00:28 14 сентября 2012 | РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Александр Мальцев: к Андропову с сухарями

1974 год. Москва. Суперсерия СССР - Канада. Александр МАЛЬЦЕВ против вратаря канадцев Джерри ЧИВЕРСА. Фото Владислава КИВРИНА. Фото "СЭ"
1974 год. Москва. Суперсерия СССР - Канада. Александр МАЛЬЦЕВ против вратаря канадцев Джерри ЧИВЕРСА. Фото Владислава КИВРИНА. Фото "СЭ"

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

За Мальцевым мы охотились долго. Но Александр Николаевич уходил от нас, словно от вражеских защитников сорок лет назад.

Он вообще не дает интервью. Даже в книжке о Мальцеве монологов самого героя почти нет. Говорят о нем другие люди.

Помог нам Андрей Сафронов, генеральный директор "Динамо". Мальцев, занимающий в клубе должность советника, мог отказать кому угодно, но не ему.

В его же приемной мы и дожидались человека, которого когда-то Анатолий Тарасов назвал "хоккейным Есениным".

- Посмотрите туда, - указал Сафронов. - Узнаете?

У стены стоял Кубок Гагарина.

- Мальцев, сколько играл, ни разу не был чемпионом. А сейчас, получается, стал. В плей-офф летал с командой на все матчи, от Бобруйска до Омска. Шампанское из этого кубка пил первым. И его фамилия там тоже есть!

О Мальцеве ходят легенды. Старые динамовцы рассказывают про его короткий роман с Софи Лорен.

Мы усомнились.

- Было-было, - уверили старые динамовцы. - И свидетель был, Мотовилов.

Анатолий Мотовилов погиб в 1990-м. Подтвердить факт романа может только сама Софи Лорен. Потому что Александр Николаевич на наши расспросы лишь усмехнулся.

Зато от истории, как с космонавтом номер два Германом Титовым на пограничном катере ловил бычков в нейтральных водах, отрекаться не стал.

А вот еще случай. Пригласили Мальцева с Виталием Давыдовым выступить в Комсомольске-на-Амуре. Да не где-нибудь, а в тюрьме. "В злой зоне", уточнил Виталий Семенович.

Встретили как родных. Заключенные выстроились в ряд.

- Наша зона ни перед кем на коленях не стояла, - сказал старый вор. - А перед вами…

И зеки один за другим рухнули на колени. Сжимая шапки в руках. Мальцев с Давыдовым обомлели.

* * *

...В приемную 63-летний Александр Николаевич вошел запыхавшись.

- Уф-ф, три часа с дачи добирался! У меня хороший дом по Киевскому шоссе. Круглый год там живу.

- Ездите на чем?

- "Мерседес-220". Но за рулем я редко. С нынешними пробками - одно мучение.

- Первая иномарка в вашей жизни когда появилась?

- Лет двенадцать назад, "шкода". При советской власти "Волги" менял каждый год.

- Слышали мы про номера вашей "Волги".

- Да, нам милиция подарок делала - красивые номера. Помогали ребята. Спрашивали игроков: "Какой хочешь?" Я возьми да скажи - мне 00-38.

- Почему?

- Они тоже поразились: почему "38"? Отвечаю: "В вашу же честь - Петровка, 38". Но это на первой "Волге". На следующих были номера 00-10. А у Харламова, например, на всех его машинах было 00-17.

- Здорово.

- Номера - это что. Главное, нам давали талон - "без права остановки". На первой своей машине я с таким талоном год катался без прав! А иномаркой, кстати, чуть не обзавелся еще в 1970-м. В Стокгольме как лучшему нападающему чемпионата мира мне полагалась "вольво". Радовался, правда, недолго. Ключи-то дали, а машину - нет.

- Обманули шведы?

- Они ни при чем. Это по нашим законам нельзя было за границей принимать подарки дороже 20 долларов, кажется. Все сдавали в cпорткомитет. Что уж об автомобиле говорить. На моей памяти оставить машину позволили только Третьяку, ему "тойоту" вручили. Посольские отзвонились в Москву - и вдруг разрешили.

Оторвавшись от дел, к нам заглянул Андрей Сафронов:

- Вы спросите, почему канадцам проиграли московскую cуперсерию. Александр Николаевич знает.

Мы притихли.

- Молодой человек в Сочи ездил. - динамовский гендиректор кивнул в сторону Мальцева.

Тот расхохотался:

- Это я виноват, значит?

- Так что стряслось? - попытались перехватить инициативу мы.

- Нас Бобров перед московскими матчами отпустил. Руководство неожиданно предоставило выходные. Если б мы к этим играм готовились так же, как к канадским, наверняка победили бы. Тогда месяц безвылазно на базе сидели. А из Канады вернулись героями, и пошла немножечко звездная болезнь.

- У вас?

- У начальства. С чего бы накануне московской серии отдыхать? Я с друзьями рванул в Сочи на пять дней. Причем паспорт дома забыл. Но меня что туда, что обратно пустили без документов. Узнали - и провели в самолет. Сегодня такое невозможно.

- Харламов тоже летал в Сочи?

- Валера почему-то не захотел. Я своей компанией туда отправился. Тренироваться мы начали за три дня до стартового матча. Вот и проиграли.

- Трех дней мало, чтоб прийти в себя?

- Конечно!

- В этом году юбилей суперсерии. Как отметили?

- Встретились в Москве на банкете с Филом Эспозито. Он говорит: "Удивляюсь я на вас, русских. Играли в сентябре, а вы юбилей уже весной справляете…"

- Эспозито - мужик с гонором?

- Вообще никакого гонора. У нас отличные отношения. Он профессионал: если выходит на лед - ни друзей, ни родственников. А в жизни золотой парень.

- Удар за столом держит?

- На банкете мне так не показалось. Но мы-то виски пьем - а канадцы что-то на водку перешли. Прежде было наоборот: мы по водочке, а они, кроме виски, ничего не признавали.

- Вы когда виски впервые попробовали?

- Четыре года назад.

- Неужели?!

- Клянусь вам. Раньше - только шампанское. Все наше поколение шампанское уважало. Для меня киевские приятели привозили игристое мускатное.

- Это что за приятели?

- Буряк и Блохин. Сдружились мы на сборах в Новогорске. В свободное время я часто летал в Киев. А в Москве не пропускал ни одного матча киевского "Динамо"!

- Сейчас все в прошлом?

- Да, растворилось, как украинцы от нас ушли.

- Третьяк гостил дома у Бобби Кларка. А вы - у кого-то из канадцев?

- Ни разу. И к себе не звал. Вот с некоторыми чехами дружил.

