15:15 16 декабря 2017 | Футбол — РФПЛ
Газета № 7524, 18.12.2017

Виктор Гончаренко: "В Манчестере Головин сыграл на уровне Погба"

Виктор ГОНЧАРЕНКО (слева) и Александр ГОЛОВИН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Виктор ГОНЧАРЕНКО (слева) и Жозе МОУРИНЬЮ. Фото AFP Перепалка между Юрием СЕМИНЫМ (в центре) и Виктором ГОНЧАРЕНКО (правее). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Алексей МИРАНЧУК (слева) и Понтус ВЕРНБЛУМ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Виктор ГОНЧАРЕНКО (в центре) и Федор ЧАЛОВ (№63). Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ" Виктор ГОНЧАРЕНКО и Виктор ВАСИН (№5). Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ" Сергей ИГНАШЕВИЧ (слева). Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ" Леонид СЛУЦКИЙ (слева), Олег ЯРОВИНСКИЙ (в центре) и Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Виктор ГОНЧАРЕНКО (слева) и Александр ГОЛОВИН. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Обстоятельное интервью главного тренера ЦСКА о шансах российских клубов в Лиге чемпионов, борьбе в РФПЛ, селекции, прогрессе молодежи и карьерах Игнашевича с братьями Березуцкими.

ЕСЛИ У ОЛАНАРЕ ВОЗНИКНУТ ВАРИАНТЫ УХОДА, КЛУБ ГОТОВ ИХ РАССМОТРЕТЬ

– 12 декабря исполнился ровно год, как вы возглавили ЦСКА. В 44 официальных матчах армейцы при вас одержали 26 побед. Как оцените статистику?

– Не знаю. Она довольно своеобразная. Ведь в данном случае берутся все матчи в целом – два чемпионата. И делать какие-то выводы по ней я бы не стал. В прошлом сезоне мы боролись с "Зенитом" за второе место, сейчас все наложилось на квалификацию и групповой турнир Лиги чемпионов. Так что сложно под такими цифрами подвести какую-то черту.

– Тогда чем гордитесь в своей работе за этот год?

– Гордиться – слишком громкое, неправильное слово. Я уже говорил, что к моему приходу в ЦСКА Леонид Викторович Слуцкий выжал из команды абсолютно все. Тренер смог достать все из того варианта, который у него был. И в этом его заслуга. Мне же, понятное дело, нужно было произвести ряд изменений. Поменять схему, подогнать под нее футболистов, сделать так, чтобы они притерлись к новой системе игры.

– Переход на схему 5-3-2 себя оправдал?

– Как я уже сказал, этим не стоит гордиться. Понимаете, кому-то изменения пошли в плюс – как, например, Головину, Натхо, Вернблуму. А кому-то в минус – как Оланаре. Это нормальная ситуация. С приходом нового тренера что-то меняется в судьбе футболиста. Если у Аарона возникнут варианты и мысли по поводу ухода, то в клубе готовы их рассматривать. Если нет – тогда он готовится с нами к весенней части. Кого-то наставник может поднять, а кого-то, напротив, загнать куда-то немного глубже. Главное все же заключается не в этом.

– А в чем же?

– Нужно, чтобы команда и тренер чувствовали: улучшается качество игры. И весной, и осенью такое ощущение в принципе появилось. То есть футболисты понимали, что от них требуется на поле.

– Какие матчи выделите со знаком "плюс"?

– Наверное, второй тайм гостевой встречи с "Базелем", победу над "Краснодаром" на выезде, дерби первого круга со "Спартаком". По качеству отмечу матч с "Локомотивом" в прошлом сезоне (4:0).

А вообще, когда у тебя достаточно плотный график, нужно команду как можно дольше держать на уровне выше среднего. То есть, чтобы было меньше колебаний. Тогда станешь стабильно набирать очки.

– Спада все же избежать не удалось.

– Пожалуй. Определенный откат у нас случился в октябрьских матчах. Но путем перестановок в составе, изменения схемы нам удалось вернуться на прежний уровень.

– Вам стыдно за домашнее поражение от "Базеля"?

– Когда ты проводишь очень много встреч (а в этой части сезона мы сыграли 31 без учета тех, в которых принимали участие сборники), такие поражения, к сожалению, неизбежны. Считаю, сверхплотный график в тот день и оказал влияние на эмоциональное состояние ребят, привел к такому бледному футболу в нашем исполнении. То есть мы упали на уровень ниже среднего и закономерно уступили. Важно в такой ситуации быстро привести коллектив в чувства.

– Просто немного странно было слышать от вас на пресс-конференции, что такая опытная команда сыграла трусливо…

– А что не так в моих словах? Никто из ребят на меня косо не смотрел после этой фразы, никто не обиделся. Черное надо называть черным, а белое – белым. Я хорошо всех знаю, у нас отличный контакт с футболистами, и понимаю, какие вещи могу сказать им. Я произнес то, что думал. И на следующий день на тренировке повторил то же самое.

– Опять заявили: "Вы сыграли трусливо"?

– Нет, нет! Не вы, а мы. Именно – мы. Это принципиальный момент. Это же моя команда и в первую очередь я должен, в том числе, критиковать самого себя. Не отделяю себя от остальных!

Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

А КТО УСТОИТ, ЕСЛИ "МЮ" ИГРАЕТ В ПОЛНУЮ СИЛУ?

