18:30 25 декабря 2016 | Футбол — РПЛ — РПЛ

Побьет ли "Спартак" рекорд "Алании"?
О посещаемости матчей РФПЛ

29 октября. Москва. "Спартак" – ЦСКА – 3:1. Почти 45 тысяч болельщиков пришли на московское дерби. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Болельщики "Ростова" в этом году увидели "Баварию", "Атлетико" и ПСВ. Фото  Григорий БОЧКАРЕВ Результаты "Локомотива" пока не радуют поклонников команды. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" 10 сентября. Москва. ЦСКА - "Терек" - 3:0. Первая игра на новой арене армейцев. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" Пустые трибуны "Лужников" на матче "Торпедо". Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
29 октября. Москва. "Спартак" – ЦСКА – 3:1. Почти 45 тысяч болельщиков пришли на московское дерби. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

"СЭ" подводит итоги посещаемости матчей осенней части текущего чемпионата России.

11 019 – ГЛАВНАЯ ЦИФРА

11 019 зрителей – такова средняя аудитория матчей чемпионата России. Больше, к примеру, чем в Турции (8 621) или Польше (9 203), но меньше, чем в Голландии (18 907) или Франции (20 303). Вполне сопоставимо с Бельгией (11 022) или Португалией (11 391).

Общая тенденция последних лет сохранилась, средняя аудитория уже почти 20 лет находится в пределах 10-13 тысяч.

Впрочем, в этот раз были и факторы, которые усугубили ситуацию с посещаемостью, главный из которых – ранняя зима в средней полосе России. Наверное, это единственный форс-мажор, на который можно было пенять после первой части сезона. В остальном – никаких неприятных инцидентов. Шутка ли, единственный перенос в другой город домашнего матча был у "Томи" против "Локомотива" – игра состоялась в Черкизове, и почитателей железнодорожников собралось даже больше (5218 зрителей), чем могло быть в этот день на стадионе в Томске.

В сравнении с прошлым сезоном команды можно разделить на три группы. "СЭ" рассказывает о каждой из этих групп, вся статистика – по данным РФПЛ.

Болельщики "Ростова" в этому году увидели "Баварию", "Атлетико" и ПСВ. Фото Григорий БОЧКАРЕВ
Болельщики "Ростова" в этом году увидели "Баварию", "Атлетико" и ПСВ. Фото Григорий БОЧКАРЕВ

ПОСЕЩАЕМОСТЬ УПАЛА

Терек – 14 561 зритель (16 251 зритель в прошлом сезоне)

Ростов – 10 100 зрителей (13 334 зрителя в прошлом сезоне)

Рубин – 9 713 зрителей (11 871 зритель в прошлом сезоне)

Анжи – 8 513 зрителей (9 977 зрителей в прошлом сезоне)

Кр. Советов – 6 496 зрителей (11 595 зрителей в прошлом сезоне)

Амкар – 6 586 зрителей (8 059 зрителей в прошлом сезоне)

Несмотря на кажущуюся схожесть ситуации, причины регресса посещаемости у каждой из команд, на мой взгляд, разные.

У "Терека" после открытия нового стадиона посещаемость не только не растет, а падает. Почти каждый сезон отнимает у средней посещаемости грозненцев тысячу-другую в сравнении с предыдущим.

У "Ростова" прошлый, во многом исторический для донского клуба сезон вызвал настоящий футбольный бум в городе, и повторить результат – как в турнирной таблице, так и по посещаемости - очень сложно.

К тому же, что вероятно, часть публики, не на постоянной основе посещающая игры "Ростова", в выборе между отечественным чемпионатом и Лигой чемпионов голосовала за "Баварию" и "Атлетико". Что ж, будем надеяться, что, как только в Ростове откроется современная арена, болельщики порадуют аншлагами.

А вот в столице Татарстана даже возвращение на "Казань Арену" не может остановить снижение интереса к клубу. Возможно, весенние матчи с ЦСКА и "Зенитом" хоть как-то смогут исправить ситуацию.

В Махачкале же, вероятно, болельщики продолжают скучать по недавним временам, когда махачкалинцы претендовали на самые высокие места. Падение посещаемости продолжается, и пока непонятно, что может эту тенденцию остановить.

Самый посещаемый клуб средины нулевых – "Крылья Советов" – испытывает серьезные проблемы. Несколько набранных очков в последних встречах позволили уйти из зоны вылета, но пока интерес публики даже ниже той отметки, которая была у самарцев в ФНЛ. Падение же в сравнении с прошлым сезоном почти двукратное. А ведь в Самаре строят новый стадион к ЧМ-2018…

У "Амкара" же, думается, что-то может измениться в лучшую сторону уже в этом сезоне. Весной пермяки, очень неплохо проведшие осеннюю часть чемпионата, дома встречаются с традиционно популярными в России командами – "Спартаком", "Зенитом", ЦСКА. Есть все шансы уйти из списка упавших хотя бы в сторону "оставшихся на том же уровне".

