02:30 10 февраля 2011 | ОСТАЛЬНЫЕ

Просители и отшиватели

Валерий КАРО-МАДЭ. Фото Никиты УСПЕНСКОГО, "СЭ" Фото "СЭ"
Валерий КАРО-МАДЭ. Фото Никиты УСПЕНСКОГО, "СЭ" Фото "СЭ"
3

СВОЯ КОЛОНКА
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Позвонил охранник.

- К вам пришли.

- Кто?

- Изобретатель.

От таких фраз вздрагивала не одна редакция. "Ходють и ходють", известное дело. Косяками. С рацпредложениями и проектами футбольных календарей. С романами собственного сочинения и планами преобразования Вселенной.

К счастью, это был не тот случай. Точнее, не совсем тот.

Валерия Каро-Мадэ я знаю уже года три. Доцент из Алма-Аты, 17 лет преподавал в строительном институте. По профессии инженер-мостовик, автор более 50 изобретений. Сейчас ему 76, а он все изобретает. Регулярно звонит, иногда приезжает.

Как-то раз привез шлем из надувных трубок. Водрузил это гнездо себе на голову, сказал - защищает череп футболистов во время тренировок и спаррингов. А если сделать по этой технологии что-то вроде полых гетр, то и ноги будут целы. Применимо ли такое на практике? Выдаст ли сертификат ФИФА? А бог его знает.

После Ванкувера, прочитав статью коллеги Бутова "Смерть на 16-м вираже", Каро-Мадэ плотно взялся за сани и бобслей. Раздобыл снимки трагедии, случившейся с грузином Нодаром Кумариташвили, разжился где-то схемой сочинского спуска. И пришел к выводу, что главный мировой проектировщик санно-бобслейных трасс Удо Гургель мало что понимает в безопасности своих творений.

- Там есть дизайн и сильная строительная часть, - говорил мне на днях Каро-Мадэ. - Но вся беда в том, что желоб Гургеля опасен для спортсменов. В смерти Кумариташвили обвинили самого спортсмена. Это цинизм! Не может, не должна ошибка, пусть даже серьезная, убивать! Я давным-давно запатентовал проект дорожного барьера. В его основе - кривая брахистохрона, задачу о которой сформулировал Иоганн Бернулли, а также эквидистанта…

После того как прозвучали имена Исаака Ньютона и Леонарда Эйлера, мой информационный терминал оказался переполнен. Но суть ухватить удалось. В том самом передовом дорожном барьере есть какие-то радиусы, при которых безопасность бьющихся об него машин максимальная. Если сделать такое же изо льда, саночник физически не сможет вылететь с трассы и разбиться. Но Гургель не делает, якобы проектируя трассы на уровне техника средней квалификации.

Более того, математически обоснованных требований к желобам вообще не существует. Нет таких норм в природе, если верить Каро-Мадэ. Длина, ширина, перепад высот, качества льда - это есть. А брахистотроны и эквидистанты, влияющие на безопасность, отсутствуют.

Со всем этим он давно стучится в двери наших организаций. Писал Медведеву и Путину. Приезжал в Минспорт. Атаковал Олимпийский комитет и "Олимпстрой". В последнем его недавно приняли, пригласив на встречу проектировщиков трассы в Парамонове Шахназарова и Остроумова из института механики МГУ. Каро-Мадэ получил от обоих положительное заключение. На следующий день пришел в "Олимп-строй" с термосом и бутербродами - обещали дать поработать с проектом сочинской трассы. Был послан, как иностранный гражданин и вообще непонятно кто. Послали его и во всех остальных местах.

Я не знаю, прав ли Каро-Мадэ в своих расчетах. С другой стороны, у него есть патенты, а также предложение от швейцарцев, готовых взять на себя риски и предоставить возможность для доработки идей. Но доцент из Алма-Аты, к своему несчастью, патриот. Он хочет принести пользу России и нашей Олимпиаде, поскольку школу закончил в Сочи, а вузы - в Москве и Ленинграде. Не получается. "Мы ломимся в двери, - пел Макаревич. - а двери надежно закрыты".

Что если Каро-Мадэ не шарлатан, не аферист и не сумасшедший? С этими все понятно, этих легион, и заградительные фильтры от них должны существовать. Однако кроме фильтров неплохо бы иметь и бюро по работе с пришлыми изобретателями. Чтобы заключение об их сумасшествии давали не вечно занятые министры или их злючие референты, а технически подкованные люди. Мы ведь беспрестанно говорим об инновациях, строим Сколково. А инноваторов, получается, пинаем, оценивая их в лучшем случае с помощью фейс-контроля.

В общем, речь не столько о шлемах, трассах и Бернулли с Ньютоном, сколько о шансе. Есть ли он в нашей спортиндустрии хоть у какой-то умной головы? Могут ли патентообладатели снискать милость патентонаблюдателей? Или сначала придется получить международный сертификат, самореализоваться в Швейцариях, а уже потом вернуть свое изобретение на родину в виде продукции с зарубежным лейблом?

3
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (3)

Dron SO

очень грустно

17:45 10 февраля 2011

Tycoon2

Да как-то грустно все это

14:14 10 февраля 2011

sandzhi

Сначала надо договариваться про откаты, а уже потом про дело)))))))))))))

13:03 10 февраля 2011