Газета Спорт-Экспресс № 164 (3842) от 22 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

22 июля 2005

22 июля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ" - ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

ПРОТИВ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, ПРЕДВЗЯТОСТИ, ПРОИЗВОЛА И ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ

Вот что думают о жалобах на судейство руководители 16 клубов премьер-лиги.

Владимир КОРОТКОВ,начальник команды "Локомотив":

- Жалобы подают, чтобы обратить внимание на явную несправедливость в отношении команды. Ничего более.

Илья ЧЕРКАСОВ,генеральный директор "Зенита":

- Считаю, что жалоба подается не только и не столько, чтобы подчеркнуть ошибки судьи. А чтобы избежать двойных стандартов в судействе. Ведь даже в нашумевшем случае с господином Егоровым мы стремились указать прежде всего не на игровой момент с неназначением пенальти, а на эпизоды, когда за абсолютно идентичные нарушения футболистам "Зенита" были предъявлены желтые карточки, а игрокам соперника - нет.

Александр СТЕЛЬМАХ,начальник команды ЦСКА:

- Прежде всего это вызвано желанием найти справедливость. Клубы решают свои задачи, вкладывают немалые средства, и неприятно, когда из-за чьей-то явной оплошности все усилия идут прахом. Ошибиться, понятное дело, может любой человек. Однако бывает, ошибки повторяются слишком часто, и тогда возникают большие сомнения в объективности арбитра. Если подобное происходит, закрывать глаза нельзя. При этом хотелось бы обратить внимание на то, что наш клуб почти никогда не пишет жалоб на судейство. В первую очередь мы привыкли думать собственно о футболе и обращать внимание на качество игры.

Андрей ХАШОВ,вице-президент "Рубина":

- Клубы подают жалобы исключительно по одной причине - рефери ошибаются и их помарки влияют на результат матча. Это узаконенная попытка найти некую справедливость. Хотя порой рефери наказывают даже без жалоб, а иногда официально оформленная жалоба не приносит никакой отдачи. У нас в "Рубине" с пониманием относятся к работе судей. Клуб старается не обсуждать работу арбитров, хотя порой мы страдаем от их ошибок. Впрочем, в этом "Рубин" не одинок.

Юрий БЕЛОУС,генеральный менеджер "Москвы":

- В этом году мы лишь однажды подавали жалобу на судейство, и ее признали обоснованной. Любой клуб вправе это делать согласно регламентирующим документам. Конечно, арбитры имеют право на ошибку но если мы видим предвзятое судейство, то с этим нужно бороться.

Валерий ЖИЛЯЕВ,начальник команды "Спартак":

- Прекрасно понимаем, что, если наша жалоба будет удовлетворена, потерянных очков уже не вернуть. Но в этом деле есть моральный аспект. Иногда мы подаем жалобы даже после выигранных матчей. Судья, допустивший грубые ошибки, не должен чувствовать себя безнаказанным и опускать свою планку ниже уровня премьер-лиги. В этом сезоне все наши жалобы были обоснованными, что признавалось уважаемыми членами ЭСК.

Юрий ЗАВАРЗИН,генеральный директор "Динамо":

- Раз ввели эту графу значит, наверное, в ней появилась необходимость. Считаю, если правила ФИФА и УЕФА позволяют клубам вносить свои претензии по судейству в протокол, то пусть подобная практика остается.

Игорь ДМИТРИЕВ,генеральный директор "Сатурна":

- Рассчитываем, подавая жалобу прежде всего на объективное разбирательство. Это, если хотите, гражданская позиция нашего клуба - хотим, чтобы наш голос был услышан. Голову склонять перед несправедливостью не будем. И судьи должны понимать - их ошибки не остаются незамеченными. И за каждое действие придется отвечать.

