23 октября 2010, 00:06

История баскетбольных маек. Часть 4

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

В очередной части нашего сериала о мастерах оранжевого мяча и том, что они носят, мы отправляемся в Юго-западный дивизион НБА – дивизион команд-путешественниц. Четыре из пяти тамошних клубов переехали на юго-запад из других регионов.

Даллас Мэверикс

Этот клуб появился в НБА в 1980-м году, через семь лет после того, как Даллас лишился профессионального баскетбола (подробнее об этом – см. "Сан-Антонио Сперс"), и самое интересное, что о нем можно рассказать – это то, почему он так называется.

Мэверик – имя собственное. Точнее, фамилия. Проживал в позапрошлом веке в Техасе такой джентльмен по имени Сэмюэл Огастас Мэверик – потомок одной из старейших колониальных семей, богатый землевладелец, адвокат, политический деятель и (в Техасе не отвертишься) немножко ковбой. Точнее, владелец ранчо, потому что техасская земля использовалась тогда почти исключительно под скотоводство.

Благодаря этому последнему факту Мэверик и вошел в историю, а точнее – в американский сленговый лексикон. Дело в том, что Сэмюэл, в отличие от других скотовладельцев, не клеймил своих коров. Из-за этого в Техасе любую отбившуюся от стада скотину, не имевшую клейма, стали называть "мэвериком". Постепенно это слово получило и переносное значение – "человек независимого склада ума" (хотя стоит заметить, что сам Сэмюэл Мэверик не стремился быть оригиналом, а всего лишь жалел коровок или же просто чересчур увлекался политикой и плохо вел свое хозяйство).

Последнее значение слова maverick стало причиной появления нескольких вымышленных персонажей американского кинофольклора, носивших такую фамилию – как правило бандитов, карточных шулеров и прочей обаятельной шпаны. В частности, в конце 1950-х и начале 1960-х на американском ТВ шел сериал-вестерн под названием "Мэверик", и главными героями в нем были четыре брата-картежника. В роли старшего из них снялся актер по имени Джеймс Гарнер, и в 1980-м году он был членом группы инвесторов, купивших права на новую команду НБА.

Вот такая одиссея клубного брэнда. Остается лишь решить, как его перевести на русский язык. Ну а что касается формы клуба, то первоначально цветами были зеленый, белый и синий (при этом на домашней форме синего цвета было больше, чем зеленого, а на выездной – наоборот), а на эмблеме красовалась белая ковбойская шляпа. В 1993-м синий цвет стал основным.

Радикальные перемены в имидже клуба произошли в 2001-м году, когда "Даллас" сменил цвета на темно-синий, голубой и серебряный и сильно модернизировал форму. Ковбойская шляпа с логотипа исчезла и была заменена лошадью (видимо в качестве еще одного ковбойского символа) и звездой – эмблемой Техаса.

В ходе сезона 2003/04 "Мэверикс" попытался ввести третью, альтернативную форму серебряного цвета, сделанную из какого-то невиданного блестящего материала. Это детище компании Nike вызвало оглушительных хохот всей баскетбольной общественности США (новую форму тут же прозвали "мешками для мусора"), и эксперимент был признан неудачным после первой же игры. С куда большей благосклонностью болельщики приняли возврат к зеленому цвету (тоже посредством альтернативной формы) в 2004-м году. Автором этого дизайна стал известный рэппер Пафф Дэдди, и это был не первый и не последний случай, когда в области вкуса и чувства меры Nike был наголову разгромлен артистом жанра уличного малоцензурного речитатива.

В прошлом сезоне "Даллас" снова ушел от зеленого цвета, заменив его в альтернативной форме на голубой. Этот эксперимент понравился настолько, что в нынешнем сезоне голубой будет уже основная форма команды.

Мемфис Гриззлис

В начале 1990-х у НБА появилась потрясающая идея – открыть для себя Канаду. То есть, не так чтобы совсем уж открыть (в конце концов, "Торонто Хаскиз" был не только одним из первых клубов лиги, но даже сыграл в ее первом матче), но хотя бы напомнить себе, что такая страна есть. Там, на севере, где всегда мороз. Про Торонто НБА уже знала, но пускать только одну команду показалось несолидно, и были срочно объявлены поиски еще одного канадского города. Некоторое время спустя поступили сведения из Сиэтла о том, что сверху иногда доносится шум, заставляющий предположить наличие там человеческой жизнедеятельности.

Так американскими баскетбольными учеными был открыт Ванкувер. Результатом этого научного прорыва стал приход в НБА в 1995-м году команды "Ванкувер Гриззлис".

Поначалу ее хотели назвать "Маунтиз" в честь известного канадского подразделения конной полиции, но конные полицейские от этой чести категорически отказались. Но и запасное название – в честь североамериканского медведя – было не менее удачным. Гриззли в западной Канаде водятся в изобилии и даже являются тотемным символом местных индейцев, что нашло свое отражение в одном из второстепенных логотипов клуба.

