Газета Спорт-Экспресс № 265 (3352) от 26 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ФУТБОЛ |
Известный российский специалист Виктор Бондаренко, как уже сообщал "СЭ", на прошлой неделе сложил с себя полномочия главного тренера сборной Мозамбика после того, как его подопечные уступили в квалификационных матчах ЧМ-2006 команде Гвинеи.
Виктор БОНДАРЕНКО
МАХНЕМ С СЕМИНЫМ В ГОСТИ К ДРУГУ КЕЙРОШУ
ДЕЛИЛИ ДЕНЬГИ И ЗЕМЛЮ ВМЕСТО ФУТБОЛА
- На летней встрече в редакции "СЭ" вы настороженно высказывались о предстоящих матчах. Выходит, небеспочвенны были опасения, раз дважды проиграли - 0:1 и 3:4?
- Прежде всего виноват я! Да, гвинейцы сильнее индивидуально, у них больше игроков выступает в Европе. Но соперник был проходим. Да только вместо игры у нас начали делить шкуру неубитого медведя - деньги, награды, земельные участки в престижных районах, обещанные правительством за попадание в отборочный цикл.
- Так в чем ваша-то ошибка?
- Как-то по-русски получилось. Вовремя не сократил состав, оставил в команде 20 человек. Снисхождение проявил. Все думал, как людям помочь, чтобы никто не почувствовал себя обделенным. В результате - как обухом по голове: в последние минуты перед ответной игрой вместо установки, тактики пришлось убеждать не попавших в заявку, что они тоже получат причитающееся. А больше всего мутил воду тот, кого я и планировал поначалу "отцепить". Своим поведением и спровоцировал конфликт. Остальные вышли на поле взвинченными, перегоревшими. Мысли у них где-то далеко витали. А футбол такого не прощает. После первого тайма летим - 0:3. Дома. И все кончено.
В раздевалке говорю - не думайте о результате, поздно уже. Просто порадуйте народ напоследок, на вас 50 тысяч смотрят. А вратарь рыдает: "Не могу больше играть". Выпустил дублера - парень тут же пропустил четвертый. И только в последние полчаса встряхнулись, три гола отыграли. Хоть и поздно, но показали, как играть умеем.
Причем все три мяча забил форвард Дарио. Когда в августе я был у вас в редакции, в те же дни сигнализировал Юрию Семину: есть для вас паренек! В скромной португальской "Академике" из Коимбры. Безжалостен, точно ястреб. Никого не прощает. Но момент был упущен, а потом Дарио подписал контракт с богатой командой из Объединенных Арабских Эмиратов. И теперь выдернуть его оттуда неимоверно сложно.
- Отставку приняли сразу?
- Просили остаться. Зрители пришли с плакатами "Бонда, не уходи!" Но как я могу?! Я проиграл, не обеспечил результат - значит, должен уйти. Все наперебой говорят, что это не моя вина, что я должен продолжать работать. Но какой в этом смысл, когда благодаря умникам, придумавшим новую формулу, целых 23 страны - все проигравшие в стыковых матчах - на два года остались без большого футбола. И что они будут эти два года делать? Это же преступление - отцепить бедных, ненужных, от отборочного цикла. Загубить в этих странах футбол на корню.
Я слишком люблю Мозамбик. За много лет он стал мне второй родиной. Не могу драть с этой бедной страны деньги, которые мне по совести не положены.
- Ваш контракт уже истек?
- Нет, он до марта 2004-го. Но на встрече с министром спорта сам попросил закрыть его досрочно. В начале декабря вернусь в ЮАР. Там у меня квартира, сын работает. Осмотрюсь и буду думать, что делать дальше. Слышал, меня хотел вернуть "Орландо Пайрэтс", но у них сейчас все идет успешно. В переменах клуб вряд ли нуждается.
ПОПАЛ БЫ С "РОСТОВОМ" В ПЯТЕРКУ
- Рискнете поработать еще с какой-нибудь сборной?
- Безусловно. Знаете, век живи - век учись. Случившееся меня многому научило. Нельзя было до такой степени желать людям добра. Надо быть жестче.
- Летом вы не скрывали желания вернуться в Ростов-на-Дону. Не поступало предложений?
- Похоже, не вписываюсь в планы клуба. Жаль, команда не выполнила поставленную на сезон задачу - ведь материал там неплохой. В ребятах, которых лично рекомендовал, абсолютно уверен. И убежден, "Ростов" мог выступить лучше, но им не удалось подобрать ключи к сердцам африканских легионеров.
