Газета Спорт-Экспресс № 204 (3582) от 7 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

7 сентября 2004

7 сентября 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

РОССИЯ МОЛОДАЯ

ОТ НИЦЦЫ И ТУЛУЗЫ ДО ПЕТЕРБУРГА

Корреспондент "СЭ" взял интервью у пятерых перспективных российских футболистов 1987 года рождения.

Денис БОЛЬШАКОВ: "НАДЕЮСЬ ПЕРЕЛОМИТЬ НЕХОРОШУЮ ТРАДИЦИЮ"

Французская "Ницца" давно следила за этим нападающим, способным сыграть и в центре полузащиты, прежде чем пригласить его. Спортивный директор клуба Роже Рико просмотрел не один матч с участием молодого россиянина.

- Теперь со дня на день жду приезда отца, чтобы у "Ниццы" появилась возможность меня заявить, - рассказывает Большаков. - Пока живу в гостинице. Тренируюсь четыре дня в неделю с основным составом, а когда у них идет непосредственная подготовка к матчу чемпионата, - с дублем. Сразу бросилось в глаза, что во Франции выше скорости, футболисты лучше, чем у нас, подготовлены технически. Только сейчас, после двух месяцев тренировок, начинаю осваиваться.

- Рассчитываете уже в этом сезоне дебютировать в первенстве Франции?

- Если буду прибавлять теми же темпами, такой вариант вполне вероятен. Пока же за основной состав сыграл всего в двух матчах - еще в апреле, когда приезжал на просмотр. Встреча с "Аяччо" выдалась не слишком напряженной, а вот с "Торино" получилась настоящая битва. В составе итальянцев были все сильнейшие, в том числе Фузер с Галанте, а меня выпустили на замену за 25 минут до конца, когда мы вели 1:0 и оборонялись, так что мне пришлось опекать опорного полузащитника. Стремление проявить себя было запредельным, ни на секунду не оставил оппонента без присмотра. За полтайма устал так, как никогда за полный матч. После этого сомнения относительно моего приглашения у руководства клуба отпали. "Ницца" вообще делает ставку на молодежь - один девятнадцатилетний парень уже сыграл в минувшем туре, а другой попадает в заявку. Но я, конечно, самый молодой. Даже в дубле.

- С приездом Янкаускаса стало повеселее?

- Наконец-то есть с кем поговорить по-русски! Эдгарас, правда, только два дня в команде. Как только подписал контракт, сразу пошел с главным тренером Жерно Рором в ресторан, и меня с собой взяли. Говорили на английском, так я половину понимал, а вторую мне Янкаускас переводил. Вчера же услышал русскую речь в отеле - оказалось, муж с женой приехали туристами из Германии. В ближайшие дни собираются отправиться в Монако, обещали меня взять с собой. У дублеров в некоторые дни по одной вечерней тренировке, поэтому с утра можно позволить себя прогулку в княжестве. Туда всего-то пятнадцать минут на машине.

- Если опоздаете, каким будет штраф?

- В основном составе - сто евро. Сам я еще ни разу санкциям не подвергался, а вот другие футболисты периодически попадаются. Потом на собранную сумму всей команде заказывается пицца.

- С кем вам придется конкурировать за место в составе?

- В нападении лучше всего смотрятся Янкаускас и Ваируа, перешедший из "Нанта". Есть еще австриец Линц, но он особого впечатления не производит, а Меслин излишне медлителен.

- Французский изучаете?

- Потихоньку, со словарем. С 6 сентября начну заниматься с преподавателем. Но на поле уже почти все понимаю, а в ресторане отеля могу по-французски сделать заказ. Приятно, что ко мне тут прекрасно относятся. Вот спортивный директор сказал: "В октябре матч юношеских сборных Франция - Россия, так мы тебя, пожалуй, в нашу команду возьмем". А до этого Ваируа пригласил на день рождения сына. Из игроков "Ниццы" больше никого не было. Видят, что самый молодой, стараются поддержать. На днях в двусторонке забил три мяча, так правый полузащитник начал в раздевалке выяснять, сколько мне лет. Когда услышал, что семнадцать, удивился: "Ничего себе, я думал, двадцать".

- Ваш отец поведал мне, что футболом вы начали заниматься в Рязанской области. Поподробнее расскажете?