- Знаем-знаем. В 1975-м выиграли чемпионат мира, хоккеистам раздали по 700 марок. Так вы с Харламовым пригласили чехов в ресторан, сами за всех расплатились. Оставшись без копейки.

- Да ладно, бывает. Мы же с собой кого попало не брали - Холика, к примеру. Или Недомански. А Ваню Глинку - пожалуйста. Тот по-доброму к нам относился.

- Александр Якушев рассказывал: Недомански, мол, был просто негодяем.

- Гадкий утенок. Плюнул в меня как-то. Слава богу, мне в этот момент удалось сдержать Валерку Васильева. А то он Недомански размазал бы по льду.

- После тех походов с чехами по ресторанам сборная СССР скидывалась для вас - чтоб могли хоть какие-то сувениры привезти домой.

- Что-то не припоминаю. Вот в 1972 году за четыре матча суперсерии каждый получил по 150 долларов. Из этих премиальных мы сбрасывались на доктора и массажиста, которым ни копейки не дали.

- Мы в недавнем интервью Эспозито вычитали такие строчки: "В 1972-м русские женщины были страшные! У них на ногах было больше волос, чем у меня!"

- Про своих-то он ничего не сказал?

- Нет.

- Зря. Надо было бы спросить. Канадки-то пострашнее наших.

- Зато сегодня, говорит, русские барышни похорошели.

- Ах вот оно что… А он-то сам, Эспозито, разве похорошел? Я еще в 1972-м поразился - канадцы нас за игроков не считали. Это по всему чувствовалось. Приезжаем в Монреаль. Канадцы заканчивают утреннюю раскатку, мы должны заниматься после них. По времени уже наш лед, а те никуда уходить не торопятся.

- Долго пришлось ждать?

- Минут пятнадцать. Мы уселись на скамейку и смотрели, как они щелкают по воротам. Канадцам плевать было на нас. Словно мы хоккеисты второго сорта. Но после первой победы зауважали.

- Кларк сломал Харламова. Михайлов воевал с Эспозито. А у вас с кем сложились "особенные" отношения?

- Мне ни от кого сильно не досталось. Они профессионалы, им сказали: "Вот этого выключить из игры. Этого тоже". И все. Понеслись.

- На вас не было заказа?

- Думаю, был. Спасали меня быстрота и катание. Порой чувствовал: будет удар, канадец уже готов - и я уходил в сторону.

- Самый жуткий прием в те годы окрестили "шлагбаум". Клюшку держат в двух руках - и бьют в шею. Вы через такие удары проходили?

- Нет. Но третий шейный позвонок у меня сломан.

- Кто удружил?

- Все произошло в 1978-м на тренировке "Динамо". Выполняли упражнение - выход из зоны, пятеро против троих. Пас на меня, и тут Алексеенко решил щелкнуть. Шайба была в середине площадки - и влетела в спину. Осколочный перелом третьего шейного позвонка. Я мгновенно потерял сознание, очнулся в Боткинской больнице. После этого три месяца лежал на вытяжке. Повезло - осколок встал на место.

- А если б не встал?

- С хоккеем закончил бы точно.

- Валерий Васильев рассказывал в интервью: уже после завершения карьеры он, бреясь, обнаружил на лице нитки от давнего шрама. Не мог вспомнить, как получил.

- У меня такого не было. Лицо всего дважды зашивали. Сначала в 1968-м, когда из Кирово-Чепецка поехал с "Химиком" в Стокгольм. Был матч со сборной Швеции на Кубке Ахерна. Еще Тумба Юханссон за них играл. На вбрасывании мне клюшкой по зубам - раз!

- Тумба?

- Нет, кто-то другой. На скамейке обломок зуба выковыряли, губу зашили.

- А второй случай?

- Клюшкой двинули по переносице, сломали нос. Тоже в Швеции, что любопытно. А Васильев как-то в матче с "Локомотивом" шайбу ртом поймал.

- В каком смысле?

- В прямом! Попали в рот. Там месиво, кровища. Я повез Валеру на своей машине в клинику на "Спортивной". При мне же ему все зубы разом удалили, вычистили осколки. Часа два возились.

- Васильев на льду перенес то ли три, то ли четыре микроинфаркта.

- Да. И никто не знал. Даже я! Хотя мы крепко дружили. Про его инфаркты я услышал годы спустя.

- У него еще довольно много сотрясений мозга было. Говорил про них - "встряхнул лампочку".

- Вот весь Васильев в этом. Легко относился. В команде его звали Пятак.

- Почему?

- Валера из Горького. Они как говорят? На "я" напирают: "пЯтак". Мы так и произносили.

- А вас как звали?

- Ко мне рано стали по отчеству обращаться - Николаич. Едва двадцать исполнилось.

- Васильев умер в апреле. В больнице его навещали?

- Туда никого не пускали.

- Он запретил?

- Врачи. Когда последний раз слег, ясно было, что уже не вернется. До операционной довезли, посмотрели - и ничего не стали делать. Бесполезно.

- Сердце?

- Да. Две операции было, и опять прихватило. Думаю, Валерка понимал, что умирает. Стал совсем замкнутый. 56 грамм выпьет - и все.

- Почему 56?

- Это наша поговорка со старых времен…

* * *

- За ветеранов вы давно не играете?

- Года с 2004-го. Пятый и шестой позвонок не дают.

- У вас же третий был разбит?

- Тот мне разбили, а эти стерлись от нагрузок. Практически у всех, кто работал с Тихоновым, беда с поясницей.

- Будто у тех, кто работал с Тарасовым, иначе.

- Конечно, иначе! У Тарасова были совершенно другие тренировки!

- А как же сумасшедшие веса?

- Сумасшедшие веса - это к Тихонову. Тарасов давал блины, но не запредельные, 25 килограмм. Хоть и вприсядку с ними ходили. А у Тихонова штанга - кому 100 кг на плечи положит, кому 200.

- Зачем?

- "Методика" такая! Всем, кто потехничнее, это только мешало. Вот Аркадий Иванович Чернышев отличался от остальных тренеров. Для него важнее всего было творчество. А у Тарасова, как в армии: "Туда бежать нельзя, сюда нельзя…"

- Чернышев - лучший тренер в вашей жизни?

- Конечно!

- Как полагаете, почему Тихонов не отпустил вас из Канады на похороны Харламова?

- У меня до сих пор в ушах его слова: "Пришел один Харламов, придут и другие, такие же. Свет клином не сошелся". Мы отправились к Тихонову втроем - Васильев, Михайлов и я.

- Услышав это, развернулись и ушли?

