00:23 27 августа 2012 | Футбол — РФПЛ

Свой - чужой

Вчера. Химки. ЦСКА - "Крылья Советов" - 3:0. Главный тренер волжан Андрей КОБЕЛЕВ. Фото Алексея ИВАНОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
Вчера. Химки. ЦСКА - "Крылья Советов" - 3:0. Главный тренер волжан Андрей КОБЕЛЕВ. Фото Алексея ИВАНОВА, "СЭ". Фото "СЭ"

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 6-й тур

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

"Сейчас принято петь дифирамбы Эмери, Биличу, Капелло. Испанец с хорватом пришли в российские топ-клубы, где уже есть команды, где покупаются дорогие футболисты. Но почему-то никто не идет в клубы, которые борются за выживание".

Эти слова, в которых сквозят обида и чувство ущемленного достоинства, принадлежат Андрею Кобелеву - человеку, с именем которого многие футбольные патриоты связывали, а может, и продолжают связывать будущее отечественной тренерской школы.

Когда-то Кобелев играл в еврокубках. Сейчас он фактически делает себе имя заново. Дорога в именитые клубы ему по каким-то причинам была закрыта, и пришлось пойти в "Крылья Советов", чей состав действительно не сравним ни со "Спартаком", ни с "Динамо", ни с "Локомотивом".

Вчерашний матч "Крыльев" против ЦСКА был своего рода очной ставкой двух молодых российских тренеров (Кобелеву - 43, Слуцкому - 41), которые теоретически могли бы стать для нашего футбола тем, чем в свое время стали Романцев, Газзаев и Семин.

Могли бы, но пока не стали. Слуцкий только-только отошел от края, у которого он балансировал по окончании минувшего сезона, а Кобелев, как ни старается, не может сделать что-то такое, что заставило бы тех же динамовских руководителей пожалеть о расставании двухлетней давности. Да и продукт, произведенный вчера на пару двумя тренерами, честно говоря, мало соответствовал авансам, некогда выданным специалистам.

Но ведь и в том матче, где друг против друга играли молодые иностранцы - Петреску против Билича, - футбол тоже был не слишком высокого класса. Да, голы, да, опасные моменты, но как-то все настолько неубедительно, что никакой цельной картины после увиденного и не осталось. И если с Петреску спрашивать рано, то Биличу, готовившему команду на сборах и получившему желанных футболистов в межсезонье, пора бы что-то показать.

* * *

В российской премьер-лиге работают 7 иностранных и 9 отечественных тренеров. Зарубежный лагерь представляют итальянец Спаллетти, испанец Эмери, хорват Билич, голландец Хиддинк, серб Муслин, черногорец Божович и румын Петреску. Отечественный - Черчесов, Бердыев, Слуцкий, Хузин (де-факто именно он возглавляет "Амкар", а не украинец Трубачев), Газзаев, Кобелев, Красножан, Щербаченко и Гаджиев.

В общем, количественное преимущество пока еще за россиянами, а вот на чьей стороне перевес качественный, сказать сложно. С одной стороны, "Зениту" Спаллетти как будто нет равных. Об этом говорят и результаты, и общее впечатление. С другой - только что итальянец уступил бердыевскому "Рубину", а "Терек" Станислава Черчесова, обыграв "Спартак" Эмери, сравнялся с питерцами по набранным очкам. Говорит ли это о какой-либо тенденции, утверждать не берусь. Вопрос, что называется, дискуссионный, а в последнее время он только обострился.

* * *

А существует ли вообще такое понятие, как российская тренерская школа? Не ограничено ли оно сейчас исключительно национально-языковой принадлежностью, и в этом случае все рассуждения на тему противостояния с иностранными специалистами - не более чем разборки из серии "свой - чужой"?

К примеру, что такое школа итальянская, очень даже понятно. Про Коверчано вы наверняка слышали - это не только база сборной Италии, где "Скуадра адзурра" собирается накануне официальных матчей и крупных турниров, но и центр подготовки футбольных тренеров - возможно, лучший в мире. Пять прекрасных футбольных полей, развитая инфраструктура, 60 сотрудников, солидный бюджет, достойная прибыль.

В комплексе, заложенном еще в конце 50-х, в разное время проходили подготовку Липпи, Капелло, Анчелотти, Манчини, Спаллетти. Связи с alma mater никто из выпускников не теряет - будучи уже маститыми тренерами, люди приезжают, читают лекции, передают опыт молодым слушателям. В общем, видны и система, и связь поколений, и, что самое важное, результат. Помимо российской премьер-лиги, итальянские тренеры в прошлом сезоне побеждали в чемпионате Англии и Лиге чемпионов. Второе место национальной сборной на Euro - тоже серьезное достижение.