- Мы жили в городе Касимове, я занимался в местном "Спартаке", тренером у нашей группы был как раз мой отец. Мы выигрывали первенство области, а в одиннадцать лет я перебрался в "Спартак" московский, потом - в "Академику". Всегда мечтал выступать за рубежом, а оттуда дорога на Запад гораздо короче.

- Не смущает, что пока никому из россиян, уехавших за границу в юношеском возрасте, не удалось добиться больших успехов?

- Может, у предыдущего поколения был другой менталитет? Я ведь тоже мог бы расслабиться: живу в прекрасном курортном городе на Лазурном Берегу, получаю приличную для молодого человека зарплату. Что еще надо? Но останавливаться не собираюсь. Надеюсь переломить нехорошую традицию.

Евгений ГАВРЮК: "ЧУГАЙНОВ ОБЕЩАЛ ПРИГЛАСИТЬ В СБОРНУЮ"

Из трех юных футболистов, приехавших в "Тулузу" из Москвы, остался сейчас в клубе только он, мощный форвард таранного типа.

- Как и Большаков, жду, пока отцу дадут разрешение на работу во Франции, - говорит Гаврюк. - Без него по закону даже за дубль играть не могу. Только за третью команду, в которой как раз ребята 87-го года рождения. За основной же состав пока выступал в двух товарищеских матчах: тайм отыграл с "Нимом" и пятнадцать минут с "Истром".

- Замененный вами в последней игре форвард Морейра - главный конкурент?

- Морейра - игрок очень высокого класса, и мне пока до него далеко. А вот со вторым нападающим, Суаресом, можно побороться. Если не за место в стартовом составе, то хотя бы за возможность менять его. Главный тренер "Тулузы" в интервью France Football заявил, что рассчитывает на меня. Буду работать, прибавлю в технике и тактике - добьюсь своего. Мне постоянно ставят в пример Морейру: "Смотри, как он открывается!" Что и делаю. В России нападающий пробил и спокойненько возвращается к центру, а здесь ты не имеешь права выключаться ни на секунду: беги к оппоненту, прессингуй. А в ходе атаки действия надо просчитывать еще до того, как принял мяч. Потом не дадут.

- Как обстоят дела с французским?

- Пока неважно. В ближайшее время начну заниматься с преподавателем, а пока даже словаря нет. Выручают минимальные знания английского. На нем, к примеру, общаюсь с Кевином Константом - чемпионом Европы в составе юношеской сборной Франции. Он, кстати, сейчас сидит рядом и просит передать российскому журналисту, что я - его лучший друг. В финале французы обыграли испанцев, которые встали у нас на пути в отборочном турнире. С Константом сыграем друг против друга в октябре, когда наша сборная дважды встретится с французскими сверстниками. Звонил главному тренеру Игорю Чугайнову, он собирается пригласить меня.

- Матчи пройдут в Москве?

- Нет, во Франции. У нас бы, кажется, французы умерли от холода. Сейчас в Тулузе жара под сорок, а когда температура падала до двадцати, футболисты надевали тренировочные штаны и куртки. На меня в трусах и футболке смотрели как на сумасшедшего.

- Вы ведь могли выступать и в украинской сборной?

- Да, до 14 лет жил на Украине. Родился в Орджоникидзе, что в Днепропетровской области, там начал заниматься футболом. Какое-то время провел в "Днепре", но в клубе не захотели искать мне жилье, предложили самому решать проблему. Вернулся в Орджоникидзе, а оттуда попал в "Академику" - по маршруту, проделанному двумя годами ранее Сашей Павленко, моим хорошим другом, теперь играющим в "Спартаке". Постоянно общаюсь с земляком, а когда жил в Москве, наведывался в гости. Конечно, сомнения терзали, когда выбирал, в какой сборной выступать. Но все же моя жизнь уже была связана с Россией, находился на виду у ее тренеров, что и предопределило решение.

Илья МАКСИМОВ: "В ЗАРУБЕЖНЫЙ КЛУБ НАДО ПЕРЕХОДИТЬ НЕ РАНЬШЕ ЧЕМ В 20 ЛЕТ"

Минувшим летом этот центральный полузащитник два месяца провел в "Тулузе" вместе с Гаврюком.

- Почему же не удалось закрепиться во французском клубе? - спрашиваю Максимова.

