17:45 13 августа 2015 | ОСТАЛЬНЫЕ

"Тренируюсь, чтобы жить"

Андрей ШИРЯЕВ. Фото Семен КАЦ
Андрей ШИРЯЕВ. Фото Семен КАЦ

ХЭНДБАЙКИНГ

Московский марафон-2015 обещает стать уникальным по размаху и массовости международным спортивным событием. Он пройдет 20 сентября. А совсем скоро, 16 августа, состоится финальный этап подготовки к этому соревнованию – Музыкальный полумарафон, в рамках которого на дистанцию длиной 21,1 км выйдут 6 тысяч участников. Среди них будет полсотни хэндбайкеров – спортсменов, выступающих на специальных велосипедах, приводимых в движение силой рук. Корреспондент "СЭ" побеседовал с лидером движения хэндбайкеров в России, мастером спорта Андреем Ширяевым.

…Мы несемся по автомобильной трассе в машине Ширяева. За окном стремительно мелькают городские пейзажи: Андрей любит езду с ветерком. Еще полчаса назад он тренировался в окрестностях велодрома в Крылатском. Трехчасовое занятие – штука энергозатратная, но для Ширяева такие нагрузки привычны.

– Занимаюсь пять дней в неделю, как правило, по три часа, – поясняет хэндбайкер. – В любом виде спорта важна система – от этого зависит реакция организма, прежде всего сердца. Для людей с ограниченными возможностями, таких как я, правильный тренировочный режим важен вдвойне.

– Чтобы не переборщить?

– Наоборот! Когда ноги обездвижены, это отрицательно влияет на весь организм: на обмен веществ, на кровоток и так далее. Не буду вдаваться в медицинские подробности, скажу коротко: спорт необходим нам, чтобы жить дольше. И жить полноценно.

– Вашим мускулатуре и торсу могли бы позавидовать многие мужчины. Это не дежурный комплимент – я наблюдал за вами на дистанции.

– Каждый сам выбирает, каким ему быть. Можно, не имея ограничений в физических возможностях, отрастить брюшко годам к тридцати. В тридцать пять передвигаться с одышкой. А в сорок биологически превратиться в пенсионера. Все это не для меня. Я с детства был деятельным, любил скорость. К сожалению, получил серьезную травму – упал с велосипеда. Ноги потеряли подвижность.

– Вы не сдались.

– Даже не собирался! Как только завершил реабилитацию, стал думать, как вернуться к активным занятиям спортом. К хэндбайку пришел не сразу: до него занимался ориентированием, выступал на соревнованиях. Там и познакомился с англичанкой Карен Дарк, участницей Паралимпиад – она посоветовала пересесть на ручной велосипед.

– Отыскали его в России?

– Нет. Приобрел в Европе. Подержанный. Сейчас у меня другой, новый – спасибо Москомспорту, помогли.

– В нашей стране много хэндбайкеров?

– Хотелось бы, чтобы было больше. Хэндбайк ведь – уникальный механизм. Прежде всего тем, что очень хорош не только как гоночная машина, но и средство восстановления, реабилитации. Основные движения выполняются руками, но в динамике задействовано все тело.

– Хэндбайк – одна из четырех дисциплин для велосипедистов с ограниченными возможностями.

– Верно. Но ездить на нем могут отнюдь не только те, кто в быту передвигается на коляске. Недавно мне написал один человек. Он долгие годы занимался бегом, преодолевал кроссовые дистанции – но в последнее время они стали даваться ему с трудом, да и врачи против: есть проблемы с коленями. Он спросил меня: можно ли попробовать хэндбайк? Я ответил: нужно!

"МЕЧТАЮ СТАТЬ ЛУЧШИМ В МИРЕ"

– Вы так ловко управляетесь с этим агрегатом: подъем в гору, спуск, резкие повороты… Впечатляет.

– Хэндбайк не так уж сложен в управлении. Достаточно приобрести навык координации – и ты на трассе хозяин сам себе.

– С какой скоростью гоняются хэндбайкеры на соревнованиях?

– Зависит от рельефа местности, от позиции – в лидерах либо в пелотоне. Свыше 40 километров в час – вполне нормальный темп на международных турнирах.

– Вы в них регулярно участвуете, я слышал.