Существует ли у нас хотя бы подобие Коверчано? Можно ли считать таковым ВШТ - структуру, которая больше не имеет права выдавать лицензии категории Pro? Вряд ли.

Есть еще любопытная организация под названием Объединение отечественных тренеров по футболу. Ее главная задача звучит так: защита интересов российских тренеров, участие совместно с РФС в программах развития игры, повышении квалификации тренеров, их лицензировании, оказании методической и юридической помощи.

 Раньше объединение чаще всего ограничивалось моральной поддержкой отечественных специалистов. Сейчас, как утверждает глава организации Михаил Гершкович, его ведомство принимает деятельное участие в работе недавно созданной академии тренерского мастерства РФС.

- Идея реформировать систему лицензирования возникла еще давно. И вот в декабре заканчивается первый набор на категорию Pro, - сказал он мне вчера вечером по телефону. - Мы работаем с академией в тесном контакте, одну сессию проводили на чемпионате Европы. Делаем ставку не на предметный, а на проблемный подход.

Необходимого авторитета академия еще не заработала, и считать данное начинание РФС продолжением отечественных тренерских традиций было бы слишком оптимистично. И дело не только в том, что весь процесс курирует УЕФА. Просто у истоков академии стоял небезызвестный Берт ван Линген, и, к примеру, график подготовки изначально был составлен по голландской системе. И пусть бы, но после ухода команды Дика Адвоката ветер, понятное дело, задул в другую сторону, и все в срочном порядке пришлось менять. Гершкович считает, что реформы пойдут делу на пользу.

- Когда ван Линген читал доклады, складывалось впечатление, будто он нас принимает за банановую республику. Уровень его образования не соответствовал задаче. Пришлось повоевать. Надеюсь, что теперь все будет работать так, как надо. У нас довольно жесткие условия приема, и получить лицензию будет не так-то просто.

- Будет ли у академии какая-то самобытность или в современных условиях это и не нужно?

- Сейчас все настолько трансформировалось, что сложно говорить о национальных тренерских школах. У всех есть доступ к информации, все обмениваются опытом. Но наши тренеры всегда были подкованы в методике. Постараемся сохранить все лучшее от отечественных традиций.

* * *

Говорят, что в конце 70-х, когда сборная СССР приезжала в Италию, молодой Капелло ходил на тренировки Валерия Лобановского и тщательно все конспектировал. Правда это или красивая легенда, придуманная ветеранами, сказать сложно. Сам Капелло ее не подтвердил. Но, во всяком случае, общее настроение того времени, когда советская школа действительно существовала и ее действительно уважали, данная история отражает.

Времена круто изменились. И теперь уже нашим тренерам нужно в добровольно-принудительном порядке перенимать опыт Капелло и всячески его методикой восхищаться. На смену голландской в нашем футболе пришла эпоха итальянская, и заявить о своей поддержке перемены курса значит как минимум избавить себя от ненужных вопросов и лишних проблем.

Увы, в большинстве случаев этим и ограничатся. А зачем учиться по-настоящему, если достаточно просто создать видимость? Тем более что практика показывает: любые тенденции, какими бы прочными они ни казались, имеют свойство уступать место новым. И тогда вновь придется меняться вместе с линией партии. В этой ситуации не слишком, на первый взгляд, конструктивная позиция Кобелева, считающего, что мы, приглашая иностранцев, унижаем сами себя, становится во многом понятной и совершенно точно - честной. Вот только решения проблемы она не предлагает.

ЗЕНИТ - РУБИН - 1:2

ФАЙЗУЛИН, 25 (1:0). НАТХО, 52 - с пенальти (1:1). Р.ЕРЕМЕНКО, 61 (1:2).

ТЕРЕК - СПАРТАК - 2:1

ИНСАУРРАЛЬДЕ, 65 (0:1). ЛЕБЕДЕНКО, 80 (1:1). ФЕРРЕЙРА, 90+1 (2:1).

ЛОКОМОТИВ - ДИНАМО - 2:3

КОКОРИН, 12 (0:1). МАЙКОН, 21 (1:1). ДЖУДЖАК, 59 (1:2). НДОЙ, 65 (2:2). НОБОА, 68 (2:3).

ЦСКА - КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ - 3:0

ЦАУНЯ, 6 (1:0). ТОШИЧ, 41 (2:0). МУСА, 85 (3:0).