- Предсезонку провел с основным составом. В шесть утра - кросс, потом - работа с мячом. Тяжеловато приходилось, но справлялся. Съездил на сбор в среднегорье. Потом перевели в дубль. Тренер сказал: "Техника есть, голова на месте, но проделывать необходимый объем работы на поле пока не готов. Надо провести годик в дубле". Все бы ничего, но резервисты тренируются на искусственном поле, а я его терпеть не могу - мышцы "забиваются". Приехали мой отец с агентом, обсудили ситуацию и решили повременить с подписанием контракта с "Тулузой".

- Как во Франции общались с тренерами?

- В основном на языке жестов и с помощью простейших английских слов. Например: "Кросс - сикс о'клок". Все понятно. А в трудных ситуациях помогал сербский футболист Предраг Осколич. Через два месяца уже начал понемногу понимать французскую речь, что-то пытался говорить.

- Психологически непросто в чужой стране?

- Особенно сильно скучал по дому в первые две недели. Хорошо, Женя Гаврюк рядом был, а то совсем туго пришлось бы. Потом постепенно освоились.

- Как проводили свободное время?

- Смотрели чемпионат Европы по футболу.

- Начали переживать за французов?

- Не-е-ет! Помимо наших болел за португальцев, в составе которых играет один из моих любимых футболистов - Фигу.

- С мечтой заиграть в зарубежном клубе не расстались?

- Ни в коем случае. Но, учитывая приобретенный опыт, считаю, что уезжать надо не раньше чем в 20 - 21 год.

- Где начинали заниматься футболом?

- В родном Нижнем Новгороде в команде "Сормово". В секцию записался в пять лет и стал тренироваться с ребятами на два года старше. А когда мне было 12 лет, "Сормово" встречалось в Москве со "Спартаком". Проиграли с разгромным счетом, но тренеры красно-белых пригласили в команду. Там провел два года, попал в юношескую сборную, и на первом же турнире в Санкт-Петербурге меня позвали в "Академику".

- Сейчас вы игрок "Зенита". На что надеетесь в ближайшем будущем?

- В Петербурге у меня больше шансов заиграть, чем в "Тулузе". Надеюсь уже со следующего сезона выходить на поле в матчах премьер-лиги.

- Но для этого надо вытеснить из состава Радимова?

- Можно с ним в связке играть.

Александр КОРОТКОВ: "ДУМАЮ, В ОСНОВНОМ СОСТАВЕ "ЗЕНИТА"
КАРТИНЫ НЕ ИСПОРЧУ"

Последние месяцы сложились у этого спокойного, рассудительного центрального защитника так же, как у Максимова. "Академика", где он считался самым перспективным, - просмотр в "Тулузе" - "Зенит".

- Конечно, хочется попробовать себя в одном из ведущих чемпионатов, но это дело будущего, - комментирует Коротков французский этап в своей карьере. - Начинать же правильнее в России. Да и учиться еще нужно многому. В секции города Белебей, где я начинал, мы были предоставлены самим себе. Тактикой с нами никто не занимался, отработкой футбольных элементов тоже. Тренировки ограничивались собственно игрой. Все остальное - по желанию. Старался бегать кроссы, как-то готовить себя, но без тренерской руки эффект, конечно, не тот. Тем не менее уже в 14 лет выступал в первенстве Башкирии среди взрослых. Приглашали и в юношескую сборную республики, откуда меня и привезли на просмотр в "Академику".

- Для вас, наверное, большим подспорьем стала работа с французским тренером Даниэлем Санчезом?

- Не то слово! Санчез заставил по-новому взглянуть на футбол. В Европе совершенно другое отношение к игре, более серьезное.

- Став игроком "Зенита", сравниваете себя с другими центральными защитниками - Вьештицей и Гораком?

- На тренировках все выполняю наравне с ними, разве что в опыте проигрываю. В случае необходимости готов заменить их. Полагаю, картины сильно не испорчу.

- Судите по матчам за дубль?

- И по ним тоже. Во встрече с "Динамо", например, в нападении у соперника играл Прохоренков. Особых хлопот не доставил, ходил пешком, и я только после матча узнал, что действовал против участника Euro-2004.

- Как устроились в Петербурге?

- Люблю иногда побыть в одиночестве, почитать в тишине, поэтому квартиру снял отдельно. В отличие от Буракова со Строевым, которые вместе снимают "трешку".

