12 декабря 2015, 00:10

Будет ли УЕФА платить Франции за безопасность?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

EURO-2016. Сегодня жеребьевка финального турнира

Как во время Euro обеспечить безопасность? Нужны ли фан-зоны? Платит ли УЕФА французским городам? Сколько можно заработать на болельщиках? Обо всем этом "СЭ" рассказал Фредерик Жиль – глава Клуба городов – хозяев Euro-2016.

Александр ПРОСВЕТОВ
из Бордо

В ходе подготовки к Euro-2016 во Франции изобрели новшество – Клуб городов – хозяев. Текущей деятельностью этого объединения ведает заместитель генерального директора муниципалитета Бордо Фредерик Жиль. Он предложил встретиться в гостинице, и в назначенный час я обменивался рукопожатием с этим человеком крупного телосложения.

– Вы, видимо, в прошлом спортсмен?

– Занимался гандболом.

– А я предположил для себя, что регби.

– В этих видах спорта вообще-то немало общего. Выступал за "Монпелье", самый титулованный во Франции гандбольный клуб, который 14 раз побеждал в первенстве страны, а в 2003 году выиграл даже Лигу чемпионов. Правда, я к тому времени уже играть закончил. Но дважды чемпионом Франции все-таки становился.

– В России бывать доводилось?

– В Петербурге – очень красивый, кстати, город, – а также Москве. Приезжал туда в 1994 году с футбольным "ПСЖ", который встречался в Лиге чемпионов со "Спартаком". В то время я работал в парижском клубе – отвечал за связи с городами и департаментами.

ПРИБЫЛЬ БОРДО – 126 МИЛЛИОНОВ ЕВРО

– Итак, давайте поговорим о Клубе городов – хозяев Euro-2016. Прежде всего хотелось бы понять, что это такое?

– Учитывая опыт проведения таких крупных турниров, как чемпионат мира по футболу-1998 и Кубок мира по регби-2007, мы пришли к выводу, что городам поодиночке трудно добиваться от международных федераций выгодных для себя условий. Поэтому и был создан Клуб, в рамках которого города – организаторы предстоящего турнира, с одной стороны, могут обмениваться друг с другом опытом, с другой, – вырабатывать общую стратегию и выступать единым фронтом на переговорах с могущественным УЕФА, а также правительством Франции.

Официальный мяч Euro - "Красивая игра". Фото REUTERS
Официальный мяч Euro - "Красивая игра". Фото REUTERS

– Раньше что-то не доводилось слышать о подобных образованиях.

– Это первый опыт в мире, который в дальнейшем, возможно, подхватят. Правда, следующий чемпионат Европы по футболу будет проводиться в 2020 году сразу в нескольких странах. Следовательно, Клуб городов имеет шанс стать международной организацией. Работать будет сложнее, зато интереснее.

– Клуб проводит совещания?

– Конечно. Технические комитеты, в которых работают представители всех 10 городов – хозяев Euro, собираются ежемесячно, административный совет, в который входят политические деятели, – ежеквартально. Члены административного совета принимают решения, а также поручают отстоять ту или иную позицию на переговорах президенту клуба, которым является Ален Жюппе, мэр города Бордо (в 1995 – 97 годах Жюппе был премьер-министром Франции, он занимал также различные министерские посты, в том числе возглавлял МИД. – Прим. А.П.). Координацию всей деятельности осуществляем мы вдвоем с Каримом Эрида, ответственным за развитие спорта в парижском муниципалитете.

– Какая тематика обсуждается?

– Сейчас на первый план вышла безопасность. Но рассматривались и вопросы, связанные с готовностью стадионов, и различные коммерческие аспекты. Так, поначалу УЕФА запрещал городам иметь собственных партнеров. Он хотел, чтобы бизнес работал только с ним, эксклюзивно. В результате переговоров мы добились того, что каждый город вправе заключать спонсорские контракты с четырьмя компаниями. Это сокращает расходы муниципалитетов. Турнир, который стоит денег казне, не должен приносить доход только УЕФА.

Мы также убедили УЕФА в том, что города не могут нести все бремя расходов, и договорились с ним о выделении 20 миллионов евро – по два миллиона каждому городу. По миллиону все уже получили, остальное поступит после турнира.

– Каковы общие расходы на проведение турнира в Бордо?

– Три миллиона, не считая, конечно, строительства стадиона. При этом мы разъясняем населению, что турнир принесет пользу и городам. Ведь гостиницы, рестораны, магазины извлекут прибыль. В Бордо, по оценкам экономистов, она составит 126 миллионов евро.

– Выделив два миллиона, УЕФА, таким образом, покрывает две трети ваших текущих расходов?

– Да. При этом сейчас с УЕФА ведутся новые переговоры, поскольку расходы на безопасность в связи с террористическими акциями в Париже значительно возрастут. УЕФА уже согласился покрыть часть этих дополнительных затрат. Пока не объявлено, в какой мере, но исполком УЕФА, который соберется в Париже накануне жеребьевки финального турнира, должен принять решение о дополнительных ассигнованиях. Мы находимся в постоянном контакте с главой оргкомитета Жаком Ламбером, который доведет до сведения исполкома УЕФА нашу позицию.