– Домашний матч ЦСКА с "МЮ" (1:4) и гостевая встреча "Спартака" с "Ливерпулем" (0:7) показали, что между РФПЛ и АПЛ настоящая пропасть?

– Нет, эти игры лишний раз показали, какие безграничные возможности есть у ведущих европейских клубов. Конкурировать с богатыми очень сложно. Их бюджеты -бездонная бочка. Они могут купить чуть ли не любого сильного игрока в мире. Российские команды такого себе позволить, конечно, не могут. И этот разрыв в трансферных бюджетах, думаю, будет только увеличиваться. Так что я бы не стал говорить о пропасти в уровне наших лиг с точки зрения именно футбола. Возможности, повторюсь, разные. А отдельно взятый матч можно успешно провести с любым соперником.

– Если "МЮ" выходит против ЦСКА со стопроцентной мотивацией и выставляет сильнейших, у вас просто-напросто изначально нет никаких шансов?

– А давайте по-другому поставим вопрос. А если "МЮ", "Сити", "Барселона" выступают на максимуме своих возможностей, какие клубы вообще могут устоять перед ними? Только те, которые имеют в своем составе игроков примерно такого же уровня. Думаю, "Ницца" или "Вольфсбург" получили бы те же проблемы, что и ЦСКА со "Спартаком" в этих встречах.

– Значит, мечта о том, что мы в обозримом будущем увидим российский клуб даже не в финале, а в полуфинале Лиги чемпионов, так и останется мечтой?

– Нам надо забыть, что когда-то "Порту" или "Стяуа" выигрывали турнир. Подобное мы увидим нескоро. Наверняка этот титул разыграют представители первой четверки европейских чемпионатов плюс "ПСЖ". Может быть, россиянам будет проще в Лиги Европы, в плей-офф которой пробились аж четыре команды.

Виктор ГОНЧАРЕНКО (слева) и Жозе МОУРИНЬЮ. Фото AFP
Виктор ГОНЧАРЕНКО (слева) и Жозе МОУРИНЬЮ. Фото AFP

КОГДА ПОНТУС ОБЩАЕТСЯ СО СЛУЦКИМ, ГОВОРИТ МНЕ: "COACH, ОТОЙДИ -ЗДЕСЬ ЕВРОПА!"

– За кого, кстати, будете теперь переживать в ЛЧ?

– С давних времен симпатизирую "Манчестер Юнайтед". Так что буду болеть за команду Моуринью, пусть она пройдет как можно дальше.

– Удалось обстоятельно поговорить с португальцем после ваших матчей с "Манчестером"?

– Да. Камера выхватила наш с ним разговор, и после игры мне позвонили удивленные жена и сын: "О чем ты мог говорить с Моуринью, учитывая уровень твоего английского?".

– Что ответили?

– Сказал, что общался как Эллочка-Людоедка из "12 стульев". Ее словарный запас составлял 30 слов. У меня, наверное, чуть больше английских – 50. Вот я их все ему и выложил! Уж не знаю, понял он меня или нет (смеется).

– Вы-то его поняли?

– Да, прекрасно. То, что он спрашивал, в принципе, несложно было разобрать. А вот мои ответы…

– Особенный не подал вида, что у вас, мягко говоря, не очень хороший английский?

– Ну, если бы он мне еще дополнительные вопросы задавал, тогда вообще бы меня смутил. А вообще Моуринью молодец. С судьями говорил по-итальянски, со мной по-английски, с нашими бразильцами – Витинью и Мариу Фернандесом – по-португальски.

– Этот случай не подтолкнул вас взяться за углубленное изучение языка? Или просто сейчас нет такой мотивации и времени?

– Ох… Это больная тема. У каждого человека есть два больших таланта. Умение приспособиться к какой-то среде и дать объяснение своим действиям. Вот я и нахожу своего рода оправдания. Хотя когда-то, наверное, и стоит окунуться в англоязычную среду, как это сделал Леонид Викторович. Наверное, теперь многие сделают вывод, что я собрался в Англию (улыбается).

– Слуцкий вас не подкалывает по поводу вашего уровня английского?

– Еще как. Он когда к нам приезжает и общается с Понтусом, я только два слова успеваю вставить в их беседу. А Вернблум меня еще и троллит: "Тренер, иди отсюда. Разве не видишь, что тут Европа?"

– Ничего себе.

– Ну, он так шутит: "Соасh, все же говорят по-английски. А ты чего?"

Перепалка между Юрием СЕМИНЫМ (в центре) и Виктором ГОНЧАРЕНКО (правее). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Перепалка между Юрием СЕМИНЫМ (в центре) и Виктором ГОНЧАРЕНКО (правее). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

"ЛОКО" ЛИДИРУЕТ ПО ДЕЛУ

– Ваша цитата после дерби со "Спартаком": "В целом, у нас такой чемпионат, что побеждают команды, убегающие со своей половины поля". Что это – укор, сожаление или констатация того, что в России не умеют атаковать позиционно?

– Не укор и не сожаление, а именно констатация. У каждого чемпионата своя особенность. АПЛ – это физика, атлетизм, серия А – тактика, бундеслига – интенсивность. У нас свой стиль. Кому-то он нравится, кому-то – нет, но такова данность. Кстати, такой футбол помогает российским командам в еврокубках.

