Газета Спорт-Экспресс от 27 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

28 августа 1997

28 августа 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Минувший гоночный уик-энд в Бельгии, завершившийся очередным дождевым триумфом двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера на "Феррари", вполне может оказаться судьбоносным. И не только с точки зрения определения обладателя чемпионского титула, но и точки зрения будущего отдельных гонщиков. В кулуарах "Гран-при Бельгии" слухи о переходах пилотов из команды команду обсуждали с гораздо большим пылом, чем перипетии квалификации и самой гонки. О том, что осталось за кадром во вчерашнем репортаже наших спецкоров из Спа, рассказывает вернувшаяся из Бельгии Ольга ЛИНДЕ.

ХИЛЛ НЕ ЖЕЛАЕТ ТОРГОВАТЬ СОБОЙ В РОЗНИЦУ

В пятницу чемпион мира-96 Дэмон Хилл отверг контракт, предложенный ему "Маклареном". Для него, человека с определенной, достаточно жесткой и для обывателя довольно странной, честно говоря, системой ценностей, предложение "Макларена" было просто оскорбительным. Хотя кое-кто из гонщиков, к примеру, Мартин Брандл, пересевший из кокпита в кресло телекомментатора, сочли предложенные Хиллу 2 миллиона долларов в год плюс премиальные в размере еще одного миллиона за каждую победу выгодной сделкой. А бывший партнер Хилла по "Уильямсу" Жак Вильнев, который за год работы бок о бок с ним мог, как казалось, немножко лучше разобраться в характере англичанина, не постеснялся так прокомментировать решение Хилла: "Дэмон просто не уверен в себе, вот и побоялся соглашаться на бонус за победы". Впрочем, в своих комментариях Жак вообще редко чего стесняется.

Многие представители прессы, особенно из тех, кто любит казаться осведомленным, а на самом деле за истину часто выдает собственный домысел, комментируя потрясшее "Формулу-1" решение Хилла, искали причину в деньгах. Они утверждали, что действующий чемпион мира запросил за свои услуги 10 миллионов в год, и попытка сбить цену Рона Денниса, патрона "Макларена", и Норберта Хауга, босса "Мерседеса", пришлась ему не по вкусу. Но, как утверждают доверенные лица из ближайшего окружения Хилла, к примеру, его адвокат Майкл Брин, Хилл не просит суммы больше той, которую получает в "Эрроузе" - 4,7 миллиона фунтов стерлингов (около 7 миллионов долларов).

Честно говоря, не знаю, была ли довольно гневная отповедь Хилла, распространенная в пресс-центре, действительно отказом от контракта или же попыткой только перетасовать колоду и попытаться сыграть с Денисом и Хаугом по новой. Если да, то попытка не удалась: буквально через час после того, как в пресс-центре вслух зачитывали "меморандум Хилла", Деннис возле своего моторхоума с джакузи объявил обступившей его прессе, что "Макларен" на будущий год сохранит действующую пару пилотов. Самым счастливым в этой ситуации чувствовал себя Дэвид Култхард, ибо если бы в команду приходил Хилл, то уходил бы именно он. Был и еще один, как утверждают английские журналисты, вариант - с Герхардом Бергером, но тогда "Макларен" должен был покинуть Мика Хаккинен. Однако вариант номер два, даже несмотря на длительные дружеские отношения Денниса и Бергера, был, прямо скажем, мифическим, поскольку между Деннисом и Хаккиненом, как утверждает (и это видно даже со стороны) близкая к "Макларену" пресса, царят отношения "отец-сын". И своего финского "сынка", два года назад вернувшегося в гонки чуть ли не с того света, Деннис в обиду не даст. Даже "Мерседесу", явно протежирующему Култхарду.

