Газета Спорт-Экспресс № 131 (4711) от 17 июня 2008 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

17 июня 2008

17 июня 2008 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2008

ОРАНЖЕВЫЙ КАРНАВАЛ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Берна

МИРОЛЮБИВЫЕ ЗАХВАТЧИКИ

В "Волшебнике Изумрудного города" герои попадали в сказочные страны, жители которых были преданы только одному цвету: жевуны - голубому, мигуны - фиолетовому, прыгуны - розовому. Столица Швейцарской Конфедерации в дни Euro-2008 стала оранжевой. Причина тому - три матча в Берне на групповом этапе сборной Голландии и захват города ее болельщиками.

Приехав сюда перед игрой голландцев с французами еще в обед, я сразу окунулся в оранжевое море, благо фан-зона устроена совсем рядом с железнодорожным вокзалом - на Бундесплатц. Прямо рядом с величественным, увенчанным куполом зданием парламента и правительства, на фасаде которого выведено на нейтральной латыни Curia Confederationis Helveticae. Так никому не обидно. Ведь на немецком, французском, итальянском и ретороманском официальное название страны звучит по-разному.

...Фан-зона уже вовсю бурлила. Давно переполнившись и выйдя из берегов, она затопила и прилегающую Баренплатц (Медвежью площадь), на которой тоже было нелегко протолкнуться. В широченных окнах одного из домов возникли фигуры музыкантов духового оркестра, одетых, конечно же, во все оранжевое. Сначала они сыграли "Марсельезу". Никаких оскорблений по отношению к французскому гимну - боже упаси - допущено не было, но темп исполнители чуть замедлили, и оттого воинственная по духу песня прозвучала весьма минорно и негрозно. Может, впрочем, мне так почудилось. А затем площадь дружно заголосила гимн Нидерландов.

Продолжение музыкальной программы не заставило себя ждать - из динамиков зазвучал голос вышедшего на сцену в фан-зоне голландского певца Андре Хазеса. "Звезда нашей сцены", - просветили подпевавшие болельщики. Мотивы, знакомые любителям футбола всего мира, слова голландские. Наконец, знаменитое "Ты никогда не будешь один" (по-русски, впрочем, поскольку речь идет о сборной, правильнее, конечно, "не будешь одна") гремело над Берном уже на английском.

Возникло ощущение майского Манчестера. Жизнерадостная толпа, банки с пивом в руках, вкрапления французов в синих майках, как капли в оранжевом море. В такой же роли явного меньшинства в шотландском море оказались в день финала Кубка УЕФА почитатели "Зенита".

Но антураж на сей раз был абсолютно другой. Если Манчестер по-пролетарски простоват, то игрушечный старый Берн со знаменитыми фонтанами, этими каменными чашами с увенчанными забавными фигурками колоннами, брусчатыми мостовыми и средневековыми башнями суть готовая декорация для фильма-сказки. Или карнавала, который и устроили голландские болельщики. Для них футбол в исполнении сборной неотделим от костюмированного представления, в котором без каких-либо комплексов участвуют и стар, и млад. Фантазия брызжет. Не знаю, что ждет команду Марко ван Бастена в дальнейшем в ходе чемпионата, но ее болельщики по части изобретательности, по-моему, всех превзошли.

БРАТАНИЕ МЕДВЕДЕЙ

Многие, приехав небольшими организованными группами, выдерживали в одежде одинаковый стиль. Одни в оранжевых рабочих комбинезонах и касках, другие - в того же цвета костюмах-тройках и галстуках. Высадился в Берне и отряд римских легионеров: солидные отцы семейств да деды нацепили туники и головные уборы с плюмажем. Приехала делегация арабских шейхов: молодые люди, все как один с бородками, в халатах и платках со жгутом. Надо ли уточнять, что все маскарадные наряды окрашены в оранжевые тона? Бабульки лет по семьдесят надели черные бархатные платья с лохматыми оранжевыми жабо и лентами через плечо, как у участниц конкурсов красоты. Их-то компанию каким ветром на футбольный чемпионат занесло?