АНЖИ - МОРДОВИЯ - 4:2

ТРАОРЕ, 14 (1:0). Русл. МУХАМЕТШИН, 35 (1:1). ДУЙМОВИЧ, 41 - в свои ворота (2:1). РОГОВ, 65 (2:2). ЭТО’О, 78 (3:2). ЭТО’О, 81 (4:2).

РОСТОВ - АЛАНИЯ - 3:1

НЕКУ, 1 (0:1). ГОЛЕНДА, 42 (1:1). ГОЛЕНДА, 44 (2:1). ГОЛЕНДА, 60 (3:1).

АМКАР - КРАСНОДАР - 2:2

МОВСИСЯН, 20 (0:1). МОВСИСЯН, 25 (0:2). БУРМИСТРОВ, 27 (1:2). РЯБОКОБЫЛЕНКО, 37 (2:2).

 

И

В

Н

П

М

О

1. ЗЕНИТ

6

4

1

1

14-4

13

2. ТЕРЕК

6

4

1

1

8-8

13

3. СПАРТАК

6

4

0

2

11-10

12

4. РУБИН

6

4

0

2

11-7

12

5. ЦСКА

6

4

0

2

10-6

12

6. АНЖИ

6

3

2

1

10-7

11

7. ЛОКОМОТИВ

6

3

1

2

12-10

10

8. КРАСНОДАР

6

2

2

2

8-7

8

9. АМКАР

6

2

2

2

7-6

8

10. АЛАНИЯ

6

2

1

3

12-11

7

11. КР. СОВЕТОВ

6

2

1

3

5-10

7

12. КУБАНЬ

5

2

0

3

6-7

6

13. РОСТОВ

6

1

2

3

6-9

5

14. МОРДОВИЯ

6

1

1

4

7-11

4

15. ВОЛГА

5

1

0

4

3-8

3

16. ДИНАМО

6

1

0

5

4-13

3

БОМБАРДИРЫ: 6 - МОВСИСЯН Краснодар, НАТХО Рубин, НЕКУ Алания. 4 - ГОЛЕНДА Ростов, КЕРЖАКОВ Зенит. 3 -БУРМИСТРОВ Амкар, Р.ЕРЕМЕНКО Рубин, КАЙСЕДО Локомотив, ЛЕБЕДЕНКО Терек, ТОШИЧ ЦСКА, ФАЙЗУЛИН Зенит, ЭТО’О Анжи.

В 6-м туре также встречаются. Сегодня: КУБАНЬ - ВОЛГА.

В 7-м туре встречаются. 31 августа: МОРДОВИЯ - ЗЕНИТ. 1 сентября: РУБИН - ТЕРЕК, АЛАНИЯ - АМКАР, ВОЛГА - РОСТОВ. 2 сентября: ЛОКОМОТИВ - СПАРТАК, КРАСНОДАР - ЦСКА, ДИНАМО - КУБАНЬ, КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ - АНЖИ.

38
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (38)

Tumbum

kilimanjaro27 Августа 2012 | 22:17 Думаю, грибник из тебя не очень)

22:48 28 августа 2012

mestari

Ну Бердыев все таки туркмен, поэтому отнести его к отечественному тренеру можно, но с натяжкой.

00:12 28 августа 2012

kilimanjaro

mikitim,приветствую:-)Я с тобой тоже согласна и не согласна.Да,должны брать в штаб наших молодых тренеров,ты безусловно прав,но смириться с их отношением не согласна:подумай сам:ну хоть десять молодых,если эти десять молодых увидят кукиш с маслом фигу в кармане,то смысл??...вот и я про что...

22:26 27 августа 2012

kilimanjaro

Tumbum, а ты знаешь,ты прав ,но частично:всё зависит от человека и от договора.Я например если дам клятву за известную(прописью)сумму)показать ВСЕ места грибные,что знаю,я все и покажу,а если сумма хорошая будет,то и ещё найду чего не знала.А если составлен расплвычато,то по ситуации.Но я ИМЕННО Я обманывать не стану.А ОНИ ОБМАНЫВАЮТ Понимаешь,я вот о чём:платим как за грибное Эльдорадо на века вперёд,а в отдаче=полтора мухомора,(ЭТО Я ПРО ДИКУСЮ) ИМХО...