А посему сдается мне, что отказ Хилла сделал Рона счастливым: проблема исчезла - и овцы остались целы, и волки сыты. И Рон ни при чем - Хилл же сам отказался! Выступая в роли трибуна в паддоках, Деннис произнес потрясающую фразу: "При выборе пилотов для "Макларена" во главу угла мы ставим только одно качество - способность гонщиков побеждать". О'кей. Сколько побед на счету Дэвида Култхарда? Все верно - две. На счету Хаккинена? Ни одной. На счету Хилла - 21...

- Оба наших гонщика, и Мика, и Дэвид, - продолжил свою речь мистер Деннис, - внесли громадную лепту в перестройку и формирование нового "Макларена", и я уверен, что они могут и должны в будущем сезоне пожать плоды своего труда.

- Это очень хорошее решение моей команды, - заметил в свою очередь Култхард. - Я был уверен, что так и будет, потому что моя позиция в "Макларене" очень сильна - в этом сезоне я проделал отличную, солидную работу (6 сходов в 12 гонках, два финиша в очках плюс случайно доставшаяся победа. - О.Л.). По всему выходит, что в будущем году мы сможем сражаться за титул чемпиона, а значит, я получил одно из самых желанных мест в "Ф-1". Я счастлив продлить свой контракт и свое здоровое и продуктивное соперничество с Микой Хаккиненом.

В пятницу Дэмон, видимо, потрясенный собственным геройством, был хмур и погружен в себя, что, впрочем, не помешало ему в проливной дождь выглядеть более чем впечатляюще на трассе. В субботу в кулуарах обсуждали возможность того, что Хилл вообще уйдет из гонок, поскольку, по всеобщему мнению, "Макларен" был его безальтернативной возможностью, коли он хотел получить шанс вновь по сражаться за чемпионский титул.

Однако, как выяснилось, еще не вечер. После разрыва между Хиллом и Деннисом немедленно активизировался Эдди Джордан, который, не отпуская пока с короткого поводка Джанкарло Физикеллу, тем не менее держит в уме. одно вакантное место в своей команде, а потому тут же повел атаку на "штаб Хилла". И... вступил в конкуренцию с Флавио Бриаторе, с которым уже делит Физикеллу! Неизвестно, чья возьмет: по слухам, Джордан предложил Хиллу что-то около 10 миллионов, а Бриаторе - только те же 4,7, которые чемпион имеет в "Эрроузе". Говорят также, что возможный альянс Хилл-"Бенеттон", не состоявшийся год назад, реанимировало вмешательство Берни Экклстоуна, который во весь голос заявлял в кулуарах, что сделает все от него зависящее, чтобы Хилл в будущем году имел возможность участвовать в схватке за титул. На Денниса, который по-прежнему находится в оппозиции Берни из-за формулической конституции - так называемого Договора согласия, Экклстоун повлиять не может, зато с Флавио Бриаторе у него полное взаимопонимание. И сегодня, несмотря на то, что еще две недели назад в Венгрии при упоминании сочетания Хилл-"Бенеттон" Бриаторе брезгливо приподнимал бровь (мол, кто такой Хилл и кому он сегодня нужен?!), бенеттоновцы громко заявляют: "Хилл - тот человек, которого мы хотим видеть в команде".

Однако еще один бывший английский пилот, Дерек Уорвик (главная отличительная черта его карьеры в "Ф-1" - количество сходов!), считает, что время Хилла кончилось: "Ни "Макларен", ни "Джордан", ни "Бенеттон", ни "Прост" не помогут ему снова не только выиграть чемпионат, но даже поучаствовать в борьбе за титул".

Сам Хилл - иного мнения.

- Я хотел бы прояснить ситуацию, возникшую вокруг моих переговоров с командой "Макларен" по поводу нашего возможного сотрудничества в сезоне-98, - говорится в "меморандуме Хилла". - В течение нескольких последних недель мы вели напряженные переговоры, в результате которых мне было сделано предложение пилотировать "Макларен" в сезоне-98. После тщательного изучения пунктов предложенного мне контракта я понял, что у меня нет альтернативы, но предпочел отвергнуть его, поскольку предложенное мне никак не согласовывалось с тем, чего я вправе был ожидать после наших многочисленных и, как казалось, плодотворных бесед. В предложенном мне контракте я не почувствовал, что "Макларен-Мерседес" всерьез заинтересован во мне как в гонщике.