А вот что нашло отражение в его цветах, сказать трудно. Возможно, голубое небо Канады, каким его мог бы изобразить художник-авангардист, работающий в жанре ядерной апокалиптики. Сами "Гриззли" назвали этот оттенок бирюзового Naismith Вlue, намекая на то, что к нему имел какое-то отношение изобретатель баскетбола доктор Джеймс Нэйсмит. Доктор Нэйсмит имел самое прямое отношение к Канаде – факт, который вряд ли стал бы для него поводом для гордости, будь он жив в 1995-м.

Мутация голубого цвета не пережила 1990-х. В 99-м у "Гриззлис" появилась альтернативная черная форма, которая на следующий год стала основной. К сожалению, спасти баскетбол в Ванкувере это уже не могло, и после шести кошмарных сезонов в Канаде команда решила перебраться на юг – в город Элвиса Пресли.

Тут снова возникла заминка с названием. Дело в том, что в Мемфисе находится штаб-квартира компании Federal Express, которая натуральным образом стала спонсором клуба и очень надеялась, что новым его названием будет "Мемфис Экспресс". Но тут уже свое веское слово сказала НБА, постановив, что в названии клуба (как и на его форме) никакой рекламы быть не должно. И правильно, между прочим, сделала, потому что европейский цирк-шапито, когда один и тот же клуб каждый год перекрещивается в честь нового покровителя, Америке не нужен.

В итоге клуб остался "Гриззлис", хотя в штате Теннеси этого вида медведя отродясь не водилось. Поначалу команда продолжала играть в ванкуверских цветах, но на четвертый сезон в Мемфисе обзавелась новыми. Если голубой цвет надеялся, что его наконец-то оставят в покое, то его ждало жестокое разочарование: на форме "Мемфисских гризли" нашлось место для трех (трех!) разных оттенков синего. Называются они так: "Мемфисская полночь" (темно-темно-синий... информации о том, насколько этот цвет соответствует реальной полночи в г. Мемфис, у "СЭ" нет), "Beale Street Blue" (голубой, но назван в честь известной улицы Мемфиса, сыгравшей большую роль в истории музыки блюз) и "Дымный голубой" (очень бледный голубой, видимо намекающий на цвет лица свежеумершего курильщика).

Нью-Орлеанс Хорнетс

История странствий началась в городе Шарлотт. Северная Каролина, как уже упоминалось, является одним из самых баскетбольных штатов Америки, поэтому приход туда НБА в 1989-м году не должен был вызвать удивления. Вызвали его цвета нового клуба, которых раньше в подобном сочетании никто никогда не видел. Не встречается в естественной среде зеленоватый оттенок голубого по соседству с гематомно-фиолетовым, и все тут. Но 90-е годы уже стучались в дверь, и очень скоро новаторство нового клуба подхватили другие команды: не прошло и пяти лет, как баскетбольные "Ванкувер" и "Детройт", хоккейный "Сан-Хосе", бейсбольная "Флорида" и футбольный "Джексонвилл" засияли тем же непередаваемым оттенком голубого.

Что касается названия, то поначалу планировалось наречь клуб "Шарлотт Спирит" - то есть, "Шарлоттский дух", но болельщики в редкий для них момент здравомыслия проголосовали за "Хорнетс" - "Шершни". Это название имеет прямое отношение к истории города, жители которого оказали яростное сопротивление британским войскам во время войны за независимость американских колоний. Британский генерал маркиз Корнуоллис так тогда и сказал: "Этот город – настоящее осиное гнездо" (буквально – "nest of hornets").

Прекрасному историческому названию пришлось сосуществовать с ультрафиолетовой формой и слегка обнаркоманенным насекомым на эмблеме. Форма за все время проживания в Шарлотте особенно не менялась. В 1994-м году появились альтернативные фиолетовые майки, но два года спустя их забраковали, подпустив взамен чуть больше синюшности в основную форму.

Проблемы у команды обозначились в начале нового тысячелетия. "Шершни" хотели, чтобы городские власти помогли им с постройкой новой арены, но чиновники наотрез отказались сотрудничать с владельцем команды Джорджем Шинном. Слегка экстравагантный Шинн был дружно ненавидим консервативными шарлотцами, а поскольку продавать свое детище он не собирался, то было принято решение увезти "Шершней" в другой город.

Случилось это в 2002-м году, и этим городом стал Новый Орлеан – развеселая, космополитичная, блестящая и нищая американская Одесса. В Новом Орлеане название "Хорнетс" уже не имело той же исторической подоплеки, но сентиментальный Шинн решил его оставить. Остались и основные цвета, к которым присоединился золотой. Альтернативная желтая форма появилась в 2004-м. А в 2005-м в Новый Орлеан пришел ураган Катрина, и дальнейшее пребывание в этом городе было плохо совместимо и с баскетболом, и с жизнью вообще. "Шершням" пришлось отправиться в Оклахома-Сити, где они провели два сезона, пока шло восстановление их арены в Новом Орлеане. При этом команда официально назвалась неподъемным именем "Нью-Орлеанс-Оклахома-Сити Хорнетс". С домашней формы исчез топоним New Orleans, зато появилась эмблемка с буквами OKC (Оклахома-Сити). Более того, была изготовлена и специальная третья майка – в честь приютившего команду города.

