Газета Спорт-Экспресс № 155 (2351) от 12 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

12 июля 2000

12 июля 2000 | Футбол

Владимир ТУМАЕВ

ИГРАЮЩИЙ ДИРЕКТОР

В декабре ему стукнет 54 года. Наверное, уже возраст сказывается - в этом сезоне форвард ижевского "Газовика-Газпрома" появился на поле только дважды, отыграв в общей сложности всего-то около 10 минут. В прошлом году играл больше и чаще - 7 раз выходил на замену и гол забил. "Спартаку" из Нальчика.

Правда, в ижевском клубе, когда любопытствующие спрашивают о причинах отсутствия самого возрастного футболиста России, отвечают: мол, возраст тут ни при чем, все дело в том, что уж очень сильно Тумаев занят. Ничего удивительного. Футбол футболом, но есть и основная работа. Тумаев - генеральный директор "Спецгазавтотранса", дочернего предприятия ОАО "Газпром".

РОКОВАЯ ЗАБАСТОВКА

"Спецгазавтотранс", как и клуб, Тумаев создал едва ли не на пустом месте. Если точно, то, получив назначение на предприятие "Пермтрансгаза" в Чайковском, что неподалеку от столицы Удмуртии, через месяц перетащил едва рожденную структуру в Ижевск.

- Мне поставили условия: уговорить власти республики, - вспоминает самый возрастной форвард российского футбола. - Уговорил. Переехали в здание на окраине Ижевска, где не было полов, зато была связь с Севером. "Союзгазавтотранс", созданный в январе 1985 года, был задуман для освоения Ямбургского месторождения.

Сегодня его структурное предприятие на отличном счету в "Газпроме", а самого Тумаева в Москве хотя и считают строптивым, но уважают и ценят.

Футбольную команду Тумаев создал спустя три года после рождения предприятия, где он директорствует. Как и "Союзгазавтотранс", "Газовик" начинал с малого - второй группы первенства Удмуртии. Сейчас на предприятии Тумаева и самолеты уникальные, и самосвалы, каких нигде более не увидеть, и вертолетов хватает, а для своих сотрудников Тумаев построил настоящий городок неподалеку от центра города.

Ну а ижевский "Газовик-Газпром" сегодня - уважаемый в первом дивизионе клуб, который постоянно занимает места в десятке лучших. Это как минимум.

За свой "Газовик" гендиректор "Спецгазавтотранса" - так предприятие называется восьмой год - начал играть, едва команда заявилась в чемпионат республики. Забил тогда, кстати, четыре гола, успев выйти на поле только в 6 матчах. Некогда было - занятой сильно человек. На игры "Газовика", побеждавшего почти всех соперников, собиралась внушительная для уровня команды аудитория. Приходили смотреть на Тумаева - часто ли у нас крупные руководители в прежние времена бегали в трусах и майке по кочковатому и не слишком зеленому полю?

Сам Владимир Алексеевич к своему хобби относился, не в пример окружающим, спокойнее. Считал, что ему жизненно необходимо поддерживать себя в хорошей физической форме.

- У меня командировки по всей стране. В год примерно 200 дней, никак не меньше, провожу в поездках. Темп жизни такой, что охранники и секретари-референты не выдерживают. А потому работают попарно, сменяя друг друга. Если не заниматься спортом, быстро выдохнешься. В общем, все просто. Футбол помогал и помогает мне быть в рабочем тонусе.

Однако не все так думали. 15 лет назад образ руководителя ассоциировался со строгим галстуком, черной "Волгой" и партбилетом. В райкомах и обкомах то обстоятельство, что Тумаев, возглавляющий предприятие, где трудятся 5 тысяч человек, гоняет мяч с подчиненными в неподобающим для руководителя виде, возмущало. Жаловались, упрекали, пугали неприятностями. Да и у газпромовского начальства футбольные пристрастия "ижевского генерала" (именно так за глаза зовут Тумаева его коллеги) одобрения отнюдь не вызывали. После одной из проверок даже выговор объявить хотели.

