Газета Спорт-Экспресс № 285 (5162) от 17 декабря 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

17 декабря 2009

17 декабря 2009 | Хоккей

ХОККЕЙ

Сегодня сборная России матчем против шведов стартует в Кубке Первого канала - последнем турнире перед Олимпиадой-2010.

Вячеслав БЫКОВ: "ВТОРОЕ МЕСТО В ВАНКУВЕРЕ ПОСЧИТАЮ НЕУДАЧЕЙ"

C главным тренером сборной России мы беседовали два с половиной часа. Он, как мне кажется, откровенно изложил свои взгляды на жизнь, тренерскую профессию, прошедшие чемпионаты мира и предстоящую Олимпиаду.

- С тех пор как в Олимпиадах разрешили участвовать всем сильнейшим, ни разу чемпионом Игр не становился действующий чемпион мира. Чем вы это можете объяснить?

- Это статистика, из которой я не стал бы делать каких-то серьезных выводов. Любой серии когда-то приходит конец.

- Вальяжность в матчах с другими соперниками, кроме Канады, нам не грозит?

- Нет. Я вам скажу, энхаэловцы больше ощущают, что там все будет непросто. Они варятся в этом соку, каждый день играют с очень сильными ребятами, которые будут нам в Ванкувере противостоять. Поэтому сомневаюсь, что появится какая-то самоуспокоенность. Думаю, что и хоккеисты из КХЛ это тоже понимают. И вообще, победы не дают основания для расхлябанности. Игроки почувствовали, что добиться их можно только при условии полной концентрации.

- На кого давление больше - на канадцев, которые играют дома, или на нас, победивших на двух чемпионатах мира и имеющих самых ярких звезд НХЛ?

- В наименьшей степени сейчас давление, мне кажется, только на финнов. Американцы стремятся доказать всем, что про них зря так мало говорят по сравнению с канадцами и что они могут утереть нос соседям. Велико давление на канадцев, поскольку они играют дома и уступили в двух последних финалах чемпионатов мира. И на шведов, потому что они действующие олимпийские чемпионы, и требовать от них будут того же. И на чехов, чья победа в Нагано еще не стерлась у людей из памяти. С нас тоже свой спрос. Разве что финнам в этом смысле поспокойнее. Но все зависит не от самого давления, а от того, как ты способен это давление переваривать.

- Насколько хорошо вы знаете НХЛ и наших будущих соперников?

- Не скажу, что хорошо. Но мы знаем своих ребят.

- Это важнее?

- Важнее.

- Второе место посчитаете неудачей?

- Безусловно. Любой, кто едет на Олимпийские игры, старается завоевать золото. И если приедет без него, не будет удовлетворен.

- Можно ли говорить, что сейчас идеальное время для того, чтобы мы выиграли Олимпиаду? Россыпь талантов, все в самом соку, два титула чемпионов мира...

- Это я вам скажу 28 февраля вечером (улыбается).

- Есть ли какой-то вариант выступления, при котором вы после Олимпиады подадите в отставку?

- Нет, я об этом не думаю. Тут можно привести вот какую параллель. Ты купил билет на поезд в Сочи или Ялту. Сидишь, едешь в отпуск и ломаешь голову: какая же там будет погода? Какой смысл? Ты уже туда едешь, у тебя нет другого выхода. В любом случае надо стремиться к лучшему. А думать об отставке - это значит заранее настраивать себя на негатив.

ЗВЕНО "МОСКОВСКОЕ", ЗВЕНО "КВЕБЕКСКОЕ"

- Игорь Захаркин в одном из интервью признался, что две тройки в Ванкувере, если все будут здоровы, окажутся такими же, как на прошлых чемпионатах мира: "московское" первое звено Ковальчук - Малкин - Фролов и ударное сочетание Квебека Овечкин - Федоров - Семин. Так и есть?

- Это один из вариантов. Почему нет, если эти тройки доказали право на жизнь?..

- Овечкин, Малкин, Ковальчук, Дацюк, другие звезды... В Ванкувере все они захотят много игрового времени, а оно не резиновое. Как будете "разруливать" эту проблему?

