25 июня 2014, 23:33

Халилходжич - боснийский диктатор Алжира

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧМ-2014. Матч №48. Группа Н. 26 июня. 23.59. АЛЖИР – РОССИЯ

Главный тренер сборной Алжира – достойный соперник для Фабио Капелло.

Кто такой Алильаджик – c ударением на последнем слоге? Именно так чудно фамилию Халилходжич произносят во Франции, в которую в 1981 году тогда еще нападающий югославской сборной перебрался из мостарского "Вележа". Было ему 28 – уезжать за границу футболистам в бывшей Югославии разрешалось только с этого возраста. С той поры Вахид Халилходжич крепко связан с Францией, в которой всем известен как "коуч Ваид".

Впрочем, став в составе "Нанта" лучшим бомбардиром национального чемпионата в 1983 и 1985 годах, а также отыграв один сезон в "ПСЖ", босниец в 1987 году вернулся на родину. Открыл в Мостаре булочную, кафе, магазин одежды, позже устроился спортивным директором в "Вележе". Но началась война.

Вахид получил ранение. А потому вместе с семьей вернулся в 1993 году во Францию и спустя два года получил гражданство.

Поработав в клубе второго дивизиона "Бовэ", долго не мог снова трудоустроиться, учился и, наконец, уехал в Марокко, чтобы выиграть с клубом "Раджа Касабланка" не только чемпионат страны, но и африканскую Лигу чемпионов. Так что северная Африка Халилходжичу хорошо знакома давно.

Тренера очень любят в Лилле, клуб которого он поднял за три года из низов второй лиги до Лиги чемпионов. Далее были "Ренн" и "ПСЖ", где "коуч Ваид" пересекся с Сергеем Семаком. Сначала россиянин здорово насолил ему как футболист ЦСКА: в московском матче группового турнира Лиги чемпионов забил и заработал пенальти, благодаря чему армейцы победили парижан со счетом 2:0, а 7 декабря 2004 года Семак сделал хет-трик на "Парк де Пренс" (3:1). Обидчиков часто зовут к себе – и в начале следующего года полузащитник был уже футболистом "ПСЖ".

Впрочем, с Халилходжичем он работал очень недолго. Парижская команда выступала в тот период неудачно, и после дебютного для Семака матча в ее составе, закончившегося домашним поражением от "Ланса" (0:2), тренера попросили на выход.

В последнее время Халилходжич переключился на сборные. Вывел команду Кот-д’Ивуара на ЧМ-2010, но был в преддверии этого турнира несправедливо уволен после того, как в 1/4 финала Кубка Африки "слоны" упустили победу и проиграли в дополнительное время Алжиру (2:3). Все сразу забыли, что до этого команда выдала серию из 23 матчей без поражений. В ЮАР ее повез Свен-Еран Эрикссон.

Ирония судьбы – летом 2011 года босниец возглавил невольно насолившую ему сборную Алжира. Неудачное выступление на Кубке Африки-2013 (последнее место в группе с одним очком) руководители федерации стерпели, хотя критика в адрес иностранца, обновлявшего состав и отказавшегося от ряда авторитетов, лилась бурным потоком. На ЧМ-2014, кстати, в итоге не поехали Будебуз, Кадир и Джеббур, хотя, когда босниец три года назад приступил к работе с "лисицами пустыни", пресса нарекла их и Фегули "волшебным квартетом".

Халилходжич – человек с трудным, неуживчивым характером, взрывной и иногда слишком резкий в высказываниях. Самолюбивый и властный, он ненавидит поучения. В 2011 году Вахид подал в отставку из загребского "Динамо" в перерыве матча, потому что президент клуба зашел в раздевалку и принялся упрекать тренера в неправильном выборе состава.

Алжирский специалист Рабах Саадан, руководивший "лисицами пустыни" до Халилходжича, посмел по телевидению покритиковать боснийца за то, что команда оторвана от болельщиков. В частности, заметил, что присутствие фанатов на тренировках не только не мешает работе, а, наоборот, помогает, потому что подстегивает игроков, дает им понять, что они нужны. Халилходжич теперь "тычет" предшественникам "замечательными" результатами, напоминает о том, как сборная заняла третье место в отборочной группе розыгрыша Кубка Африки-2012, как потерпела разгром 0:4 от соседей из Марокко (это было, к слову, после Саадана, когда командой недолго руководил Абдельнак Беншикна).

В общем, для него по большому счету враги и местные тренеры, и журналисты, которых Халилходжич в принципе выносит с трудом. В ходе ЧМ-2014 он отнюдь не баловал их вниманием, а после выигрыша у Кореи на ЧМ-2014 "рубанул" вот такую правду-матку:

– Болельщики меня никогда не оставляли, они верили в меня с первого дня. В отличие от вас, журналистов. Победа – мой подарок болельщикам, а не вам. Знаю, вы сегодня огорчены, потому что мы не просто победили, а сделали это красиво, и вы потеряли возможности приподняться за наш счет.

Вахид, собственно, и во Франции позволял себе прогуливать пресс-конференции, спорил с судьями и допускал выпады в их адрес.

Чем тренер алжирцев похож на Фабио Капелло, так это не только неприятием вмешательства в свою работу и склонностью к изоляции от внешнего шума, но и приверженностью к строжайшей дисциплине. Когда, работая в "Ренне", он застал Ламина Диатта и Антони Ревейера играющими на видеоприставке среди ночи перед выездным матчем со "Страсбуром", то отправил обоих домой отдельно от команды.

Так, может быть, из-за этой любви тренера к беспрекословной дисциплине в сборной теперь и нет недавних "неприкасаемых"?

Новости