Газета Спорт-Экспресс № 167 (2959) от 27 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

28 июля 2002

28 июля 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Матч 17-го тура

ЦСКА - ЛОКОМОТИВ

ЧЕЛОВЕК-ЗАГАДКА С ПАСПОРТОМ УЗБЕКИСТАНА

ТАКОЙ РАЗНЫЙ МАМИНОВ

"С Маминовым собираешься говорить? - интересуются коллеги. - Спроси у него, не надоело ли столько лет футболисту приличного класса играть в одной команде. Все тот же "Локомотив". Все та же Баковка. Все те же полтора десятка болельщиков на трибуне. Смысл-то в чем?"

Но когда видишь, как Владимир Маминов проходит по смешанной зоне после неудачных матчей "Локомотива", вопросов про смысл не возникает. На лице вселенская скорбь, глаза потухшие - будто не команда очки потеряла, а атомная война началась. В такие моменты борешься с желанием подойти, хлопнуть по плечу, сказать: "Ну что ты, ей-богу, это ж всего-навсего игра..."

А переживает так человек потому, что знает цену каждой минуте, проведенной на поле в красно-зеленой футболке. За десять лет в клубе, большую часть которых он, по сути, провел в ранге "первого запасного", он научился дорожить таким - для кого-то пустячным - обстоятельством, как фамилия в стартовом протоколе. Маминов может играть хорошо, может играть плохо, но он не может играть безразлично. Оттого и любим болельщиками, которые искренность от фальши отличают за версту.

Говорят, долгие годы в запасе "Локо" были связаны не только с серьезной конкуренцией в команде, не только с жуткой травмой в 94-м, но и с особенностями характера Маминова. Мол, не мог долгое время Юрий Семин подобрать ключик к чересчур восприимчивой натуре своего вечного запасного. Не берусь судить, насколько такая версия верна, но этот парень действительно производит впечатление человека тонкой душевной организации. Скромный, интеллигентный, с негромким голосом и ясной улыбкой - даже не верится, что именно он получасом ранее бросался в подкаты как ошалелый и кидался на мяч как Матросов на амбразуру, чтобы отодвинуть опасность подальше от своей штрафной.

На матчах "Локомотива", не будем лукавить, болельщиков обычно не очень много и звуки происходящего на поле слышны довольно отчетливо. Привычная картина - Маминов кидается под удар, раздается оглушительный треск, словно выстрел, и холодок по коже: все, убился... Нет, встает. И продолжает в том же духе.

Последние - не слишком удачные - игры вице-чемпионов наводят на мысль: может, команде сейчас не хватает именно желания умирать на поле, которое нередко демонстрирует Маминов?

СВОЯ КОМАНДА

На взгляд со стороны, карьеру Маминова трудно назвать удачной. Годы на скамейке запасных, хотя для многих было очевидно: этот игрок давно перерос уровень дубля. Тяжелейшие травмы, после которых обычно вешают бутсы на гвоздь - как, например, полный разрыв крестообразных связок с повреждением мениска, полученные в столкновении с Черышевым в матче с "Динамо" в 94-м. Постоянная борьба с самим собой, когда каждое межсезонье начинаешь с целью наконец-то стать своим, по-настоящему своим в команде - а осенью откладываешь эту задачу на следующий год.

На вопросы: "Почему не смените клуб?" отвечал просто: "Хочу работать в "Локо". Что это - патриотизм, боязнь перемен или желание доказать себе и окружающему миру, что ты пригодишься именно этой команде? Команде, школу которой ты закончил (в детстве Маминов занимался в ФШМ, но последние два года тренировался в школе "Локомотива"). Обладатель премии "Стрелец" как лучший опорный хав чемпионата России2001 восемь лет шел к тому, чтобы стать одним из ключевых игроков Семина.

Кто-нибудь теперь скажет, что эти восемь лет были прожиты впустую? И вот ведь парадокс: "Локо" второй половины 90-х по классу значительно уступал сегодняшнему, но в нем Маминов мог рассчитывать лишь на роль второго плана. Впрочем, для самого игрока здесь нет ничего удивительного: "Просто нужно больше работать. Работать на совесть и надеяться. Со временем я стал по-другому воспринимать футбол, переосмыслил суть этой игры. Стараюсь постоянно учиться, развиваться. Например, когда смотрю матчи европейских клубов, каждый раз отмечаю для себя что-то полезное. Видимо, чему-то смог научиться..."

Вне поля Маминова не назовешь вожаком или заводилой. У него нет яркого колорита, как у Овчинникова. Им не восхищаются взахлеб, как в прошлом сезоне Измайловым, а в нынешнем - Пименовым. Но если есть на поле носильщик роялей, рабочая лошадка под восьмым номером - механизмы красно-зеленой машины работают слаженнее и четче.

Но почему, почему он не ушел тогда, когда всем казалось - ждет у моря погоды и вряд ли дождется, коль за столько лет не заработал постоянного места в составе? Никто же не мог дать гарантии, что так гладко заиграется ему в 2001-м, что будут голы-красавцы со штрафных "ЗИЛу", "Сатурну", "Тиролю"! Наверное, дело в том, что "Локомотив" - свой для Маминова. И наоборот. А патриотизм здесь ни при чем. Боязнь перемен - тем более.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШЕСТЬ ОЧКОВ

Кто-то сказал про Маминова - человек-загадка. "Мистер X" смущенно улыбнулся - раскусил намек на свою игровую нестабильность, обещал исправиться. И хотя категорически безобразные матчи приключаются у него редко, иной раз полузащитника сборной Узбекистана будто не узнать. "Локомотив"-2002 также представляется командой-загадкой. Подопечные Юрия Семина в последних турах чемпионата играют так, словно хотят, чтобы красно-зеленым болельщикам жизнь спокойной не казалась - оступаются на ровном месте, теряя очки, которые осенью могут оказаться золотыми. Такие вот они загадочные, под стать друг другу - и лидер чемпионата, и его восьмой номер. У которого, к слову, в этом году своеобразный юбилей - 10 лет в "Локо". Из ныне играющих в команде лишь Сергей Овчинников пришел в клуб раньше - в 91-м.

Есть в футбольном слэнге такое выражение - шестиочковый матч. Для Маминова и его "Локомотива" завтрашний поединок с ЦСКА будет значить даже больше. Игроки и тренеры могут сколько угодно говорить, что чемпион определяется лишь после 30 туров. Но очевидно: отпусти в воскресенье железнодорожники армейцев - от диагноза "вечно второй" излечиться команде Юрия Семина будет очень сложно. 27-летний ветеран "Локо" должен понимать это как никто другой.

Дина ЮРЬЕВА