Газета Спорт-Экспресс от 3 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

3 июня 1998

3 июня 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ ПРЕТЕНДЕНТОВ

ГРОССМЕЙСТЕР САЛОВ НАЗНАЧАЕТ ПЕНАЛЬТИ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Касорлы

На матче претендентов Всемирного шахматного совета Крамник - Широв, который проходит в Испании, осталось сыграть четыре партии. Широв ведет в счете, так что Крамнику надо выиграть хотя бы раз. Это, конечно, не такая уж простая задача. Но если не справиться с ней, стоит ли думать о матче с чемпионом мира? У Крамника, правда, может появиться союзник. И союзник этот - Широв.

Перед нынешним матчем живущий теперь в Испании гроссмейстер, родившийся в Риге, был близок к успеху в ряде турниров - Белграде, Вейк-ан-Зее, Линаресе. Но неизменно в предпоследнем или последнем турах проигрывал и шансы на победу упускал. После Линареса-98 Алексей говорил мне, что будет работать над решением этой психологической проблемы. И ему удалось уже кое-что предпринять: так, всех впечатлил его рывок на турнире в Монако, когда Широв отставал от Крамника за несколько туров до финиша, а потом совершил бросок и догнал лидера, поделив с ним в итоге первый приз. Да, Широв догонять уже научился. А вот сумеет ли он удержаться в лидерах?

Обычно на всех турнирах, где мы встречались в последнее время, Алексей ни разу не отказал мне в интервью, даже когда проигрывал или игра не шла, как в Тилбурге. Здесь же, в Касорле, когда после 6-й партии я подошел к нему, он, глядя куда-то в сторону, сказал: "Я с прессой не общаюсь, у меня для этого есть специальный человек - Валерий Салов". И добавил: "Я же не виноват, что пресса его не любит..."

Ну, положим, у меня лично поводов любить или не любить Валерия Салова пока не было, но теперь, наверное, появятся. Подхожу к нему и спрашиваю, что он думает о 6-й партии матча.

- Вообще-то я поздно пришел, успел только пешки сосчитать. У Широва лишняя пешка.

-Что думаете о матче в целом?

- Кажется, мы ведем в счете.

В это время подошел Широв, и Салов сообщил мне важную новость:

- Вчера я избран - причем единогласно! - президентом Всемирного совета игроков. По структуре, которую мы продумали, президент Всемирного шахматного совета Луис Рентеро будет у меня в подчинении. Еще одна такая ничья - и мы будем его штрафовать.

Широв стоял рядом и пытался сдержать смех, однако поддержал своего пресс-атташе:

- Вообще-то Рентеро есть за что штрафовать. Например, за 11 ничьих Каспарова в Линаресе. Или за то, что один раз мы здесь ужинали в коридоре: какой-то господин занял весь ресторан.

Причинно-следственную связь с 11 ничьими Каспарова в Линаресе и ужином бригады Широва в коридоре я, правда, не обнаружил, но спросил на всякий случай у Салова:

-Валерий, все это, наверное, очень остроумно, но кто вас выбрал президентом Всемирного совета игроков?

- А у нас тут достаточно гроссмейстеров. Меня выбрали единогласно.

И, наконец, насладившись триумфом: ну как же, Рентеро, у которого Салов жил в Линаресе больше года, будет у него в подчинении, и он, "президент Всемирного совета игроков", будет штрафовать хозяина самого престижного шахматного турнира в мире, Салов обнародовал свою главную заготовку:

- А почему Рентеро с Каспаровым могут образовать Всемирный шахматный совет, а мы не можем создать Всемирный совет игроков?!

Почему Рентеро может образовать какую-то новую шахматную организацию? Потому что у него есть деньги. Потому что он нашел деньги на организацию чемпионата мира, на который, кстати, пригласил гроссмейстера Салова помогать новоявленному претенденту выйти на матч с чемпионом мира. Все это, кстати, - совершенно на профессиональной основе. За деньги, значит. Насколько мне известно, деньги нужны всем. В том числе - некоторым гроссмейстерам, проживающим в Испании. Дело в том, что очень трудно доставать деньги. Просто так никто не дает, вот какая штука. А тут даже проигравший должен получить сто тысяч долларов призовых сразу после матча в Касорле. Так, может, не стоит слишком сурово штрафовать Рентеро?

Кстати, еще раз о презренном металле. По просьбе Крамника, уже Широв разговаривал с Рентеро о непозволительно затянутом подписании контракта. Широв предупредил Рентеро о возможном отказе Крамника от игры, если обещанный контракт ему, Крамнику, не будет вручен. Рентеро "клятвенно" обещал, что контракт будет вручен не позже дня 7-й партии.

Во время дня отдыха состоялся небольшой товарищеский футбольный матч. Играли двое на двое. В одной команде - "северяне" Валерий Салов (петербургский гроссмейстер) и Лембит Олль (прибалтийский гроссмейстер). Их соперниками были "южане": гроссмейстер Эмиль Сутовский, бывший бакинец, а ныне израильтянин, и бакинец же, международный арбитр Фаик Гасанов. "Южане" выигрывали со счетом 11:9, но матч был прерван, потому что, обидевшись на Салова, покинул поле Сутовский. Произошло это после того, как Салов "за пререкание с ним" назначил в ворота "южан" пенальти.

- Ты это серьезно, Валера? - удивился видавший виды Гасанов. В ответ Салов только рассмеялся, а Сутовский повернулся и ушел... Не скажется ли этот футбольный эпизод на работе команды Широва в оставшихся партиях?