- В "Зените" четыре воспитанника "Академики" держатся отдельно от остальных?

- Чаще, конечно, общаемся между собой. Все-таки больше двух лет жили под одной крышей. Но дружим и с другими зенитовцами. С Мишей Кержаковым, Кожановым и Тарасюком знаком по выступлениям в юношеской сборной. В Петербурге футболистов "Зенита" боготворят - мы это уже успели прочувствовать на себе. Даже на матчи дублеров приходят по две-три тысячи человек, а уж про основной состав и говорить не приходится. Играть в таких условиях - одно удовольствие. Хочется оправдывать доверие. Я всю жизнь болел за "Спартак", но теперь для меня есть только одна команда. Сине-бело-голубая.

Александр БУРАКОВ: "БУДУ СЧАСТЛИВ, ЕСЛИ ПОВТОРЮ ДОСТИЖЕНИЯ МАМЫ"

Еще один московский джокер "Зенита", техничный, подвижный опорный полузащитник в отличие от партнеров на западные смотрины пока не ездил. Зато опять-таки в отличие от них уже успел дебютировать в премьер-лиге, выйдя на замену в добавленное время матча с "Аланией". Сыграл и на Кубке России против "Иртыша".

- Родился в Калуге, занятия футболом начал в шесть лет в местном "Олимпике", - представляет Бураков краткую автобиографию. - А спустя два года семья перебралась в Воронеж, там занимался в "Кристалле".

- Школа "Факела" была дальше?

- Как ни странно, нет. "Кристалл" располагался в восемнадцати километрах от моего дома, ездил на тренировки на маршрутке после школы.

- Может быть, выбор "Кристалла" как-то связан с вашей мамой - известной футболисткой Мариной Бураковой?

- Тоже нет, мама играла в "Энергии". На ее счету более сотни матчей за сборную. Вполне возможно, ее показатель даже выше рекорда Виктора Онопко - мама выступала за национальную команду еще в союзные времена. Отец тоже был футболистом, но рано закончил из-за травмы.

- Мама дает вам футбольные советы?

- Раньше она периодически выбиралась на мои игры, подсказывала что-то, но не критиковала. Не уверен, что когда-нибудь удастся превзойти достижение мамы, занявшей как-то пятое место на чемпионате мира, но хотя бы повторить его очень бы хотелось.

- Вы всегда играли на позиции опорного хавбека?

- Нет, начинал последним защитником. Только лет в тринадцать попросил перевести меня ближе к центру - в полузащите-то куда интереснее. Тренер возражать не стал.

- Вы фактически из детской команды сразу попали в основной состав лидера премьер-лиги. Тяжело дался переход?

- Уже на второй день тренировок ноги стали отказывать от нагрузок. Здесь все делается на других скоростях. Первые две недели умирал, потом втянулся.

- Как оцените свой дебют в высшем дивизионе?

- Я и успел-то всего два касания сделать - остановил мяч, отдал пас. Но и это для меня большое достижение. Нервничал немного, конечно, когда готовился выйти на поле.

- Решение Властимила Петржелы стало для вас неожиданным?

- Тренер предупреждал, что могу выйти на замену. Потом еще сыграл с "Иртышом" на Кубок. Морально полегче было - все-таки клуб второго дивизиона. А перевод в запас связан с тем, что поправились травмированные полузащитники - Денисов, Быстров. Тем не менее рассчитываю еще в этом сезоне сыграть в основном составе.

- Вы вроде бы установили рекорд - стали самым юным игроком "Зенита", выступавшим в высшем дивизионе?

- Что-то слышал об этом, но на сто процентов не уверен. В день игры с владикавказцами мне еще не было 17 лет. Исполнилось только 27 августа.

- За "Зенит" в детстве не болели?

- Сначала болел, как все, за "Спартак". А вот позже симпатии перешли на сторону "Локомотива" и "Зенита". За петербуржцев особенно серьезно стал болеть после появления Петржелы. Это не реверанс в сторону тренера. Так действительно было.

- Долго намерены выступать в "Зените"?

- Надеюсь. Но сейчас сложно загадывать далеко, я делаю только первые шаги в футболе.

- Можете представить, что всю карьеру проведете в России?

- Вполне. Меня тут все устраивает. Чемпионат сильный, и его уровень постоянно повышается.

Константин АЛЕКСЕЕВ