Газета Спорт-Экспресс от 2 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 9

2 августа 1996

2 августа 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Atlanta l996

ДОЖДЬ С БЕЗОБЛАЧНОГО НЕБА НЕ К ДОБРУ

Валентин ХАВИН

с Olympic Stadium

НЕОЛИМПИЙСКИЙ БУБКА

Атланта продолжает удивлять своими погодными сюрпризами. Мало того что в среду "похолодало" до 23 градусов - это по здешним меркам все равно что заморозки в Москве в разгар лета, так еще довелось наблюдать явление и вовсе необъяснимое: с абсолютно безоблачного неба то и дело принимался лить мелкий дождик. Ясно было, что в такой день на арене должно произойти нечто невероятное.

И немногие журналисты, добравшиеся до Olympic Stadium ранним утром, действительно стали свидетелями суперсенсации. Место, где она произошла, - сектор для прыжков с шестом. После разминки, так и не включившись в соревнования, его прихрамывая покинул фаворит из фаворитов - Сергей Бубка. Проходит какое-то время, и со стадиона весь в слезах уходит тот, кого многие прочат в наследники великого украинского атлета, - Оккерт Бритс. Южноафриканцу трижды не удается прыжок на скромные 5,60. "Я не знаю, что случилось, - сказал Бритс, - но мои ноги меня сегодня совершенно не слушались". Тут же подобная угроза нависает еще над одним претендентом на медаль, а в отсутствие Бубки и на победу, - Игорем Транденковым. Санкт-петербуржца едва не постигает участь Бритса, но - вздох облегчения - с третьей попытки он все же берет эти злосчастные 5,60. И успокаивается - 5,70, рубеж, ставший в ходе состязании квалификационным, он берет уже без проблем. А в это время журналистов приглашают на пресс-конференцию едва ли не главного олимпийского неудачника - Бубки.

- Все это как страшный сон, - начал Сергей. - Мои беды начались 12 апреля, когда я впервые в этом сезоне повредил ахилл на правой ноге. Вроде бы залечил его, но спустя ровно три месяца - новая травма. Сегодня мне сделали два укола, однако во время разминки я понял: бежать не могу, Олимпиада для меня закончена.

-Врачи бессильны были помочь вам?

- Сразу после повторной травмы я поехал в Швейцарию: опасался, что порвал ахилл. В Цюрихе я нашел врачей, которые взялись помочь мне. Осмотр показал, что разрыва, к счастью, нет - только серьезное воспаление. Мне пообещали, что при регулярном усиленном массаже ноги к Играм все будет о'кей. В Атланту я прилетел 19 июля крайне расстроенный тем, что накануне Олимпиады испытываю столь серьезные проблемы со здоровьем. Боль не проходила, и тогда мой врач порекомендовал обширные инъекции кортизона. Это создавало определенный риск, но нам удалось добиться главного - боли исчезли.

-В это время вы продолжали тренировки?

- Продолжал. Но нормальными их поначалу назвать было нельзя. Лишь с 25 июля я стал чувствовать себя хорошо, более того - фантастически хорошо. Получалось буквально все. С укороченным шестом - он не дает столь большой нагрузки на ахилл - я брал и 6,20 и 6,30. Но очередной тренировочный прыжок стал роковым: снова боль. И опять каждый день уколы, уколы, уколы... Вчера мы посоветовались с врачом и сообща приняли решение, что я все же выйду на старт, хотя я понимал, что серьезно рискую. А сегодня... Я умею побеждать любого соперника, но не смог победить самого себя, свою боль. Это большая трагедия для меня.

ДВА КРУГА - ДИСТАНЦИЯ ДЛЯ БЕЛЫХ

Вечер среды тоже не был скуп на сенсации. Мужская 800-метровка давно уже стала вотчиной африканцев, в первую очередь кенийцев. Даже золото Дании на прошлогоднем чемпионате мира в Гетеборге имело специфический оттенок: настоящим европейцем золотого медалиста Уилсона Кипкетера признать все-таки трудно. А в Атланту этот явный лидер в беге на 2 круга не приехал: его бывшие соотечественники-кенийцы оказались не такими великодушными, как Всероссийская федерация, и не позволили Кипкетеру выступать за новую страну.

