Газета Спорт-Экспресс № 262 (2458) от 16 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

16 ноября 2000

16 ноября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

НАШИ ЛЕГИОНЕРЫ

Валерий САРЫЧЕВ:
ПОЧЕМУ БЫ В 42 ГОДА НЕ СЫГРАТЬ НА КУБКЕ МИРА?

Россия, как и подавляющее большинство стран, только борется за право выступить на чемпионате мира-2002. А один наш соотечественник уже готовится к этому турниру. Голкипер Валерий Сарычев, в свои 40 лет остающийся одним из самых востребованных игроков в азиатском футболе, твердо намерен выступить на Кубке мира 2002 года. В составе национальной сборной одного из организаторов первенства - Кореи. Страны, в которой он живет уже 9 лет. Вчера Сарычев и его клуб LG праздновали очередной успех: стали победителями серии плей-офф с участием 4 лучших по итогам национального первенства команд.

Порой мы не понимаем, какими талантами располагаем, и легко разбрасываемся ими. Яркий пример - Валерий Сарычев, которого сочли отработанным материалом еще в 91-м. В тот год, став лучшим вратарем последнего союзного чемпионата, он уехал в считавшуюся провинциальной по футбольным меркам Корею. Уехал, почти по единодушному мнению, доигрывать. Собственно, так же полагал и сам футболист.

- Когда "Торпедо" возглавил Валентин Иванов, он мягко намекнул, что не особо нуждается в моих услугах, - рассказывает Сарычев. - Я его понял и не обиделся: действительно, какой смысл держать в команде 31-летнего "старика", если есть молодые и перспективные голкиперы - тот же Подшивалов, скажем. А через некоторое время позвонили представители "Совинтерспорта" и предложили съездить на просмотр в один корейский клуб. Почему бы нет, подумал, все равно моя футбольная карьера подошла к концу. Будет даже забавно, если вратарь по фамилии Сарычев сыграет последний матч в экзотической Корее. В том, что этот момент настанет очень скоро, не сомневался.

СОВЕТОВАЛ КОЛЛЕГАМ ПОЧИТАТЬ МАКАРЕНКО

Поздний вечер. Мы сидим с Сарычевым в единственном в Сеуле русском ресторане "Рио". Разговаривать непросто - из динамика, который, как назло, находится рядом с нашим столиком, грохочет музыка. Вкус местного диск-жокея - очевидно, большого поклонника русской попсы - не впечатляет. У нас такие песни можно услышать только на дискотеке в каком-нибудь захудалом сельском клубе.

- Знаете, с чем было труднее всего свыкнуться в Корее? - улыбается Сарычев, видя, как я морщусь, когда диск-жокей ставит очередной "шлягер". - С одиночеством. Да, корейцы отнеслись ко мне замечательно, быстро решили все бытовые вопросы, но, увы, этого оказалось недостаточно. Сразу почувствовал, что я в чужой стране с абсолютно иной, не похожей на европейскую, культурой. А я ведь был тогда здесь первым и единственным нашим легионером. И если раз в полгода встречал человека, с которым можно поговорить по-русски, для меня это было огромным праздником. Я ведь тоже до отъезда в Корею относился к современной музыке прохладно - мне по душе роккультура 70-х. Но прошло несколько месяцев, и я поймал себя на мысли, что меня вполне устраивает репертуар "Рио". Не так важно, какого качества музыка здесь звучит. Главное - поют на русском языке.

- В нелепые ситуации, связанные с незнанием местных обычаев, приходилось попадать?

- Сотни раз. Вот только один такой случай. На первой тренировке решил познакомиться с помощником тренера: подошел, протянул руку. А он в ответ... демонстративно отвернулся. Я от такого хамства, естественно, обалдел. Потом ребята объяснили: тренер старше, и он имеет право сделать со мной все, что захочет. Может отругать - по поводу и без, может даже ударить. Я изначально отношусь к людям старшего возраста с уважением, но это показалось мне перебором. Потом привык.

- А вас здесь били? Говорят, корейские тренеры часто прибегают к таким мерам.

- Нет, хотя могли. Когда два года назад я стал тренером по работе с вратарями, многие удивлялись моему либерализму. Мол, как можно чему-то научить игрока, если каждый день его не лупить? Отвечал, что у меня другие методы воспитания, и настоятельно советовал изучить "Педагогическую поэму" Макаренко.

МЕНЯ НАЗВАЛИ ПРОСТО, НО СО ВКУСОМ: РУКА БОГА

За день до того, как состоялась наша беседа с Сарычевым, я встретился с одним из директоров нынешнего клуба россиянина - LG. Спросил его о селекционной работе. "Политика команды, рассчитывающей добиться успеха в местном первенстве, донельзя проста, - с серьезным видом ответил этот пожилой мужчина в строгом костюме. - Сначала надо купить Сарычева. Потом постараться создать ему идеальные условия для работы. Все остальное приложится само собой".

