Газета Спорт-Экспресс № 240 (2733) от 18 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

18 октября 2001

18 октября 2001 | Футбол - Кубок УЕФА

ФУТБОЛ

КУБОК УЕФА. "РЕЙНДЖЕРС" - "ДИНАМО"

В 72-м ШТУРМ БЕЛО-ГОЛУБЫХ
ОСТАНОВИЛИ БЕЗУМНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ

Сегодняшние соперники уже встречались - 29 лет назад. Тогда "Рейнджерс" и "Динамо" выясняли отношения финале Кубка кубков. Как и в недавнем противостоянии клуба из Глазго с "Анжи", не обошлось без громкого скандала.

НАКАЧКА НА ГОСУРОВНЕ
НЕ ПОМОГЛА, А ПОМЕШАЛА

Если в какую-нибудь из популярных ныне телеигр, например "Кто хочет стать миллионером", запустить вопрос, какой из советских клубов первым выступал в финале еврокубков, скорее всего плакали денежки играющего. После побед в розыгрышах Кубка кубков киевского и тбилисского "Динамо" как-то забылось, что первыми в финале этого турнира на три года раньше украинского клуба - в мае 1972 года - с шотландским "Рейнджерс" играли их московские одноклубники. И вполне могли вернуться из Барселоны, где разыгрывался финал, со щитом. Помешали два обстоятельства.

- Считаю, что мы в то время были ничуть не слабее знаменитого шотландского клуба, но, не имея опыта подобных матчей, сверх меры волновались и в результате перегорели перед выходом на поле, - считает Владимир Пильгуй, защищавший ворота бело-голубых в первом европейском финале с участием отечественного клуба. - Повлиял непривычный ажиотаж в Барселоне накануне матча, да и в Москве перед отъездом не обошлось без накачек. Нас вызывал к себе, например, зампред Спорткомитета СССР Ивонин, посчитавший, что лозунгами и призывами он поднимет моральный дух команды на небывалый уровень. Хотя мы в этом не нуждались, сами понимали, насколько высока ставка - честь советского футбола. И все же в том, что проиграли, нам некого винить, кроме самих себя - не сумели на протяжении всех 90 минут показать тот футбол, в который умели и привыкли играть.

Однако по следам поражения "Динамо" от "Рейнджерс" (2:3) возникли - не могли не возникнуть - и другие вопросы. Ведь в распоряжении наставника команды Константина Бескова тогда было целое созвездие форвардов - Геннадий Еврюжихин, Владимир Козлов, Анатолий Кожемякин, Михаил Гершкович, Анатолий Байдачный, Владимир Эштреков, которое он умело использовал в рядовых матчах, выпуская на поле сразу трех, а то и четырех игроков атаки.

И хотя в финале Кубка кубков не могли сыграть травмированные Козлов с Кожемякиным, все равно выглядело странным появление в стартовом составе лишь двух нападающих - Байдачного и Еврюжихина. Динамовцы заняли как бы выжидательную позицию, ожидая первого хода соперника, и он последовал: дождались, что к 50-й минуте шотландцы повели - 3:0.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ МЯЧ

Казалось, исход матча решен, но вот тут-то "Динамо" и проявило себя во всем блеске. Словно сбросив вериги, москвичи пошли на штурм ворот, а удачная рокировка нападения с полузащитой, когда вместо Владимира Долбоносова и Андрея Якубика вышли наконец Гершкович с Эштрековым, добавила мощи в наступлении. И уже на 60-й минуте Эштреков с подачи Еврюжихина отквитал один мяч. Затем выгоднейшие моменты упустили тот же Эштреков и Александр Маховиков, вратарь "Рейнджерс" Маклой дважды выручил команду после точных ударов Гершковича. Защитник Жардин вынес с линии ворот мяч, посланный Еврюжихиным, а затем едва не поразил собственные ворота после прострела Эштрекова. Мощно били по воротам Йожеф Сабо и Владимир Басалаев, на сантиметр не дотянулся до мяча в непосредственной близости от линии ворот Еврюжихин. Динамовцы не давали шотландцам перевести дух, но мяч, словно заколдованный, не шел в сетку. Наконец, на 86-й минуте Гершкович вывел к воротам Маховикова, и тот в жесткой борьбе с двумя защитниками пробил под перекладину. 2:3.

