Газета Спорт-Экспресс № 6 (2499) от 11 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 9

12 января 2001

12 января 2001 | Водное поло

ВОДНОЕ ПОЛО

Дмитрий АПАНАСЕНКО

ВАТЕРПОЛЬНЫЙ ПЕЛЕ

ДОСЬЕ "CЭ"

Дмитрий АПАНАСЕНКО

Родился 17 июля 1967 года в Усолье-Сибирское Иркутской области.

Водным поло начал заниматься в 13 лет в московской спортшколе "Динамо".

В сезонах-1983/84 - 90/91, 93/94 и 95/96 играл за "Динамо". Чемпион СССР сезонов-84/85 - 86/87 и России-93/94, 95/96. Победитель Кубка кубков-84/85. Семь лет играл в зарубежных клубах: Италии (сезон-91/92), Франции (92/93 и 94/95), Мальты (1993 и 1996) и Греции (96/97 - 99/2000). Чемпион Франции-92/93, 94/95 и Мальты-93.

Чемпион мира и Европы среди юношей 1985. С 1986 по 1996 годы выступал за сборные СССР, СНГ и России. Бронзовый призер Олимпийских игр 1988 и 1992 гг. Чемпион Европы-87. Бронзовый призер ЧЕ-91. Победитель Игр доброй воли 1986 и 1994 гг. Серебряный призер Кубка мира - 1987, бронзовый - 1995. Бронзовый призер чемпионатов мира-86 и 1994.

Феноменальный ватерпольный снайперу счет голам которого в официальных матчах перевалил далеко за две тысячи, в 33 года вернулся в Россию. Играть, а не доигрывать

За последние годы о нем уже забыли. Даже ватерпольные специалисты и те затруднялись мне ответить, когда я в прошлом сезоне попытался узнать, где играет (и играет ли вообще?) знаменитый бомбардир Апанасенко. И вот минувшей осенью он неожиданно объявился - в сильнейшем российском клубе.

Мы встретились в бассейне "Олимпийский". Апанасенко вместе со своей старой-новой командой готовился к очередным матчам и согласился на интервью не сразу.

- Давайте лучше поговорим после игры, - вежливо попросил он. Да, я суеверен. Верю в приметы, как и каждый спортсмен.

- Суеверие во многом проявляется?

- Во всем. Сколько себя помню, во время выездов стараюсь выходить последним из гостиничного номера. Распространенная в водном поло примета: для входа в воду каждый игрок имеет свое особенное место для нырка с бортика. Если в пылу борьбы вхожу не там и не идет игра, в перерыве делаю все, как того требует примета.

... И все же интервью состоялось. В тот же день - после тренировки. Причем вместо обещанных мною 20 минут разговор растянулся на добрых полтора часа.

О БЕСПЛАТНЫХ РЕСТОРАНАХ

- Последние четыре года я провел в Греции, - раскрыл "секрет" своего исчезновения Апанасенко. Два сезона играл за команду "Хиос", еще два за афинский "Панатинаикос". Все четыре года становился лучшим бомбардиром Греции, забив в чемпионатах страны в общей сложности 500 мячей.

- Сколько?!

- Пятьсот. В местном чемпионате проводят порядка 30 матчей. Лучшим моим достижением было 150 голов за сезон - до меня рекорд составлял 90. Кстати, бытует мнение, что там слабый чемпионат. Это не так. Не случайно национальная сборная находится сейчас на ведущих позициях в Европе, а греческие клубы доходят до финалов еврокубков.

- От какой страны из числа тех, где вам удалось поиграть, у вас остались самые приятные впечатления?

- Франция. Хотя уровень местного чемпионата там ниже, чем в той же Греции: играя за "Олимпик" из Ниццы, я за один сезон забил больше 200 голов. Зато это страна высокой культуры - цивилизация! Я жил на побережье, где меня окружали интеллигентные, приятные в общении люди. С удовольствием бы еще поиграл во Франции. В межсезонье был такой вариант, однако не сошлись с клубом в финансовых условиях.

- Можно ли за годы выступлений в водном поло скопить приличный капитал?

- Нет, откуда? Мой капитал - доскональное знание водного поло и умение общаться на нескольких иностранных языках: французском, итальянском, английском, греческом. А еще мой капитал - друзья. Это важнее денег. Плюс горжусь тем, что, где бы я ни играл, всегда был лучшим и люди меня помнят. В прошлом году мы с женой и ребенком поехали отдыхать на Мальту. И меня везде узнавали, а в ресторанах и барах отказывались брать деньги по счету. При желании я мог бы всю жизнь без проблем провести в этой стране. Помню, как в 96-м вместе со знаменитым югославским игроком Миляновичем возвращался на Мальту из Венгрии, куда мы ездили, чтобы сыграть за сборную мира в прощальном матче двух величайших венгерских ватерполистов Чапы и Параги. Так в самолете на весь салон объявили, что мы присутствуем на борту! Затем к нам вышел командир корабля и преподнес бутылку шампанского. Оказалось, он был болельщиком команды, за которую я играл...