Группа молодых людей нарядилась оранжевыми медведями - и нашла в Швейцарии собратьев. У платформы возле стадиона, на которую зрители бесплатно доставлялись с главного вокзала электричками, дежурили... медведи черные. Ударили приветственно друг друга по лапам, вместе сфотографировались.

Если голландцы вряд ли вкладывали в свое перевоплощение глубокий смысл, то местные стюарды стали мишками не случайно. Медведь (по-немецки Ваеr) - символ Берна. По легенде герцог Бертольд V, отправляясь на охоту, объявил, что назовет основанный им город именем своей добычи. Подвернулся косолапый, и теперь его изображение присутствует в гербе и на флаге Берна. Фигурки мишек украшают скульптурные композиции фонтанов и движутся в курантах Часовой башни. Наконец, одна из местных достопримечательностей - "Медвежья яма", в расшифровке - вольер с медведями.

За час, что я бродил по старому городу, фан-зона аннексировала новые улицы и площади. Болельщики щелкали фотоаппаратами, снимая других участников празднеств. То же самое делали с улыбкой многие местные жители, вынужденные смириться с приостановкой работы общественного транспорта в центре. Девчушки с крылышками ангелов колотили что есть силы в барабаны, а также по почтовым ящикам и всему железному, способному создавать какофонию. В стороны крыш полетели резиновые мячи. Не самая безобидная, между прочим, забава - а ну как неожиданно на голову упадет.

ГДЕ ПЬЮТ, НЕОБЯЗАТЕЛЬНО БЬЮТ

Известно, что в Голландии в период крупнейших футбольных турниров возрастает число прогулов на работе. В одно только частное розыскное бюро Q&A с заказом о проверке, действительно ли сотрудники отсутствуют по болезни и прочим уважительным причинам, обратились в эти дни 39 фирм.

Так сколько же их, голландских "захватчиков", было в Берне? Швейцарская пресса приводила следующие приблизительные цифры: на игру с Италией в Берн приехало 50 тысяч подданных королевы Нидерландов, на матч с Францией - вдвое больше. И это при том, что население федеральной столицы Швейцарии равно 130 тысячам, стадион вмещает 31 784 зрителя, а квота на места для каждой из национальных федераций составила 6,5 тысячи. "Неужели все эти идиоты рассчитывают попасть на матч?" - услышал я за спиной французскую речь.

Очевидно, что немало "оранжевых" воспользовалось услугами спекулянтов, которые на каждом вокзале городов, принимающих Euro-2008, и продают билеты, и приобретают. "Куплю билет на любой матч", - гласят картонные таблички, которыми встречают пассажиров и в Швейцарии, и в Австрии. На матче с Францией голландцы заняли в итоге не 6,5 тысячи, а добрых три четверти мест, то есть далеко за 20 тысяч. Они и во французских секторах чуть ли не половину зрителей составляли. Говорят, на игре с Италией было то же самое.

Однако большинство на посещение стадиона и не рассчитывали. Люди приехали на Euro-2008 ради ощущения причастности к происходящему, погружения в атмосферу праздника. Это роднило их с шотландцами, прибывшими на финал Кубка УЕФА точно так же без каких-либо надежд на лишние билетики и даже не усложнявшими себе жизнь их поиском.

Но гуляли болельщики в Манчестере и Берне по-разному. На карнавале - не будем ханжами - не обходится без выпивки, однако на хард-напитки голландцы среди бела дня не переходили, и на побоище с силами правопорядка под влиянием алкоголя их не тянуло. К вечеру, правда, многие все-таки "дошли".

По стадиону прозвучал призыв к французским болельщикам воздержаться от посещения центра города, поскольку он "переполнен". А в каждый вагон поезда, который в пол-первого ночи ушел на Амстердам, сели солдаты.

Город голландцы оставили, конечно, жутко замусоренным. Наверняка это претило экологически чистым швейцарцам, которые возмущаются, если кто-то бросил стекло или пластик в бак, предназначенный исключительно для бумажных отходов. Но в конце концов оранжевых нашествий Берну уготовано только три. В четвертьфинале голландцам играть в Базеле. Не исключено, что со сборной России, болельщики которой, впрочем, знают как минимум два пароля: "Хиддинк" и "Адвокат".