- А что могли сделать? Играли товарищеский матч с канадцами в Эдмонтоне, и Тихонов меня освободил. Суперсерия еще не началась. Он видел мое состояние - никакого смысла выпускать. Слез не было, но лучше б были. А Михайлова с Васильевым заставил играть.

- Последнюю встречу с Харламовым помните?

- Определяли состав на Кубок Канады. С Валеркой мы жили в одном номере. ЦСКА вернулся из Италии, с Кубка чемпионов. Харламов получил приз то ли лучшему игроку, то ли лучшему нападающему. И как раз там что-то у них с Тихоновым произошло. Валерка мне сказал: "Чувствую, Тихон на Кубок Канады не возьмет". Так что для него большого удивления не было. А вот что именно случилось в Италии, знает лишь Тихонов.

- Огрызнуться на него Харламов мог?

- Вряд ли. Не тот человек. Когда Тихонов возглавил ЦСКА, сразу сказал: "Мне звезды не нужны!" Кстати, Юрзинов в "Динамо" произнес то же самое.

- Слово в слово?

- "Мне Мальцев и Васильев ни к чему". Но Тихонов пошел дальше, он заявил: "У меня эта тройка никогда играть не будет!"

- Петров, Михайлов и Харламов?

- Ну да. И добавил: "Харламов может спиться, а эти для меня - просто не игроки…" Я, прознав об этом, Валерке говорил: теперь держитесь только тройкой. Если будете тянуть одеяло на себя - в ЦСКА не задержитесь. И Тихонов, и Юрзинов приходили как диктаторы. А таким ребятам приказывать сложно.

- Вы прежде говорили в интервью, что если б Харламов остался жив, то и ваша судьба сложилась бы иначе. В чем?

- На четвертую Олимпиаду, в Сараево, я поехал бы. Сто процентов.

- Как вас от четвертой отцепили?

- Поругался. Высказал свою точку зрения. Сидел в кабинете Валентина Сыча - с Юрзиновым, Тихоновым и Петром Богдановым, председателем центрального совета "Динамо". В сборную вызвали человек шестьдесят. Вот я и подумал: зачем мне с молодыми тренироваться?

- Озвучили мысль?

- "Вы, Виктор Васильевич, сказали, что мы - профессионалы. Давайте я с "Динамо" буду тренироваться". До этого три раза подряд становился лучшим нападающим месяца. Но после той реплики о сборной пришлось забыть.

- Наверное, не успели договорить, а уже по глазам поняли - все, до свидания?

- Так и было! Третьяк тоже поплатился за лишние слова. Просил: "Можно буду жить перед играми не на сборах, а дома?"

- Тихонов по сей день уверен - дай он послабление Третьяку, команду это распустило бы.

- Глупости. Ничего не было бы. Такие люди, как Третьяк или Якушев, заслуживали особого отношения.

- Вас с Харламовым мечтали заполучить в НХЛ. Как это было?

- Предлагали бежать еще и Якушеву с Третьяком. Никто, кроме нашей четверки, о переговорах не знал. Из гостиницы отвезли в какой-то офис, с каждым беседовали отдельно. Для побега все было готово. Контракт мне предложили невероятный.

- Миллион?

- Четыре с половиной!

- Был соблазн остаться?

- Да никакого. И не жалею.

- Как отказывались?

- Правду скажу - не поверите… Я ответил: "Если останусь - народ не поймет". И Харламов эту фразу повторил: "Нас, Саня, народ не понял бы". По-моему, больше всех сомневался Третьяк.

- Почему?

- Не знаю. Сложилось такое ощущение.

- Самая большая сумма, которую вы держали в руках при советской власти?

- Три с половиной тысячи рублей. Деньги у меня не задерживались. Даже сберкнижки никогда не было.

- Фирмачи приплачивали вам за рекламу клюшек?

- Да. Играешь Koho - приносят конвертик. Тайком.

- Сколько в нем?

- Тысяча финских марок за год. Если же едем на Кубок Канады - сумма повышается.

- И вы, и Харламов собирали пластинки…

- Было такое. Но я всю коллекцию раздарил. А в 1980-м с Харламовым на спор решили волосы отращивать. Полгода не стриглись.

- И что?

- Он выиграл. Длиннее отросли, ниже плеч. Потом наперегонки помчались в парикмахерскую на Арбате.

- Мы еще про один случай знаем. Харламов приехал в гости, вас не застал - и раздал мальчишкам мелочь, как Шерлок Холмс. Те помчались вас искать.

- Он догадывался, куда их послать. В ресторан, где "играют от зари до зари".

- Это какой же?

- "Якорь". Но вообще мы нечасто попадали в ресторан. Так, выскочишь в месяц раз. Остальное-то время на сборах.

- Любимый ресторан вашей юности?

- В Архангельском хороший был, но далековато. Обычно встречались в центре. Харламов любил "Россию", там директриса знакомая. Все на высшем уровне. А мне нравился "Арагви".

* * *

- Однажды вы стали автором уникального гола - подкинули шайбу из-за ворот, объехали их и с лета отправили ее в сетку. Это был экспромт?

- Да. Играли с кем-то на турнире в Берлине. А в чемпионате СССР я такой номер исполнил. Бросил из-за ворот киперу в шею - и от нее шайба залетела в сетку. Фамилию вратаря называть не хочу.

- Уж не Третьяк ли?

- Нет. Чернышев, между прочим, не одобрил. Подозвал меня и сказал: "Иди в раздевалку. Там чуди".

- Кто для вас вратарь номер один в советском хоккее?

- Коноваленко. Из нашего поколения, убежден, многие так ответят. Абсолютная надежность.

- Коноваленко на выпускных экзаменах в ВШТ спросили: "Вот вы - всемирно известный вратарь. Расскажите о методике подготовки хоккейного голкипера?" Он пожал плечами: "Методика обычная: мне бросают - я ловлю".

- Правильно сказал. Витя был очень простой и скромный.

- Вы же рекордсмен. За 16 сезонов в сборной сыграли в 68 сочетаниях троек! В 1981-м Дроздецкий стал лучшим бомбардиром чемпионата мира, играя с вами в одном звене. После чего изрек: с Мальцевым пенсионера выпусти, будет забивать.

- Кого-то такое бы раздражало, а я воспринимал с удовольствием - это же интересно! У каждого чему-то учишься! Особенно здорово было, конечно, с Фирсовым, Харламовым и Викуловым. А с Дроздецким на том чемпионате мы и жили в одном номере. Все это приятно вспоминать. Тяжело смотреть только на одну мою медаль. За Лейк-Плэсид.

- И у вас нет объяснения поражению от американских студентов на Олимпиаде-80?

- Есть. Под допингом они были.

- Уверены?

