Газета Спорт-Экспресс № 268 (3355) от 29 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 20

29 ноября 2003

29 ноября 2003 | Борьба

СУМО

Сослан БОРАДЗОВ: "ТЕПЕРЬ МНЕ МОЖНО ВСЕ!"

Как уже сообщал "СЭ", по итогам басе в Фукуоке 23-летний Сослан Борадзов, выступающий под псевдонимом Рохо - Русский феникс, первым из россиян удостоился звания сэкитори и в следующем сезоне будет выступать во втором, элитном дивизионе Всеяпонской ассоциации профессионального сумо - дзере.

Путь туда из низшего, 6-го дивизиона дзенокуути он прошел всего за 9 турниров. Подобным достижением в истории одзумо (большое сумо), как в Японии называют лигу, в которой соревнуются профессионалы, могут похвастать только 65-й йокодзуна (великий чемпион) Таканохана II и 68-й йокодзуна Асасерю. Но в отличие от нашего богатыря им не удалось закончить все басе с положительным балансом побед и поражений. Тем почетнее успех Сослана! Ну а рекорд принадлежит легендарному одзэки (чемпиону) Конишики, который пробился в дзере за 8 турниров. Между прочим, согласно статистике, из 800 сумотори, участвующих в состязаниях, лишь менее десяти процентов попадают в элиту одзумо и становятся сэкитори - борцами двух высших дивизионов.

- Примите поздравления! - звонок корреспондента "СЭ" застал Сослана Борадзова в Фукуоке перед возвращением в Токио, где он тренируется в школе "Тайхо-бэя". - Когда вы поверили в то, что сумеете выйти в дзере?

- За поздравления спасибо. Стать сэкитори было моей мечтой. Два сезона я шел к ней, и все время ждал, когда же, наконец, мне удастся ее осуществить.

- А на рекорд Конишики реально было посягнуть?

- Вполне. Например, здесь, в Фукуоке, один монгол мог повторить его достижение, но неожиданно проиграл большинство схваток. А вообще все это напоминает шаги по ступенькам. Заканчиваешь басе в "плюсе" - идешь вверх, в "минусе" - вниз. В этом году на турнирах я четыре раза победил со счетом 5:2 и дважды - 4:3. Что и позволило попасть в дзере.

- Мысль о близости цели на последнем басе психологически не давила?

- Было немного. К тому же беспокоила травма. За неделю до старта выбил на тренировке палец. Хорошо, специальная мазь помогла, а то я даже не мог сжать левую руку в кулак. Начал в Фукуоке уверенно - с двух побед. Но затем два поражения подряд получил. Особенно первое было чертовски обидным. Сначала мне засчитали фальстарт. Когда снова стали бороться, я почему-то подумал, что судья повторно зафиксирует фальстарт, и на мгновение остановился. Однако на сей раз арбитр не отреагировал, а соперник попер на меня что есть силы, и я к этому просто оказался не готов. Можно сказать, сам подарил ему победу. В следующем поединке уступил из-за того, что противник опередил меня на долю секунды. Но этого хватило. И вот тут мелькнуло в голове: а вдруг ничего не получится? Однако невеселые мысли сразу отогнал и решил для себя: все заново началось, и счет вовсе не 2:2 а 0:0. С таким настроем выиграл оставшиеся три схватки.

- Знаю, что чем выше поднимается борец в табели о рангах, тем вольготнее ему живется. Какие вас в этом смысле ждут перемены?

- О, теперь мне можно все! (смеется). Жить буду в отдельной комнате. В принципе имею право даже снять квартиру в городе и в школу приезжать лишь на тренировки, но чего мне одному в четырех стенах сидеть? В школе интереснее. К тому же отныне я могу там не убираться вместе со всеми и не готовить еду. У меня появятся личный парикмахер и два помощника из числа молодых борцов. На соревнованиях они всегда должны быть рядом. Зарабатывать стану больше - около 8 тысяч долларов в месяц. А раньше получал 1100, да и то лишь после басе раз в два месяца. Еще выступать буду не в обычном кимоно, а в специальном, которое сошьют на заказ. Также мне полагается кесе-маваси - праздничный пояс, надеваемый для участия в церемониях. Некоторые борцы на нем рекламу размещают, а я хочу, чтобы на моем кесемаваси красовались российский флаг и птица феникс. Это символы моего имени - Ро (Россия) и Хо (феникс).

- Как отметили успех?

- Посидели в ресторане с братом Батразом и Леваном Цагурия, выпили по кружке пива.

- Кстати, Цагурия, выступающий под псевдонимом Коккай - Черное Море, первым из европейцев пробился в высший дивизион макуути. Это сенсация?

- Нет, в дзере он был на голову выше всех. Леван молодец - поднялся в макуути за три года. Настоящий богатырь - весит под 160 кг. Японцам импонирует его мощная, силовая манера борьбы. А вот хитрецов на дохе они не жалуют.

- Йокодзуной Коккаю реально стать?

- Думаю, да. Хотя сделать это безумно тяжело - в высшем дивизионе борцы совершенно другого уровня.

- Что нового у вашего брата Батраза?

- Он сейчас в середине 3-го дивизиона макусита. Но, надеюсь, в следующем году подтянется в дзере. И с "физикой", и с техникой у брата все в порядке, а вот опыта чуть-чуть не хватает. Несколько раз он отдавал, по сути, выигранные поединки. Однажды уже выкинул соперника к зрителям, но пока тот был в полете, Батраз наступил на линию. Его большой палец ноги оказался за чертой - и брату засчитали поражение!

- А как дела у Авроры и Амура, то бишь у Анатолия Михаханова и Николая Иванова, выступающих в 4-м дивизионе сандамэ?

- Прежде всего им недостает борцовских навыков. Коля раньше боксом занимался, Толик же вообще сразу в одзумо попал. У Коли еще вес слишком маленький - около 100 кг. Надо прибавлять. А вот Толя, наоборот, со своими 240 кг стал сейчас самым тяжелым из действующих сумотори, хотя ему всего 20. Думаю, такими темпами он скоро и до 300 кг дотянет. Однако, несмотря на внушительную массу тела, физически он пока не настолько силен, как может показаться. И борьба у него медленная, тягучая - соперники за счет резкости и агрессивности успевают с ним разобраться. Я уже говорил Толику, что, на мой взгляд, ему следует скинуть полсотни килограммов - сразу бы прибавил. Но в его школе, похоже, результатов от него ждут лет через пять, когда организм сформируется и окрепнет.

- Говорят, известный японский политик Асо Таро хочет обратиться к президенту России Владимиру Путину с просьбой учредить специальный приз для победителя одного из токийских басе.

- Да, слышал. Это было бы здорово. Такие трофеи вручают чемпионам от имени президентов разных стран мира. Причем не только тех, чьи борцы выступают в одзумо - Монголии, Чехии, но и не имеющих к нему прямого отношения - Франции, Аргентины и даже Самоа! Чем Россия хуже?

- Как оценил ваш выход в дзере ояката (в дословном переводе - "приемный отец", то есть глава школы) Тайхо - самый великий борец одзумо всех времен?

- Поздравил, конечно, но в эмоциях был сдержан. Тайхо - 63 года, у него серьезные проблемы со здоровьем, и 23 декабря он покидает школу. Новым оякатой станет его зять Одаки. А я к уходу Тайхо, можно сказать, приготовил подарок - ведь в нашей школе уже 18 лет не было борцов-сэкитори.

- Что дальше, Сослан?

- На все воля Божья. Но засиживаться во втором дивизионе я не собираюсь.

Александр КРУЖКОВ