Нет, деньги в нашей жизни далеко не главное. Кстати, как-то мы с женой искали место для отдыха и увидели в газете рекламу круиза, пролегающего по маршруту через Сицилию, Мальту, Ниццу и Грецию - как раз там, где мне довелось играть! Тогда я для себя решил: закончу карьеру - куплю эту путевку и проедусь по знакомым местам.

- Что же заставило вас покинуть теплую Грецию?

- Меня активно звали в команду острова Крит - оставалось только подпись под контрактом поставить. Но в межсезонье в Москве, где я поддерживал форму, тренируясь вместе с "Динамо", состоялся разговор с Майтом Рийсманом (главный тренер чемпионов России. - А.Ф.). Он предложил вернуться.

О ПОЛЬЗЕ УЧЕБЫ

- Условия контракта здесь, конечно, хуже, чем за границей, однако, видит бог, не это главное. Играя в Греции, я чувствовал себя оторванным от Родины и семьи. Мой сын Павел учится в московской школе, и виделись мы с ним редко. Плюс сам я недавно поступил на юридический факультет одного из столичных университетов. Решил получить второе образование - в свое время, в 1990 году, окончил пединститут.

- Не поздновато стали студентом? Зачем вам это надо?

- Потребность совершенствоваться присуща всем хорошим спортсменам, да и вообще всем людям, которые не зацикливаются на чем-то одном. Мне не нужна научная диссертация, но я не могу себе позволить жить в нашей стране и не знать ее законов, элементарных вещей. Передо мной сейчас стоит задача получить знания, чтобы быть готовым к послеспортивной жизни.

- Уже знаете, чем займетесь после завершения карьеры?

- Честно говоря, нет. Хотя, конечно, задумываюсь о будущем. Не уверен, что оно будет связано с водным поло... Как бы то ни было, среди ватерполистов очень мало тех, кто не находил бы себя в обычной жизни и спивался. Наш вид спорта, считаю, принадлежит к числу тех, где люди умеют устраиваться после окончания карьеры - благодаря высокому уровню интеллекта.

- Расскажите о своей семье.

- Жена Таня - бывшая спортсменка, занималась синхронным плаванием, участвовала в Олимпиаде-88. Был такой дуэт Татьяна Титова - Мария Черняева, который занял на Играх в Сеуле 6-е место. Жена закончила карьеру в 1989 году после рождения ребенка.

- Ваш сын тоже занимается спортом?

- Да, плаванием и баскетболом. Павел спортивный парень, и я не исключаю, что он пойдет по стопам родителей.

ОБ АРИФМЕТИКЕ

- Существует ли рецепт, как стать бомбардиром в водном поло?

- Нормальный игрок и настоящий лидер всегда стремится не только помочь своей команде выиграть. Он в каждом матче играет на износ от начала и до конца - это у него в крови. Убежден, бомбардирами не становятся - ими рождаются. И потому, когда меня спрашивают о том, как забивают голы, я не знаю, что ответить. Научиться этому невозможно. В одинаковых ситуациях люди принимают разные решения - и только прирожденный снайпер выбирает единственно верное. Кстати, среди нынешних российских ватерполистов мне в этом плане очень импонирует Александр Ерышов. Он, пожалуй, единственный, кто стремится в любой игре быть лучшим.

- Не пробовали подсчитать, сколько мячей забили за карьеру?

- Ой, тяжело сказать. Только в зарубежных клубах выйдет больше тысячи голов. А сколько их у меня было за 10 лет в сборной, где на одних чемпионатах Европы я забил больше сотни, и в "Динамо"... В общем, много. Пеле со своими тысячью ста голами отдыхает (смеется).

- Получается, тысячи три голов на вашем счету наберется...

- Вряд ли. Но больше двух - даю гарантию. Впрочем, как считать. Если с учетом товарищеских матчей и юношеских соревнований, то, может быть, общее число и за три тысячи перевалит.

- И вот о таком сверхбомбардире в России мало кто знает. Не обидно?

- У нас в стране не принято знать тех, кто играет за границей. Исключение составляют разве что футболисты, которых порой и знать-то стыдно, глядя на их выступления в зарубежных клубах. В водном поло невозможно представить, чтобы легионер-нападающий не забивал на протяжении нескольких матчей. Если тебя пригласили в команду, ты должен оправдывать свой контракт и пахать, как папа Карло. Что же касается обиды и ущемленного самолюбия... Знаете, за один только первый год в Греции обо мне вышло столько статей в газетах и журналах, сколько не было за все время в России. Так что свои амбиции я удовлетворил сполна - популярности и славы мне на 10 жизней хватит.

- Индивидуальных наград и титулов у вас тоже предостаточно - едва ли не на каждом турнире вы становились лучшим бомбардиром.