- Против сборной СССР не вышел никто из американцев, проходивших до этого допинг-контроль. Все куковали в запасе. Вы фотографии-то посмотрите с того матча. Человек, который разбирается, сразу скажет - парни не в себе.

- И во время матча вы это чувствовали?

- Разумеется.

- Если б не допинг - результат был бы другой?

- А то! Мы же незадолго до Олимпиады играли с этими студентами в Нью-Йорке. Десять штук накидали.

- Вам хоть раз анаболики предлагали?

- Нет. В сборной давали витамины - я спускал их в унитаз.

- Это кто вас научил?

- Да мы как-то услышали, что каждая таблетка, которую принимает человек, вычеркивает 30 секунд из жизни. Вроде юмор - но задумались.

- Что сказал Тихонов после поражения в Лейк-Плэсиде?

- Вам это действительно интересно?

- Да.

- "Если увижу, что кто-то выпьет, - разорву".

- И увидел?

- Само собой. Но на него внимания не обращали. Зашел Лева Лещенко, артисты из группы поддержки. Сели спокойно, выпили с ними. Потом Виталий Смирнов для нас накрыл… Сейчас-то Тихонов признается, что это не мы, а он проиграл матч. Напрасно поменял Третьяка. Главная же ошибка - ставка на два первых звена. Те уже "наелись". А четвертое звено, где были Лебедев, Крутов и я, выиграло все микроматчи. Мы забросили 18 шайб, пропустили - ноль. Так давай нам-то побольше времени - видишь же, кто сегодня играющий!

- Отчего Тихонов не замечал очевидного?

- Да струсил он! В Лейк-Плэсиде под конец напряженка была. Роднина стала трехкратной олимпийской чемпионкой, и пошли разговоры, что ей дадут Героя Соцтруда. Но только в том случае, если хоккейная сборная выиграет Олимпиаду.

- Где связь?

- Раньше у нас как было? Хоккей взял золото - значит, Олимпийские игры для страны прошли успешно. В общем, все это нагнеталось, Тихонов тоже наверняка размышлял - как за победу отблагодарят? И дрогнул.

- В ЦСКА вас когда-нибудь звали?

- Даже попыток не было - все понимали, что никуда Мальцева не отпустят. Я же едва перешел в "Динамо", как присвоили младшего лейтенанта погранвойск. Дослужился в итоге до полковника.

- Где ваш китель?

- В музее КГБ. Попросили - я не стал отказывать. Хотя в музее этом сроду не был.

- Какая нынче пенсия у полковника?

- Чуть больше 30 тысяч рублей. Олимпийская стипендия - 32 тысячи. Родная Кировская область 15 приплачивает. И 7 как почетный гражданин Кирово-Чепецка получаю. На жизнь хватает.

- В Кирово-Чепецке есть улица Мальцева?

- Нет. Хотели сделать, но я ни в какую. При живых нельзя.

- Говорят, вы были любимцем генсека Андропова?

- Юрий Владимирович очень тепло ко мне относился. Как отец. Думаете, это Юрзинов пробивал игрокам квартиры, машины? Нет! Я на правах капитана команды приходил к Андропову и говорил, кому из ребят что нужно. Через неделю любой вопрос был решен.

- Почему же Андропов при таком отношении с "Вольво" вам не помог?

- А он тогда еще не опекал команду. В 1970-м мы подчинялись МГС "Динамо". Затем по приказу министра Щелокова произошло разделение. Футбольный клуб подчинялся МВД, хоккейный - КГБ. Вот тогда и познакомился с Андроповым.

- При каких обстоятельствах?

- Вечером рассказал теще, что вызывают к Андропову, и пошутил: "Сушите сухари". Так она всерьез восприняла. Всю ночь сухари сушила. А меня предупредили, что одеться надо поприличнее. Я нацепил английский костюм и поехал. Опоздал минут на пять. Зашел в кабинет, Андропов оглядел меня, усмехнулся: "Тебе в кино сниматься, а не в хоккей играть…"

* * *

- Сколько вам было лет, когда Бесков приглашал в футбольное "Динамо"?

- 18. Бесков увидел меня в Новогорске, где наша хоккейная команда играла в футбол с динамовским дублем.

- Настолько ярко себя проявили?

- Ну так… Почудил маленько. Футбол я всегда любил. Вскоре вызывает председатель МГС "Динамо" Дерюгин. У него в кабинете сидят Бесков и Чернышев. Когда объявили, что я с футбольной командой должен лететь в Бразилию, между тренерами вспыхнула перепалка. Тут я поднялся: "Вы извините, но кто меня первым в "Динамо" позвал? Аркадий Иванович. У него и остаюсь".

- В книге Бориса Михайлова мы вычитали эпизод: "Украли у Чернышева новенькую "Волгу". Через пару дней ее нашли. Позвонили Аркадию Ивановичу, тот примчался, первым делом полез в багажник и радостно сообщил: все в порядке! Оказывается, его больше волновала не машина, а рыболовные снасти, которые привез из Швеции…"

- Да, Чернышев рыбалку обожал. В Новогорске они часто с Яшиным просыпались в пять утра и топали на пруд. К зарядке всегда возвращались с уловом. Еще помню, как на сборах в Эстонии Аркадий Иванович рыбачил. Ливень, он приходит промокший до нитки - в плаще и трусах. Зато дово-о-ольный! Всем показывает, сколько рыбы поймал.

- В 1974-м в "Динамо" Чернышева сменил Владимир Юрзинов. Когда пошла у вас трещина в отношениях?

- Началось все с того, что я в "Динамо" перекрыл рекорд Юрзинова по количеству заброшенных шайб. Его это невероятно задело. А в сентябре 1974-го я женился. Расписались - и уже на следующий день я играл с "Химиком". Тренировал "Динамо" Чернышев. Спрашиваю: "Раз не вышло со свадебным путешествием, можно хоть Новый год встречу дома и не поеду в Швецию на Кубок Ахерна?" - "Ладно". Все динамовские начальники были в курсе нашей договоренности. Но в конце ноября Чернышева снимают, назначают Юрзинова. И он требует, чтоб я летел на турнир. Хотел в команде укрепить свой авторитет. Дескать, если уж на Мальцева управу нашел, с остальными и подавно разберусь.

- Но вы никуда не полетели?

- Нет! Уговор дороже денег. Я так и сказал Богданову, председателю ЦС "Динамо", когда на второй день он предложил мне догнать команду в Швеции.

- Чуть ли не на личном самолете Андропова?