В УЕФА УВЕРЕНЫ: ФАН-ЗОНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ

– В одном из интервью вы обмолвились, что в Бордо расходы только на обеспечение безопасности в фан-зоне составят 700 тысяч. Как же затраты на эти цели оцениваются теперь?

– Они примерно удвоятся.

– На что же пойдут дополнительные средства?

– На установку камер видеонаблюдения и увеличение числа охранников, в том числе их ускоренную подготовку.

Ница. Стадион "Алльянц Ривьера". Фото AFP
Ница. Стадион "Алльянц Ривьера". Фото AFP

– Речь идет о невооруженной охране?

– Да, о тех, кто будет осуществлять наблюдение за порядком и производить личный досмотр. Охранников будут набирать и готовить из числа безработных, но МВД, конечно же, проверит этих людей на благонадежность. Террористическая угроза будет существовать и после Euro, так что необходимость в охранниках не отпадет. Мы просто воспользуемся турниром как поводом для подготовки людей. Впоследствии они будут работать в универмагах, аэропортах, на вокзалах и в других местах скопления народа.

– Во французской прессе, между тем, высказываются различные мнения относительно фан-зон. Одни доказывают, что фан-зоны надо сохранить, другие ратуют за их упразднение. Какова ваша позиция?

– Клуб городов, так же как министры внутренних дел и спорта, а также УЕФА считает, что фан-зоны нужны. Многие болельщики приезжают без билетов на матчи, чтобы просто "потусоваться". Билеты ведь не всем по карману, да и не всегда их можно достать. Закрыть для этих людей границу нельзя. В конце концов, Euro должен быть народным праздником. Значит, их надо каким-то образом принять и организовать, чтобы была возможность посмотреть футбол на большом экране, поесть, выпить, пообщаться, развлечься.

Задача заключается в том, чтобы обеспечить максимальную безопасность на контролируемой закрытой территории с бесплатным доступом. При этом будет устраиваться личный досмотр.

– Помимо прохода через "рамки"?

– Нет. Металлоискатели не предусмотрены.

– Почему? В Москве даже на День города проходили через них.

– У нас их и на стадионах нет. К тому же турнир пройдет летом, так что на людях будет легкая одежде. Полагаем, личного досмотра достаточно.

– "Рамки" – это дополнительные расходы?

– Не только. С ними проход будет занимать несколько часов.

– Но вы же не можете согнать всех в фан-зону? Кто-то все равно будет "тусоваться" на неподконтрольной территории.

– Но, если будет действовать фан-зона, таких будет меньше. В принципе обеспечить абсолютную безопасность нельзя. Можно лишь сделать максимум возможного. Как будут развиваться события, никто не знает, но на сегодняшний день мы стоим на том, что фан-зоны будут, как если бы ничего не произошло. Словом, работаем по изначальному плану. Хотя и с поправками. В частности, пришлось запретить установку больших экранов за пределами фан-зон. В больших городах, таких, как Нант, Ренн или Монпелье, которые не будут принимать Euro и организовывать фан-зоны, просмотры телетрансляций устроят в закрытых концертных залах, дворцах спорта, а также на стадионах, где будут приниматься необходимые меры безопасности.

БЕЛЬГИЙЦЫ ПЬЮТ МНОГО ПИВА

– Обращает на себя внимание, что во Франции в ходе подготовки говорят только о строительстве и модернизации стадионов. О прочей инфраструктуре – аэропортах, вокзалах, дорогах, средствах связи, гостиницах – ничего.

– Отдельные проекты осуществляются, но это происходит своим чередом. В Бордо, например, довели трамвайную ветку до стадиона. Теоретически можно говорить, что это проект, связанный с Euro. Но в основном вся необходимая неспортивная инфраструктура есть, потому и проблемы нет.

А вот новые стадионы были нужны. Добиваясь права на проведение Euro-2016, у нас и думали прежде всего о том, чтобы, по примеру Германии, обзавестись современными аренами на ближайшие 30 – 40 лет. В 1998 году Франция шансом не воспользовалась. Тогда почти весь бюджет ушел на один "Стад де Франс". Прочие стадионы лишь немного расширили.

Сен-Дени. Главный стадион турнира "Стад де Франс". Фото AFP
Сен-Дени. Главный стадион турнира "Стад де Франс". Фото AFP

– Сколько гостей ждете летом в Бордо?

– Это во многом зависит от жеребьевки финального турнира. Хотя в Бордо, где много памятников, в целом бывает много гостей.

Впрочем, бельгийских болельщиков у нас точно будет много. Ведь сборная этой страны, которая, между прочим, возглавляет сейчас рейтинг ФИФА, выбрала в качестве своей базы соседний городок Ле Пьян-Медок. Англичане на нее тоже претендовали, но колебались. Бельгийцы были более решительны – их главный тренер Марк Вильмотс играл за "Бордо", на базе которого команда и будет тренироваться. Кроме того, предусмотрены тренировки для зрителей на старом "Стад де Лескюр". Между прочим, в Бразилии на такие тренировки сборной приходило до 20 тысяч бельгийцев.

– Так у вас и вовсе бельгийское нашествие будет! Рядом же. Да и удобно – бельгийцы говорят по-французски?

– И, что радует, пьют много пива!

Придумай мем

Новости