- Всевозможных призов действительно много - с трудом помещаются в моей московской квартире. Начиная с чемпионата Европы-87 я постоянно входил в тройку лучших бомбардиров на всех официальных турнирах. Правда, в соревнованиях на уровне сборных чаще был вторым после испанца Эстиарте (один из лучших игроков в истории мирового водного поло. - А.Ф.). У нас с ним постоянно шла борьба за титул главного снайпера, но только в 1995 году на первенстве Европы мне наконец удалось его "побить". Ничуть не умаляя достоинств моего друга Эстиарте, замечу, что ему было чуть проще побеждать в нашем споре. В Испании он являлся признанным лидером, а в нашей сборной всегда хватало классных игроков.

О ФУНКЦИОНЕРАХ

- Моим последним турниром в сборной был Кубок мира в 1995 году, где мы заняли третье место и прошли отбор на Олимпиаду. Что случилось потом? Мы вместе с другим лидером той команды Сергеем Маркочем отказались выступать за сборную. Считали, что средства, выделяемые ватерпольной федерации Олимпийским комитетом, расходуются не по назначению, о чем я открыто заявил по телевидению.

- Получается, вы добровольно отказались от поездки на свою третью Олимпиаду?!

- Да. Тогда мне было 28 лет, и, будучи неглупым человеком, я отлично понимал, что происходило в отечественном водном поло. Безучастно смотреть на это безобразие не мог. Мой поступок многим был непонятен: по оценкам специалистов, в Атланте наша сборная должна была войти в тройку призеров. Но время показало мою правоту. Недавно на отчетно-выборной конференции Российской федерации водного поло поднимались те же самые вопросы, о которых я говорил еще пять лет назад.

- После 1996 года вас больше не приглашали в сборную?

- Борис Попов, когда его три года назад вновь назначили тренером сборной, делал такую попытку. Однако я не собирался менять своей позиции. Был согласен в любой момент сыграть за сборную, но с теми людьми, которые тогда руководили нашим водным поло, мне было категорически не по пути. Хотя думаю, что мог бы играть в национальной команде вплоть до Сиднея - и погоды бы не испортил.

- Есть ли сегодня шанс, что вы все же вернетесь?

- Шанс есть всегда. Впрочем, сейчас я не думаю об этом.

О РЕЖИМЕ

- "В одну реку - дважды"? Да нет, нынешнее мое возвращение в "Динамо" не первое. В 93-м и 95-м годах я также возвращался в родной клуб из-за рубежа. Получается, "в ту же реку" вхожу в четвертый раз. И что? Нормальный процесс. Доказывать я никому ничего не собираюсь. Приехал сюда играть, а не доигрывать. Свои 33 года чувствую только за пределами бассейна в общении с молодыми ребятами. А в воде мы равны.

- Сколько еще лет вы собираетесь играть?

- Маркоч закончил карьеру только в прошлом году, в 37 лет. Силы и желание у меня еще есть. Хотя забивать много голов для меня не самоцель роль опытного мастера в том, чтобы он проявлял себя в сложные моменты, когда у лидеров не пошла игра и их перекрыли. Нейтрализовать же сегодня игрока в водном поло ничего не стоит. Прихватил его как следует, "выписал" коленом и - все. За последние годы игра стала более атлетичной посмотрите, все ребята сейчас здоровые, накаченные.

- Что должно произойти, чтобы вы почувствовали: пора завязывать с водным поло?

- Это сразу видно: либо ты в игре, либо вне игры. Когда я это почувствую, немедленно уйду. Еще один момент - здоровье. Взять, например, Сабониса. Мой старый приятель Валера Тихоненко в 80-е снабжал меня контрамарками на суперфиналы ЦСКА - "Жальгирис". И я не уставал восхищаться игрой великого литовского баскетболиста - получал истинное удовольствие от его действий на площадке, от его игрового интеллекта... Эх, если бы он лучше следил за своим здоровьем и соблюдал режим, мог бы еще лет десять выступать на прежнем высочайшем уровне.

- Вы считаете себя режимщиком?

- Да. Я вообще не пьющий и не курящий человек. Помню, как-то мне на глаза попалось интервью с Блохиным, в котором его спросили: почему он в свои 35 лет, когда многие сходят с арены, продолжает играть? На что Блохин ответил: "Я всегда готовил себя к долгой карьере, поэтому у меня нет слабых мест в плане режима". Полностью солидарен: хочешь иметь полноценную карьеру и пройти ее без обидных травм - не позволяй себе лишнего.

- ...И пивка после удачной игры?

- Пиво не люблю. Спасибо врачам: в детстве у меня был ячмень, и одна женщина в динамовской спортшколе залечила меня пивными дрожжами. С тех пор испытываю отвращение к вкусу пива. Из прочих алкогольных напитков могу позволить себе шампанское и вино. В Греции после тяжелейших игр приходил в чувство благодаря бокалу красного вина.

Александр ФЕДОТОВ