- Да. Это был самый быстрый способ доставить меня в Стокгольм. Юрзинов-то, наверное, считал, что дома дурака валяю. А я с 3 января приступил к тренировкам, готовился. Когда чемпионат возобновился, у нас был матч с "Крыльями". Выиграли, кажется, 8:3. Я пять шайб отвез. И Юрзинов замолчал.

- Но потом в "Комсомолке" появилась разгромная статья…

- Мое мнение - Юрзинов сделал это в отместку. Написал-то статью Снигирев - его друг. Вы не представляете, как мне было обидно. Мечтал при встрече этому Снигиреву положить газету в шапку - и поджечь! Чтоб думал, прежде чем публиковать ерунду.

- Какие последствия имела для вас эта история?

- Вызвал меня Андропов. Я сказал, что в статье ни единого процента правды. Его помощники тут же подготовили письмо от моего имени. Опубликовали.

* * *

- Юрзинов вспоминал, что намучился в "Динамо" с двумя главными картежниками - Чичуриным и Репсом, которые иногда даже в перерыве матча запирались в туалете и доставали колоду.

- Я не помню, чтоб они играли в перерыве. После матча - могли. Причем Чичура вечно выигрывал. Если б он не прощал долг - у Репса не было бы ни денег, ни квартиры, ни машины.

- Что ж так не везло Репсу? Или Чичурин мухлевал?

- Чего не знаю, того не знаю. Вот кто мухлевать умел, так это Коля Дроздецкий! Он вообще деньги "ломал"!

- То есть?

- Вот однажды после победы на молодежном чемпионате Европы во Франции Дрозд пригласил ребят обмыть золото. Счет выкатили приличный. Все скинулись - еле-еле хватило. Дрозд говорит: "Вы идите, а я расплачусь и догоню". Через пять минут выбегает на улицу - еще и сдачу раздает.

- Как в 1989-м вы очутились в чемпионате Венгрии, если за пять лет до этого состоялся ваш прощальный матч?

- Венгров это совершенно не смущало. С "Динамо" вопрос они как-то уладили. И предложили нам с Васильевым контракт на три месяца.

- Платили гроши?

- Мы заработали там три тысячи форинтов. Сколько это в рублях, не помню, но нам казалось - нормальные деньги.

- Самое смешное, с чем столкнулись в венгерской лиге?

- Меня поставили защитником. Я постоянно играл в паре с Васильевым. Но все равно забивать успевал.

- В какой момент поняли, что не будете тренером?

- Я ведь сначала тренировал молодежь в "Динамо-2". Провели на предсезонке три матча против основы, которую возглавлял Юрзинов. Так трижды моя команда выиграла. Дальше в Сокольниках одолели крепкий новокузнецкий "Металлург". Юрзинов увидел, что начальство меня начинает поднимать. И сделал черное дело…

- ???

- Поддушивать начал. Я плюнул и написал заявление. На этом моя тренерская карьера закончилась.

- Уже полтора года вы в "Динамо" на должности советника президента клуба. Что-то советуете?

- Почему нет? Сам, правда, не лезу. Если спрашивают мое мнение - высказываюсь. В прошлом сезоне, например, Знарок подошел: "Какие у меня ошибки во время матча?" Хорошо поговорили.

- Кроме Знарка какой тренер лиги вам интересен?

- Скажу вам так: мы совершаем колоссальную ошибку, приглашая этих воров.

- Варягов?

- Ну да, варягов. Пользы от них российскому хоккею никакой. Только деньги зарабатывают. Воспитывать кого-то им не нужно. А зачем тогда школы? Молодежная лига? Я не вижу ни одного иностранца, который бы реально отдавался, стремился что-то сделать для России.

* * *

- Мы слышали, существует двухрублевая монета с вашим портретом.

- Да. Третьяк привез из Канады и мне одну подарил. Где он ее раздобыл? Есть также монеты с портретами Харламова, Фирсова, Боброва.

- Допустим, сказали бы: желаем, мол, отчеканить новую монету. От вас, Александр Николаевич, зависит, кто на ней будет. Так кто?

- Аркадий Иванович. Мой старый товарищ владеет несколькими танкерами во Владивостоке. Один из них назвал "Чернышев", другой - "Яшин". А месяц назад появился "Васильев". Корабль есть - монету же проще выпустить?

- В 2002 году обчистили вашу квартиру. Грабителей нашли?

- Нет. Я и к друзьям из органов обращался. И в воровской мир удочки забрасывали - бесполезно. Хоть я знаю, кто навел. Имеются для этого основания.

- Человек из мира хоккея?

- Да.

- Вы играли с ним в одной команде?

- В разных.

- Есть объяснение, зачем он так поступил?

- Зависть. Хотя тогда он миллионером был. А сейчас нищий ходит. Почти спился… Для меня это был колоссальный удар. Вынесли все подчистую, квартиру разгромили. Чтоб привести ее в божеский вид, нам с женой потребовался месяц. У меня 30 марта истек срок оплаты сигнализации. И на следующий день залезли. Мы в это время были на даче. Возвращаемся, а дома все верх дном!

- Медали тоже унесли?

- Да. Но друзья из Олимпийского комитета заказали копии.

- Вы не съехали из той квартиры?

- Мой друг Алишер Усманов предлагал переехать в новый дом на Кутузовском проспекте. Мы с женой Сусанной даже успели посмотреть квартиру. Но подумали-подумали… И решили никуда не срываться.

- Супругу вы в каком году похоронили?

- В 2009-м. Рак. Лечение не помогло. Слишком поздно обнаружили опухоль. У нас как раз была годовщина свадьбы - 35 лет. Столик в ресторане заказали. Но накануне в три часа ночи Сусанна умерла.

- Она, кажется, окончила балетное училище?

- Да. А ее мама - народная артистка СССР, тридцать лет в Большом театре танцевала. Была директором московского мюзик-холла. С Сусанной я познакомился на пляже в Одессе и влюбился с первого взгляда. А за тещей, кстати, одно время Ролан Быков ухаживал.

- Успешно?

- Нет. Теща его прогнала. Я с Быковым еще раньше был знаком. Встречались в ресторане ВТО на улице Горького.

- Каким Быков в памяти остался?

- Трепач. Много шума - и ничего. Вот с кем из артистов приятно было общаться, так это с Леоновым, Дуровым.

- А с Германом Титовым где познакомились?

- В кафе "Лира" на Пушкинской. Мы очень быстро подружились. Титов рассказывал, что первым в космос должен был он лететь.

- Что помешало?

- Сам он на эту тему говорил с усмешкой: "Не надо было рождаться в слишком хорошей семье…" Родители - интеллигенция. Плюс имя - Герман. Вот и решили наверху, что первым космонавтом будет парень из рабочей семьи Юра Гагарин. Титов на него был немного обижен. Но я про Гагарина худого не скажу. Он тоже иногда приходил на хоккей, мы общались. Компанейский, обаятельный.

