10 января 2017, 09:30

48 команд на чемпионате мира: ФИФА точно в плюсе. А футбол?

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Расширение числа участников чемпионата мира до 48 команд – решение, о котором должны объявить сегодня, уже вызвало бурную дискуссию в футбольном мире. Разбираемся в финансовой составляющей вопроса.

ВСТРЕТИМСЯ НА ТАИТИ

В 2012 году сенсацией завершился очередной розыгрыш Кубка наций ОФК. Океании то есть. Впервые за всю историю турнира, родившегося в 1973-м, трофей завоевала не Австралия или Новая Зеландия, а сборная Таити. И получила в придачу путевку на Кубок конфедераций.

Спустя год весь мир с умилением наблюдал за потугами экстравагантной команды с райских островов не опозориться в Бразилии по полной программе. Но не опозориться не получилось. В компании с Испанией, Уругваем и Нигерией полинезийцы не набрали ни одного очка. За три матча они пропустили 24 мяча.

Наличие такой команды добавило турниру шарма. Подарило болельщикам лишний повод повертеть глобус и узнать, где вообще находится Таити. Но в сухом остатке выход этой сборной больно ударил по статусу турнира. 0:10, 0:8… Несерьезно как-то.

Причем здесь расширение числа участников чемпионата мира до 48? А просто именно повторение таких историй пугает противников реформы, которую столь активно продвигает президент ФИФА Джанни Инфантино. Ведь даже при нынешнем формате на мировых первенствах хватает откровенных "пассажиров". Вроде России образца 2014 года (как бы это грустно ни звучало). Каждые четыре года планета любуется сборными из Азии и Африки, не способными показать хоть сколько-нибудь толковый футбол или вовсе занятыми дележкой премиальных вместо тренировок.

А тут предлагают добавить турниру сразу 16 сборных! Боже, да где их столько взять?! Но Инфантино считает, что ресурсов хватит. Причем не в Европе или Южной Америке, представители которых выиграли ВСЕ предыдущие турниры с 1930 года. Больше всего открытых вакансий займут сборные из Азии и Африки.

А еще больше не нужно будет пробираться через стыки лучшей команде из Океании. Так что собирай чемоданы, Таити!

Где там, кстати, пройдет ЧМ-2026? Говорят, совместную заявку готовят Индия с Китаем. Как раз то, что нужно (сарказм. – Прим. "СЭ").

ЦЕНА ВОПРОСА

Перечисленные выше минусы очевидны, и вряд ли в ФИФА о них не догадываются. Но в Цюрихе не скрывают, что при новой системе организация банально больше заработает. Для того расширение и продавливается.

Какой именно финансовый прирост даст формат "+16 оттенков серого"? Проще всего оценить это, сравнив потенциальные доходы предстоящего через полтора года турнира в России и ЧМ-2026.

Согласно прикидкам ФИФА, утекшим в открытый доступ, ЧМ-2018 принесет 5,52 миллиарда долларов. Из них:

3,1 миллиарда – продажа телеправ;

1,52 миллиарда – маркетинг;

450 миллионов – билеты;

310 миллионов – продажа лицензий;

140 миллионов – программа гостеприимства.

Как конкретно будет выглядеть схема турнира с 48 участниками, еще непонятно. Вариантов несколько:

1) 32 команды делятся на пары и проводят предварительный раунд. Победители присоединяются к оставшимся 16 лучшим по рейтингу и начинают борьбу за трофей с 1/16 финала. Задействовано 10 стадионов.

2) То же самое, что пункт первый, но на 12 стадионах.

3) 48 команд делят на 16 групп по три в каждой.

В зависимости от того, какой формат в итоге выберут, будут разниться доходы. Наибольшей поддержкой пользуется вариант с группами – он принесет ФИФА 6,495 миллиарда долларов. А именно:

3,65 миллиарда – продажа телеправ;

1,89 миллиарда – маркетинг;

520 миллионов – билеты;

325 миллионов – продажа лицензий;

155 миллионов – программа гостеприимства.

Итого – на 975 миллионов больше, чем в России. То есть почти на миллиард.

Прирост по всем статьям. За счет чего? Так будет больше матчей! Не 64 нынешних, а все 80.

И плевать, что многие из них рискуют получиться проходными. Или того хуже – договорными: в группах из трех команд часто случается, что в последней встрече соперники знают, как именно им нужно сыграть.

Если же отказаться от групп, то для 16 сборных, проигравших в предварительном раунде, турнир ограничится одним-единственным матчем! Месяцы подготовки. Тысячи болельщиков, добиравшихся с другого континента. И все это ради 90 минут?

Но для ФИФА все это, похоже, мелочи. Понятия эфемерные. А миллиард вот он – настоящий. На швейцарских банковских счетах.

АППЕТИТЫ ФИФА: ЗА 20 ЛЕТ ДОХОДЫ ВОЗРОСЛИ В 11 РАЗ

Впрочем, удивляться нечему. Мировой футбол давно уже идет по пути тотальной коммерциализации. По идее ничего плохого в этом нет.

Российскому спорту в этом плане, наоборот, только прибавлять и прибавлять. Разве что КХЛ соответствует мировым стандартам. Да и то – с большой с натяжкой. Остальные лиги, включая футбольную, зарабатывать умеют плохо.

Но мы сейчас о чемпионате мира. А этот турнир в прежние годы всегда считался элитным собранием. Однако начиная с 1998 года, когда число участников расширилось до 32, мировое первенство превратилось в пестрый фестиваль народов мира. Качество футбола на ранних стадиях упало. Зато доходы стали с каждым следующим четырехлетием расти. За 20 лет они увеличились в 11 раз.

Если конкретнее:

Чемпионат мира во Франции-98 принес ФИФА 365 миллионов долларов от ТВ и спонсоров (120 + 245);

ЧМ-2002 в Японии и Корее – уже 2,5 миллиарда (1,6 + 810 миллионов);

ЧМ-2006 в Германии – 3,2 миллиарда (1,7 + 785 миллионов);

ЧМ-2010 в ЮАР – 2,4 миллиарда (1,1 + 1,1);

ЧМ-2014 в Бразилии – 4 миллиарда (1,7 + 1,4).

В России, как уже сказано, планируют заработать пять с половиной миллиардов с учетом билетов. В Катаре наверняка добудут еще больше долларов.

Решение отдать ЧМ-2022 арабской стране, ради чего готовы перенести турнир на зиму, переломав при этом сложившийся годами календарь – это апофеоз заточенной на сверхприбыли политики ФИФА.

К слову, именно в тот момент был запущен процесс поиска коррупционной составляющей в политике ФИФА. И Зепп Блаттер, скинутый в итоге с трона, наверняка жалеет, что пошел на столь спорный шаг.

Впрочем, Инфантино, как мы видим, верен заветам старика Зеппа.

Новости