Шотландцы начали с центра, последовал длинный пас на их лидера Вилли Джонстона, испанский судья Де Мендибил зафиксировал офсайд, а Джонстон, дабы получить хоть какую-то передышку, сильным ударом запустил мяч на трибуну. И тут - словно по сигналу - на поле ринулась огромная толпа шотландских болельщиков, которых в столицу Каталонии нагрянуло больше 20 тысяч. Они и до этого момента дважды выбегали на поле, бросали в наших игроков бутылки, подушки для сидения, другие предметы. А тут хлынула настоящая лавина.

- Большинство из них были пьяны, с обезумевшими лицами, глазами на выкате, - рассказывает Пильгуй. - Кое-кто бросился на нас, так что несколько раз пришлось и отмахнуться. Никакого вреда, впрочем, они нам не нанесли, но игру минут на десять задержали, что, естественно, пошло на пользу соперникам. К концу игры шотландцы здорово подсели и едва волочили ноги, и за оставшиеся до конца матча четыре минуты мы вполне могли бы их дожать.

ДИСКРИМИНАЦИИ СКОРО ИСПОЛНИТСЯ 30 ЛЕТ

После того как порядок на поле был восстановлен, игра продолжилась, но динамовцам уже не удалось возобновить штурм. И руководство клуба подало протест на результат матча, мотивируя его вмешательством в игру шотландских болельщиков и требуя переигровки. Испанские газеты писали по этому поводу: "Русские правы - слово за УЕФА", "Три нашествия шотландцев на поле придали матчу скандальную окраску и повлияли на его результат" и т.д. Корреспондент агентства UPI телеграфировал: "Во время нашествия болельщиков арбитр имел право остановить игру и прекратить матч, но он избрал другой способ: терпеливо ожидал, пока хулиганы покинут площадку, а затем приказал игрокам доигрывать оставшиеся четыре минуты. Нашествие болельщиков помешало динамовцам довести до закономерного результата свои атаки". Публично негодовал даже тогдашний президент УЕФА Густав Видеркер: "Поведение шотландских болельщиков было возмутительным и безобразным. Я поддерживаю протест "Динамо", однако лишь на заседании УЕФА может быть окончательно решен вопрос о переигровке".

Контрольно-дисциплинарный комитет УЕФА должен был собраться для рассмотрения динамовского протеста в Роттердаме во время финала Кубка европейских чемпионов. Однако минуло 31 мая, день этого матча, а из УЕФА по-прежнему не было ни слуху ни духу. Председатель Федерации футбола СССР, член исполкома УЕФА Николай Ряшенцев поднял этот вопрос на заседании исполкома, и 16 июня КДК наконец принял решение, но весьма странного характера: исключил "Рейнджерс" из всех соревнований под эгидой УЕФА на два года, оставив результат финального матча в силе. Так что нынешние нелепые решения КДК УЕФА, хотя он с тех пор не раз полностью обновлялся, по отношению к российским клубам - "Локомотиву" и "Анжи" - лишь продолжают печальную традицию дискриминации, начало которой положила шестерка его членов почти три десятилетия назад. Вандализм на стадионах тогда был явлением из ряда вон выходящим, только давал ростки, и его можно было пресечь в корне, займи УЕФА непримиримую позицию с первых же дней. Переигровка финала Кубка кубков-72 в отсутствие проштрафившихся шотландских фанатов наверняка заставила бы их и им подобных резко умерить пыл. Но джинн был выпущен из бутылки.

Павел АЛЕШИН