22:17 27 августа 2012

Alex 17X

я бы оценил российского тренера из слабой команды если бы у него игроки прогрессировали, но кроме пустого трепа от тренеров уровня Кобелева ничего нет

20:57 27 августа 2012

Tumbum

Главное - грибную поляну никто чужой не покажет. Сам должен разнюхать, а центр тренерский отечественным спецам помочь

20:40 27 августа 2012

Tumbum

Михалыч, я о том же. Но тренерский центр нам необходим, нужно натаскивать наших самородков

20:37 27 августа 2012

Muxaлыч

Tumbum 27 Августа 2012 | 17:09 Ну, так должна быть и своя соображалка на плечах. Да нужно учиться у иностранца, но и самому надо что-то использовать, до чего-то "догонять". А так какой смысл работать по одному и тому же шаблону. В общем надо самосовершенствоваться. ))

17:36 27 августа 2012

Tumbum

Вот еще про инотренеров. Не спорю, классные специалисты у нас работали, включая Дика ( говорю о профессиональных качествах). Но думать, что они будут создавать нам футбол - наивно. Вот дачныйсезон еще не закончился, пошли грибы. Подкатываешь ты к соседу и говоришь- покажи грибные места. Ну так приспичило, что заплатить ему готов, дорого. Деньги-то он возьмет, кое-что покажет, но совсем не обязательно сдаст свою грибную поляну. Что-то оставит себеи своим. Так и в футболе.

17:09 27 августа 2012

glazun.de

Поэтому, например в Германии, место в первую очередь определяется - по лучшей разности забитых и пропущенных мячей во всех Матчах; У нас свой регламент. Интересней))) Есть о чем поболтать)))

17:00 27 августа 2012

glazun.de

Логика таблицы объясняется неоднозначностью регламента: Рубин обходит ЦСКА - по наибольшему числу забитых мячей во всех Матчах; Спартак обходит Рубин - по результатам игр между собой; ЦСКА обходит Спартак - по лучшей разности забитых и пропущенных мячей во всех Матчах; Головоломка))) Как расставить команды?

16:56 27 августа 2012

mihka1980

Gnome27 Августа 2012 | 11:48 Спартак выше по личным встречам. Поэтому и так располагаются в таблице. Выше Рубина, но не как не ЦСКА....

16:36 27 августа 2012

gugusha

Кобелев красавец и футболист был хороший

15:41 27 августа 2012

Сам такой

lich, Бородюк работал помощником у Хиддинка, потом у Адвоката. А толку? Док, добрый день. Если конечно сравнивать с лидерами - с футболом у нас и правда неважно. Но все-таки среди футболистов есть редкие звездочки, которые замечают в том числе и за рубежом. А вот российские тренеры думаю мало кому известны, в отличие от советских. А школа по-моему вполне конкретная вещь, в том числе и для тренеров. Жилка-жилкой, но без знаний тоже сложновато

13:27 27 августа 2012

sharotyk

Может и не так печально с тренерами у нас. Кирьяков, Колыванов, Юран, Кобелев...Черчесов тот же. Все в тренерстве. И игроками неплохими были. У Саши Горшкова в Нижнем получалось. Это так навскидку. Все ещё по тренерски молоды. Может и получится. Да и с футболом по моему любительскому мнению не так плохо сейчас. По крайней мере те матчи что видел практически все смотрелись. Тут несколько дней назад видел пост г-на из Казахстана, он как раз призывал не принижать ЧР, говорил что там сейчас вовсю его смотрят. Не надо вообщем недооценивать)))

13:15 27 августа 2012

lich

Полностью согласен! 50% команды -это тренер! Главная беда - перевелись тренеры -Лобановский, Бесков, Качалин и пр.... Согласен с mikitim и Алекно - ОБЯЗАТЬ к иностранным тренерам Российских помощников - как было и есть у Хиддинка, пусть учатся! Тогда будет толк от приглашения иностранных тренеров! И ужесточить приезд легионеров, уже неинтересно смотреть на беготню иностранцев, пускай лучше российская молодёжь бегает с дядьками вроде Кураньи и Это-О!!!

12:32 27 августа 2012

"blue-white"

Gnome 27 Августа 2012 | 11:48 Когда это он успел с армейцами сыграть в этом сезоне? Может я что-то пропустил....)))

11:56 27 августа 2012

Gnome

Спартак выше по личным встречам. Поэтому и так располагаются в таблице. А по теме - автор молодец. Поднял насущный вопрос. Пока не будет в стране своей качественной школы - так и будут сюда лётать гастарбайтеры за огромными бабками.

