Газета Спорт-Экспресс № 132 (2328) от 15 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

15 июня 2000

15 июня 2000 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

Корреспонденты "СЭ" провели день в Шарлеруа с болельщиками сборной Югославии

С ТАКИМИ ФАНАМИ ЮГОСЛАВИЯ НЕ ИМЕЛА ПРАВА НА ПОРАЖЕНИЕ

Александр БОБРОВ, Никита КИМ

из Шарлеруа

НА ТРИБУНАХ САВИЧЕВИЧЕЙ ОКАЗАЛОСЬ МНОГО

С точки зрения зрительского интереса матч Югославия - Словения организаторы Euro-2000 считали провальным. "Кто придет на игру с участием двух аутсайдеров? - сокрушался в конфиденциальной беседе с нами один из работников мэрии Шарлеруа. - Разве нищий югослав может позволить себе оплатить поездку в Бельгию и купить билет на наш "Коммюналь"?"

К счастью, опасения такого рода оказались необоснованными. В вечер встречи бывших соотечественников на главной арене Шарлеруа собралось около семи тысяч югославских болельщиков, большинство из которых расположились на "дешевых", 30-долларовых местах в секторах за воротами Северной трибуны. Среди них были и эмигранты, приехавшие в бельгийскую глубинку Шарлеруа из разных уголков света. "Мы вдесятером прилетели вчера из Австралии, - сказал нам болельщик по имени Деян. - Представляем здесь фан-клуб "Скиппи", объединяющий поклонников команды Вуядина Бошкова на Зеленом континенте".

Группу поддержки сборной Югославии усилили и полсотни россиян, прибывших на игру вместе с футбольной командой артистов эстрады "Старко".

Большинство фанов обрядились в майки с номерами игроков национальной команды. И вот что интересно: особенно часто встречалась футболка легендарного Деяна Савичевича, хотя сам он не выступает на чемпионате из-за травмы ноги. На следующих местах в своеобразном хит-параде зрительских симпатий оказались, по нашим подсчетам, звезды-легионеры Михайлович, Миятович, а также хорошо знакомый российской аудитории форвард белградского "Партизана" Кежман. При этом мы не встретили на трибунах ни одного Стойковича и Ковачевича.

МИХАЙЛОВИЧА И КОВАЧЕВИЧА ОБЗЫВАЛИ
"ДОХЛЫМИ МУХАМИ". И НЕ ТОЛЬКО

По ходу матча сербские фаны не преминули напомнить о своем отношении к балканскому конфликту. Местный стадион расположен не очень далеко от аэропорта, и каждый раз при звуке пролетающего самолета югославы картинно обхватывали головы руками и бросались на сиденья. Таким образом они напоминали о прошлогодних бомбежках авиацией НАТО Белграда. После этого фаны вновь вскакивали и разражались проклятиями в адрес Северо-Атлантического блока. Справедливости ради отметим: время от времени болельщики начинали скандировать еще один лозунг: "Мы приехали сюда не ради политики, а ради футбола!"

Правда, с футболом-то у их любимой сборной дела до середины второго тайма обстояли неважно. И даже нелюбовь югославских фанов к НАТО нельзя было сравнить с негативными эмоциями, которые стала вызывать у них национальная команда. Например, при счете 0:3 югославы начали дружно скандировать какой-то лозунг на сербском. "О чем это они?" - поинтересовались мы у одного из соседей. "... - любезно перевел тот. - В особенности это касается двух "дохлых мух" - Михайловича и Ковачевича".

ПОМОГЛА МОЛИТВА?

Все счастливые фаны похожи друг на друга, а несчастные несчастны по-разному. Кто-то из югославов рвал на себе волосы, кто-то - майки с символикой сборной. Две стоявшие рядом с нами девушки крестились: "Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое!.." А один из стоявших рядом болельщиков сосредоточенно втаптывал в трибуну майку с портретом удаленного к тому времени с поля Михайловича. "Будешь знать, как нарушать правила", - исступленно бормотал он при этом. Потом схватил остатки материи, перекинул их через железную ограду на поле, сплюнул и исчез в подтрибунном помещении.

О последнем своем поступке этот болельщик, наверное, будет жалеть до конца своей жизни. Сами подумайте: человек по собственной воле отказался стать свидетелем феерического спектакля, в ходе которого за считанные минуты оставшиеся в меньшинстве югославы сломали работавший до того с надежностью швейцарских часов механизм команды Сречко Катанеца.

При счете 2:3 у югославских фанов появились еще два лозунга. Один, взывающий к силам небесным - "Помози, Боже!". Другой - земного характера: "Хочешь гол - выпусти Кежмана!" Бог действительно был на стороне югославов. Что же до форварда "Партизана", то он появился на поле в самом конце, но ничего вразумительного продемонстрировать не успел.

А мы в который раз убедились: фраза "Болельщики - двенадцатый игрок" - вовсе не избитый штамп. Наверное, и российские зрители - будь у них такая возможность - поддержали бы в Бельгии и Голландии свою сборную не хуже, чем югославские. Но вот вопрос: смогла бы сама наша команда, воодушевленная такой поддержкой, спасти в подобной ситуации безнадежно, казалось бы, проигранный матч?

В РАДИУСЕ ПЯТИ КИЛОМЕТРОВ ЗАПРЕТИЛИ ДАЖЕ СОКИ

Но при всем энтузиазме фанов - не только югославских, но и словенских - обошлось без инцидентов. Власти Шарлеруа сделали все возможное, чтобы превратить достаточно взрывоопасный, учитывая непростые взаимоотношения соседей, матч в настоящий футбольный праздник. Это касалось даже таких мелочей, как организация движения транспорта. Мы, например, не увидели по дороге ни одной серьезной автомобильной пробки. Все близлежащие к стадиону улицы были блокированы нарядами полиции, которые направляли автобусы с болельщиками в зависимости от принадлежности к той или иной стране в разные стороны. У фанатов Словении и Югославии фактически не было возможности пересечься друг с другом.

На всякий случай в кафе и ресторанах, расположенных в радиусе пяти километров от арены, была запрещена продажа спиртного и, как ни странно, соков. В расположенном около стадиона питейном заведении "Русь", в котором под стать названию работают пять наших бывших соотечественников, нам смогли предложить лишь легкое пиво, разливаемое в огромные пластиковые стаканы, специально закупленные к чемпионату Европы. Продавалось такое пиво и на самой арене. А вот перед матчем повышенного риска Англия - Германия, который пройдет здесь же, в крохотном Шарлеруа, нельзя будет купить даже этот мало содержащий алкоголь напиток. В субботу городок ждет серьезное испытание на прочность.