Газета Спорт-Экспресс № 15 (2211) от 24 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

24 января 2000

24 января 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ. 6-й тур

АНАНД ВЫХОДИТ ИЗ ЗАСАДЫ
НАКАНУНЕ ВСТРЕЧИ С КАСПАРОВЫМ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

ПОЧЕМУ СТАЛО МНОГО ОТКАЗНИКОВ?

В минувший уик-энд я оказался наконец там, где сейчас играют почти все сильнейшие шахматисты мира. Почти, потому что бросается в глаза отсутствие, например, Алексея Широва, четвертого шахматиста в мировой классификации. Его тоже приглашали в Вейк-ан-Зее, но он отказался. Тема шахматных отказников ныне весьма актуальна, хотя это кажется странным при не слишком богатом календаре. То и дело слышишь: "Приглашали Халифмана, а он отказался", "Приглашали Морозевича, но он отказался", "Каспарова приглашали, но он не ответил"... Халифмана и Широва приглашали в Вейк-ан-Зее, Морозевича - в Линарес, Каспарова - в Варшаву на Кубок мира по блицу. О причинах своих отказов они особо не распространяются. Хотя Каспаров, когда я его про блиц в Польше спросил, сказал, что такие приглашения он даже не рассматривает. "Какие такие?" - переспросил я у чемпиона мира. "А такие, напечатанные под копирку", - сердито бросил Гарри. "Не был соблюден дипломатический протокол, к королю обратились неподобающим образом?" - уточнил я. Гарри проигнорировал мою иронию и запальчиво добавил: "Вообще-то я там все равно бы не играл, но протокол соблюдать надо!"

Что касается шахматного короля, тут понятно. Я сразу вспомнил, как Каспаров поставил на место организаторов турнира в испанском Леоне, когда те в деловой переписке были не совсем почтительны (на взгляд Гарри, разумеется). Но не только из-за этого отказывается играть чемпион мира. Скажем, в Монако, где соревнуются вслепую и по быстрым шахматам, Гарри регулярно зовут, но он всякий раз отклоняет приглашение, потому что не хочет играть не глядя на доску. Отказы некоронованных особ - это другая статья. В Линаресе, например, шахматистам бывает настолько тяжело и морально и физически, что туда едут только сверхамбициозные, не жалеющие себя люди. Нагрузка в Линаресе просто чудовищная - там нет проходных партий, нет соперников типа Люка ван Вели... Помню, как Широв, когда еще не был испанским подданным, после очередного Линареса говорил, что он всерьез подумывает о пропуске следующего турнира: дескать, слишком много он сил отнимает, а заработать толком там нельзя.

О финансовой стороне дела говорить не принято, тем более что видят условия контрактов только организаторы и сами игроки. Из-за этой "теневой" шахматной экономики тоже случаются отказы. Иногда шахматист считает, что стоит дороже, чем его оценили.

В общем, дело о шахматных отказах темно, и ясность в него могут внести, если захотят, только сами шахматисты. Вот будем в Линаресе, тогда и спросим у Широва с Халифманом, почему они не играли в Вейкан-Зее...

НЕ ЛЮБИТ КОРОЛЬ ДЕМОКРАТИЮ!

По сравнению с прошлым годом, когда здесь же проходил 61-й "Хооговен-турнир", в Вейк-ан-Зее изменились только две вещи: название и состав. Теперь это "Корус-турнир". Но, как гласит афиша, "The same game, new name" ("Игра старая, имя новое"). Произошла обычная вещь для чересчур развитого капитализма: слились две сталелитейные компании - более крупная английская поглотила более мелкую голландскую. Согласно программке, "Корус" производит стали больше всех в Европе. Руководство концерна решило сохранить свою стальную хватку на традиционном голландском шахматном турнире.

