Газета Спорт-Экспресс № 271 (4250) от 24 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

24 ноября 2006

24 ноября 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРЕКРЕСТОК

"Локомотив"
САВЕЛИЙ МЫШАЛОВ

"Спартак"
ЮРИЙ ВАСИЛЬКОВ

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВРАЧ РОССИИ

ЗВАНИЕ

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВРАЧ РОССИИ

МИНСК

МЕСТО РОЖДЕНИЯ

РИГА

02.06.1932

ДАТА РОЖДЕНИЯ

03.04.1948

ВРАЧ-ЛЕЧЕБНИК

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ДИПЛОМУ

ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

1956 ГОД

НАЧАЛО ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1966 ГОД

37 ЛЕТ

В ФУТБОЛЕ

25 ЛЕТ

СБ. СССР, "ДИНАМО" К, "ДИНАМО" М, СБ. РОССИИ, "ЛОКОМОТИВ"

КОМАНДЫ ЗА КАРЬЕРУ

"ЛОКОМОТИВ", "СПАРТАК", СБ. РОССИИ, "ДИНАМО"

ЧТО НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ПАЦИЕНТУ?

Спортивные врачи отличаются от обычных?

- Да. Помимо профессиональных навыков надо знать специфику вида спорта.

- Конечно. Нас бы еще фосфором намазать, чтобы заметней было. Настоящих футбольных эскулапов, преданных делу и несущих круглосуточную вахту, наберется с десяток: пяток ветеранов и столько же молодых. В нашей профессии нужно мгновенно ставить диагноз. А это архитрудно.

Кто был самым пугливым пациентом в вашей практике?

- Насчет пугливого не знаю, но интересным пациентом был Олег Блохин. Вот кто обожал лечиться! В течение дня по нескольку раз подойдет, пожалуется: то у него голова болит, то поясница, то голеностоп. И, пока помощь не окажешь, не уйдет. Правда, на время тренировок и игр все куда-то исчезало.

- Есть люди, которым без врача неуютно, хоть в один номер с ними селись. Другие, словно в песне, "я к врачам обращаться не стану". А третья категория - промежуточная. Но от меня никто не прятался.

Самая страшная травма на вашем веку?

- У Жени Дрожжина двадцать лет назад. Открытый перелом с осложнениями. После нее он закончил карьеру. Тяжелейшая травма была и у Сергея Березина, который во время игры в манеже ударился головой о тогдашнее допотопное искусственное покрытие и 21 день находился в коме.

- Без сомнения, у Жени Дрожжина. К открытому перелому добавилась желтуха, пошли осложнения. Едва ногу спасли.

А самая глупая?

- Таких хватает. Как на поле, так и за его пределами. Ускорился, скажем, человек к машине - растяженьце. Шапочку зимой не надел - простуда.

- Был такой игрок, Артем Безродный. Чудной. Ему чем больше выходных дашь, тем с большим количеством травм он возвращался.

Умеете различать симуляцию?

- Это удел врачей с большим практическим опытом. Симулянты есть, хотя их мало. Кстати, в основном легионеры. Но фамилий не назову.

- Однозначно. В свое время с помощью легионеров из жарких стран быстро научился. Я их называл "копперфилды". Русские ребята более терпеливы. Сейчас, впрочем, симулянтов заметно меньше стало.

Известен эксперимент: полным людям месяц давали таблетки для похудания, а второй месяц - "пустышки", о чем их не осведомили. Тем не менее они сбросили почти столько же килограммов, сколько и в первые 30 дней. Вы прибегали к подобному психологическому приему?

- В 63-м на ЧМ в Японии по конькам Лидия Скобликова захворала так, что ее не хотели даже в заявку включать. Еле уговорил руководство. Перед первым стартом она просит что-нибудь для придания сил. Дал таблетку кажется, пирамидона, совершенно не имеющую отношения к просьбе Лиды. Она выиграла! А потом еще три золота взяла, каждый раз перед стартом поглощая пирамидон. Более того, через год на Олимпиаде в Инсбруке история с таблетками и медалями повторилась. И в футболе есть такой человек, но не назову, он пока играет.

- Психологический допинг применял, было дело. Может сработать, но не каждый на такую удочку попадается. Особенно в наши дни, когда анекдот про отца, у которого было три сына - двое умных, а третий футболист, во многом потерял свою актуальность. Сейчас футболист - как раз самый умный, семью кормит, родственников.

Когда смотрите матч своей команды, за что переживаете - за результат или за то, чтобы не было травм?

- Больше волнуюсь за ребят, которые играют после травмы. Особенно если разрешил кому-то выйти, зная, что еще чуть рановато. Но довлеет Его Величество Результат! Тренер смотрит умоляющим взглядом и спрашивает: "Когда?" И ты, бывает, идешь на сделку с совестью.