– Каким образом?

– Мы нередко переигрываем на контратаках соперников, проповедующих открытый футбол. Это касается и "Локомотива", и "Спартака". Ничего плохого я в этом не вижу. Позиционное нападение требует колоссальных тренерских затрат, плюс необходим определенный уровень футболистов. "Манчестер Сити" после прихода арабских шейхов выложил немалую сумму на покупку игроков, которые умеют контролировать мяч в позиционной атаке. Если у тебя нет возможности приобретать таких исполнителей, значит, нужно действовать на быстрых контратаках.

Алан Дзагоев не так давно сказал: "На моей памяти это худший чемпионат, который проводился за последние 10 лет. В футбол можно играть только с "Зенитом", "Спартаком" и "Краснодаром". Согласны с Аланом?

– Дзага сказал это на эмоциях после дерби с "Локомотивом" (2:2). На мой взгляд, мы контролировали ту игру до удаления Хосонова. Я не согласен с тем, что сейчас самый слабый чемпионат. Он по-своему интересен. Почти все команды уже научились играть против соперников с тремя центральными защитниками, постепенно прибавляют в позиционном нападении.

– Почему Дзагоев не упомянул "Локомотив", который лидирует с приличным запасом?

– "Локо" идет первым по делу, здесь никаких вопросов. Но давайте вспомним его игры. Нас, "Зенит" и "Спартак" железнодорожники победили на контратаках. Разве не так? "Локо" действовал вторым темпом. И это не плохо. Семин использует сильные стороны своих футболистов. В итоге они лидируют – счет на табло.

– Какое поражение вы восприняли болезненнее – от "Базеля" или от "Спартака"?

– Самое болезненное поражение у меня случилось в матче БАТЭ – "Барселона" (0:5). Вот оно стоит особняком. Все остальные можно как-то пережить.

Но если перед "Базелем" появилось ощущение, что мы находимся далеко не в лучшей форме, то перед "Спартаком" такого понимания у меня не было… Понятно, что болельщикам тяжелее перенести проигрыш от красно-белых.

Алексей МИРАНЧУК (слева) и Понтус ВЕРНБЛУМ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Алексей МИРАНЧУК (слева) и Понтус ВЕРНБЛУМ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ФОЛ ВЕРНБЛУМА НА МИРАНЧУКЕ – РЕАКЦИЯ НА НЕСПРАВЕДЛИВОЕ УДАЛЕНИЕ ХОСОНОВА

– Насколько оправдался перевод Вернблума в атаку? Он же сейчас вообще второй бомбардир команды в этом сезоне.

– Понтус однозначно очень полезный футболист, много делает для команды. Но я считаю, что "фишка" заключается даже не в том, что мы перевели его в атаку, а в игре Натхо, который стал выходить на поле. Именно Бибрас прежде всего усилил наш футбол.

– Вот как?

– Да. У израильтянина образовалась классная связка с Головиным, они друг друга здорово дополняли. То есть здесь дело в том, как мы попадаем в опасные зоны, между линиями, как доставляем мяч в штрафную. И как раз Натхо проявил себя с лучшей стороны. Вспомните, какие передачи он выдал в матчах с "Бенфикой" и "Тосно", сколько совершил подборов. То есть взял нити игры в свои руки. И тут же гораздо проще стало Головину, который стал успевать везде – и в обороне, и в нападении.

– И, тем не менее, именно грубая ошибка Натхо привела ко второму голу "Спартака", который фактически и убил интригу в дерби.

– Все мы ошибаемся. За 90 минут каждый может совершить ляп, когда соперник пытается подловить тебя на контратаках.

– Некоторые специалисты считают, что Вернблума нельзя использовать на острие нападения на длинной дистанции. Защитники просто его "прочитают" и закроют.

– Если нам удастся приобрести нападающего – это одно дело. Если нет, буду думать, где лучше использовать Вернблума – в опорной зоне или в атаке.

– Допускаете, что швед отыграет на острие до конца сезона?

– Все может быть. Но в идеале, конечно, хотелось бы заполучить форварда.

– Как воспринимаете разговоры в футбольном сообществе о том, что Вернблум откровенный хулиган и в ряде матчей его надо было удалять? В частности – за удар локтем в грудь Миранчука или за удар ногой по лицу Пашалича?

– Мы опять видим то, что хотим видеть. Все набросились на Понтуса. Но почему не говорим об абсолютно незаслуженном удалении Кучаева в Туле? Абсолютно незаслуженном! Костя совершил два фола и покинул поле… Нужно понимать, что у него не было злого умысла. Это молодой парень, который очень хочет играть в футбол. И его нарушения не тянули на две желтые карточки, а в итоге нам сломали матч…

– Вернемся к Вернблуму.

– Его нарушение на Миранчуке в дерби с "Локо" – это реакция на неоправданное удаление Хосонова. Я хорошо знаю Понтуса. Он любит бороться, соревноваться, агрессивный игрок, который добавляет шарма нашему чемпионату. Без него РФПЛ многое потеряла бы. И самое главное – он никогда не хочет никому нанести травму! А в сухом остатке мы заканчиваем в меньшинстве матч с Тулой, с "Локомотивом". И давайте еще удалим нашего игрока в дерби со "Спартаком"… Вот тогда возникает резонный вопрос.

