Газета Спорт-Экспресс № 230 (5403) от 11 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

11 октября 2010

11 октября 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 16-й этап - "Гран-при Японии"

Уверенной победой Себастьяна Феттеля на "Ред Булле" завершился вчера японский уик-энд "Больших призов". Это позволило немцу сравняться по очкам с Фернандо Алонсо, который привел свою "Феррари" к финишу третьей. Финишировавший на втором месте Марк Уэббер на "Ред Булле" несколько укрепил свое лидерство в общем зачете. Россиянин Виталий Петров попал в аварию уже на стартовой прямой.

ЯПОНСКАЯ ЧЕРТОВЩИНА

Выражаясь боксерским языком, на Судзуке "Ред Булл" отправил конкурентов в нокдаун. Нокаутировать никого не вышло, поэтому по большому счету третья в сезоне (и первая после более чем трехмесячного перерыва!) победа Себастьяна Феттеля и третий же в нынешнем сезоне дубль "красных быков" в чемпионской гонке ничего не изменили. Вопрос об обладателе высшего титула не только не решен, его актуальность даже еще больше обострилась, ведь не только все пять претендентов сумели оставить в живых свои надежды, но и к преследующему Уэббера буквально по пятам Алонсо за три гонки до финиша присоединился Феттель! У обоих теперь по 206 очков, обоих от австралийца отделяют всего 14, но испанец пока стоит вторым, поскольку у него побед в этом сезоне уже четыре. Маклареновские чемпионы мира Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон осложнили себе жизнь, выпав в общем зачете из дистанции в одну победу от лидера, но и они по-прежнему сохраняют шансы через месяц с хвостиком, 14 ноября, в Абу Даби примерить главную драгоценность "Формулы-1" - корону чемпиона мира.

БЕЛЫЕ КОРАБЛИКИ В ПАДДОКАХ СУДЗУКИ

Уик-энд в Японии выдался вполне по-японски замысловатым. В пятницу над автодромом сияло солнце и автогоночная элита наслаждалась прелестями Судзуки, которую Уэббер назвал "сенсационной". Рассыпался в комплиментах автодрому и Баттон: "Моя самая любимая трасса, потому что только здесь, когда из эсок ты попадаешь в поворот 130R, можно ощутить космический выброс адреналина. Эта трасса - она просто течет под колеса, как река, смена направления движения настолько стремительна, что вплоть до восьмого поворота ты летишь буквально не дыша и только потом вспоминаешь, что в легких нет воздуха". "Не так часто в наши дни "Формула-1" приводит нас на трассы, которые сами управляют автомобилями, а именно такова Судзука, - добавил Уэббер. - И она безжалостна. Достаточно в начале круга в единственном повороте уйти с правильной траектории, и исправить ты уже ничего не сможешь. Судзука не позволит". "Если ты не чувствуешь в себе уверенности, на этой трассе тебе делать нечего, - поддержал старших юный Хайме Альгерсуари из "Торо Россо". - Эту истину я усвоил тут год назад". "Я шел по ней в четверг, чтобы проверить состояние полотна, и думал: эх, ну почему каждую гонку мы не можем проводить на таких вот трассах?!" - романтично вздыхал Феттель.

Чувства немца понять можно. Он был быстрейшим начиная с пятницы и в воскресенье блистательно реализовал преимущество, никому из конкурентов не дав даже на секунду усомниться, что эта трасса - его вотчина.

Но до момента триумфа Феттеля пелотону пришлось пережить маленькое приключение. В субботу, как и обещали синоптики, над Судзукой полил дождь. С раннего утра. Да такой, что даже на свободную тренировку отважились выехать всего несколько человек, а время на круге показали и то всего двое - Альгерсуари и Тимо Глок на "Верджине". Остальные предпочли не рисковать. "Машина не ехала по трассе, а плыла, и в таких условиях я лучше пойду в боулинг поиграю", - сказал Баттон.

Ко времени квалификации ситуация не улучшилась. Ее старт сначала отнесли на полчаса, потом еще на полчаса, потом - еще, а потом и вовсе приняли решение перенести на утро воскресенья. Это случилось второй раз в истории - и снова на Судзуке. Впервые такой казус произошел в 2004 году. Больше всего в этой ситуации было жалко отважных японских зрителей, которые, несмотря на ливень, заполнили трибуны автодрома. Посмотреть они могли разве на то, как по трассе раз в полчаса проезжала машина безопасности и как механики на пит-лейн развлекались, пуская по несущимся мимо паддоков потокам воды кораблики…

Воскресным же утром на Судзуке ничто не напоминало о творившемся накануне апокалипсисе: синее небо, легкие белые облачка, ослепительное солнце, температура воздуха +26… Лепота.

Особой интриги в квалификации не случилось. Пятерка лидеров чемпионата внешне играючи расписала между собой места на трех первых линиях стартового поля, позволив вклиниться в свои дружные ряды лишь польскому самураю Роберту Кубице, да и то лишь потому, что Баттон, славящийся нестандартными решениями, вышел на решающие круги третьей фазы на жестком комплекте резины, а не на мягком, как все остальные. "Машина с самого начала лучше вела себя именно на жесткой резине, поэтому мой выбор был оправдан, - сказал Дженсон. - Но не стоило заливать в баки топлива с расчетом на три подряд быстрых круга. Будь баки полегче, я был бы третьим на поле, а не шестым".