Что же касается состава, то по сравнению с прошлым годом он скорее усилился, чем ослаб: нет Широва, Василия Иванчука и Петра Свидлера, но зато появились Морозевич, Майкл Адамс и Найджел Шорт. Не сверкает ослепительно оранжевой шевелюрой Рейндерман, хотя он тут, играет в побочном турнире. Свои некогда огненно красные волосы молодой голландец в этом году перекрасил в голубой цвет. "У него голубые волосы!" - говорил мне Каспаров. Мол, с кем рядом приходится играть. Чемпиона коробит, как выяснилось, не только соседство Рейндермана, Гарри вообще с трудом терпит такой "базар-вокзал": на сцене, которая и не сцена вовсе, а некая выгородка, вместе с 14 участниками главного турнира играют 12 шахматистов во второстепенном состязании, а за перегородкой волнуется гигантское море всевозможных открытых полупрофессиональных соревнований. Я вспомнил, что в прошлом году примерно в это же время Гарри восхищался "удивительной атмосферой шахматного любительства", созданной голландскими организаторами. Может, она понравилась тогда Каспарову потому, что он опережал своего ближайшего преследователя Ананда на полтора очка и демонстрировал потрясающую мощь? А теперь и соперники посильнее, и сам король вроде не так силен. Или это только кажется? Может, не разыгрался еще?..

КОРЧНОЙ САМ ВСКРЫЛ СЕБЕ "ВЕНУ"

В прошлом году и Ананд был другой. Виши тогда горел на шахматной работе! А сейчас у него все больше "половинки" пестрят в турнирной таблице. Притаился, притих, прислушивается, присматривается... Когда перед туром я повстречал своего старого знакомого, грузинского гроссмейстера Элизбара Убилаву, который в последние годы тренирует Ананда, то поинтересовался, почему его подопечный в тени пребывает куда подевалось его честолюбие. Убилава улыбнулся одними глазами и сказал заговорщицким шепотком: "В засаде мы затаились. Так надо".

В 6-м туре Ананду помог выбраться из засады Виктор Корчной. Вроде не самурай Виктор Львович, но почему-то сотворил себе в 6-м туре форменное шахматное харакири. И, что удивительно, в своей излюбленной французской защите. На 15-м ходу Корчной непостижимым образом открыл напротив своего короля линию - как вену вскрыл, по которой через 4 хода должен был получить неизбежный мат в 3 хода. В финальной позиции нет защиты от удара на поле g7.

Придя в пресс-центр, Корчной молча бросился к компьютеру и послал кому-то электронное сообщение. Потом встал посреди комнаты и, глядя на монитор, на котором прокручивалась его только что проигранная партия, громко со смехом произнес: "Не могу понять, что же я такое сегодня устроил!"

Притихший на секунду пресс-центр разразился громовым хохотом. Сильнее всех смеялся Корчной! Действительно, невозможно понять, зачем понадобилась прославленному гроссмейстеру вся эта самурайщина.

Что же касается индийского шахматиста, то для него момент истины наступит в 7-м туре, когда состоится одна из центральных партий этого турнира 18-й категории - Каспаров - Ананд. Вот тогда-то мы точно узнаем, действительно ли вышел Ананд из тумана, вынул ли он ножик из кармана. Если только не зарежет этим самым ножом храброго Виши разлюбивший демократию король.

ШОРТ ВВОДИТ В МОДУ
АНТИКАСПАРОВСКУЮ "СИЦИЛИАНКУ"

В отчетном же туре чемпион играл черными со своим старым сотоварищем и содиректором по РСА, равно как и соперником по матчу на первенство мира Найджелом Шортом. Слава Богу, желтая шевелюра Шорта после внезапной перекраски приобрела вид нормальных человеческих волос и перестала походить на маскарадный головной убор, как на чемпионате мира ФИДЕ в Гронингене на рубеже 1997 - 1998 годов. Если бы Шорт продолжал свои мальчишеские забавы, то Гарри, не выносящий крашеные волосы, его бы, конечно, обыграл. А так чемпион едва сам не уступил своему бывшему компаньону. Шорт с успехом применяет закрытый вариант сицилианской зашиты, по которой Каспаров считается специалистом № 1. Но хитрый Шорт этой партией, кажется, породил новую моду. Теперь все, играя с Каспаровым, захотят применить закрытую "сицилианку". Гарри в этой партии пришлось мобилизовать все свое тактическое мастерство, чтобы спастись от жестоких позиционных тисков Шорта. Чемпиона уже начали потихонечку "отпевать" в пресс-центре, когда он на 20-м ходу пожертвовал ладью, чтобы через два хода остаться с двумя лишними пешками, но без качества. Однако, как показал потом совместный анализ Каспарова и Шорта, белые не использовали всех своих ресурсов в получившемся остром окончании. Гарри успел дать кислорода своему белопольному слону и с помощью продвижения пешки "d" вынудил соперника после повтора ходов зафиксировать ничью. Гарри не пошел в пресс-центр анализировать партию, а попытался укрыться в комнате организаторов, но и там его нашел американец Ясер Сейраван, совмещающий игровую, тренерскую, редакторскую и публицистическую деятельность, и они на пару с Шортом принялись тормошить бедного чемпиона. Давно я не видел Каспарова таким притихшим и смущенным: достали, ну совсем достали - все "выиграно" да "выиграно"... Шорт потом пришел в пресс-центр и показал на демонстрационной доске их с Каспаровым анализ, тоже все время повторяя: "Здесь, наверное, выиграно..." Но это анализ, здесь можно и ходы назад брать, и по десять раз все переиначивать. Другое дело - играть в натуре. Вот тогда попробуй хотя бы раз выиграть у Каспарова.