В 2007-м "Хорнетс" вернулся в Новый Орлеан, а еще через год слегка перелопатил свой бренд, сделав голубой цвет слегка более... голубым. Модификации подверглась и эмблема, к которой добавились два второстепенных логотипа, хорошо отражающие местную специфику – флер-де-лиз (символ бурбонской Франции, чьи колонисты построили город) и труба (символ джаза) с аббревиатурой NOLA (Новый Орлеан, штат Луизиана).

Сан-Антонио Сперс

Этот клуб был жертвой первой попытки привить насквозь футбольному Далласу любовь к баскетболу. Основанный в АБА в 1967-м году "Даллас Чапарралс" (чапараль – заросли кустарникового дуба, которыми покрыт ландшафт северной Мексики и части Техаса) эту задачу блистательно провалил. Цветами команды были красно-бело-синие, а название чаще всего сокращали до "Чапс" ("ребята" в английском сленге), но все эти факты были известны лишь горстке людей.

В итоге было принято решение перевезти клуб в другой техасский город, Сан-Антонио, на три года, и если там не выгорит, то либо вернуться в Даллас, либо спокойно помереть. В Сан-Антонио "Чапс" сперва хотели назвать ковбойско-стрелятельным именем "Ганслингерз", но в итоге выбрали не менее ковбойское, но уже не такое грозное "Сперс" ("Шпоры"). Зато уж цвета сделали суровее некуда – черно-серые, да еще и с черными буквами на черном же фоне. Домашняя форма иногда была белой, а иногда (дабы не терять суровость) серебряной (этот вариант был на некоторое время возрожден в 2000-е годы: команда играла в нем субботние домашние матчи).

Переехав, "Шпоры" сменили не только имидж, но и стиль игры, начав пропагандировать "баскетбол школьной площадки", что принесло им как победы, так и популярность. В итоге "Сперс" стал одной из немногих прибыльных команд своей лиги и в 1976-м году был принят в НБА.

Как ни странно, особых изменений в форме клуба за все эти годы не было – так, мелкие поправки. В 1990-м году сильно изменилась эмблема – в нее добавили несколько психоделичных цветов, назвав получившийся калейдоскоп красивым испанским словом "фиеста". Однако, на форму эта красивость, к счастью, не попала. Даже в 90-е, когда такого рода фасоны были едва ли законодательно утвержденной обязанностью в мировом спорте. "Шпоры" лишь слегка осовременили свою форму, а "фиесту" впрыснули в разминочные трико.

В 2003-м году, когда в моду снова начал входить простой, консервативный стиль, разноцветность с эмблемы убрали.

Хьюстон Рокетс

Какое название может подойти команде из Хьюстона (где, как известно, находится штаб-квартира НАСА) больше, чем "Ракеты"? Идеально, как на заказ! Только вот, "Ракеты", оказывается, родом совсем не из Хьюстона.

Команда появилась на свет в 1967-м году в городе Сан-Диего (штат Калифорния) и получила свое название благодаря предприятиям военно-промышленного комплекса. В частности, в Сан-Диего находится компания "Дженерал дайнэмикс", которая занималась именно разработкой межконтинентальных баллистических ракет "Атлас". Каковой жизнерадостный факт и был отображен на красивой, солнечной эмблеме команды. Впрочем, несмотря на то, что логотип был выполнен в оранжево-синих цветах, "Ракеты" играли в зелено-желтом.

В Сан-Диего, однако, баскетбол не прижился, и всего через четыре года клуб был продан техасским инвесторам, которые перевезли его в Хьюстон. Менять такое роскошное название смысла, конечно же, не было, но вот зеленый цвет заменили на красный. В качестве эмблемы "Ракеты" сначала использовали потрясающе глупую карикатуру баскетболиста с реактивным ранцем, не имеющую ничего общего ни с Хьюстоном, ни с ракетами.  Однако, всего год спустя команда убрала из своего имиджа любые намеки на веселость: эмблема превратилась в штамп, а в форме стало значительно меньше желтого цвета.

Именно такими "Ракеты" запомнились в свою лучшую эпоху – чемпионский период начала 90-х. Но 90-е годы не щадили никого и ничто, и сразу же после второй победы, в 1995-м, "Ракеты" поменяли цвета на черно-голубовато-зеленовато-бело-красные, а эмблему – на социальный плакат "Бойся многоразового шприца!" В довершение кошмара команда переоделась по последнему писку тогдашней психической моды – в тонко-полосатую порно-пижаму. Карьера Хакима Оладжьювона этого не выдержала и завершилась, и на горизонте замаячила эпоха Яо Мина.

Возможно, это случилось потому, что закончились 90-е, а возможно – потому, что ношение тогдашней полосатой формы "Рокетс" совершенно справедливо карается в КНР как пропаганда антиобщественного образа жизни, но в 2003-м году вместе с Яо пришел в клуб и новый имидж. Красно-бело-серые цвета, минималистская эмблема, и даже возвращение желтого (в альтернативной форме) – таковы визуальные приметы эпохи Яо Мина.

Слава МАЛАМУД

История баскетбольных маек:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Придумай мем

Новости