В этой шутке есть только доля шутки, остальное - правда. Сарычев действительно очень популярен в Корее, здесь его считают чуть ли не лучшим вратарем всех времен и народов. Что ж, наш легионер выиграл в Корее все, что только можно. Он 4-кратный чемпион страны, победитель престижного Adidas Cup, обладатель Суперкубка Азии-96 и Межконтинентального кубка-96. Кроме того, на счету Сарычева 5 национальных рекордов. До него ни один игрок не становился 4-кратным чемпионом Кореи и не проводил более 137 матчей без перерыва. LG, ведомая нашим вратарем, выиграла в чемпионате 10 игр подряд - уникальное достижение, учитывая специфику местного футбола, где нет аутсайдеров и фаворитов и все клубы примерно равны по силам. А еще Сарычев в одном из сезонов отстоял "на ноль" 8 матчей подряд - для Кореи это суперрезультат. Естественно, кроме него в Лиге не выступает и не выступал ни один игрок старше 40 лет. И еще: два года назад корейская футбольная федерация была вынуждена изменить из-за российского легионера законы. "Получилось так, что Сарычев фактически подорвал трансферную политику наших клубов, - рассказал мне директор LG. - К середине 90-х в корейском футболе появились серьезные деньги, что позволило командам покупать дорогих игроков из Бразилии и Европы. И тут вдруг выяснилось, что в этом нет никакой необходимости. Достаточно приобрести одного вратаря - и чемпионский титул в кармане".

- Уже в следующем сезоне в 8 из 9 команд, оспаривающих первенство, выступали иностранные голкиперы, - продолжил тему Сарычев. - Но тут забили тревогу журналисты: теперь ведь некому было защищать ворота в сборной. Все закончилось тем, что несколько лет назад футбольные чиновники запретили клубам иметь в составе голкиперов-легионеров.

- Надо полагать, именно поэтому вы вынуждены были в прошлом году сменить гражданство?

- Но сначала я поработал тренером - готовил вратарей в LG. Когда же оба наши голкипера получили серьезные травмы, мне пришлось выйти на поле в товарищеской игре. И после нее главный тренер LG предложил мне попробовать получить гражданство и продолжить вратарскую карьеру. Я решил, что он пошутил. "Дружище, - говорю, - мне ведь не 20 и даже не 30, а 40 лет. Столько в футболе не живут". - "Да ты и в свои 40 - лучший вратарь Кореи". В общем, за несколько недель подтянул язык, сдал письменный экзамен по истории и культуре страны и получил корейское гражданство. Тут, правда, была одна загвоздка. Оказалось, что местный паспорт может получить только человек с корейским именем. Так что теперь я не Валерий Сарычев, а Шин Вуй Сон.

- Имя себе сами выбрали?

- Не совсем. В местном языке нет буквы "ы", поэтому поначалу партнеры по команде называли меня Сарачену. А после нескольких удачных игр болельщики придумали мне прозвище - Шин Вуй Сон. В переводе - Рука Бога. Как говорится, простенько, но со вкусом.

ПО-ПРЕЖНЕМУ БЕЗУМНО СКУЧАЮ ПО РОССИИ

- Что думаете о корейском футболе?

- Он абсолютно алогичен. Посмотришь со стороны - мама родная, за что же люди так себя мучают! Корейцы не играют бьются, ломаются, грызутся. Слово тренера - закон. Допустим, он сказал, что после углового защитник должен выбивать мяч головой. Корейский игрок так и сделает, даже если мяч будет лететь в двух сантиметрах от земли. Здесь футбол не творчество, а нечто вроде работы у станка, где все заранее регламентировано. Вообще корейцы просто помешаны на дисциплине. Зато - этого у них не отнять всегда бьются до последней секунды матча. Плюс команды тренируются по 3-4 раза в день. Естественно, все корейские игроки прекрасно готовы физически.

- Вы бы посоветовали ехать в Корею российским футболистам?

- Нет. Знаю только одного человека, который прибавил здесь в мастерстве - Денис Лактионов.

- Сколько зарабатывают лучшие игроки?

- Многие получают больше 15 тысяч долларов в месяц.

Беседа затянулась далеко за полночь. Тут я вспомнил, что завтра Сарычеву ехать к 7 утра на тренировку, и задал последний вопрос:

- В Россию возвращаться собираетесь?

- Окончательного решения еще не принял. Я реалист и прекрасно понимаю, что рано или поздно вынужден буду проститься с футболом. С другой стороны, не могу не думать о будущем детей. Дочери - 17 лет, сыну - 15. Оба учатся в американской школе и говорят по-английски лучше, чем по-русски. То есть ради них нам с женой стоило бы остаться в Корее. В то же время, как и 9 лет назад, безумно скучаю по России.

Никита
КИМ Сеул - Москва

ГЕОГРАФИЯ ЧМ-2002 МОЖЕТ РАСШИРИТЬСЯ.
ЗА СЧЕТ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Президент ФИФА Зепп Блаттер, находящийся с рабочим визитом в Японии, которая вместе с Республикой Корея будет принимать ЧМ-2002, заявил, что не исключает возможность проведения нескольких матчей еще в одном государстве - КНДР.

- Дверь открыта, - сказал швейцарец, уточнив, что решать вопрос должны в первую очередь две Кореи - Северная и Южная.

Собственно, эта идея витала в воздухе еще со времен выбора хозяев ЧМ-2002, но неизменно отвергалась в силу сложных отношений двух Корей. После того как в них наступило потепление, а на Олимпиаде-2000 в Сиднее делегации обеих частей полуострова выступили под общим флагом, возможность присоединения КНДР к организации мирового первенства стала более реальной.

Блаттер отметил, что вопрос будет обсуждаться на предстоящем в Риме 10 - 11 декабря очередном заседании исполкома ФИФА.

- Но в первую очередь должна быть проявлена политическая воля, - уточнил президент Международной федерации. - А потом уже можно будет говорить о спортивной стороне.

Кроме того, Блаттер сказал, что КНДР может получить часть матчей чемпионата только из "корейской" части программы, то есть в любом случае половина игр, как и планировалось, пройдет в Японии.