- Думаю, ребята все прекрасно понимают. Мы решим этот вопрос. Просто то время, которое будет им отведено, каждый должен использовать по максимуму.

- В Москве-2007 Овечкин был в четвертом звене. И его мама, в прошлом знаменитая баскетболистка и тренер, публично сказала после той бронзы: "Выигрывает команда, проигрывает тренер"...

- Я не отказываюсь от справедливости этой фразы. Так было, есть и будет. Кто ее придумал - не знаю. Можно с ней соглашаться, можно - нет. Но в случае, как мы строим работу, я бы не стал разделять команду на составные части. Мы единая семья. Однако то, что капитан покидает корабль последним, верно. Как и то, что тренер отвечает за результат.

- Готовы признать, что в чем-то с Овечкиным два с половиной года назад ошиблись? Может, тему партнеров по звену до конца не продумали. Или с функциями не разобрались...

- Нет, до сих пор считаю, что все было правильно. Целью молодых партнеров Саши по звену было выполнить черновую работу и доставить ему снаряды. И ведь он бросал. Очень много!

- Что же тогда не пошло?

- А почему у Илюхи в Квебеке до финала никак не выстреливало? У Сашки годом раньше было то же самое. Нельзя же сказать, что из-за пребывания в четвертом звене у Овечкина было мало игрового времени и он не бросал. Просто он был моложе.

- Как-то вы с ним пообщались после московского первенства, объяснились?

- Я не считал себя виновным в чем-то. И сейчас не считаю. Говорить по душам - это значит объяснить человеку, почему ты ошибся. А я не видел своей неправоты, а значит, и необходимости ее признавать.

У меня и конфликта с ним не было. И недопонимания - тоже. Все было нормально. Потом мы виделись в Москве, пересекались в ресторане. Но там не было никакого выяснения отношений по итогам московского чемпионата мира. В то же время с его стороны, конечно, могло быть какое-то недовольство. Всегда хочется большего, и понять это можно.

И еще один вывод: раз мы не выиграли то первенство, значит, где-то ошибка все-таки произошла. Фактор удачи тоже нельзя списывать. Неопытность на тот момент вратаря Сашки Еременко, нерациональные действия защиты в роковой момент в овертайме... Но это спорт, игра. Обвинять кого-либо в том поражении я никогда не буду.

- Не опасались, что после Москвы могут возникнуть проблемы с приездом Овечкина в Квебек?

- Нет. Совершенно. Потому что конфликта как такового не было. Ведь ребята приезжают играть за сборную, а не за тренера. Поэтому не думал, что Сашка может отказаться.

И слава богу. Он патриот своей страны, и этим надо гордиться. Сколько было упреков в 90-е, что, дескать, энхаэловцы такие-сякие, не приезжают, думают только о деньгах, забыли, кто их растил... Много же было таких разговоров!

- Такие слова в печати, как крикуновское "Ковальчук пропил Вену", для вас абсолютно неприемлемы?

- Нет. Надеюсь, я никогда такого не скажу. Не смогу бросить подобное обвинение в чей-то адрес. Это неправильно и для меня невозможно.

ЗНАЮ, ЧТО ЯШИНУ ОБИДНО. НО ТАКОВА ЖИЗНЬ

- Понимаю, конечно, что следующим вопросом вас все уже замучили, но не задать его не могу. Почему для вас Алексей Яшин - персона нон-грата и вы не вызвали его ни на один чемпионат мира и не включили в число кандидатов на поездку в Ванкувер?

- Мы проверили его. Нам нужна уже другая энергетика, чем та, что мы увидели.

- Вы каждый раз рассматривали его кандидатуру заново или давно поставили на Яшине крест?

- Каждый раз заново. Но последнее его выступление в сборной, на Евротуре, нас, скажем так, раздосадовало.

- После Квебека вы сказали, что один хоккеист из числа не вызванных в сборную вас не понял и не простил. Это и был Яшин?

- Нет.

- Не назовете кто?

- Зачем? А с Лешкой у нас нет конфликтов. Он и сам об этом сказал в интервью. Все это надуманно. Знаю: наверняка ему обидно и горько, что с ним так поступили. Но такова жизнь.

Игорь РАБИНЕР

Окончание - стр. 8