– Какой?

– Почему только ЦСКА заканчивает игры вдесятером? Разве другие защитники и полузащитники не фолят? Так что здесь разговоры о грубости Вернблума притянуты за уши.

– Но ведь судья не удалил шведа за удар в грудь Миранчука.

– Весь сыр-бор начался после красной карточки Хосонова, которой не должно было быть. Если помните, был матч "Челси" – "Барселона", в котором Эвребе наделал ошибок, раздав кучу карточек. Потом этот судья вообще на какое-то время пропал из поля зрения. Считаю, в матчах с серьезным накалом, если нет откровенного хамства, нужно давать командам играть. А у нас Карасев убирает с поля Хосонова…

Виктор ГОНЧАРЕНКО (в центре) и Федор ЧАЛОВ (№63). Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Виктор ГОНЧАРЕНКО (в центре) и Федор ЧАЛОВ (№63). Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

НЕ СЧИТАЮ ЧАЛОВА МЯГКОТЕЛЫМ

– Что происходит с Федором Чаловым? Сказывается синдром второго сезона?

– Случаются такие ситуации, когда отдельно взятый неудачный матч сказывается на дальнейшей игре форварда. Против Хабаровска у Феди хватало моментов, но он их почему-то не реализовал. Где-то, может быть, пропала уверенность, где-то, согласен, сказывается и синдром второго сезона. Но Чалов очень ответственный парень, очень усердно тренируется, переживает, копается в себе. Он еще молодой игрок, которым свойственна нестабильность.

– Экс-полузащитник ЦСКА Ролан Гусев сказал про Чалова: "Ему уже пора стать злым мужиком".

– Не считаю Федю каким-то мягкотелым, и что он готов проиграть единоборства только для того, чтобы кого-то не обидеть.

– Молодая когорта футболистов – Кучаев, Чалов, Гордюшенко, Хосонов, Жамалетдинов – остается в ЦСКА? Никто из ребят не просил отпустить его в аренду за большей игровой практикой?

– Если кто-то недоволен своей долей в команде, выход простой. И я уже как-то задавал ребятам вопрос: кто из молодых, ушедших в аренду, возвращался в ЦСКА? Так что им надо сделать все для того, чтобы закрепиться здесь, в составе! Да, по идее, они могут уйти за большей практикой, но где гарантия, что вновь окажутся в составе армейцев?

– А чего тогда не хватает, допустим, Кучаеву или Жамалетдинову, чтобы выйти на уровень Головина?

– Здесь нет единого рецепта. Тренер может делать все от себя зависящее, но прыгнет ли молодой игрок на другой уровень или нет – предсказать трудно. То есть они поднимаются, поднимаются, поднимаются, но с каждым годом все сложнее и сложнее делать следующий шаг. Так что тут уже нереально что-то спрогнозировать.

Виктор ГОНЧАРЕНКО и Виктор ВАСИН (№5). Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Виктор ГОНЧАРЕНКО и Виктор ВАСИН (№5). Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

ОДНА ОШИБКА ВАСИНА – И СРАЗУ ЛЬЕТСЯ ГРЯЗЬ…

– Какой вопрос от журналистов вас выводит из себя?

– Да не бесят меня вопросы о составе! Что плохого в том, что ты используешь по максимуму те ресурсы, которые у тебя есть? Если ЦСКА с таким подбором исполнителей в последние годы занимает первые-вторые места, о чем еще здесь говорить? Поверьте, у нас нет никакой паники. Думаем о том, как развиваться.

– Думал, вы ответите, что вас бесят вопросы конкретно про ошибки Виктора Васина.

– А, вон оно что. Вы, журналисты, любите иногда найти одного виноватого. Но вообще-то голы забиваются из центральной зоны. Здесь, согласен, ты можешь винить центрального защитника. Но при этом посмотрите, как действует Васин в отборах, подборах, единоборствах на втором этаже. Нужно понимать, что Виктор провел в этом отрезке очень много игр – и за клуб, и за сборную. Где-то сказывалась накопившаяся усталость. А к нему относятся как-то стереотипно.

– Как это?

– Если Вернблум жестко нарушил правила, сразу кричат, что его надо четвертовать. Так же и с Васиным. Случается у нас какая-нибудь помарка в обороне, и все говорят: "Опять Васин…" Странно это все. Почему-то и я, и Станислав Саламович Черчесов видят его правильное отношение к делу и рассчитывают на него.

– Но ведь, например, в недавнем матче с "МЮ" именно Васин допустил две роковые позиционные ошибки. Да и в дерби со "Спартаком" выполнил неудачный подкат, и Мельгарехо на всех порах от него улетел в эпизоде с первым голом…

– Повторю, любой гол – это цепь ошибок. Даже когда в первом круге против "Спартака" Васин сыграл неудачно, мы должны проанализировать, как мяч был тогда доставлен в нашу штрафную. Порой к пропущенному голу приводит четыре или даже пять цепей, которые мы провалили. Голевая атака соперника может вообще начаться с неправильно выбранной Витинью позицией. Поймите, в футболе обороняется вся команда.

– Как сам Васин реагирует на критику в свой адрес?

– Он мне говорит, что уже особо не обращает внимания, не читает о себе в прессе, потому что ему это неинтересно.