Африканцам удалось устранить самого серьезного конкурента, но с севера Европы на них обрушилась новая беда в лице Вебьорна Родала. Норвежец избрал тактику, схожую с той, что предпочла двумя днями ранее победившая на той же дистанции наша Светлана Мастеркова. Родал тоже выиграл блистательно - и в каком забеге! Сразу четверо превзошли в итоге результат 1.43 - такого в истории еще не было. А у норвежца - единственного белого среди финалистов - новый олимпийский рекорд, заставивший подумать, что древнейшее мировое достижение британца Себастьяна Коу не столь уж недосягаемо, как кажется.

- Свою тактику я опробовал еще в полуфинале, - сказал олимпионик, - но тогда она не до конца оправдала себя. Поэтому перед решающим забегом я очень нервничал. Настраивал себя на то, что на дорожке меня окружают враги, хотя в жизни все мы большие друзья.

-Откуда в лыжной Норвегии взялся столь быстрый легкоатлет?

- А я и начинал с лыж, которыми продолжаю увлекаться по сей день. Потом занялся футболом, но быстро понял: это не мое, ведь я - сугубый индивидуалист.

-Вам, северянину, пришлось тут бороться не только с соперниками, но и с климатом.

- С погодой сегодня повезло - почти прохладно. К тому же у себя дома, в Бербаке, я нашел очень оригинальное место для тренировок - подземный тоннель, построенный местной электрокомпанией. Там такие сложные условия, что после них никакая Атланта не страшна.

-Когда вы почувствовали, что выигрываете?

- Я дал себе установку начать решающий рывок за 120 метров до финиша и, когда соперники зевнули его, понял, что выиграю золото. Сегодня - лучший день в моей легкоатлетической карьере.

А что же непобедимые кенийцы? На сей раз они ограничились бронзой. Она досталась совершенно новому человеку в легкоатлетическом мире - Фреду Оньянче. У него, впрочем, все еще впереди: согласно IBM-овским протоколам он и на свет-то еще не появился. В графе "дата рождения" у африканца в них стоят два сиротливых ноля.

ПОЩЕЧИНА АМЕРИКАНЦАМ

Чем ближе финальный день Олимпиады, тем крепче солидарность журналистов разных стран, которые сплотились прежде всего на базе антиамериканизма. За стеной нашего офиса в пресс-центре расположилась бригада коллег из L'Equipe. Надо слышать, как они радостно кричат в унисон с нами, когда кто-нибудь из хозяев Игр терпит поражение.

Поведение американцев не может не раздражать. Ну к чему было публике на Olympic Stadium бесноваться во время полуфинального забега в стипль-чезе? Ну выиграл их соотечественник немного у кенийца, ну получил моральное удовлетворение, так в финале-то все встанет на свои места.

В среду по большому счету команда хозяев реально претендовала лишь на два золота - в женских барьерных финалах. Об Энквист-Нарожиленко разговор особый, но и в беге на круг сборную США подстерегла унизительная неудача. Казалось бы, без великой Салли Ганнелл - англичанка, как и Бубка, осталась вне Игр из-за травмы ноги - Тоне Бьюфорд и Ким Баттен предстоит лишь разборка между собой, как это было уже в Гетеборге. Ан нет. Зрителям пришлось в итоге послушать гимн Ямайки. Пощечину американкам нанесла Деон Хеммингс:

- Мой тренер четко разъяснил мне все, что я должна делать. Я должна была как можно быстрее пробежать первые 300 метров, чтобы создать солидный запас прочности к последней стометровке, на которой американки традиционно мощно накатывают на финиш. Вообще-то я мечтала о мировом рекорде, но на заключительном отрезке сказалось то, что я бегаю круг с барьерами не очень давно. Но и олимпийским рекордом я горжусь.

А американки дружно плакали. Сколько же слез у жителей этой страны, где, как в мелодрамах, принимаются рыдать по любому поводу - и от радости, и от горя?