– Пока только участвую (смеется). А хочется побеждать. Постепенно подбираюсь к призовым местам. Лучший результат – пятое место на прошлогоднем этапе Кубка мира. Но я мечтаю стать чемпионом планеты и готов не жалеть сил, чтобы эта мечта стала явью.

– Вам всего 28. Время для того, чтобы покорить вершину, есть.

– Да. Большинство соперников-иностранцев старше. 40 – 42 года – вполне обыденный возраст для участника мировых и европейских первенств. Это физически развитые, подготовленные люди. Они держат себя в хорошей форме.

– Как и вы. Шестикратный чемпион страны.

– Я стараюсь. Но нужно больше практики. Именно международной – в России уровень конкуренции сравнительно невысок. Причину я уже называл: маловато участников стартует. Но прирост есть, и Московский марафон, как и Музыкальный полумарафон в этом смысле, – мощнейшее средство популяризации нашего спорта.

НАПЕРЕГОНКИ С ФУРАМИ

– Вы активно контактируете с коллегами из-за границы.

– Без этого никак. Я ведь уже говорил, что в Европе и мире хэндбайк-движение очень неплохо развито. В Берлинском международном марафоне, к примеру, количество участников-хэндбайкеров ежегодно исчисляется многими сотнями! Методическая помощь – тоже большое подспорье. Но мне многое дали и российские тренеры – специалисты из классического велоспорта.

– Ровно год назад, в августе 2014-го, вам удалась головокружительная авантюра…

– Можно сказать и так. На пару с австрийским велосипедистом Вольфгангом Фашингом проехали от Москвы до Твери. Путешествовали по автомобильной трассе. Иной раз было непросто: там ездит много фур, да и вообще движение оживленное. Но в целом водители относились к нам с пониманием.

– Занятие не для слабонервных…

– Ну мы же ехали не одни, а с машиной сопровождения. И под колеса не лезли (смеется).

– Тяжело было выдерживать темп, заданный Фашингом?

– Вольфганг – опытный спортсмен, специализируется на марафонских дистанциях. На сей раз замахнулся на рекорд, достойный Книги Гиннесса: махнул из Владивостока в Санкт-Петербург. Через всю Россию! Он уже ветеран, ему хорошо за 40, но человек он тренированный и бывалый. Я сразу попросил не делать мне особых поблажек. На некоторых участках дистанции – под гору – даже обгонял его: благодаря низкой посадке мои аэродинамические характеристики были выше. А так в основном старался не отставать от Фашинга.

– Непросто было уговорить австрийца взять вас в компанию?

– Мы быстро нашли общий язык. Раньше не были знакомы, но я позвонил, когда узнал о его планах. Вольфганг не возражал – напротив, заинтересовался.

СКОРОСТЬ, МУЗЫКА И КРАСОТА

– В самом сентябрьском марафоне хэндбайкеры выступят впервые?

– Да. А вот опыт участия в Музыкальном полумарафоне у нас уже есть. В прошлом году на приглашение организаторов откликнулось полтора десятка человек. В этом нас будет уже минимум полсотни.

– Ваша подготовка к Музыкальному полумарафону – это не только тренировки, но и организационная работа?

– Да, я стараюсь помочь всем хэндбайкерам как московским, так и иногородним. Заявки пришли из Петербурга, с Урала, из Центральной России… У нас есть свой ресурс в интернете handbikes.ru, развиваем его. И в социальных сетях я по мере сил продвигаю наш спорт.

Очень важно постоянно быть на связи, обмениваться информацией. Короче говоря, поддерживать друг друга и привлекать единомышленников.

– До 16 августа еще несколько дней. Но я по голосу чувствую, что вам уже не терпится выйти на "музыкальную" дистанцию.

– Вы правы (улыбается). Сам формат полумарафона – увлекательный и захватывающий. Мы стартуем примерно за двадцать минут до бегунов. Маршрут в один круг по набережным в центре Москвы – Фрунзенской, Пречистенской, Кремлевской, через Большой Москворецкий мост… От Новоспасского моста повернем обратно. Вдоль всей трассы – сцены с исполнителями, живая музыка на разный вкус. Здорово! Я уверен, все получат удовольствие и зарядятся позитивом. И это будет очень зрелищно: скорость, музыка, красота города… Приходите посмотреть – не пожалеете!

Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