– В то же время некоторые специалисты, болельщики задают критикам Васина встречный вопрос: а кто из российских центральных защитников сейчас лучше его? И на ум, пожалуй, приходит только Джикия. Согласны с такой позицией?

– Дело тут даже не в сравнении с другими игроками. Есть же и объективные причины.

– Какие?

– Последние пять лет Васин мало играл в ЦСКА из-за высокого уровня конкуренции (Игнашевич, Березуцкие). Виктор довольно долго ждал своего шанса. Сейчас он обрел стабильный уровень, выходит практически в каждой встрече. И здесь ему нужно сказать спасибо, а у нас за каждую ошибку в прессе начинают поливать грязью…

– Летом вы сказали, что Васин очень совестливый парень и ему не хватает спортивной наглости, чтобы при разборе игры сказать при всех, что в голе виноват не он. Виктор поменялся за эти полгода?

– На разборе братья Березуцкие и Игнашевич, на самом деле, всегда скажут, что в пропущенном голе или в ошибке виноват кто угодно, но только не они. И это топ-качество. Потом уже в беседе один на один их можно убедить, что они не правы, но только не при всех. Васин тоже должен пройти этот путь.

– То есть пока Виктор не может сказать, что виноваты все, но не он?

– Пока нет.

Сергей ИГНАШЕВИЧ (слева). Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Сергей ИГНАШЕВИЧ (слева). Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

ПЕРВЫЙ ПАС ИГНАШЕВИЧА – ЧУТЬ ЛИ НЕ ЛУЧШИЙ В ЛИГЕ

– У вас есть ощущение, что это последний сезон Березуцких и Игнашевича?

– Есть, есть такое ощущение… Более того, очень сильно пытаюсь гнать от себя такие мысли прочь. Мы и в шутку, и всерьез говорим им: "Нет, ребят, вам еще рано заканчивать". (Улыбается). Но здесь все уже зависит от их внутреннего восприятия, понимания того, нужно им продолжать или нет. В футболе надо уходить вовремя и никого не смешить. В то же время есть и обратный пример.

– Приведите, пожалуйста.

– Когда Пол Скоулз сначала объявил о завершении карьеры, а через полгода вернулся в "МЮ" и провел просто невероятный сезон. Я хорошо помню те его матчи. То есть порой футболисты раньше времени вешают бутсы на гвоздь и не доигрывают.

– Братья и Игнашевич сами уже говорят о том, что этот сезон может стать для них последним.

– Да... Но, наверное, окончательного решения еще не приняли. Во всяком случае, я не вижу, чтобы уровень игры Сергея, Васи и Лехи снизился. Они по-прежнему остаются лучшими защитниками.

– Понимаете их решение приостановить выступления за сборную?

– В эти дела я не имею права лезть. Мне некорректно отговаривать их или переубеждать. Есть главный тренер национальной команды.

– Многих пугает мысль: летом братья и Игнашевич уйдут, и основным защитником команды станет Васин.

– Свято место пусто не бывает. Мы столько раз уже это проходили. Пройдет какое-то время, и мы поймем, что есть другие игроки. Помните, все критиковали Онопко, провожали его на пенсию. Он завершил карьеру, и тогда многие поняли, кого потеряли… Замена нашлась не сразу, но нашлась же! Да, без братьев будет тяжело, но обязательно придут другие.

– Только на подходе что-то особо никого не видать…

– Это нормальная ситуация. В какой-то год не хватает нападающих, в другой – защитников. Просто футболистов должно быть больше, выбор шире, конкуренция выше.

– Вспомните яркую последнюю шутку Василия Березуцкого.

– Ой, можно бесконечно вспоминать все Васины перлы. Я чуть ли не каждый день рассказываю жене, что сказал Березуцкий. Он умеет шутить и по-доброму, и по-черному с использованием определенных выражений (смеется). И правильно в свое время заметил Леонид Викторович: когда Васи нет, сразу как-то становится непривычно.

– Чем вас по-прежнему поражает Игнашевич?

– Сергей – человек-легенда. Не перестаю удивляться тому, что даже в таком возрасте он все тренировки проводит на 200 процентов. Понимаете, не на 100, а на все 200! Никогда не делает себе скидок, не говорит, что вот тут ему надо себе поберечь. И отличный первый пас по-прежнему при нем. Считаю, по этому компоненту с ним вообще мало кто может сравниться в РФПЛ.

– Матч в Хабаровске при "минус 15" – жесть года?

– Да, это было действительно жестко. Холодно, морозно. Но с другой стороны, столько детей пришли на стадион, чтобы взять автографы у Акинфеева, Игнашевича и Березуцких! Поэтому все равно надо лететь в Хабаровск, чтобы доставить удовольствие этим людям. Это часть России, прекрасный город, жители которого хотят видеть игроков ЦСКА не только по телевизору. Да, наверное, мы можем изменить календарь, но лететь туда все равно надо!

– А как тогда быть с травмами Алексея Березуцкого и Миланова?

– Они напрямую никоим образом не связаны с морозом. Мы потом на видео "поймали" все эти моменты. Миланов, например, получил удар по ноге. Погода не имеет никакого отношения к повреждениям.

– Часто обсуждаете с Головиным новости в СМИ, отправляющие его то в "Арсенал", то в "Челси"?

