Газета Спорт-Экспресс № 15 (2211) от 24 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

24 января 2000

24 января 2000 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Станислав ЛЕОНОВИЧ

ПРОБЛЕМЫ ВСЕРЬЕЗ ПРОЯВЯТСЯ ПОСЛЕ ИГР-2002

Александр и Марина ПРОСВЕТОВЫ

из Парижа

Парижский Дворец спорта "Берси" - на редкость замысловатое строение. В его подтрибунном лабиринте легко ориентируется только тот, кто там работает. Нитью Ариадны послужили звуки музыки. По ним мы и вышли к тренировочному катку. На льду находились три спортивные пары, а у бортика стоял Станислав Леонович.

Немногим более года назад известный российский тренер стал работать с Сарой Абитболь и Стефаном Бернади. Тогда при встрече он удивил сообщением, что это вообще единственный во Франции дуэт, и признался в желании создать в своем клубе "Франсэ Волан" группу парного катания.

- Теперь в "Берси" занимаются четыре пары - две взрослые и две юниорские, - сказал Леонович.

- Как вы вообще оказались во Франции?

- После того как Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков решили уйти в профессионалы, мне нужно было начинать все сначала. Решил, что лучше это сделать за границей. Предложений было несколько, и я выбрал французский Гренобль.

- Почему? Знали французский язык?

- Главное - во Франции весьма высок уровень развития фигурного катания. Что же касается иностранных языков, то у меня с ними вообще-то неважно, но для проведения тренировок достаточно и ограниченного запаса слов. К тому же при необходимости могу и сам показать на льду тот или иной элемент.

- Как складывалась ваша тренерская карьера?

- В Гренобле отработал два неполных сезона. Занимался с детьми, в основном одиночниками. Вместе с тем уже тогда время от времени наезжал в Париж и консультировал Абитболь с Бернади, а также другие пары, которые то создавались, то распадались. Потом тренировал детей в Амневиле. В этом городке, расположенном близ Метца, пробыл с 93-го по 98-й год, а позапрошлой осенью обосновался в Париже.

- После сильнейшей пары мира - и вдруг дети. Согласитесь, что такой переход выглядит странным.

- Первое время во Франции я не пытался выйти на высший уровень. Надо было адаптироваться. Французы в отличие от американцев или канадцев болезненно реагируют на конкуренцию со стороны иностранцев. Здесь и своих квалифицированных тренеров достаточно. Парное катание - исключение, и в нем мне дышится легче. Зато в одиночном катании, когда ко мне в этом сезоне пришла Ванесса Гусмероли, я по-настоящему столкнулся с ревностью.

(Небольшое отступление. Сильнейшая французская одиночница, занявшая в прошлом сезоне пятое место на чемпионатах Европы и мира, по собственной воле и с благословения менеджера сборной Франции Жиля Бейера покинула родной альпийский городок Аннеси, чтобы работать с Леоновичем. Этот шаг поссорил Бейера с давним другом - Дидье Люсином, который тренировал фигуристку в Аннеси. С другой стороны, в национальной федерации фигурного катания считают, что Гусмероли следовало бы отправиться в США, поскольку провинциалки якобы никогда не преуспевали в Париже.)

- Некоторые опасаются, что вслед за Ванессой и другие будут ко мне проситься, - прокомментировал ситуацию Леонович.

- В том случае, если она добьется результата?

- Именно. Между тем я не хотел бы, чтобы все лучшие стекались в один клуб. Требуется конкуренция. Во французском парном катании ее создать невозможно: Абитболь и Бернади на голову сильнее остальных. Если же "Берси" возьмет в свои руки и одиночное катание, то остальным останутся только танцы. Сегодня деятели федерации не знают, что делать. С одной стороны, они испытывают нажим со стороны местных тренеров. С другой - душить меня невыгодно: нужны результаты, иначе их разгонят.

- Сразу ли вам удалось найти контакт с Абитболь и Бернади?

- Полгода мы притирались. Начнем с различий в подходе к фигурному катанию. Ребята много ругались на льду. Что-то не получилось - пять минут выяснения отношений вместо того, чтобы пять раз повторить элемент.

- Разве в России не бывает конфликтов между партнерами?

- Они, конечно, случаются. Но отличие в том, что для французов это - обычное, постоянное явление. Кроме того, у пары не было плана ни общефизической, ни специальной подготовки, недоставало хореографической базы. Словом, отсутствовало многое из того, что у нас с детства налажено.