11:48 27 августа 2012

Сам такой

в общем автор правильно говорит во второй части статьи, что с тренерской школой у нас не важно. приводили где-то статистику, что даже из того малого количества выпускников ВШТ почти никто не работает по специальности. понятно, что в Европу нашим тренерам пробиться сложно. но уж по крайней мере на просторах бывшего СССР мы вполне могли бы быть законодателями моды

10:28 27 августа 2012

Сам такой

все эти разговоры про уголки русской души просто смешат. тренер проф. футбольного клуба не должен быть нянькой для футболистов. он должен в первую очередь давать результат, и в данном случае не так важна национальность. у нас конечно есть несколько интересных молодых тренеров: те же Слуцкий, Черчесов, Кобелев (Карпин конечно тоже кое-чего добился, но в данный момент у него не тренерская должность). Слуцкий считаю неплохо тренирует российский топ-клуб, Терек Черчесова сейчас неплохо смотрится. но этим список исчерпывается. говорить о недоверии российским спецам по-моему не приходится. взять любой рос. клуб - в последние 3-5 лет у руля был хотя бы один отечественный тренер. но видимо не впечатлил своей работой

10:25 27 августа 2012

Сэр Майкл

К таким таблицам в "приличных домах" всегда пишут в конце причины, почему, при равенстве очков, один клуб выше другого. Мне, темненькому, непонятно, почему Спартак третий с худшей разницей

10:11 27 августа 2012

poligraf poligrafovich

чимуренга Так это ж моё мнение, мнение стабильное и построенное на наблюдении. Комментировать, это громко сказано. Не пустьят, После первого коммента многим станет плохо, ну вот как Вам теперь. А что делать ? Правду мало любить в тихаря, её иногда и говорить надо. А у Вас милейший в России с этим проблема, ведь так....А что полный ноль, так это я ещё польстил, он давно в минус ушел.

09:58 27 августа 2012

Андрэ Иванов

mihka1980 27 Августа 2012 | 00:43 да и ЦСКА выше по разнице.... спартак чистое 5 место... я понимаю у них одинаковая разница была и тогда считалось бы кто больше забил... а так... у спартака + 1 у ЦСКА + 4 ====================================================== Хахаха, пипец, Федун уже кроме судей и таблицы покупает правильные для рекламы

09:45 27 августа 2012

чимуренга

poligraf poligrafovich , вы сами-то уверены,что комментировать спорт (футбол в частности) это ваше ?Ну,если Кобелев "полный ноль" по-вашему.

09:44 27 августа 2012

poligraf poligrafovich

Почему этот парень не хочет работать. Шахтёром, бетоноукладчиком, штукатуром - маляром, да мало ли кем. В этих профессиях он мог бы достич определённого уровня и даже успеха. В футболе же, он абсолютный ноль и годами занимает чьё то место, разве он сам об этом не задумался никогда, вот что поражает. Пол России занимается не своим делом, результат на лицо.....

09:40 27 августа 2012

чимуренга

"мне не понятно, почему питерасты выше терека) хотя по-большому счету один" neolinguist ,поинтересуйтесь лучше ,как в стране со свиноводством ?

09:06 27 августа 2012

Tumbum

Надо подтягивать ВШТ до уровня Коверчано. Нужны деньги плюс собственная голова. Иностранцев можно привлекать, но не давать им все на откуп. Руководить должен наш, но непродажный и больной задачей возрождения тренерской школы СССР. Плестись за итальянцами с голландцами неинтересно и неправильно.Правильно написали-ветер всегда меняется, а копия всегда хуже оригинала. Завод по производству русских тренеров - суперважная задача. С нее надо начинать, тогда и игроки появятся, их ведь увидеть-приветить надо. Так что давай русское Коверчано, не жалей нефтегазовых бабок

08:51 27 августа 2012

neolinguist

мне не понятно, почему питерасты выше терека) хотя по-большому счету один...

08:43 27 августа 2012

"blue-white"

mihka1980 27 Августа 2012 | 00:40 СЭкс - мясниковский притон...))))))))))

08:22 27 августа 2012

mikitim

kilimanjaro27 Августа 2012 | 01:36 Приветствую! И соглашусь с тобой и не соглашусь... Тут недавно было интервью Алекно, где он очень правильную мысль сказал: пусть у нас работают серьезные варяги, но они ОБЯЗАНЫ передавать свои знания нашим тренерам. Тогда это будет рентабельное вложение. Отношение может быть любым, но в штабе иностранного тренера необходимы только молодые российские специалисты.. ИМХО

07:45 27 августа 2012