- Думаете, коллективы, в которых немалую долю составляют игроки с Черного континента, способны добиться успеха в наших специфических условиях?
- Вне всякого сомнения! Если все сложится хорошо, "Ростов" должен заиграть на следующий год.
- А что если тот год "Ростов" начнет с новым тренером, взгляды которого на африканцев будут сильно отличаться от ваших?
- Обидно будет! Я ведь предлагал клубу ребят, которые мне были как родные. Новому человеку потребуется много времени, чтобы достигнуть такой же степени понимания. Если он вообще захочет это делать.
- Вы считаете, что могли принести пользу донскому клубу?
- Прямо так в лоб и спрашиваете? Думаю, могли бы закончить сезон в пятерке. Еще весной, на сборах в ОАЭ, предлагал Балахнину помощь как тренер-консультант. Но понял, что большого интереса нет, и дал добро Мозамбику.
Понимаете, я ведь острой необходимости вернуться на родину не испытываю. Востребован здесь, в Африке. Единственное, на что откликнусь, не раздумывая, - "Ростов". Здесь подобрался уникальный материал, с которым было бы безумно интересно поработать.
- Кто еще кроме родного клуба к вам обращался?
- Всего рассказать не могу. Подождите, еще не время раскрывать все карты.
КОГДА МНГУНИ ЗАБИЛ "РЕАЛУ", НЕ УДЕРЖАЛСЯ ОТ СЛЕЗ
- Со своими "подшефными" поддерживаете связь?
- Ребята часто звонят, просят совета. Не только по футбольным, но и по житейским вопросам. Не все из них заиграли, но все убедились, что ведение дел в России, и в частности, в "Ростове", более профессиональное и грамотное, чем в Южной Африке.
- Но что-то же мешает?
- Не всем сразу удалось реализовать себя. Есть проблемы, есть. О некоторых вслух и не скажешь. Не все же такие сильные духом и уверенные в себе бойцы, как Бут и Кампамба. Понимаете, африканские игроки очень своеобразны. Чтобы с ними успешно работать, надо их близко знать. Строить отношения только на доверии. Вы даже не представляете, какую пользу они могут принести, если их хорошо подготовить!
Разве не убеждают примеры: Лекхето, Бут, Мнгуни, Кампамба. Двое моих пацанов вошли в символическую сборную по итогам чемпионата, которую вы опубликовали в своей газете. Это ведь о чем-то говорит?!
- Внимательно следили за сборной России?
- Не отрывая глаз. Смотрели матчи с Уэльсом всем посольством. Тут все ходуном ходило. Считаю, Жора Ярцев - народный талант! Но не меньше переживал за Латвию, за Сашу Старкова. Вы и не знали, думаю, что мы когда-то вместе играли. Я капитанил в "Даугаве", когда он к нам только пришел. Молодой, талантливый мальчик. Как самый опытный, старался помочь ему раскрыться. Да и он с самого начала по-человечески мне весьма импонировал. Вот и подружились. С тех пор вот почти 30 лет за Сашкой слежу, страстно за него болею.
- Поедете на предстоящий Кубок Африки в Тунисе?
- А как же! И на чемпионат Европы в Португалии. Но прежде 11 декабря махнем с Юрием Семиным на недельку в мадридский "Реал". Поездку эту планировали давно, да и вдвоем веселее. Знаем ведь друг друга сто лет - еще в ВШТ вместе учились. Можно посудачить без раскачки. Тем более что едем еще к одному моему доброму знакомому - Карлушу Кейрошу. Который отсюда родом, из Мозамбика. Одно время работал главным тренером сборной Южной Африки, но, откровенно говоря, его здесь до конца так и не приняли. Я возглавлял тогда "Морока Своллоуз", и Карлуш нередко заглядывал ко мне на тренировки. Советовался, спрашивал, кого могу порекомендовать для сборной. А теперь сам к нему еду. Да не куда-нибудь, в "Реал"!..
Вспоминаю, как ровно год назад сидел на трибунах "Сантьяго Бернабеу". И мой воспитанник Мнгуни на моих глазах забивал "Реалу". От слез удержаться было невозможно. Значит, все, что я сделал, было не зря. Понимаете?!
Павел ДЕМЕЩИК