Англичанин совершенно справедливо не желал становиться объектом розничной торговли.

Позже, уже в субботу, немного остыв и успокоившись, Хилл так прокомментировал свой поступок:

- Кое-кто склонен считать, что в "Ф-1" меня интересуют только деньги. И что именно сумма, предложенная "Маклареном", вызвала такую мою резкую реакцию. Должен вам сказать, что в этом году я уже отклонил один предложенный мне контракт - на 20 миллионов за два года (это было предложение "Заубера". - О.Л.), потому что хочу быть конкурентоспособным, а не просто высокооплачиваемым гонщиком. Я ищу наилучшую возможность для того, чтобы снова включиться в борьбу за титул чемпиона мира. И никакие миллионы не являются для меня поводом болтать ногами в воздухе от счастья, забыв все то, что я сделал в гонках, весь тот тяжелый путь наверх, который у меня за плечами. Я ведь отвечаю в "Формуле" не только за себя, но и за своих болельщиков во всем мире. И за Англию, если хотите, тоже. Но я не намерен гоняться и задаром. Себя как гонщика я ставлю гораздо выше большинства нынешних пилотов. Среди нас всего несколько человек, способных выиграть чемпионат. И один из них - я. Мой послужной список говорит сам за себя. К тому же у меня есть еще одно преимущество - я умею не только выигрывать, не просто быстро ездить, но и работать с техникой, совершенствовать ее и доводить до ума. Взгляните хотя бы на "Эрроуз"! Именно поэтому я не считаю себя вправе вкалывать даром. Я имею определенную коммерческую стоимость - и не самую маленькую, как вы догадываетесь.

Насчет своих планов на будущее Хилл уже в воскресенье вечером, после гонки сказал следующее: "Надеюсь обнародовать их в ближайшие недели, возможно, в следующий гоночный уик-энд в Монце". Один мой коллега был весьма настойчив, допрашивая англичанина: "Но вы уже знаете, в какой команде будете выступать?" Хилл помолчал, улыбнулся и ответил: "Надеюсь, что да".

ДВУХЛЕТНИЙ КОНТРАКТ "ПРОСТА" С ПАНИСОМ - ПЛОХАЯ НОВОСТЬ ДЛЯ АЛЕЗИ

Француз Оливье Панис, с июня не выходящий на старт "Гран-при" после аварии на автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале, в результате которой он сломал обе ноги, в четверг в паддоках Спа объявил о том, что два следующих года будет выступать за команду четырехкратного чемпиона мира Алена Проста.

- Я удовлетворен перспективой дальнейшего сотрудничества с Простом, - сказал похудевший, отлично и свежо выглядевший (я не заметила, чтобы он хромал) Оливье. - Это гарантирует мне возможность продолжить ту работу, которую я начал в этой команде с момента моего прихода в "Формулу-1". Я был убежден, что эта почти четырехлетняя работа оплатится сторицей уже в этом сезоне, но инцидент в Канаде прервал серию, которая неминуемо привела бы к победе. И сейчас я мотивирован на 120 процентов теми возможностями, которые ждут меня в будущем году вместе с "Прост Гран-при" и "Пежо". Убежден, что структура, которую так тщательно и прочно выстраивает Ален, принесет победные результаты гораздо раньше, чем вы думаете.