- Когда-то вы обронили: "Самое лучшее в своей жизни я уже сделал и самые яркие минуты пережил". Неужто действительно так думаете?

- Но ведь это правда. Моложе не становлюсь. В хоккей не играю. И в космос уже точно не полечу. А впрочем, жаловаться мне грех. Все, что нужно для счастья, у меня есть.

- Вы сейчас не один живете?

- Маргариту я много лет знаю - у нее дача через дом от нашего. Одному тяжело было. Мог и спиться. Но Марго вытащила из этого состояния.

- Наверное, вы уже дедушка?

- Да, внучке 9 лет. Балерина. Недавно выиграла два конкурса - в Италии и Мексике.

- А сын - компьютерщик?

- Да. Но теперь занимается бизнесом.

- Как у вас с компьютером?

- Никак. Полный ноль. Мобильный телефон освоил - и слава богу!

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

56
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (56)

Последний Легион

Величайший хоккеист!!! )))

21:38 15 ноября 2015

howard

Больше всего запомнилось - Нас бы не поняли. Искренне и скромно. За этом можно уважать. История страны, которой уже нет.

22:28 2 октября 2012

таковда

Cпасибо за прекрасное вью одного из величайших хоккеистов мира за всю историю хоккея! Дай боженька Александру Николаевичу здоровья и успешной работы в клубе Динамо!

10:18 16 сентября 2012

Saratovski

Кристо,ты излишне ортодоксален))избрав себе кумиров,не заставляй всех придерживаться своей точки зрения.Как минимум есть о чём спорить..особенно про пик"коммунизиа"70х..цифры упрямая вещь

00:33 16 сентября 2012

павел в

Можно обсуждать до бесконечности кто круче,просто это хоккей детства,а оно врезается в память сильнее чем что-либо остальное, хотя Мальцева можно сравнивать на мой взгляд с Макаровым, а далее какой на хрен Овечкин , ему до Мальцева как до Китая пешком....

22:00 15 сентября 2012

Saratovski

Че..так он выводил вчерашнюю элиту поэтапно.Два мировых титула дали ему карт-бланш перед Кремлём,и показали что ставка на него была сделана не напрасно(правильно-уметь надо,потому и продвинули),но противостояли то ему заслуженные мастера,любимцы страны.Естественно,что в нормальные советские времена были невозможны"письма 14ти"и прочие подобные экспромты золотых мальчиков,но сливать и тогда умели,а они до сих пор подчёркивают,что он никто в их глазах. Что до ухода в 35..пожалуй,что и пораньше в союзе смену проводили,а уж Тихонов молодёжь внедрял вообще без колебаний,благо выбор был шикарным. И вообще,это поколение суперсерийное,пожалуй благодаря лишь этому событию и являются медийными гвоздями до сих пор.К ним обращаются за истиной в последней инстанции без раздумий и поныне.По всем прочим раскладам,и прежде всего титулам,это было не самое удачное поколение.Перед ними шли непобедимые Майоровы и ко,да вот не свезло им сойти, не дожив до высокого соизволения помериться силами с теми.И после,поколение тихоновцев"читых",как минимум не уступает семидисятникам,а титулов и поболее собрали,опять же.Да и звено Ларионова,на мой взгляд(да и спецы многие это признают)превзошло Петроское,бывшее эталонным о того

19:46 15 сентября 2012

чимуренга

Saratovski ! Там Мальцев рассуждает об ОИ-80 . А к тому времени ,худо бедно , Тихонов уже выиграл со сборной 2 ЧМ , вкл. пражский 1978 ( после 2 лет подряд без чемпионства и с орденами Ленина некоторым за ту победу). Так что не надо так уж уничижительно об отсутствии заслуг и четырёх рижских звеньях ( хотя подъём рижан из 2-й лиги до 4 места в высшей -это тоже надо уметь).Ещё раз - уход в 34-35 лет это закон тогдашнего спортивного жанра .В любом случае пришлось бы на кого-то обижаться . Moнте-Криcто (Mcтитель)- откушпй своего любимого грузинского чайку и ещё разок попробуй похлопать Мальцева по плечу .

19:01 15 сентября 2012

павел в

Болею за" Динамо" с 72 г.,бегал по городу за " Футбол-хоккеем" , вырезал фото Мальцева, любимый номер был -10. в футболе и в хоккее , если можно брал его,несколько авто было с номером 010, были знакомства в МРЭО ,да с канадцами у него чуть хуже получалось, зато шведы были железно его, играть он мог запросто до 40 , в начале 80-х он оставался лучшим нападающим , кстати за СССР у него больше всех голов посмотрите статистику, а интервью очень искреннее,его спрашивали он отвечал,прошелся по великим Тихонову и Юрзинову....,но оскорблений я не прочитал..

17:03 15 сентября 2012

Saratovski

Марио,как то не складывается)Одно дело выходить в футбол против Сан-Марино (и не дай бог нести бред,что уровень команд подровнялся в Европе),и совсем другое ждать в гости многократных олимпийских и бесконечных чемпионов мира любительского хоккея,и вести себя как дегенераты.Как же им было не поменять своё мнение после первого матча(там ведь суть была не только на табло,но и на площадке,откуда они убегали клоунами),к счастью они вели себя как дегенераты,а не являлись ими)) Что до несчастной России,какое бы название она не носила,ничего тут координального не происходит по воле народа(особенно смена формаций и строев),это и молодому человеку пора уяснить

15:55 15 сентября 2012

Saratovski

Вилсон,я где то сказал,что играли не всерьёз?)Но опять же,касаемо Рандеву 87,там "остервенения "присущего более официальным матчам и даже клубным сериям ,небыло. Здесь меня и уверять не надо,вполне естественно имею в коллекции и эти матчи.А вот то,что проиграв Вызов 79 они не затеяли реванш,это как раз не типично.Для них свойственно заводить разговор о завершении чего либо,после успехов,как после Ванкувера,к примеру)

15:41 15 сентября 2012

Марио66

Saratovski Так это ведь ты писал, что "ИХ система уродовала сознание похлеще советской", вот я и привел параллель с футболом, где ты опять же сам подтвердил про "недооценку "карликов". Так что очень даже все было уместно. Да, тут не идет речь, что с того момента кто-то деградировал, а кто-то лишь развивался дальше, но сам факт - после первой игры мнение канадцев кардинально поменялось. По крайней мере тех, кто играл в этой серии. А что касается ТОЙ страны, то я в ней почти и не жил. Поэтому не могу сказать пустилил ли ее на путь капитализма, или она сама к нему саморазрушалась.

