиках, вроде бы не имеющей отношения собственно к игре, началось падение "Спартака" в Лиге-2001. Год назад переполненные самозабвенные Лужники гнали спартаковцев вперед и заставляли не только отыгрываться, но и побеждать "Спортинг" с "Арсеналом". Сейчас "Фейеноорд" не был добит, убежден, только потому, что трибуны заполнились лишь на четверть. Нужен был эмоциональный взрыв, после которого спартаковская судьба в Лиге могла оказаться совсем иной. Но ту дьявольскую силу, что заставляла "Спартак" сметать с пути более мастеровитых соперников, придать красно-белым теперь оказалось некому.

А без болельщицкого "щита", равно как и без допинга первой победы, начали вскрываться игровые язвы, мучившие "Спартак" (как обычно, без последствий внутри России) с начала сезона.

Можно только согласиться с Ловчевым, считающим историю с билетами и исчезновение игры звеньями одной цепи. Потеря преемственности в клубных верхах рикошетом бьет по традициям команды...

НЕТ КОЛЛЕКТИВА - НЕТ ИГРЫ

Бьет - и ломается игра.

Несмотря на приход отличного вратаря Левицкого, треснула по швам оборона. Вина в этом - не одних защитников, а всей команды. Игроки не желают самозабвенно обороняться в тех случаях, когда не чувствуют себя единым целым. Ведь из участия в защитных действиях личных дивидендов не извлечешь - только командные. И глядя на то, как "Бавария" раз за разом беспрепятственно расстреливает Левицкого с линии вратарской, становилось все более очевидно: не в футбольной технологии беды нынешнего "Спартака". Похоже, Олег Романцев, занимаясь сборной, упустил момент, когда люди перестали чувствовать себя коллективом. А клубу со скромными по европейским меркам возможностями без сплоченности не добиться даже промежуточного прошлогоднего успеха.

Через близких к команде болельщиков стало известно о создании по инициативе Тчуйсе чуть ли не африканской группировки, якобы требующей себе особых условий оплаты. С суровой, непохожей на доброжелательно-партнерскую критикой обрушивался в адрес большинства легионеров через прессу капитан команды Титов. Эпизод из матча в Праге, когда едва не сцепились уже наши - Ковтун и Безродный, тоже невозможно было оставить без внимания. Как и необъяснимый провал в игре Митрески, который по весне казался высококлассным защитником, а сейчас допускает одну детскую ошибку за другой.

С легионерами "Спартак" переборщил - это очевидно. Красно-белые всегда славились взаимопониманием на поле с полуслова - теперь о нем нет и речи. Многочисленные Аджеи, Фло, Матичи и Ристовичи, которые никогда не смогут заиграть в основе, отбивают у дублеров надежду когда-либо прорваться в главный "Спартак". Исключение - Кабанов, в пользу которого совпало сразу несколько обстоятельств: травма Левицкого, продажа Филимонова, временное вратарское тренерство Прудникова. А, например, самый талантливый из спартаковских дублеров - игрок российской "молодежки" Олег Кузьмин по-прежнему пребывает в ссылке-аренде в калмыцких степях.

Но, разумеется, спартаковский коллектив пошатнулся не только из-за чрезмерного увлечения легионерами. Дело в том, что настоящий интерес к футболу потеряли лидеры команды.

Как-то "забронзовели" Титов, Булатов, Парфенов. Раньше боец Парфенов костьми бы лег, но не допустил бы первого гола "Баварии", который он позволил забить Писарро. Булатов с самого начала Лиги растворился на поле, а капитан Титов, хоть и смотрится на фоне большинства партнеров относительно пристойно, не выглядит человеком, который способен повести за собой. Что же произошло с людьми, с которыми связывались особые надежды, почему они перестали расти?

У них напрочь исчезла свежесть восприятия игры. Они как будто в сотый раз автоматически повторяют опостылевшее стихотворение, которое учитель потребовал вызубрить. Праздник соприкосновения с мячом превратился для них в мучительную повинность.