Юрий МИШИН,генеральный директор "Торпедо":

- Наверное, ни в одной стране нет такого. "Торпедо" предлагало исключить положение, касающееся жалоб, из регламента. Есть Коллегия футбольных арбитров - ей и просматривать матчи и принимать решения. Когда клуб подает жалобу - это неправильно. Еще мне кажется, что нужно изменить санкции к арбитрам. Возможно, стоит ввести иную систему оплаты - с бонусами. А дисквалификацию нужно применять только в крайнем случае: если арбитр допускает чересчур большое число ошибок или судит предвзято.

Гаджи ГАДЖИЕВ,главный тренер "Крыльев Советов":

- Самое главное соображение - желание противостоять судейскому произволу Профессионалу всегда видно, когда арбитр просто ошибается, а когда он настроен к той или иной команде предвзято. Нередко мы можем распознать такое судейство уже в самом начале матча, причем зачастую задолго до того, как происходят эпизоды, которые потом найдут отражение в жалобе. Взять, скажем, нашу недавнюю игру с "Динамо", в которой подавляющее большинство спорных решений арбитр трактовал в одну сторону - в пользу наших соперников. В то же время я должен сказать, что судейство в нашем чемпионате понемногу улучшается. Возможно, одна из причин этого как раз и заключается в том, что к проблеме приковано большое внимание. Есть, правда, мнение, что все эти разбирательства только осложняют жизнь арбитров, но, на мой взгляд, любые случаи предвзятого судейства должны придаваться огласке.

В то же время часто задаю себе вопрос: а возможно ли в нашем футболе объективное судейство матчей между преуспевающими командами и, допустим, такими, как "Крылья", испытывающими острый финансовый кризис? Мне кажется, что едва ли. Конечно, у нас есть группа судей, таких, как дисквалифицированный в свое время Игорь Егоров, которые в любой обстановке будут судить корректно. Но...

Султан ТОКАЕВ,генеральный директор "Алании":

- Интересный вопрос. С одной стороны, действительно, результат никто не аннулирует и переигровку не назначит. Но с другой - если арбитр отработал явно предвзято, естественно, желание руководителя каждой команды, чтобы это не осталось безнаказанным. Наверное, поэтому и пишутся жалобы.

Михаил МОРОЗОВ,вице-президент "Шинника":

- Это больной для российского футбола вопрос, и развивать лишний раз эту тему мне бы не хотелось. У каждого клуба есть свои причины писать жалобы на судейство, а кто-то принципиально не жалуется. С одной стороны, я считаю, что каждый клуб имеет право высказывать свою точку зрения. Но делаться это должно в цивилизованной форме. С другой стороны, судьи тоже люди. И, как и все люди, допускают ошибки. А выяснять, по какой именно причине та или иная ошибка была допущена, - дело неблагодарное.

Юрий СТЕПАНОВ,генеральный директор "Томи":

- Жалобы подаем тогда, когда считаем, что смысл в этом есть.

Юрий ГРЕБЕНЮК,генеральный директор "Амкара":

- Жалобы на судейство подаются, на мой взгляд, с единственной целью - потешить свое самолюбие. "Амкар" такими жалобами не занимается.

Лом-Али ИБРАГИМОВ,генеральный директор " Терека":

- Возможность подачи жалобы на судейство является хоть каким-то сдерживающим фактором для нечистоплотных арбитров. За границей подобной графы в протоколе нет, но у нас немного другая действительность.

Александр РАЗОРЕНОВ,директор "Ростова":

- Согласно регламенту любой клуб премьер-лиги может подать жалобу на некачественное судейство. Каждый клуб пользуется этим правом на свое усмотрение: одни с первых же матчей подают жалобы на любую, по мнению клуба, судейскую ошибку другие хранят молчание до конца сезона, несмотря на факты необъективного судейства по отношению к ним. Третьи прибегают к подаче жалоб только тогда, когда факты необъективного судейства повторяются из игры в игру и сказываются на результате.

Отстранение от судейства на определенное время или неназначение на матчи конкретных команд, в случае удовлетворения жалоб, на сегодняшний день является единственным инструментом влияния клубов премьер-лиги на ситуацию с некачественным судейством.