15:34 15 сентября 2012

wilson

Saratovski 15 Сентября 2012 | 09:03 кубок вызова не имел продолжения лишь по одной причине: ссср выиграл, да еще так убедительно. Причем не только по счету, как например в 81-ом году, а еще и по игре. Без вопросов. А рандеву-87 эта такая же серия по сути как и в 72-ом, и 74-ом годах, только игр было меньше. И я тебя уверяю, команды за победу бились очень серьезно, были и жесткие силовые приемы, и стычки, никакого шоу там не было и в помине. Иначе канадцы в конеце второй игры не потребовали бы замерить клюшку у пряхина, а он, вот чудной, не пытался бы спрятать ее на скамейке запасных сборной ссср.

15:18 15 сентября 2012

Saratovski

Марио,страна избрала другой путь?скорее её пустили по другому пути.Давай,хотя бы без демократической утопии о свободе выбора,она ни чем не лучше любой другой.Что до непонятных комми,то вот тут и зарыто изначальное семя неизбежного поражения в холодном противостоянии.Это нас пугали злыми капиталистами-эксплуататорами измывающимися над трудовым народом-одной фразой-Пролетарии всех стран...А их обрабатывали без полутонов-все мы ублюдки и нелюди. И не многое с тех пор изменилось. Паралель с футболом не вполне уместна.Недооценка"карликов"заложена от советского,опять же прошлого,когда их (или таковых)за соперников и не считали.Загвоздка,лишь в том,что они то с тех пор подтянулись(экс-югов,это мало ,впрочем касается),в то время,как мы обоснованно деградировали.Однако эта деградация никак не затронула отчаянно завышеное самомнение болел.А может оно и хорошо?Трагедия наступит,именно тогда,когда провалы против них станут восприниматься,как должное. Что до глаз людей,то проще всего поселить там сомнения.Только потом..остановить потоки крови захлестнувшие все веси бывшего Союза(глобально не буду развивать)не уверен,удасться ли когда нибудь.А ты о каком то:уродуют-не уродуют.Ты не в зазеркалье живёшь?

15:07 15 сентября 2012

Марио66

Saratovski Не так давно тут было интервью Эспозито, которое про "страшных советских женщин", читал? Они даже друг друга недолюбливали, но по крайней мере знали кто есть кто, а чего тут говорить про отношение к этим непонятным и неизвестным комунякам из державы вселенского зла. На их месте, с учетом информированности через местные СМИ, мне бы тоже казалось, что русские если и играют в хоккей, то лишь консервными банками времен войны. Посмотри, что происходит сейчас с нашим футболом. Стоит впервые добиться хоть чего-то, так сразу Словения, Македония и Израиль перестают восприниматься всерьез. Вот так же и кэнаки в свое время поплатились за это пренебрежение, да так, что до сих пор никто забть не может. Ээээ, а что может подтверждать счет любой серии? Победу команды, только и всего. Но если уж переводить на противостояние капиализм vs социализм, то как сказал тот же Мальцев - "в глазах людей появились сомнения". А спустя некоторое время сомневаться и вовсе перестали, ну а еще через несколько лет и вся страна избрала другой путь. И ничего, никто никого не уродует.

14:43 15 сентября 2012

Saratovski

Марио,да ты почитай их воспоминания!какое там отсутствие пренебрежения-не иначе,как московский цирк в гости ждали.Мы тут иногда подчёркиваем относительную недалёкость профессиональных спортсменом родных,а тут приходится констатировать,что имеем дело практически с калеками души.А всё потому,что ИХ система уродовала сознание людей похлеще советской..И что собственно на табло?чего подтверждант результат серии? Чемургена.В качестве кого состоялись данные молодые тренеры?Понятно,что бесперспективного специалиста во главе главного клуба и сборной не поставят,да только,что у Тихонова было за плечами?Рига с его четвёртым звеном?Не маловато ли для "титанов",которых он в свои схемы загонять стал?Не я выдумываю,это они спустя 35 лет ядом ВВ поливают.Не защищаю его как человека,но как руководителя понять вполне в состоянии.

14:09 15 сентября 2012

чимуренга

Saratovski, и Тихонов , и Юрзинов на момент , как ы изволите говорить «душения ветеранов» , уже состоялись. Это был хоккей в закрытой стране , с огромной конкуренцией среди игроков , да ещё в армейских условиях. Эти великие ,которые сейчас обижаются на несправедливость , ведь сами таким же образом кого-то вытеснили . «я уже гораздо позднее узнал, что канадцы были в разобранном виде, после отпуска, а наши всё лето тчательно готовились» poligraf poligrafovich , фактически не в таком уж и разобранном , а сб.СССР готовилась не всё лето , а как обычно , начиная с июля. Даже если предположить , что канадцы «разобраны» , то это их проблемы и очевидная недооценка соперника , т.к. о серии договорённости были достигнуты всяко не в августе. По поводу составов в клубных сериях ….У канадцев переходы были на потоке , в Союзе –событие . Мальцев ,Васильев усиливали ЦСКА вполне по правилам приличия ,как люди с погонами. Также как и за «КС» играли профсоюхные спартаковцы. По оценке совка согласен. ИМХО : зря Мальцев так неаккуратно наехал на партнёров. Мы ,типа , честные , а этот ,сволочь , судя по глазам , колебался. Монте Кристо-красный кхмер ,лучше заткнись .Саша ? Вы что с ним в ресторане сидели , пионЭр ? Ваши подробности сбегания с уроков неинтересны.

10:09 15 сентября 2012

Марио66

Saratovski От лица канадофилов позволю себе заметить, что недооценка имела место из-за отсутствия вообще какой-либо информации о сборной СССР, а не пренебрежительном отношении к, как оказалось, матерому сопернику. После первой игры кэнаки все признали, что не только они умеют играть. А результат как ни крути на табло и ниипет. %)