Похоже, они устали от "Спартака". И это даже не столько их вина, сколько беда - наш предсказуемый чемпионат убивает в людях жажду самосовершенствования. Евгений Ловчев вспомнил слова Валерия Карпина, сказанные в момент отъезда в Испанию: "А к чему мне еще в России стремиться? В четвертый раз стать чемпионом?.." - и спроецировал их на нынешних спартаковских лидеров. Мне кажется, справедливо. Когда-то известный теннисист Вадим Борисов рассказывал тому же Ловчеву, что одна тренировка с Боргом дала ему больше, чем победа в любительском чемпионате Европы. Спорт - будь то футбол или теннис - подчиняется одним и тем же законам.

ПРИЙТИ К СОГЛАСИЮ С САМИМ СОБОЙ

Егор Титов "заплесневел" в российском чемпионате - с каждым днем это, увы, становится все более ясно. Как и то, что с каждым матчем "Спартака" в нынешней Лиге падает его трансферная цена. Зимой 15 миллионов долларов казались самыми скромными деньгами, которые можно выручить за спартаковскую звезду. Теперь затруднительно будет найти покупателя и за 5 миллионов.

То, что Титов не был продан на пике стоимости, - следствие отсутствия опыта в футбольном бизнесе у спартаковского руководства. Олег Романцев - лучший в России тренер (уйди он, и, по моему мнению, "Спартак" рухнул бы), но вникать в нюансы президентских полномочий у него нет ни времени, ни сил. Будь во главе клуба искушенный футбольный менеджер (правда, есть ли такие в России?) - и Титов, как, кстати, раньше и Цымбаларь с Тихоновым, были бы вовремя отправлены на Запад с максимальной выгодой для "Спартака". В Романцеве же в каждом из этих случаев тренер побеждал президента. Сиюминутно такой подход оправдывался. В перспективе - нет.

"Из-за слабости нашего чемпионата Титов перестал прогрессировать, и через несколько лет то же самое, боюсь, будет с Измайловым", - дай Бог, чтобы этому мрачному прогнозу Ловчева не суждено было сбыться. Ведь и Титову всего 25, а примеры Мостового с Карпиным показывают, как долго может продолжаться полноценный игровой век. Капитану "Спартака" надо только быстрее прийти в согласие с самим собой.

...Самое поразительное, что при всем вышесказанном - проблемах в коллективе, скуке лидеров, низкой посещаемости, недоработках в клубе, отлучках Романцева в сборную - "Спартак" приближается к своему девятому чемпионскому званию. Так что если у кого-то из игроков красно-белых и закрадываются мысли о собственном несовершенстве, очередное легкое золото их окончательно погребет.

Как с этим бороться, Романцеву и предстоит понять. Если бы он это знал сейчас, "Спартак" по крайней мере не летел бы в бездонную пропасть в Праге и Мюнхене...

БАВАРИЯ - СПАРТАК - 5:1 (3:0)

Голы: Писарро, 7 (1:0). Писарро, 22 (2:0). Элбер, 34 (3:0). Элбер, 52 (4:0). Бесчастных, 58 (4:1). Циклер, 90+1 (5:1).

"Бавария" (Мюнхен): Кан (к) - 6,0. Саньоль - 6,5. Лизаразу - 6,0. Куффур - 6,0. Элбер - 7,0 (Санта Крус, 65 - 6,0). Р.Ковач - 6,5 (Линке, 84 - б/о). Паулу Сержиу - 5,5 (Циклер, 78 - 6,5). ПИСАРРО - 7,0. Финк - 6,5. Салихамиджич - 6,5. Харгривз - 6,5.

"Спартак" (Москва): Левицкий - 5,0. Ковтун - 3,5. Тчуйсе - 4,0. Баранов - 4,0. Парфенов - 3,5. Булатов - 3,5. Титов (к) - 4,5. Цихмейструк - 3,5. БЕСЧАСТНЫХ - 5,0. Робсон - 4,0. Митрески - 3,5.

Наказания: не было.

Голевые моменты - 6:1. Удары (в створ ворот) - 13 (9): 12 (2). Угловые - 5:7.

Судья: Де Блеккере (Бельгия).

17 октября. Мюнхен. "Олимпиаштадион". Зрители: 25 000 (63 000). 17 градусов.