- Все утряслось после встречи с Виктором Степановичем Черномырдиным. Он однажды приехал в Ижевск, и ему дали посмотреть альбом о нашем предприятии. Полистал книжицу, а там я в трусах и с мячом футбольным. Черномырдин и раньше слышал, что я вроде бы играю, люблю это занятие. В общем, начался сугубо футбольный разговор. И в итоге мое увлечение было одобрено. Черномырдин даже на сборы ездить разрешил.

- Д запрещать играть вам никогда не пытались?

- С учетом моего характера это сложно. Вот попытки упрекнуть в несолидности действительно были. Однако это не от большого ума делалось, так что я крепко не переживал. И не стыдился своего увлечения. Не водку же пью.

Кстати, футбол выше работы он тоже никогда не ставил. Может, зря: так бы в высшей лиге на поле вышел, и себе подарок на 50-летие сделал бы шикарнейший. Весь сезон-96 ижевчане шли в группе лидеров, но в конце концов оступились на финише. Тумаев и поныне казнит себя, что предпочел улететь в Заполярье, а не на Байкал.

Его команда играла в Иркутске. Встречались с аутсайдером, к тому моменту потерявшим реальные шансы на спасение от вылета.

А в Игриме, что на Оби, как раз в те дни забастовали рабочие флота, которым задержали зарплату. Тумаев и сегодня с горечью рассказывает, как не просчитал толком расписание рейсов, которые позволяли бы ему успеть угнаться сразу за двумя "зайцами".

До высшей лиги "Газ-Газу" не хватило трех очков. Это при том, что в Иркутске уральцы проиграли - 1:2.

МАТЧИ В СТЕПЯХ КАЗАХСТАНА

Вообще-то футбол Тумаев должен ненавидеть. Из-за него он почти четверть века назад не поступил в институт. Доучиваться пришлось на ходу, когда Тумаев уже стал руководителем серьезного уровня. Пресловутые "корочки" получал, будучи директором "Спецгазавтотранса".

- Родом я с Волги. Есть такой город в Саратовской области - Маркс. В семье у нас было восемь детей, всех к труду приучали. Я токарем поработал, фрезеровщиком. Поступил в техникум, окончил его и собрался было поступать в институт. Но не поступил. Из-за футбола.

- Это как?

- Во время сдачи вступительных экзаменов шел чемпионат мира-66. Матчи из Англии транслировали поздно, но мы с приятелем их не пропускали. Сгубил нас, кажется, полуфинал, в котором наши с немцами встречались. Трансляция завершилась часа в два ночи. Пока успокоились, пока легли... И в итоге проспали сочинение - опоздали на полчаса. Домой возвращаться было стыдно, решили искать работу. Наткнулись на объявление о наборе рабочих на газопровод. Так я и стал газовиком. В отрасли более 30 лет. Здесь судьбу свою встретил. Во всех смыслах этого слова.

- А подробнее?

- Я - газовик. Это мое любимое дело, я им живу. Женат, уже дед. Супругу встретил на строительстве газопровода. Вместе мы уже больше 25 лет. Там же, на стройке газовой "нитки", заразился футболом по-серьезному.

- В каком смысле?

- Играю я с детства, в 17 лет перворазрядником стал. Зимой в бенди, летом в футбол. А первую команду создал в Казахстане, куда уехал после провала на вступительных экзаменах. Сам бегал, и подчиненные рядом - ну это уже когда я стал подниматься по должностной лестнице. Разный, кстати, был народ. Условно освобожденные, например, работали. Один парень когда-то за "Пахтакор" играл. Укрепил он нашу команду сильно. Принципиальные матчи были. Почти международные (смеется)...

- Это как?

- Играли с казахами. Мы им забьем - они с пенальти счет сравняют. Мы еще мяч проведем - они снова пенальти бьют. Судьи-то местные. У меня начальник управления горячий мужик был, так он драться побежал. Чуть из партии его не выгнали.

ФУТБОЛ КАК ПРОИЗВОДСТВО

Можно относиться к увлечению Тумаева с иронией, говорить, что чудит мужик. А можно попытаться понять, что же его заставляет и теперь, в пятьдесят с лишним, выходить на поле и самозабвенно бегать за мячом.