– Мне очень нравится отношение Саши к тренировочному процессу. Он не думает, не зацикливается на всех этих слухах о "Челси". А на каждое занятие и каждую игру выходит с детским азартом! Понятно, что Головин амбициозный футболист, однако он не теряет чувство реальности, любит тренировки, любит мяч. Уверен, хорошее предложение ему поступит. Но он не сидит сложа руки и не ждет, когда его куда-то позовут. Каждый день работает, старается прибавлять.

– А вы ему не советовали: "Саша, не торопись. Отыграй чемпионат мира, покажи себя на турнире и потом уже взвешивай варианты"?

– Это было бы неправильно с моей стороны. Если поступает предложение, которое устраивает Головина и клуб, я только подниму две руки за переход.

– У вас не стоит перед глазами неудачный пример Зинченко, который уехал в "Манчестер Сити"?

– Здесь какой-то гарантии быть не может. Единственное – могу посоветовать Головину, какие клубы ему подходят, какие – не очень. Хотя, конечно, последнее слово будет за ним.

– "Арсенал" Арсена Венгера ему подходит?

– Ну… Это опять мы возвращаемся к разговору о споре в песочнице.

– Спрошу по-другому. Вы сейчас можете представить Головина в "Челси" на месте Фабрегаса, а в "Арсенале" – на позиции Рэмси?

– Отвечу так. Наблюдая игру от самой бровки в гостевом матче с "МЮ", я четко понимал, что есть Эррера, Матич, Погба. И есть Головин.

– В смысле?

– Считаю, что Головин действовал на уровне этих футболистов. Ни в чем им не уступал. Сохранял мячи под давлением, играл вперед, где-то даже действовал острее оппонентов.

– Спартаковец Зобнин универсальнее Головина?

– Это хорошее подспорье для тренера, когда игрок без потери качества может менять позиции. Но здесь сложно сравнивать. Потому что у меня нет необходимости использовать Головина слева в защите. В полузащите, ближе к атаке Сашу можно выпускать где угодно. В принципе, он, как и Зобнин, достаточно универсальный исполнитель, под любую схему способен подойти.

Леонид СЛУЦКИЙ (слева), Олег ЯРОВИНСКИЙ (в центре) и Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Леонид СЛУЦКИЙ (слева), Олег ЯРОВИНСКИЙ (в центре) и Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ПОЧЕМУ ПОСЛЕ РАБОТЫ СЛУЦКОГО В "ХАЛЛЕ" РОССИЙСКИХ ТРЕНЕРОВ НЕ ПОЗОВУТ В АНГЛИЮ?

– Как оценили решение Слуцкого поработать в "Халл Сити"? Время показало, что это было какой-то дикой авантюрой с его стороны?

– Нужно понимать, что Слуцкий приобрел в Англии бесценный опыт. Его нигде больше не приобретешь. И когда тренер попадает в другую страну, ему нужно еще подстроиться под специфику чемпионата. Чемпионшип – очень своеобразный турнир. Там масса игр, когда результат переворачивается буквально за считанные минуты, все довольно непредсказуемо.

– Но многие его все равно не поняли. Как можно из ЦСКА, который постоянно играет в еврокубках, ехать во второй английский дивизион?

– Когда-то надо в жизни что-то менять. Без этого никак.

– Проецировали его ситуацию на себя?

– Я покинул БАТЭ, так как понимал, что и мне, и команде нужно что-то новое. Нельзя бесконечно ходить по кругу.

– А неудача Слуцкого в "Халле" не поставит крест на перспективах российских тренеров за рубежом? Позовут ли наших специалистов теперь в ту же Англию?

– А разве неудачи Эмери и Билича в России как-то ударили по их тренерской репутации? Разве они потом не получили работу? Я уже сказал, что у каждого чемпионата есть своя специфика, к которой просто нужно привыкнуть.

– Самый ценный совет, который вам дал Слуцкий за последний год?

– Он досконально знал возможности каждого футболиста ЦСКА. Каждого! Как можно использовать того или иного игрока, какие слова действуют на ребят и так далее. То есть предоставил мне ценнейшую информацию. Причем время показало, что все его характеристики были попаданием в десятку! Эти его советы, рекомендации помогают мне каждый день.

Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Виктор ГОНЧАРЕНКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ЧИТАЮ ДНЕВНИК ЛЬВА ТОЛСТОГО

– Кто из тренеров РФПЛ вас удивил больше всего в этом сезоне?

– Нельзя не отдать должное Юрию Палычу. "Локомотив" хорош, лидирует по делу. Еще отмечу Карреру.

– Ваша перепалка с Семиным во время дерби – уже в прошлом?

– Да вы чего? Мы с Юрием Палычем созвонились на следующий же день. И он мне сказал: "Ты правильно сделал. Я бы на твоем месте тоже побежал защищать своих футболистов". Так что о чем тут еще можно говорить?

– Три лучших игрока РФПЛ в 2017 году?

– Мне сложно здесь быть объективным, потому что я, наверное, назову всех своих.

– Ваше право.

– Акинфеев, Головин, Дзагоев.

– И это несмотря на то, что "Спартак" стал чемпионом?

– Да. В любом случае хочу думать, что мои игроки сильнее.

– Книги, которые собираетесь прочитать в отпуске?