А так третье время показал Хэмилтон. Но у британца не было иного выхода, как вести борьбу с открытым забралом, - после его пятничной аварии "Макларен" фактически собирали заново. Один из механиков экстренно летал в Англию и обратно за новым задним антикрылом. Да к тому же после всех этих треволнений выяснилось, что коробка передач теряет масло - отрыжка от аварии Льюиса две недели назад в Сингапуре. Пришлось ее менять, а это автоматически означало потерю пяти мест на стартовой решетке. В итоге в гонку Хэмилтон уходил не с третьего места, а с восьмого.

Субботнее бездействие странным образом сказалось на "Рено". Если в пятницу и Кубица, и Виталий Петров выглядели и быстрыми, и уверенными, то в воскресенье утром невооруженным глазом было заметно, что R30 не хватает скорости. В итоге россиянин не сумел попасть в третий фрагмент квалификации, Кубица же тоже долго болтался в опасной зоне (Петров держался 13-м, поляк - 11-м) и лишь под занавес, на мягкой резине и явно с легкими баками, ввинтился в число лидеров.

К утешению Виталия, необходимо отметить, что дальше, как ни старался, не прошел также Фелипе Масса на "Феррари" - оставшийся в итоге 12-м бразилец своему напарнику Алонсо проиграл ровно секунду. В этом свете довольно смешными выглядят упорные заявления руководства Скудерии о том, что Масса в команде - по-прежнему номер первый…

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ПО-ЯПОНСКИ

К счастью, в квалификации ни кто из пилотов в аварии не попал, ведь решетку расписывали всего за 4 часа до гонки, и если бы что-то случилось, даже механики "Формулы-1", которые довольно часто просто чудеса творят, ничего не смогли бы поделать.

Но Судзука - она Судзука и есть. Ну не могла эта трасса не собрать полагающейся дани с пелотона! Первой жертвой стал Лукас Ди Грасси, угробивший свой "Верджин" в 130R еще по пути из боксов на стартовую решетку. Причем разгрохал он свой болид, что называется, в щепки…

А меньше чем через полчаса на алтарь Судзуки свои жертвы принесли "Рено", "Уильямс", "Феррари" и "Форс Индия". Петров, блестяще стартовавший со своего несчастливого 13-го места (пилоты "Формулы-1" - народ суеверный, поэтому тут никто из гонщиков не выступает под номером 13, но вот со стартового поля 13-е гнездо, увы, не уберешь!), еще до входа в первый поворот, на прямой, пал жертвой столкновения с Хюлькенбергом. Немец был весьма неповоротлив и медлителен на старте, но в тот момент, когда россиянин его уже прошел, внезапно ускорился и ударил "Рено", отправив желтый болид в отбойник… Для России свой особый интерес гонка таким образом утратила, по сути, не начавшись.

Мгновением позже в первом повороте Масса, которому не хватило жизненного пространства и который вынужден был искать его на траве, заскользил и въехал прямиком в Лиуцци. Четыре схода до первого поворота, масса обломков и "трупов" болидов в зонах безопасности - поэтому на трассе появился пейс-кар. Первая шестерка к этому моменту выглядела так: Феттель, Кубица (!), Уэббер, Алонсо, Баттон, Хэмилтон.

И надо же было такому случиться, что очередная, пятая, жертва была принесена Судзуке именно под пейс-каром! На третьем круге на обочине обреченно замерла вторая "Рено" - без правого заднего колеса! Поляк сошел на пустом, что называется, месте - никакого столкновения или аварии тут не было и в помине. Чертовщина какая-то…

Еще одна точно такая же чертовщина - и тоже с задним колесом, только левым - случилась на 49-м круге с Росбергом. И тоже на пустом месте. Да, немец уже не первый круг удерживал за спиной не кого-нибудь, а самого Шумахера, пару раз пытавшегося атаковать напарника в своем привычном стиле, но напоровшегося на довольно решительный отпор. Однако в данном случае семикратный чемпион мира был ни при чем: он смирился с упрямством Нико, держался на безопасном от него расстоянии - и колесо решило отправиться в свободное плавание по собственной инициативе.

Стоит отметить, что ничего особо интересного в гонке не происходило. Пятерка лидеров вела борьбу, скажем так, в академическом стиле, без очных ставок, чисто виртуально. За зрелищность отвечали середняки и аутсайдеры - все реальные обгоны происходили не выше 6-го места, да и тот случился в самом начале, когда Шумахер разобрался с Баррикелло. В остальное время даже в десятке все было спокойно. Лишь на самом финише академизм в очковой зоне слегка нарушил Камуи Кобаяси, в своем убийственном (главным образом для нерасторопных соперников, некоторые из которых едва успевали выдергивать различные части своих болидов из-под атак зауберовского ниндзя) стиле "банзай" развлекавший публику на трибунах и добанзайствовавший до 7-го места.

В первой же пятерке оживление случилось лишь на 40-м круге, когда Хэмилтон по радио сообщил команде, что потерял жизненно важную на Судзуке третью передачу. На 44-м его догнал напарник по "Макларену" Баттон, прошел без всякого сопротивления со стороны Льюиса - и на этом перестановки во главе пелотона были исчерпаны.

Короче, вопрос о чемпионе остается открытым. Открытым же пока остается и вопрос о том, какая гонка станет следующей после Судзуки. Увидим ли мы своими глазами чудеса корейской автоархитектуры через две недели или же следующего выхода чемпионского квинтета придется ждать до Интерлагоса 7 ноября? Узнаем в понедельник.

Ольга ЛИНДЕ