Результаты "Локомотива" пока не радует поклонников команды. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Результаты "Локомотива" пока не радуют поклонников команды. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ОСТАЛАСЬ НА ТОМ ЖЕ УРОВНЕ (+/– 1000 ЗРИТЕЛЕЙ)

Зенит – 17 506 зрителей (16 813 зрителей в прошлом сезоне)

Арсенал – 10 331 зритель (10 753 зрителя в сезоне-2014/15)

Локомотив – 9 151 зритель (9 815 зрителей в прошлом сезоне)

Урал – 6 312 зрителей (5 553 зрителя в прошлом сезоне)

Уфа – 6 257 зрителей(7 059 зрителей в прошлом сезоне)

Оренбург – 5 261 зритель (впервые в премьер-лиге)

Томь – 5 006 зрителей (5 420 зрителей в сезоне-2013/14)

"Зенит" с точки зрения посещаемости – один из самых стабильных клубов России последнего десятилетия. Цифры варьируются в пределах 16-22 тысяч и зависят порой не от интереса к клубу, а от величины зон безопасности. Впрочем, "Зенит" может существенно подрасти по цифрам, если весной проведет один или несколько матчей на новой арене на Крестовском острове.

У "Арсенала" для сравнения взят единственный, за исключением нынешнего, сезон в премьер-лиге. Стоит напомнить, что два матча того первенства "Арсенал" провел на нейтральном поле, а потому отсутствие прогресса в чемпионате, где "оружейники" проводят все матчи в Туле, огорчает.

Новое руководство "Локомотива" декларировало одной из главных целей возвращение на трибуны болельщиков. И работа, надо признать, ведется достаточно активно. Однако это нивелируется не самым, мягко говоря, высоким спортивным результатом. Десятая строчка в турнирной таблице – совсем не то место, о котором мечтали железнодорожники после возвращения Юрия Семина.

Не стоит обращать пристального внимания и на некоторый прогресс "Урала". С большинством топовых команд екатеринбуржцы уже сыграли, и вряд ли по окончании сезона будет зафиксирован хоть какой-то рост аудитории. Впрочем, Екатеринбург – один из городов, принимающих чемпионат мира 2018 года. А значит, положительные изменения после завершения строительства стадиона будут. Надолго или нет – покажет время.

Посещаемость у "Оренбурга" не самая высокая, но, учитывая небольшие размеры стадиона (7500 зрителей), заполняемость составляет 70 процентов! Серьезный уровень для отечественного первенства.

10 сентября. Москва. ЦСКА - "Терек" - 3:0. Первая игра на новой арене армейцев. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
10 сентября. Москва. ЦСКА - "Терек" - 3:0. Первая игра на новой арене армейцев. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ВЫРОСЛА

Спартак – 30 158 зрителей (25 179 зрителей в прошлом сезоне)

Краснодар – 13 818 зрителей (10 939 зрителей в прошлом сезоне)

ЦСКА – 11 200 зрителей (9 591 зритель в прошлом сезоне)

Преображение "Спартака" после прихода Массимо Карреры понятным образом сказалось и на наполняемости "Открытие Арены". Худшим матчем по посещаемости стала игра против "Крыльев" после еврокубкового провала с АЕК – тогда на трибунах собралось "лишь" 17 449 зрителей. В остальном интерес оставался на вполне европейском уровне – меньше 20 тысяч на домашние игры красно-белых не приходило.

У "Спартака" прекрасные шансы побить свой клубный рекорд в чемпионатах России, который пришелся на 2009 год и составляет 23 520 человек. Если же красно-белые будут сохранять шансы на победу в чемпионате до последних туров, то появляется возможность превзойти результат "Спартака-Алании" сезона-1995, когда средняя аудитория во Владикавказе составляла 35 046 зрителей.

Если рост посещаемости девятикратных чемпионов России связан с изменением результата клуба, то увеличение домашней аудитории ЦСКА и "Краснодара" объясняется, прежде всего, открытием новых современных арен. Особенно хорошо заметно это на примере южан – если в начале сезона на старенькой "Кубани" "быки" собирали меньше восьми тысяч, то посещаемость после переезда выросла в два с половиной раза. При этом "в запасе" у подопечных Галицкого в весенней части чемпионата игры с ЦСКА и "Спартаком".

У армейцев рост аудитории хоть и имеет место быть, но пока его масштабы уступают ожиданиям руководства клуба. Время для исправления ситуации есть – домашние матчи весной против "Зенита" и "Спартака" могут серьезно поменять как турнирное положение красно-синих, так и цифры средней аудитории.

Пустые трибуны "Лужников" на матче "Торпедо". Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Пустые трибуны "Лужников" на матче "Торпедо". Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ТЕНДЕНЦИИ

После перехода на "осень-весна" посещаемость весенней части в сравнении с осенней теряет около 5-10 процентов. Преимущество первого этапа достигается, прежде всего, за счет стартового отрезка, когда болельщики всех без исключения клубов идут на стадион с новыми надеждами.

А потому улучшение прошлогоднего результата ставится под серьезную угрозу (11 019 сейчас против 11 046 в сезоне-2015/16). И это не тот случай, когда "стабильность – признак мастерства", потому что, во-первых, уже в этом сезоне РФПЛ располагает несколькими суперсовременными аренами, ситуация с инфраструктурой существенно выправилась, во-вторых, впереди ЧМ-2018, который автоматически является драйвером интереса к игре.

Совершенно не хочется, чтобы на стадионах-красавцах через несколько лет мы увидели картину с матчей "Торпедо ", когда те принимали своих соперников в "Лужниках".

Результаты опроса

14365 чел.

Кто играет в самый привлекательный футбол в премьер-лиге?
47.8%
"Спартак"
11.3%
"Зенит"
21.9%
"Краснодар"
2.2%
ЦСКА
0.6%
"Терек"
12.8%
"Ростов"
1.3%
"Амкар"
2.0%
Другая команда
Загрузка...
Материалы других СМИ
Загрузка...