Не скрывавший своего полнейшего удовлетворения происходящим Панис добавил, что намерен еще в нынешнем сезоне попытаться снова повернуть фортуну к себе лицом. Как уверяет сам Оливье, он чувствует себя в отличной физической и психологической форме и намерен сесть за руль "Прост-Мюген/Хонды" уже на "Гран-при Люксембурга" 28 сентября на Нюрбургринге. Но перед этим 3, 4 и 5 сентября либо на автодроме в Маньи-Куре, либо на "Поль Рикаре" в Ле Кастелле он проведет несколько тренировок на машине "Формулы-3000".

Насколько оживленным и удовлетворенным на пресс-конференции в моторхоуме "Прост Гран-при" выглядел Панис, настолько странно сдержанным был сам хозяин команды, выдавший, правда, в адрес своего гонщика необходимый запас комплиментов. "Для меня Оливье - краеугольный камень в фундаменте команды. Он доказал это за рулем нашей машины в начале сезона и подтвердил потом во время своего отсутствия, потому что нам слишком ощутимо не хватало его опыта. Все в команде хотели, чтобы он остался с нами, и я счастлив, что так и произошло", - сказал Прост.

Эта тирада была произнесена в микрофон при стечении довольно большого количества представителей прессы. А чуть позже в пресс-центре гонки опытнейший и авторитетнейший Пино Аллеви из la Gazzetta dello Sport процитировал слова Проста, которые на следующий день я прочла в его репортаже из Спа. Звучали они так: "Что касается меня, я предпочел бы видеть в своей команде Алези, но два француза в данной ситуации - это невозможно".

То, что эти слова Алена - не пустой звук, стало ясно днем позже, в пятницу, когда основным действующим лицом традиционной Friday Five был именно Ален Прост. Не нужно было быть большим провидцем, чтобы угадать, какого сорта вопросы станет задавать традиционный ведущий этих посиделок Боб Костандурос. Естественно, о будущем втором пилоте команды "Прост-Пежо".

- Этот вопрос постоянно дискутируется внутри команды, в том числе и с участием наших финансовых партнеров и спонсоров ("Пежо" и французский табачный гигант Seita, с которым Прост продлил контракт до 2000 года включительно. - О.Л.), но пока ни к какому консенсусу мы не пришли.

-Вашей команде создан устойчивый имидж "французской национальной конюшни". Значит ли это, что и партнером Паниса будет французский гонщик (читай - Алези. - О.Л.)?

- Быть французской командой по паспорту совсем не означает быть ею на деле. Я не приверженец комплектования команды на национальной основе. Единственное, что могу сказать, это что иметь в данной ситуации двух французских пилотов абсолютно невозможно. Так что я совсем не против зарубежных гонщиков, главное (улыбка) - они должны быть быстрыми, недорогими и не слишком амбициозными.

Так что двухлетний контракт Паниса с Простом - плохая новость для Алези. Он, конечно, чрезвычайно быстр, возможно, даже быстрее Шумахера, но он - француз. В команде своего друга и кумира Проста он, мне кажется, согласился бы ездить и даром, но он гипермотивирован и весьма амбициозен. И вряд ли согласится на роль подпевалы при Панисе, у которого, как это следует из слов Проста, явно контракт первого пилота "а ля Михаэль Шумахер".

Это плохая новость и для двух других кандидатов в пилоты Проста - Хилла и Герхарда Бергера. Они оба, конечно, иностранцы, но отнюдь не дешевы и не страдают отсутствием амбиций...

Кстати, о Бергере. В интервью австрийскому радио ORF он сказал: пока все выглядит так, что в следующем сезоне он в гонках участвовать не будет. На вопрос, связано ли это с событиями, развернувшимися в "Макларене", Герхард ответил: "Если бы я вел серьезные переговоры с "Маклареном", это, конечно, повлияло бы на мое настроение. Но таких переговоров не было".

Теперь про Алези. В субботу вечером по паддокам разнесся слух, что у него на руках подписанный контракт с командой Эдди Джордана. Но сам Жан слух опроверг: "Это неправда. У меня есть несколько предложений, но выбора я пока не сделал".