Газета Спорт-Экспресс № 276 (3363) от 9 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

10 декабря 2003

10 декабря 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Скандальное решение Николая Жердева отправиться в Коламбус побудило ведущего постоянной рубрики в "СЭ" вспомнить лето и осень 1991 года, когда он вместе с сыновьями Павлом и Валерием Буре уезжал из Москвы в Ванкувер

Владимир БУРЕ: "МОЙ МЛАДШИЙ СЫН СТАЛ ЖЕРТВОЙ СТАРШЕГО"

ЗА ОКЕАНОМ С Владимиром БУРЕ

Заслуженный тренер России, отвечающий в лучшем клубе НХЛ "Нью-Джерси Дэвилз" за физподготовку хоккеистов, не стал скрывать, что скоропалительный отъезд Жердева из ЦСКА вызвал у него удивление.

ЖЕРДЕВА ЖДАЛИ

- То, что хоккеист в середине сезона решил сменить клуб и сделал это, скажем так, нецивилизованно, - один из самых больших сюрпризов последнего времени, - начал телефонную беседу с корреспондентом "СЭ" Буре-старший.

- В России Жердева назвали продолжателем дела Могильного и Федорова - первых звездных беглецов.

- Мы, люди, которые хорошо помнят советские времена, прекрасно понимаем, что это сравнение некорректно. В СССР у спортсменов не было возможности реализовывать свой талант за пределами страны. Сейчас же, когда все границы открыты, нужно уезжать цивилизованно.

При этом я, находясь далеко от России, не хотел бы осуждать Жердева. Прежде всего потому, что не знаю всех нюансов ситуации.

- Как вы думаете, с точки зрения развития своей карьеры Жердев уехал вовремя?

- Очень сложный вопрос. Считаю, многие российские юниоры погорели именно на том, что слишком рано уехали из отечественного чемпионата. Убежден, что в возрасте 18 - 19 лет за океан имеет смысл отправляться лишь игрокам, выбранным, скажем, в первой десятке драфта.

- Почему?

- Дело в том, что если ты приезжаешь в статусе звезды (а хоккеистам из первой десятки он гарантирован), то тебе обязательно дадут шанс играть в главной команде. У тебя обязательно будет право на ошибку, столь нужное любому спортсмену. А юниора без громкого имени после первой же личной неудачи отправят в фарм-команду. И уж тем более его не будут доучивать - времени на индивидуальные занятия в НХЛ практически нет, матчи следуют один за другим.

В этом смысле Жердев перебрался за океан, в общем-то, вовремя. "Коламбус" его ждал и сразу же освободил вакансию в составе. Он, как и Илья Ковальчук, оказался в посредственной команде, где на него сделают ставку.

СЫНА ОТЦЕПИЛИ ОТ КУБКА КАНАДЫ

- Ваши сыновья Павел и Валерий в свое время также покидали ЦСКА - и их отъезд хотя и не привел к скандалу, подобному жердевскому, но все же вызвал в армейском клубе резонанс.

- О нашем отъезде из Москвы в Ванкувер, который состоялся, как сейчас помню, 6 сентября 1991 года, можно написать целую книгу. То время, скажу я вам, было совершенно непредсказуемым - и переезд в Канаду стоил мне многих седых волос.

- Расскажете поподробнее?

- Пожалуйста. Летом 1991 года Павел начал вести переговоры по первому профессиональному контракту с ЦСКА. Клуб предложил подписать долгосрочный, мотивировав это тем, что без контракта сына не пригласят в сборную СССР на Кубок Канады - мол, там он сбежит. Я взял на себя роль своеобразного агента и гарантировал руководству клуба возвращение Павла из Канады. Общего языка мы так и не нашли, а я, можно сказать, стал тогда первым российским хоккейным агентом (смеется).

В конце концов в сборную сына так и не взяли. Тогда мы вышли на североамериканского агента Рона Салсера, который разработал контракт Павла с "Ванкувером". Затем я отправился в Ленинград в американское консульство - за визой плюс приобрел авиабилеты для себя, старшего сына и младшего - Валерия. Позже поехали на Ленинградский проспект в клуб ЦСКА - забрать вещи.

Когда все было готово и мы уже сидели на чемоданах, ранним утром 19 августа по всем телеканалам объявили... о создании ГКЧП. Мы находились в шоке! На баррикады к Белому дому не ходили, но переживали за российского президента. В семье было введено осадное положение, решили забрать с собой в США всех близких родственников, включая бабушку.

В конце концов здравый смысл, как вы знаете, победил - ГКЧП расформировали. А где-то через неделю мы втроем улетели в Канаду, не сомневаясь в том, что в Россию уже не вернемся. Но до сих пор помню, как нам с сыновьями было страшно, - и в этом смысле Жердеву, преодолевавшему границу в одиночку, можно посочувствовать.

НА ХОККЕЙ - С СОБАКАМИ!

- К вопросу о возрасте, в котором можно уезжать в НХЛ. В сентябре 1991 года вашему младшему сыну, которого тогда называли даже более талантливым, чем старшего, было лишь 16 лет. Не считаете ли вы, что столь ранний отъезд так и не позволил ему реализоваться в НХЛ?

- Согласен с вами. И, признаюсь, виню себя за это. Той осенью Валера был близок к основному составу ЦСКА. Уверен, проведи он еще один-два сезона в армейской команде, стал бы звездой.

- Не оставили его в ЦСКА по политическим причинам?

- В каком-то смысле он стал заложником старшего брата - мы решили ехать в Ванкувер всей семьей. С другой стороны, очень сожалею, что послушался тогда одного из агентов, который рассказывал сказки, будто Валеру с нетерпением ждут в фарм-клубе "Ванкувера".

В то время мы ничего не знали о заокеанских порядках! Не знали, что просто так в фарм-клуб не попадешь, - предварительно нужно быть задрафтованным той или иной командой. Не знали, что на драфт ставят только хоккеистов, достигших 18-летнего возраста. Не знали и о других нюансах.

В результате разрешение играть Валера получил значительно позже, чем Павел. Да и, потеряв бесценное в его возрасте время, оказался в очень жесткой лиге - WHL (Западная хоккейная лига).

- Почему жесткой?

- Драки в ней порой начинались еще до первого вбрасывания! Более того, перед матчем команды разминались на площадке по очереди! Спрашиваю одного из тренеров: "Почему?!" Отвечает: иначе подерутся! А старожилы рассказывали, что в былые годы на матчи WHL приглашали полицейских с собаками - только с их помощью можно было разнять бойцов команд! Правда, насколько знаю, в последние годы нравы в этой лиге значительно смягчились.

- Теперь понятно, почему Валерий так и не догнал в хоккейном развитии своего старшего брата.

- В этом смысле у меня, как у отца, душа болит за младшего сына. Позже он был задрафтован "Монреаль Канадиенс" - очень консервативной командой, где игроку-тинейджеру в состав было не пробиться по определению.

Надеюсь, представители нового поколения российских хоккеистов наших с Валерием ошибок не повторят.

Игорь ЛАРИН