- Тем не менее французы трижды занимали третье место в Европе: в 1996-м, 1998-м и уже при вас - в 1999 году.

- Проблема в том, что они не прогрессировали. Выдвигались новые пары - и легко их обходили.

- Год назад вы сказали в интервью "СЭ", что Абитболь и Бернади катаются, как два одиночника.

- Совершенно верно. До меня они выступали вместе пять лет, а чувство партнера так и не развилось. Не было и базы скольжения - они же словно ходили по льду. Только теперь становится видно, что это действительно пара.

- Итак, советская школа лучше?

- Все говорят: "Советская школа..." Да просто у нас в стране подошли к фигурному катанию как к спорту и разработали специфическую методику подготовки в отдельных его видах. В одиночном катании, скажем, изучают на полу прыжки, в парном - готовясь к поддержкам, уделяют внимание силовым, акробатическим упражнениям, и т.д. Это известно всему тренерскому кругу. Но знать и научить, согласитесь, - разные вещи.

- Французы больше ориентируются на шоу?

- Да.

- Вы тренировались у Станислава Жука, имевшего репутацию жесткого человека.

- Он и работал в жесткое время, когда армейская система себя оправдывала. Когда те времена закончились, Жук уже не мог добиваться прежних успехов. Сегодня по крайней мере на серьезном уровне никто ни на кого не кричит. А здесь, если кого-то обидишь, то могут и в суд вызвать. Только нужно ли выходить из себя? Сегодня российские тренеры на Западе - это профессионалы, работающие за деньги.

- В преддверии главных стартов сезона какой вам представляется расстановка сил в парном катании?

- В этом виде самая непонятная ситуация. На призовые места чемпионата мира будут претендовать шесть-семь пар. В техническом отношении все достаточно стабильны. Значит, предстоит борьба нервов. Можно ожидать прогресса от китайской пары. На "Скейт Америка" мне понравились победители турнира канадцы Сэйл и Пеллетье. У них нет слабых сторон, следовательно, они способны на сюрприз.

- Вы ничего не сказали про россиян Бережную и Сихарулидзе.

- Они неудачно начали сезон, но потенциал у них хороший. Им нужно просто собраться в решающий момент. А в целом, повторяю, в парном катании сегодня лидеров нет.

- Какова цель ваших подопечных?

- Подняться на пьедестал чемпионата мира, который пройдет в Ницце. Хотя, разумеется, план сверху нам никто не спускал. Это в бывшем СССР даже за второе место могли по шапке дать.

- В Россию часто наведываетесь?

- Приезжаю то на похороны, то по каким-то семейным делам. Год назад был на финале "Гран-при" в Питере. Если честно, то в Россию не особенно-то и тянет. Семья со мной. Дочки - им 16 и 14 лет - учатся во французской школе. Когда жили в Амневиле, они немного катались на льду для удовольствия, но фигуристок из них не вышло.

- А ваша супруга? (Ольга, девичья фамилия которой Макарова, выступала в танцах на льду в паре со Сретенским. - Прим. "СЭ".)

- Она работает в нашем клубе хореографом. Именно Ольга поставила композиции для Абитболь и Бернади.

- Итак, вы прочно обосновались во Франции?

- У нас вид на жительство сроком на десять лет. Подумываем и на французское гражданство документы подать. Иметь два паспорта лучше, чем один, - это же русская психология.

- Из России уехали многие ведущие тренеры. Нерадужные перспективы вырисовываются, не так ли?

- Проблемы уже обнаруживают себя, но по-настоящему они проявятся после Олимпийских игр-2002. Во всяком случае, фигуристов высокого класса в стране будет не в том достатке, к которому мы привыкли. Если в одиночных разрядах положение весьма благополучное, то в парном катании Россия уже утратила былые позиции. Да и в танцах тоже. А в них особенно важна неофициальная классификация. Если одиночники еще могут прыгнуть с четвертого-пятого места на первое, то у танцоров такой фокус не выкинешь.

- Как дела у вашей бывшей партнерши Марины Пестовой?

- Она до сих пор выступает с Маратом Акбаровым в различных шоу. Думаю, летом заедут сюда - через Париж проходят многие маршруты.

- А с Катей Гордеевой поддерживаете отношения?

- Созваниваемся. Она обещает наведаться в Европу, но связана контрактом - в основном работает в Америке, даже не приезжает на крупнейшие соревнования. Да и у меня, как видите, дел невпроворот.