По словам Тумаева, футболисты "Газ-Газа" видят в нем реальную поддержку и опору в игре. Пусть Тумаев не выйдет на поле, а просто переоденется, постоит за воротами или рядом со скамейкой запасных - уже польза...

Не люби Тумаев футбол, возможно, так и стоял бы главный ижевский стадион в полуразрушенном состоянии. Но два года назад он и его соратники взялись за громадную махину 30-тысячника, где все, что можно, прогнило и проржавело, - надеются, что скоро сдадут в эксплуатацию обновленную арену, считавшуюся крупнейшей на Урале. Кресла из пластика, табло, которое отремонтировали, найдя поставщиков аж в Грузии, подтрибунные помещения после евроремонта, поле... Все новое, с иголочки и радует глаз.

Сам Тумаев в футболе тоже видит производство. Даже с футболистами, как сам утверждает, иногда разговаривает, как с рабочими.

- Ведь на производстве иной раз как: говоришь, говоришь работяге нормальным языком, как надо сделать, - все без толку. А как только доходчиво обложишь - сразу доходит. Не буду утверждать, что такой подход всегда дает отдачу, но это факт: русский фольклор русскому футболу чаще всего идет на пользу.

Тумаев признается, что несколько раз был на грани того, чтобы закрыть команду в ее нынешнем, профессиональном статусе. Было это, когда игра "Газ-Газа" не клеилась, результаты были, мягко говоря, посредственными. Производственник, он был недоволен и мучительно искал выход.

ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА

Надо отдать ему должное - нашел.

- Команда у нас всегда была заводская - и держалась во многом на отношениях между людьми. Надо было вернуть эту атмосферу. Школа в Ижевске считалась одной из лучших в Союзе; "Зенит", что долгое время представлял республику в чемпионатах страны, комплектовался исключительно местными кадрами. И ничего, был на ведущих ролях в уральском регионе и являлся по меркам второй лиги очень крепкой командой. В общем, решили мы сделать упор на свои кадры. Надо было только подходящего тренера найти.

- Нашли?

- Да. Ивченко я доволен. В этом году команда играет стабильно, есть у нее свой почерк, появились и результаты. За нашей молодежью уже гоняются ведущие клубы страны. Дубровских вот зимой в "Ротор" отдали - очень уж парень хотел играть в высшем дивизионе. Думаю, что рано или поздно мы и сами попробуем выйти в элиту. Если сохраним своих мальчишек, что сегодня заиграли, - Степанова, Кобозева, Максимчука, Амирова. Их еще год назад никто не знал, а сейчас "Спартак" уже спрашивает меня, сколько стоит Кобозев!

- И сколько же?

- Пока не продается. Самим нужен. Стадион мы доделаем, за базу возьмемся. Если республика поможет да "Газпром" подсобит, то обязательно будет у газовиков со временем своя команда в элите. Все-таки за нас болеют на только в Ижевске, но и в Тюмени, Москве, Питере, на Крайнем Севере. Есть даже такие, кто живет, скажем, в Сургуте, а все равно помогает команде.

- Если когда-нибудь "Газовик" выйдет в высший дивизион, то на поле выйдете?

- Обязательно. Хотя бы на минутку, постоять на бровке. Сейчас форму-то растерял. Раньше бегал, на сборы ездил. Сегодня дел очень много. Производство - оно из-за моего увлечения страдать не должно. Если у "Спецгазавтотранса" не все будет в порядке, то на команде это отразится сразу. Выйти на поле, кстати, для меня не самоцель. Да и здоровье уже не то, что было, скажем, 6 лет назад. Мне ведь в 94-м в Миассе защитник местной команды засадил по колену так, что и 25-летний бы не встал.

- Неужто бьют вас на поле, Владимир Алексеевич?

- Еще как! Ни седины, ни положение в обществе в расчет не принимаются. Несколько раз просто откровенно "рубили" сзади. Последний раз два года назад дома. Еле встал... Впрочем, это же футбол. Вышел на поле - играй и терпи.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Ижевск - Саратов