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА

Есть в олимпийской истории особый раздел, в который заносят имена великих неудачников - спортсменов, выигрывавших все и вся, но только не самые главные соревнования. Знаменитый дискобол из Германии Ларc Ридель в Атланте рисковал угодить в их число. Перед третьей попыткой он еще не попадал в финал, но все же в последний момент сумел зацепиться. Ну а пятый его бросок - под 70 метров - снял все вопросы. Белорусский дуэт - Владимир Дубровщик и Василий Каптюх - после этого лишь изображал сопротивление. Что ж, все справедливо: Ридель заслужил это золото больше, чем все его соперники вместе взятые. Пьедестал почета оказался точно таким же, как и в Гетеборге, словно и не прошло года.

- Меня заранее записали в олимпийские чемпионы, - сказал Ридель, - и зря. Сегодня все было на нервах, фактически мне удался лишь один бросок, который я бы назвал совершенным - и по технике, и по дальности. Очень удачно, что я к Атланте сумел залечить спину и мог метать в свою полную силу. Но, честно говоря, я до сих пор не верю, что стал олимпийским чемпионом, - наверное, осознаю это только к утру. Быть трехкратным чемпионом мира - не мало, но одно-единственное олимпийское золото перевешивает все это.

Максималист Дубровщик был крайне недоволен серебром.

- Я не удовлетворен. Мне нужно было, как я планировал, сразу же метнуть диск за 68 метров. Уверен: Ларс не смог бы найти на это достойного ответа. Но не сложилось, не хватило удачи...

Все запланированные на вечер финалы уже завершились, а трибуны не пустели. Словно испытывая их терпение, десятиборцы все прыгали и прыгали в высоту. Соревнования в этом, четвертом виде декатлона затянулись более чем на 5 часов. А первый день в целом показал, что долгожданная дуэль двух лучших на сегодня многоборцев в мире - американца Дэна О'Бранена и Эдуарда Хямяляйнена из Белоруссии - наконец-то завязалась.

Отрыв О'Брайена после пяти номеров программы составил 149 очков, но второй день включает виды, в которых сильнее Хямяляйнен, который в отличие от соперника близок к графику личного рекорда.

-Эдуард, вы чувствуете в себе силы побороться за золото?

- Первый день прошел нормально, я не потерял шансов, так что все решится в четверг.

-С трибуны было заметно, что вы прихрамываете.

- Боль в ноге действительно есть, но на беговых дисциплинах это не сказывается. Единственный вид, в котором травма может мне помешать, это метание копья.

- Удачи.

Olympic Stadium. 31 июля. Мужчины. 800 м. 1. Вебьорн РОДАЛ (Норвегия) - 1.42,58. 2. Эзекиль Сепенг (ЮАР) - 1.42,74. 3. Фред Оньянча (Кения) - 1.42,79. 4. Норберто Теллес (Куба) - 1.42.85. 5. Нико Мотчебон (Германия) - 1.43,91. 6. Давид Кипту (Кения) - 1.44,19. 7. Джонни Грей (США) - 1.44,21. 8. Беньонес Лахлу (Марокко) - 1.45,52.

Диск. 1. Ларс РИДЕЛЬ (Германия) - 69,40 (О - 0 - 65,40 - 63,10 - 69,40 - 69,24). 2. Владимир Дубровщик (Белоруссия) - 66.60 (64,86 - 66,60 - 64,38 - 59,68 - 0 - 0). 3. Василий Каптюх (Белоруссия) - 65,80 (63,24 - 64,00 - 65,80 - 0 - 63,82 - 65,08). 4. Энтони Вашингтон (США; -65,42. 5. Виргилиус Алекна (Литва) - 65,30. 6. Юрген Шульт (Германия - 64,62. 7. Виталий Сидоров (Украина) - 63,78. 8. Вацловас Кидикас (Литва) - 62,78. 9. Алексис Элисалде (Куба) - 62,70. 10. Аттила Хорват (Венгрия) - 62,28. 11. Сергей Ляхов (Россия) - 60,62. 12. Эдам Сетлифф (США) - 56,30.

Женщины. 400 м с/б. 1. Деон ХЕММИНГС (Ямайка) - 52,82. 2. Ким Баттен (США) - 53,08. 3. Тоня Бьюфорд-Бэйли (США) - 53,22. 4. Дебби Пэррис (Ямайка) - 53,97. 5. Хайке Майсснер (Германия) - 54,03. 6. Рози Эде (Канада) - 54,397. 7. Ионелла Тирля (Румыния) - 54,40. 8. Сильвия Ригер (Германия) - 54,57.