- В отличие от главного тренера слежу не за игровыми связками, а за мышечными. Смотрю за состоянием футболистов, динамикой движений, повадками. Веду своего рода медико-спортивное наблюдение.

Какие сны снятся докторам?

- Расскажу последний. Связан он с Иналом Гетигеживым, дублером, дебютировавшим за основу в последнем матче с "Амкаром". Два года назад у него случился разрыв крестообразной связки колена. Долго лечился, восстанавливался. А сейчас в Перми неудачно оступился, и возникли подозрения, что похожее повреждение на другой ноге. К счастью, обошлось, но Инал мне снился.

- Мне футбол снится часто. Знамена, золотые медали... Я ведь как-никак 9-кратный чемпион.

Если ваша команда проиграла - 0:5, но обошлось без травм, ваше настроение?

- Отвратительное! Дискомфорт обеспечен не на один день.

- В такой ситуации извожу себя вопросами. Все ли я сделал? Почему ребята не бились? Покоя нет.

А если победила - 5:0 при куче травмированных?

- Одно покрывает другое. Настроение иное, и лечить легче. Да и сами спортсмены проще идут навстречу. Удивительный человек Лари Кингстон. Что у всех заживает не менее двух недель, у него проходит дней за пять-шесть. Выходит за пределы разумного!

- Кучу разгребем. Засучим рукава - и вперед. А вот 5:0 останется.

Зарплата врача сильно отличается от денег, которые получают футболисты?

- Сильно.

- Разница есть. И правильно. Всем должно быть по труду. Футболисты-то к 35 годам зарабатывают миллион болячек.

А как было в coветские времена?

- Получал ненамного меньше главного тренера сборной. На свою нынешнюю зарплату тоже жаловаться грех. Но между мной и игроками - пропасть.

- Получал чуть больше "обычных" врачей. Но мне игроки скидывались. Добровольно. Было приятно, ведь ребята тем самым оказывали мне доверие. Так что я стал одним из первых, кто зарабатывал "левые" деньги, нигде не зарегистрированные. Но зато - честные.

Работы во времена СССP у вас было больше?

- Ответственности было больше и давления сверху. Скажем, после ЧМ-82 в Испании, где мы едва не попали в четверку лучших, на уровне ЦК шел разбор полетов. На Старую площадь меня вызвали вторым, вслед за Бесковым.

- Нет. Мотивация, деньги были другими. Милиция, помните, одергивала людей, если те позволяли себе что-то выкрикнуть с трибуны. А сейчас обстановка на стадионе заводит футболистов, они бьются сильнее, чем раньше.

Что вас, бывалого, может испугать?

- Неадекватная оценка моего труда.

- Уже пугает. Разговоры на тему кто, куда и сколько подвез, кому сдал. Трепотни гораздо больше, чем негатива. Из мухи раздувают слона. А наш футбол не так заражен, как иные структуры.

Вы когда-нибудь боялись вида крови?

- В медучилище абитуриентов перед поступлением водили в морг, при них проводили вскрытие. Многие не выдерживали, отказывались от идеи стать врачом. Я - остался. И на кровь смотрю спокойно.

- Нет. Воспринимаю ее как часть нормального рабочего процесса. Или как "Киндзмараули".

Что никогда нельзя говорить пациенту?

- Вслух произносить то, что видишь. Ругаю помощников, когда они начинают: "Смотри, как у него тут припухло! А отек-то какой!" Не всегда следует оглашать игроку приговор, диагноз то есть. В таких случаях вспоминаю интермедию Аркадия Райкина про пожар, о котором начальник узнал от подчиненного.

- Как скоро закончится его карьера. Даже если знаю, что играть ему еще полгода или год, говорить не стоит. Он сам должен созреть, его следует готовить к такому решению.

Выдадите ли вы футболиста, ecли почувствуете запах перегара?

- Молодого продам с потрохами - для его же пользы. Элитного футболиста - не стану. Если, конечно, у него не хронический случай, а эпизод. Впрочем, пока никого не выдавал.

- Провокационный вопрос, но правильный. Прикрою Ивана, вытащу из непростого состояния. Сейчас быстро можно. Если случай окажется единичным - забудем. Если же повторится, тогда, Иван, не обижайся.

Сами позволяете себе спиртное?

- Есть крылатое выражение - "снять напряжение". Потрясающим релаксантом служит алкоголь. Разумеется, в меру. А при ребятах выпиваю только во время общего застолья.

- Будучи хирургом, без водки не обходился. Хирург и трезвость несовместимы. Нынче употребление спиртного из рациона исключил. Давно уже. Надо быть в форме, по полю бегать.

Что вы спросили бы у оппонента?

- Юра, любишь ли ты человека? По мне, к любому игроку - дублеру или лидеру основы - надо относиться одинаково.

- Спросил бы его, доктора номер один в нашем футболе, - где будете справлять 75-летний юбилей? С удовольствием приду.

Перекрестный "допрос" провел
Александр МАРТАНОВ