– Мне жена в этом плане не дает скучать. Вот посоветовала прочитать дневник Льва Николаевича Толстого. И ты понимаешь, сколько у этого человека в голове было мыслей! Производит впечатление его философские рассуждения о человеческих каких-то пороках, пьянстве, русской деревне и так далее. Довольно сильное чтиво.

– А специализированную литературу?

– Ой, это каждый день. Хороший совет мне как-то дал Анатолий Николаевич Байдачный. Он сказал, что каждый день надо находить 45 минут для специализированной литературы. Стараюсь следовать этой рекомендации, но не всегда получается. К сожалению, очень мало русскоязычных таких книг. Что-то приходится искать в интернете. Плюс у меня есть два человека, которые переводят футбольные тексты с испанского и английского.

– И последнее – три футбольные цели, который ставите перед собой на 2018 год?

– По пунктам говорить не хочется. Но в целом, это постоянное развитие, постановка качественной игры, освоение чего-то нового, раскрытие молодого игрока.

Опрос

Что Слуцкому делать после отставки из "Халл Сити"?
голосовать
41
Газета № 7524, 18.12.2017
КОММЕНТАРИИ (41)

echo2011

В Англии нужно играть на уровне Погба не один матч,а в каждом матче.А в одном матче,как показывал Аршавин, можно даже покер сделать...

08:59 18 декабря 2017

KuziakaPm

А чувство юмора у него бывает.

02:23 18 декабря 2017

Андерсен 6111

Нормальное вью! И честное.

11:57 17 декабря 2017

defender_8

Вяленькое интервью, с минимумом информации и с закидонами типа "Головин - это уровень Погба". Десять лет назад Дзагоеву прочили светлый путь суперзвезды. Не вышло. Головина ждёт примерно тоже самое. Игрок такого амплуа должен обладать техникой И.Добровольского, распасовкой Ю.Гаврилова, а наш герой в каждом эпизоде делает четыре-пять лишних касаний, поле видит так себе, кинжальный удар не поставлен, да и голов у него сколько у Щенникова. Таких в Европе батальоны. А хотелось бы пойти на матч и радостно погудеть только при виде любимого игрока, от игры которого мурашки по спине бегают. Увы, мечты не сбываются.

10:14 17 декабря 2017

wedes

Новый Зидан из России претендует на золотой мяч Ведущие эксперты высказывают свои мнения, что конкурентов У Головина в этом году нет, настолько мощно он провел этот сезон.

09:37 17 декабря 2017

баламошка

Ну хто он такой этот Головин?! Вот хто он такой?! Ну смешно! Агенты штоле заплатили?! Да. Я реально не против, чтобы у парня всё получилось. Я только за. Но уходя-уходи! Я уже насмотрелся на эти нелепые санта барбары насчёт коняфеева и дзагоева (понятно, что они уже никуда не уйдут). Уходя - уходи! Хочешь проверить свой уровень - вали в вест хэм! Не жди предложения от МЮ! проблема в том, что даже наших самых сильных игроков навряд ли ждут даже в вест хэме. Можно вспомнить мусю, который здесь был суперменом, а там не смог заиграть даже за середнячок. Наш уровень) Так и есть. Грусна.

06:07 17 декабря 2017

yspesh4

serzheo yspesh4___ Ну так уже до этого сватали и как раз в МЮ. Плюс сравнение недвусмысленное. А куда его, в Порту что ли сватают? 19:25 /// Сватали в Арсенал. У Порту своя система. Причем здесь недвусмысленное сравнение. Еще раз, не веди себя как ребенок.

22:22 16 декабря 2017

aleksart-spb

короч вью не о чём,все как обычный скулёж все против конявых,типа мы белые пушистые!

21:15 16 декабря 2017

Тень Мастера

old grumbler Тень Мастера Судя по коментам внизу, люди без головы. Зенит 80 млн на трансферы, Спартак 30 млн, Локо тоже как то потратился. ЦСКА 0..................... бабло заработанное в лиге чемпионов не в счет??? и стадион тоже? 19:26-----------Во баран. Причём тупой. Люди потратили. А ЦСКА заработало.

20:54 16 декабря 2017

иванович52

Прочитал интервью внимательно. И согласен с тренером на 99 процентов. Понравилась фраза про английский чемпионат, что в несколько минут там ход матча может поменяться кардинально. Нечто подобное ЦСКА показало в первом дерби со "Спартаком". Счёт 1 : 2. Я считаю, что в современном футболе, где масса равных команд, огромную роль играют короткие отрезки матча в 5-10 минут, когда один из соперников способен забить 2-3 мяча и решить исход игры.

20:43 16 декабря 2017

Спринт

Го(а)нчаренко не большого тренерского ума, поставить на один уровень Погба и Головина может только не далекий человек. Жаль, что Слуцкий притащил в ЦСКА своего друга и единомышленника, лучше для армейцев был бы Кононов.

20:35 16 декабря 2017

rustov

Производит впечатление умного и скромного человек. Удачи, Виктор Михайлович!

20:00 16 декабря 2017

клад555

fedland нелюбовь к ЦСКА убери...мозг включи...и будет тебе счастье!!!