ВАН ВЕЛИ ВЫТЕСНЯЕТ С ПОСЛЕДНЕГО МЕСТА ЛПУТЯНА

Всем, наверное, памятен ужасный разгром, который учинил Каспаров в 3-м туре Люку ван Вели: 25-ходовая миниатюра, учебный пример атаки. Но Люку этого показалось мало, и он решил почти полностью повторить весь этот вариант сицилианской защиты. На этот раз соперником ван Вели был Морозевич. Юный москвич сыграл на уровне чемпиона мира, а Люлек, как называют голландца его русскоязычные коллеги, - на своем. Он продержался аж на 4 хода дольше, чем в партии с Каспаровым. И чего это ему понравилось на одни и те же грабли наступать? В итоге ван Вели потеснил с последнего места Смбата Лпутяна, который одержал свою первую победу - над Юдит Полгар. Это был затяжной, многострадальный поединок, который окончился последним в тот вечер. Незадолго до финиша этой изнурительной для Юдит партии она могла попытаться спастись - надо было на 50-м ходу пойти не конем на поле е4, а укрыть короля на поле h6 и привести в движение опасные проходные пешки на ферзевом фланге. Возможно, тогда первая победа была бы на счету не Лпутяна, а Полгар.

ЛЕКО ВОШЕЛ ВО ВКУС

У самого молодого участника турнира, 20-летнего венгра Петера Леко после выигрыша матча у чемпиона мира ФИДЕ Халифмана, кажется, прорезались маленькие крылышки. Если раньше у него была устойчивая репутация труднопробиваемого гроссмейстера и в его турнирной таблице можно было отыскать только "половинки", то теперь он, похоже, начал обретать вкус к победам. В отчетном туре Леко напрочь переиграл Предрага Николича в защите Грюнфельда и очень технично провел эндшпиль.

КРАМНИКУ ПОРА ВОЗВРАЩАТЬСЯ К "РУССКОЙ"

После партии с Яном Тимманом Крамник вышел бледный и, как мне показалось, пошатываясь от усталости. "Все время имел "хуже", играл ужасно и удержался лишь чудом", - только и смог вымолвить один из лидеров турнира.

Между прочим, и здесь имел место закрытый вариант "сицилианки", в котором Крамник сделал 39 ходов. Нет, точно, теперь и другие возьмут на вооружение это многоплановое разветвление "сицилианки". Во всяком случае, у него есть одно несомненное преимущество перед модными вариантами: он не так заезжен. Коли это случится, Крамнику, наверное, придется вернуться к наезженной русской партии. Она-то хоть открытая!

6-й тур. Ананд - Корчной - 1:0. Морозевич - ван Вели - 1:0. Лпутян - Полгар - 1:0. Николич - Леко - 0:1. Ничьи: Шорт - Каспаров и Тимман - Крамник.

После 6 туров: Гарри Каспаров и Владимир Крамник (оба - Россия) - по 4,5, Вишванатан Ананд (Индия) и Петер Леко (Венгрия) - по 4, Александр Морозевич (Россия) и Йерун Пикет - по 3,5, Ян Тимман (оба - Голландия) Майкл Адамс и Найджел Шорт (оба Англия) - по 3, Виктор Корчной (Швейцария) и Предраг Николич (Босния и Герцеговина) - по 2,5, Смбат Лпутян (Армения) и Юдит Полгар (Венгрия) - по 1,5 и Люк ван Вели (Голландия) - 1.