19:21 12 октября 2014 | СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Лицо гимнастики

Октябрь. Наньнинь. Симона БАЙЛЗ. Фото AFP Октябрь. Наньнинь. Кохей УЧИМУРА. Фото AFP
Октябрь. Наньнинь. Симона БАЙЛЗ. Фото AFP

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА. ЧЕМПИОНАТ МИРА

Два заключительных дня чемпионата добавили к первой бронзе, завоеванной российскими гимнастками в женском командном турнире, еще четыре бронзовые награды за выступления на отдельных снарядах и золото Дениса Аблязина в вольных упражнениях. Главными героями чемпионата стали японец Кохей Учимура, в пятый раз подряд выигравший золото в многоборье, и американка Симона Байлз, отстоявшая свое звание абсолютной чемпионки мира, впервые завоеванное год назад в Антверпене.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Чемпион – это всегда "лицо" вида спорта, его витрина. На эту роль Кохей Учимура идеально подходил с самого начала своих победных выступлений на мировом уровне: складный, с чистыми линиями и высокой сложностью, с уникальной системой тренировок и уникальным же результатом. Икона гимнастического стиля – не сказать иначе. Икона, на которую можно с благоговением любоваться от турнира к турниру, понимая при этом, что уровень, заданный Учимурой всей мужской гимнастике, по большому счету недостижим.

Байлз – совершенно иная история. Год назад она стала первой в гимнастической истории абсолютной чемпионкой мира африканского происхождения. Со всеми вытекающими из этого достоинствами и недостатками. Впрочем, как сказать: в антураже своего вида спорта все то, что в кругу эстетов принято считать "недостатками", обернулось для Симоны плюсами: короткие ноги добавляли скорости в воздухе и устойчивости на ковре, а врожденная коренастость и мощная спина создали гимнастке уникальный мышечный корсет. Не модельная красотка? Ну так в спортивной гимнастике медали давно уже вручают не за модельность. А то, что в этом виде спорта периодически появляются и начинают блистать такие звезды, как Светлана Хоркина или Анастасия Люкин, – наверное, всего лишь необходимое исключение из правил. Которое заставляет задуматься о том, что добиться выдающегося успеха в гимнастике способны и те, кто из-за роста, длины ног и хрупкости сложения выпадает из общепринятых параметров.

Просто таким всегда намного сложнее. Наверное, именно поэтому "лицо" нынешней гимнастики – это Байлз. Девочка из не очень благополучной когда-то семьи, отданная на воспитание бабушке и готовая работать столько, сколько понадобится – лишь бы выбиться в люди.

Получается это не у всех. Но у Байлз получилось. Ей отчасти не повезло, как когда-то не повезло Светлане Хоркиной: той не хватило одного года, чтобы выступить на Играх в Барселоне, Байлз же не попала на Игры в Лондон. Она уже тогда отличалась стабильностью и крайне подходящим для большого спорта характером. Другими словами, окажись 15-летняя Байлз в олимпийской американской сборной, не думаю, что она стала бы там лишней. А значит, могла бы иметь сейчас титул олимпийской чемпионки. Но не сложилось.

Время Симоны пришло лишь через год – в Антверпене. Дебют получился таким же ярким, как в 2010-м у Алии Мустафиной: Байлз отобралась в финалы в многоборье и на всех снарядах и закончила выступление с двумя золотыми медалями в абсолютном первенстве и вольных упражнениях, серебром в опорном прыжке и бронзой на бревне. Американские журналисты уже тогда углядели в спортсменке долгоиграющую звезду. Что уж говорить сейчас, после золотого улова Наньнина с золотыми медалями в командном первенстве, вольных упражнениях и на бревне и серебром в опорном прыжке!

Второй раз выиграв многоборье, Байлз повторила успех легендарной в США спортсменки Шэннон Миллер – та становилась абсолютной чемпионкой мира в 1993-1994 годах. Другими словами, говорить о случайности каких бы то ни было достижений американки как минимум не корректно.

Другой вопрос, что человечество слишком склонно к стереотипам. Когда Байлз только появилась на помосте, ее отличала довольно заметная "корявость". В эстетически-изысканных видах спорта всегда хватает "экспертов", считающих недостаток чистоты самым что ни на есть страшным грехом, недостойным никаких наград. Именно такой реакцией, кстати, в фигурном катании долгое время сопровождалось каждое выступление канадца Элвиса Стойко. Что, к слову, не помешало спортсмену трижды стать чемпионом мира.

Байлз в этом сезоне безусловно добавила в чистоте комбинаций. Более того, большинство исполняемых американкой связок с точки зрения биомеханики можно назвать совершенными. Проще говоря, Симона практически не совершает на снарядах лишних движений, демонстрируя уникальное сочетание мощи и рациональности. Бороться с таким соперником всегда неимоверно сложно. Это, думаю, следует признать вне зависимости от того, нравится кому-то Байлз или нет.

Хватит ли у американки запаса прочности до Игр в Рио? Миллер в свое время чуточку не дотянула. Из олимпийской Барселоны она привезла пять медалей, но среди них не было ни одной золотой. Через четыре года в Атланте выиграла золото в командном первенстве и на бревне. Но в многоборье не попала на пьедестал. Другими словами, пик спортивных достижений пришелся у легендарной американки на период между двумя Играми.

Что касается Байлз, в Рио она вполне будет способна как минимум не помешать своей команде выиграть. Хотя сама наверняка рассчитывает на большее.

3
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (3)

grechka2103

социалист Сафронов13 Октября 2014 | 15:45 Поспорю. Ну во-первых художественная гимнастика только на русском называется "художественной", а спортивная - "спортивной". На английском языке (на том самом, на котором говорят на родине Байлс) "художественной" называется как раз спортивная гимнастика - Artistic gimnastic. Ну и где у Байлс этот самый artistic? Во-вторых - сальто и винты - это акробатика. Есть такой вид спорта. А здесь все-таки "гимнастика". Наши девчонки часами у станков стоят, делают хореографию, ручки, носочки, первая позиция, третья... Американки вообще имеют об этом хоть приблизительное понятие?! Вы хотя бы посмотрите как стоят наши на награждении и как стоят американки! Я не о том, что наши красавица, а американки ... не совсем )) Я о том, что красота, линии, хореография должны приветствоваться правилами и соответственно оцениваться судьями. Иначе гимнастика как таковая перестанет существовать вообще и превратиться в чистую акробатику. Ну, может, кому-то это и нравится. Мне - нет. Есть акробатика, есть гимнастика. И я хочу видеть разницу.

00:04 14 октября 2014

ухтышъ

grechka2103 12 Октября 2014 | 22:57 Поддерживаю!

15:35 13 октября 2014

grechka2103

Извините, но восхищаться Байлз у меня не получается. И мне досадно за нынешнюю женскую гимнастику, у которой теперь такое лицо (точнее, ноги, спина и то, что между ними). У меня в подкорке заложено, что гимнастика - это грация и красота, это стройная фигура и натянутые носочки, это элегантность, гибкость и акробатика. Гимнастика - это Люкин, это Комова... Вольные упражнения почему-то до сих пор идут под музыку, то есть предусматривают образ, хореографию и композицию. Только оцениваются почему-то только количество сальто и винтов. По-моему, что-то не то с современной женской гимнастикой... И это грустно

22:57 12 октября 2014

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!