Газета Спорт-Экспресс № 251 (5128) от 7 ноября 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19

7 ноября 2009

7 ноября 2009 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МЕМОРИАЛ ТАЛЯ

В четверг в московской гостинице "Националь" стартовал IV "Мемориал Таля", который имеет 21-ю категорию .

КРАМНИК, ИГРАЯ С КАРЛСЕНОМ, БОРОЛСЯ И С КАСПАРОВЫМ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Москвы

"Театр начинается с вешалки, а турнир ­- с жеребьевки". Эта реприза, ставшая классикой жанра, приобретает особое значение для гроссмейстерских состязаний, которые проводятся в один круг, с нечетным количеством туров. При такой системе кому-то повезет играть пять партий белыми и четыре черными, а кому-то, наоборот, - не повезет. В этот раз жребий расставил участников следующим образом: 1. Карлсен. 2. Морозевич. 3. Гельфанд. 4. Аронян. 5. Иванчук. 6. Ананд. 7.Свидлер. 8. Пономарев. 9. Леко. 10. Крамник.

Бросается в глаза, что фортуна проявила благосклонность к самому молодому участнику (19 лет Магнусу исполнится 30 ноября этого года), к тому же обладающему самым большим рейтингом - 2801. Карлсену не только достался красивый и символичный номер, но и с основными конкурентами - Крамником, Анандом и Ароняном - выпало играть белыми.

А вот сильнейшему игроку России, Крамнику, явно не повезло. Во-первых, придется играть на одну "черную" партию больше, а, во-вторых, белыми из первой рейтинговой пятерки - лишь с Анандом.

В первом же туре жребий свел за одной доской триумфатора Наньцзиня-2009 Карлсена и победителя Дортмунда-2009 Крамника. Причем в Германии российский гроссмейстер буквально разгромил норвежца. До сих пор перед моими глазами стоит опрокинутое личико юного гения и холодно-бесстрастное лицо его "экзекутора".

В ходе немецкого супертурнира еще никто не знал, что Карлсену помогает Каспаров. А перед турниром в Наньцзине была допущена "утечка", причем, подозреваю, умышленно. Ведь одно дело играть просто с сильным Малышом, "которому нужен хороший наставник" (Крамник), и совсем другое - с Викингом, за спиной которого незримо маячит Великий и Ужасный с его секретной мегабазой, где остались неизрасходованными 17 тысяч дебютных боеголовок, взятых теперь на вооружение юным норвежским гроссмейстером.

Как говорил Екклезиаст: "Кто умножает познания, умножает скорбь". Среди людей, не читавших Ветхий Завет, существует адаптированная версия этого высказывания царя древнего Иерусалима: "Меньше знаешь, крепче спишь". Подозреваю, что, прослышав о новом "сенсее" Карлсена, игроки, которым предстояло играть с норвежцем, стали беспокойно ворочаться во сне. Об этой особенности своевременной "утечки" говорил, усмехаясь, и Магнус на популярном ток-шоу ТВ Норвегии сразу после Наньцзиня. В общем, думаю, читатель понимает, сколь богатый психологический подтекст был у премьерной партии Мемориала Таля.

Партия эта держала в напряжении не только тех немногих, кому удалось наблюдать ее живьем, но была в центре внимания всех комментаторов на многочисленных шахматных сайтах, ибо именно ее все эксперты обсуждали в режиме онлайн.

Вашему же корреспонденту и его нескольким коллегам повезло: после этой фантастической по накалу партии, длившейся полных шесть часов, и получасового совместного анализа, который происходил непосредственно на рабочем месте, Крамник подошел к журналистам. И вот что он рассказал:

- После дебюта я получил хорошую позицию - соперник явно недоработал. Я мог несколько раз форсировать ничью, но не хотел. Можно было взять на g2 и играть позицию с лишней пешкой, но там получалась ничья. А тут пешек поровну, но позиция для белых довольно неприятная. Может быть, мне надо было где-то сыграть потоньше и не дать ему перевести слона на с3, тогда бы дела Магнуса были еще хуже. Дальше мне казалось, что соперник держится, но он зачем-то "дернулся", сыграв, 31.е4. Не знаю, зачем он это сделал, возможно, просто недооценил 34..f5. После же этого ошибочного хода у него уже тяжелая позиция. Но Магнус заиграл здорово, и - темп в темп! - успел защититься и практически сделал ничью. Я ищу выигрыш после контроля, не нахожу его, делаю ход и вдруг вижу: он заиграл на выигрыш!

Это полное безумие! Потому что позиция у него хуже, и ему следовало благодарить бога, что он успел - темп в темп - ничью сделать. После того как побил 45…Лbc3, я уже мысленно записал себе очко в таблицу: пешки "b" и "с" идут, на вид совершенно выигранная позиция... Но он нашел какие-то этюды и каким-то чудом спасся.

Я не удержался и спросил у Владимира:

- Играя с Карлсеном, вы ориентировались на то, что за его спиной стоит Каспаров? Именно поэтому был применен этот вариант "Нимцовича"?

- "Нимцович" с 4.Фс2 - это любимая каспаровская система. Видимо, они вместе над ней работали. Но плохо работали! - с веселой улыбкой ответил российский шахматный тяжеловес, после чего ушел отдыхать и готовиться к не менее принципиальной дуэли во 2-м туре с Анандом.

Сумел ли Владимир хотя бы частично "вернуть должок" чемпиону мира за Бонн, вы знаете.

Об остальных поединках 1-го тура расскажу кратко. Морозевич белыми получил многообещающую атаку против Леко, но выигрыша отыскать москвичу не удалось.

Иванчук во встрече с Анандом, потратив львиную долю времени на дебют и проблемы миттельшпиля, концовку провел в жесточайшем цейтноте, но сумел-таки не "уронить флаг".

Аронян, как он сам выразился, впустую израсходовал белый цвет, растратив дебютное преимущество, которое у него было поначалу. А его соперник Свидлер - черными - хотел было поиграть на выигрыш, но такового в возникшей позиции не оказалось.

Гельфанд, как он поведал в пресс-центре, совершил несколько мелких неточностей, которых Пономареву в итоге оказалось достаточно для обнаружения несложного ничейного механизма.

Интересно, что "Мемориал Таля" проходит в одном из многочисленных залов для приемов отеля "Националь", который называется "Санкт-Петербург". Метров через десять от него находится зал по имени "Ярославль", где вечером описываемого дня хорошая компания справляла свадьбу.

Время от времени участники турнира слышали уместные для "Ярославля", но излишние для "Санкт-Петербурга" взрывы восторга и крики "Ура!" Почему не "Горько!" - я не знаю. Видно, время не пришло. От внезапных звуков бурного веселья гроссмейстеры вздрагивали, поднимали головы от столов, но, как ни странно, при этом не хмурились досадливо, а улыбались...

1-й тур. Ничьи: Карлсен (Норвегия) - КРАМНИК, МОРОЗЕВИЧ - Леко (Венгрия), Аронян (Армения) - СВИДЛЕР, Иванчук (Украина) - Ананд (Индия) и Гельфанд (Израиль) - Пономарев (Украина).

Диаграммы партий смотрите в PDF