Газета Спорт-Экспресс № 268 (1877) от 1 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

1 декабря 1998

1 декабря 1998 | Футбол - «Пас из-за границы»

ФУТБОЛ

Борис ВОСТРОСАБЛИН

МЕНЯ НАЗЫВАЛИ АГЕНТОМ КГБ

Став с семью голами самым результативным защитником чемпионата-96, в январе 97-го капитан московского "Торпедо" Борис Востросаблин уехал в Южную Корею.

Два сезона провел он в клубе SK (ранее - "Юконг"), который тренировал Валерий Непомнящий, а после окончания контракта вернулся в Москву.

- Вы ведь в Корею могли перебраться еще зимой 95-го, не так ли?

- Да, даже съездил в "Юконг" на смотрины, однако обстоятельства не позволили там остаться. А спустя год позвонили из "Совинтерспорта" и сказали, что Непомнящий по-прежнему во мне заинтересован. Я был не против, но по контракту еще принадлежал "Торпедо". К счастью, и Алешин, и Иванов пошли навстречу и отдали в аренду "Юконгу" на два года. Правда, когда я приехал в Корею, клуб уже переименовали в SK.

- Освоились на новом месте быстро?

- Там играло немало наших - сначала Бурдин с Подшиваловым, потом подъехал Микаелян, ну и плюс Непомнящий. Тем не менее было непросто, причем с самого начала: в Сеул прилетел в семь утра - и уже часа через три вышел на первую тренировку.

- Какие проблемы были у вас на первых порах?

- Очень сложно было из-за незнания языка. Я ведь защитник, обязан подсказывать партнерам, но их в команде было человек тридцать, да еще поначалу все казались на одно лицо. Имена корейцев запомнил только через полгода. Правда, к тому времени закончился чемпионат, и у нас сменилось едва ли не полсостава. Пришлось начинать все по новой.

- У вас было в команде какое-нибудь прозвище?

- Уж не знаю почему, но партнеры за глаза называли агентом КГБ. Я не обижался. Вообще в команде прижился сравнительно легко, потому что был одним из самых возрастных футболистов, а в Корее к старшим относятся с почтением.

- А почему в SK в минувшем чемпионате из российских игроков остались только вы один?

- Это вопрос не ко мне, а к руководству клуба.

- Быть может, дело в том, что SK не слишком баловал своих болельщиков успехами?

- Да, похвастать и впрямь нечем. В 97-м сезон получился для нас странным. По воскресеньям проходили матчи чемпионата, а по средам - на Кубок. С каким-то фатальным постоянством по будним дням мы обычно побеждали, а по выходным проигрывали. В итоге в Кубке дошли до финала, а в чемпионате заняли последнее место.

- И как на это отреагировал Непомнящий?

- Как и любой нормальный тренер - подал в отставку. Но президент клуба сразу заявил: "Непомнящего никуда не отпущу". И Валерий Кузьмич продолжил работу в SK.

- Вы, наверное, как никто другой обрадовались этому факту?

- Знаете, с одной стороны, с Непомнящим мне, конечно, было несложно работать, но, с другой - психологически я чувствовал себя закрепощенно, потому что очень боялся ошибиться и подвести тренера, который пригласил меня в команду.

- Следующий сезон тоже сложился для SK неудачно?

- Мы попали в финал Кубка "Адидас" и Кубка "Филипп Моррис", а вот в чемпионате заняли 7-е место. Непомнящий вновь написал заявление об уходе - и на сей раз решения своего не изменил, хотя руководство SK предлагало ему остаться, а кроме того, были предложения перейти в другие корейские и японские клубы. Сейчас Непомнящий отдыхает дома, в Москве.

- Какие впечатления у вас остались от работы с ним?

- Замечательные. Он хороший тренер и порядочный человек. Мы жили в одном доме, я часто ходил к нему в гости. Общаясь с Валерием Кузьмичем, узнал много нового, ведь с ним интересно разговаривать не только на футбольные темы.

- Зная о ваших отношениях с главным тренером, корейцы не ворчали, что в состав вас ставят по блату?

- В шутку они утверждали, что я сын Непомнящего. Но Валерий Кузьмич спуску мне не давал, и если корейцам иногда прощал ошибки, то мне - никогда.

- А что скажете о корейском футболе в целом?

- Российскому он, с моей точки зрения, уступает самую малость. Уровень всех 10 команд примерно одинаковый, из-за чего предсказать результаты матчей абсолютно невозможно. Кстати, первое время меня удивляло, что корейцы, даже находясь под острым углом, постоянно бьют по воротам. А потом узнал, что по контракту игрокам положены премии за забитые голы, вот каждый и тянет одеяло на себя. Непомнящий приложил немало труда, чтобы искоренить в SK этот принцип. Порой мы даже злоупотребляли комбинационной игрой.

- Российские игроки, выступающие в Корее, рассказывали, что SK показывал самый симпатичный футбол в стране.

- И в этом нет преувеличения. В корейских газетах после каждого матча командам выставляют оценки по пятибалльной системе за зрелищность. Так вот, как бы ни завершилась игра, мы всегда по этому показателю получали 4 или 5 баллов.

- Еще говорят, что в Корее тренеры любят заниматься рукоприкладством в отношении молодых игроков. Вам не доводилось с этим сталкиваться?

- Вообще-то в Корее с детства принято так воспитывать молодежь, и кроме иностранцев это никого не удивляет. Впрочем, корейские традиции постепенно уходят в прошлое. Например, там уже почти все спят на кроватях, а не на полу, как было принято еще несколько лет назад. Что же касается рукоприкладства, то Непомнящий, естественно, бить игроков категорически запретил.

- С кем из "наших корейцев" вы поддерживали связь?

- Со всеми, но больше всего общался с Елышевым. Он выписывал "СЭ" и делился газетой. А у меня в доме была спутниковая антенна, и я записывал для наших ребят матчи российского чемпионата.

- И как у наших легионеров обстоят дела?

- Елышев в LG в большом порядке. Я с ним давно знаком, и могу сказать, что за время пребывания в Корее он здорово прибавил. Думаю, в своем нынешнем состоянии Олег не затерялся бы и в российской сборной. Еще здорово смотрится в "Самсунге" атакующая связка Лактионов - Парахневич. Сарычев перешел на тренерскую работу с вратарями. Он очень серьезно к этому относится и даже разработал специальную систему. А Прудников решил вернуться домой.

- Почему вы покинули SK?

- Закончился контракт, и я решил вернуться в "Торпедо". У меня уже состоялась теплая встреча с Алешиным. Правда, в тот момент ходили слухи, что "Торпедо" возглавит Ярцев, с которым я даже столкнулся в приемной генерального директора "Лужников". С Шевченко никаких разговоров о моем будущем пока не было. Поэтому и контракт еще не подписан. "Торпедо" начинает подготовку к сезону 15 декабря - тогда, думаю, и наступит ясность.

Александр КРУЖКОВ