19:49 16 декабря 2017

old grumbler

Тень Мастера Судя по коментам внизу, люди без головы. Зенит 80 млн на трансферы, Спартак 30 млн, Локо тоже как то потратился. ЦСКА 0..................... бабло заработанное в лиге чемпионов не в счет??? и стадион тоже?

19:26 16 декабря 2017

serzheo

yspesh4___ Ну так уже до этого сватали и как раз в МЮ. Плюс сравнение недвусмысленное. А куда его, в Порту что ли сватают?

19:25 16 декабря 2017

yspesh4

serzheo ... а вот так вот, безапелляционно - сразу в МЮ. Ну чего бред нести?... 18:52 /// Сережа, где написано или сказано, что Головина сватают в МЮ? Вот вроде взрослый человек, а ведешь себя как малолетний тролль.

19:15 16 декабря 2017

kaduly

А в конюшне наркотики жрут и жрут, Еременко посылками завалил

19:01 16 декабря 2017

fedland

Не с проста появилось это заявление по головину. значит зимой поедет в челси лавку полировать. или сразу оформят аренду...

18:52 16 декабря 2017

serzheo

Да не, ну реклама, ну работа агентов совместно с журналистами, ну тренер. Всё понятно, нет вопросов... Но можно же как-то более реалистично рекламировать. Кто там в Раал Сосъедад на этой позиции, или в Порту. Это хотя бы более менее... а вот так вот, безапелляционно - сразу в МЮ. Ну чего бред нести?...

18:52 16 декабря 2017

fedland

В цска все сошли с ума. Сначала Чанов заявил, что Акиефеев входит в топ-5 вратарей мира. Теперь Гончаренко заявляет, что Головин сыграл на уровне Погба. Тогда почему за Акинфеевым не выстроилась очередь из топ-5 богатейших клубов европы. И уж совсем не понятно почему Головин все еще в России, а не в Манчестере. Я уже вижу как Погба засуетился в предверии прихода в клуб Головина...

18:45 16 декабря 2017

Тень Мастера

Судя по коментам внизу, люди без головы. Зенит 80 млн на трансферы, Спартак 30 млн, Локо тоже как то потратился. ЦСКА 0. А разница то в 1-2 очка. И все в ЛЕ. Вот Вам и Гончаренко. А самое прикольное будет в мае. Когда ЦСКА будет в зоне ЛЧ, а кто то из троицы пролетит.

18:40 16 декабря 2017

такой секой

Препод Гончаренко опять нахваливает этого монстра костолома Верблума ! В любом другом чемпионате он был бы уже давно удален до конца чемпионата ! Я играл в футбол и мы таких грубиянов сразу ставили на место !__________________Бубнов Саша, ты ли здесь?

18:33 16 декабря 2017

ozozolio

Вы что плохо читали-ясно же сказано как совет Васину- виноваты все -только не я. Очень типично

18:10 16 декабря 2017

Гаттузо Крут!!!!!!#!

Оказывается Погба средненький игрочишка! Не знал. Тото его Юве по бырому в МЮ сплавил за 100 ломтей. Они что-то знали.....

18:04 16 декабря 2017

serzheo

echo2011____ А кофе тебе не принести? Может - яичницу с колбасой?

18:02 16 декабря 2017

yspesh4

Препод Гончаренко опять нахваливает этого монстра костолома Верблума ! В любом другом чемпионате он был бы уже давно удален до конца чемпионата ! Я играл в футбол и мы таких грубиянов сразу ставили на место ! 16:14 /// Пардон, каким образом ставили, в морду давали? Тогда ладно. А то тут один из игравших в футбол предлагал на пятку наступить. Или ты из таких?

17:57 16 декабря 2017

echo2011

Когда в России прекратят кошмарить бизнес и сажать людей за что не поподя,тогда бизнесмены начнут вкладывать деньги не в "Челси" и "Монако",а в российские клубы,и тогда российские клубы будут на равных сражаться и с "Реалом",и с "Манчестером". Но для этого нужно в первую очередь поменять на самом верху того человека,за которого якобы голосуют пресловутые 86%...

17:52 16 декабря 2017

Alex New

Похоже ЦСКА - банкрот. ЦСКА нужны деньги, и Абрамович их даст, но такую сумму надо обосновать, иначе накажут за "скрытый" платеж - фейр плэй! Вот и набивают цену такой серости Головин. Вот ради чего затеян весь этот цирк! А так Головин - средненький игрочёк для команды второй половины таблицы. Какаой Погба? У Головина почти все передачи назад или поперек. Пусть Гинер и некоторые простимулированные журналисты прокручивают свои темные делишки, но только сборной это бы не касалось. Если в основе сборной будут играть такие как Головин, то и 60-е место в рейтинге будет за счастье.

16:52 16 декабря 2017

old grumbler

Товарисчи всё элементарно: когда игрок свой его можно и нужно защищать - когда чужой его нужно критиковать и клеймить по всякому, а судьи что про них говорить когда ЦСКА нарушает и судья не видит это хорошо когда видит это без предел... и так абсолютно все клубы России поступают... своя рубашка она ближе к телу...

16:46 16 декабря 2017

sakusda

тоже перестал читать после абзаца про вернблюма,в любой другой команде,его бы удаляли почти в каждом матче.да вам в ноги надо судьям кланяться,что он каждый мат до конца доигрывает

16:37 16 декабря 2017