09:20 15 сентября 2012

Saratovski

Вилсон.Беститульно потому,что в целом этот турнир не имеет более истории продолжения.Но по факту,ты прав:был Вызов-взяли Вызов.Рандеву 87,это всё же не турнир,а именно то,что заложено в названии.Пара матчей в рамках"недели"СССР в Канаде,ну и разогрев перед грядущим КК. А не предлогали своё,потому,что сборная Союза активно участвовала в международной турнирной жизни в отличии от Лиги,а им ,было элементарно финансово интересно и поучительно приглашать для схваток сильнейшего из остального мира,да ещё и "с собственной гордостью")) Кристо.Ну,не совсем ты прав.Как раз 72 год они могут и списывают на фактор недооценки(многие канадофилы стараются при этом забывать,что те ,наших изначально за соперников не считали,а сейчас трубят о злосчастной решающей шайбе,как о несомненном доказательстве преимущества капитализма над социализмом),а вот в последующих противостояниях,это не прокатывает. Что до Тихонова и Юрзинова..а кто вообще не проигрывал?Боумена считают,разве,что не величайшим,а он после 79-81 к сборной более не допускался..До прхода(назначения) Тихонова сборная была ряд лет в глубоком кризисе.Ему и поставили задачу вернуть лидерство,а как он этого мог добиться-молодой специалист,никогда в великих игроках не ходивший?Только через коренное обновление.Варианта два, в таких случаях-либо капитан главный на корабле,либо команда,а с такими мохрами он сработаться и не мог.Они считали себя профессорами,а он им предлагал начинать всё с азов(они сами это пренебрежительно вспоминают).Потому то ему ничего и не оставалось другого,как начать интенсивное обновление команды,благо молодёжь тогда подпирала стариков нещадно.Результат его творчества мы знаем-КК,2 олимпиады,ну и мировые чемпионства..ах да-Кубок Вызова)) и всё это со СВОЕЙ сборной.А ты хотел бы,чтобы Мальцев,Михайлов и ко играли в сборной до 45,как Ларионов?

09:03 15 сентября 2012

wilson

Saratovski 15 Сентября 2012 | 01:32 Но почему же беститульно-то? Обладатель кубка вызова, тоже титул. Сами канадцы сей кубок и выдумали, для себя разумеется, а вышло не по ихнему. Канадцы вообще много выдумали, кубок канады тот же, кубок рандеву-87, наши в этом плане к сожалению ничего своего не предложили, только принимали канадские вызовы.

02:09 15 сентября 2012

Saratovski

У каждого свой Эверест,знаешь ли)Согласен,что они отсчёт всему противостоянию,но кульминация,и это общепризнано-КК 87..И потом,почему 79 не то?Это была инициатива той стороны под предлогом,что советы удачно выступают против нас т.к.целенаправленно готовятся к встречам,в то время,как мы ласты клеим-а ну давайте,как встретимся в разгар нашего чудесного первества жестяной трубы!Да ещё и взамен матча всех звёзд!..а вышло,как вышло))так что КВ 79,это пощёчина посильнее прочих

01:38 15 сентября 2012

Saratovski

Кристо,ну,что ты всё нападаешь на людей с оскорблениями?ну,так ему видится ситуация.В данном случае можно быть терпимее и спокойно попытаться развенчать заблужения,если ты видишь таковые)..в чём то он и прав!для "неокрепших умов" все эти перемывания костей по пятницам насилие над сознанием и стереотипами.А мы все находимся в плену у них,и лучше их сохранять,как показывает практика.Я,тоже могу согласиться,что не давал Мальцев вью раньше и лучше бы сохранял табу.Увы,в таких разговорах,больше сведения счетов,чем какого то анализа с высоты прожитых

01:32 15 сентября 2012

Saratovski

Вилсон,но перед 6:0 был проигран первый матч,и упорно выигран второй.И всё же,Рандеву,это те же суперсерии,принципиально,да беститульно,если позволишь.Но и тут можно согласиться с нижеотписавшимся респондентом-это для всяких полиграфов всё просто и не серьёзно,что советами добыто,а вот канадцы накануне КК 84, по их признаниям сильно мандражировали после двух конфузов вподряд(79 и 81),а результат матча предварительного 3:6(на тот матч Союз выставил резервного кипа Тыжных,и даже не переодевал Ларика) и вовсе вверг их в печаль ..Короче,непонятно,на кого(кроме ПП) те встречи 72 могли произвести столь удручающие впечатления,если сборную отправляли,только бы не опозориться,а вышло- разве,что не сильней

01:12 15 сентября 2012

DXB

Ну, нет смысла говорить неправду. Что значит "облить грязью", если это правда?!

00:26 15 сентября 2012

Трахтибидохов

Только мое мнение. Отвратное впечатление от интервью. Никакой "Душевности" не отметил. Облил грязью своих партнеров и тренеров. Не представляю, чтобы великий Эспозито, или Халл , или Г.Хоу дошли бы до такого, даже если бы имели основания. А с канадцами у Мальцева , между прочим, никогда не вытанцовывалось. Блистали Харламов, Якушев, не давал спуску никому Васильев (царствие ему небесное !), но у МАльцева всегда с Канадой наступал какой-то ступор. И на внутреннем фронте без лавров.В эпоху всепобеждающего ЦСКА тем не менее Крылья становились чемпионами, Спартак становился, а вот он со своим Динамо, с братьями Голиковыми, Первухиным-Васильевым, Природиным, Билялетдиновым, Полупановым ни-ког-да ! Поэтому поспокойнее бы, повзвешеннее... И насчет допинга у американцев это что-то новое.Если ему так спокойнее жить нехай так думает, но ...Разочарован

23:38 14 сентября 2012

DXB

P.s. Что-то, кажется, история про Софи Лорен - правда)

22:40 14 сентября 2012

DXB

Ребята, аж ком в горле... Какая же умница АЛЕКСАНДР МАЛЬЦЕВ!!!! Какие теплые воспоминания навеяли его рассказы!.. А ИМЕНА какие!!! ХАРЛАМОВ, ВАСИЛЬЕВ, царствие небесное! Александр Николаевич, долгих, долгих лет жизни и хороших приключений!) СЭ спасибо.

22:39 14 сентября 2012

wilson

Saratovski 14 Сентября 2012 | 15:08 А еще в 79-ом году наши вынсли канаду со счетом 6:0, вернее даже не совсем канаду, а сборную нхл (кроме канадцев было еще 3 шведа). СССР был сильнее нхл, не то что сейчас.

20:11 14 сентября 2012

McLarenfan

Спасибо за интервью с Нашей легендой! Великий человек - Велик во всем..банально, но лишний раз в этом убеждаюсь! Здоровья Вам, Александр Николаевич! Помним и очень ценим Блестящую игру!

19:49 14 сентября 2012

Lars_Berger

Спасибо за интервью с настоящей Легендой!..

18:29 14 сентября 2012

Адмирал

Спасибо за статью.Редко СЭ дает хороший материал.Мальцев....Как много в этом слове! Мы вышли из той эпохи где были Мальцев,Фирсов,Васильев,Харламов,Петров,Михайлов,Гусев,Якушев,Коновале нко,Третьяк и многие другие..Великие люди,великой страны СССР!! Вы все из разных клубов,но мы Вас всех любили! Спасибо!!!

17:54 14 сентября 2012