Газета Спорт-Экспресс № 250 (3337) от 6 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

7 ноября 2003

7 ноября 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

ЗЛОЙ ДОБРЫЙ ЧЕРВИЧЕНКО

Окончание. Начало - стр. 4

"КАКОЙ ДУХ? РАБОТАТЬ НАДО!"

- Что в вашем понимании спартаковский стиль?

- Быстрый переход от обороны к атаке, мелкий пас, филигранное владение мячом. То есть футбол грамотный, умный, совершенно противоположный тому, который показывают некоторые наши лидеры и который называется "бей-беги": засадил мяч подальше, метров на 60, и понесся!

- Какая европейская команда демонстрирует футбол, похожий на исконный спартаковский?

- "Арсенал", "Валенсия".

- А что вы вкладываете в понятие "спартаковский дух"?

- Романцев, с которым у нас хоть и были разногласия, правильно говорил: "Какой дух? Работать надо". Кропотливая работа на тренировках и желание побеждать каждого соперника в каждом матче, вот и все. Никакие духи тут не бродят ни по этажам, ни по лестницам.

- Если вернуться к спартаковскому стилю - каким образом, по-вашему, его смогут привить итальянские специалисты?

- Вернемся к предыдущему нашему тренеру. На словах он был гениальный специалист. От него требовалось лишь одно - не сломав старое, интегрировать в команду новые идеи более динамичного, более европейского футбола. А что получилось? Важно и то, куда интегрировать. Цымбаларь играет в спартаковский футбол? Да. Значит, не только Титов или Парфенов, а еще и дубль во главе с Цымбаларем исповедуют исконную манеру игры команды. Мы начали нашу "чистку" с дубля, убрали оттуда практически всех иностранцев.

- Слово-то какое страшное - "чистка".

- "Зачистка" более популярное (смеется). Просто те, кому "Спартак" до одного места, те, кто пришел только за деньгами, покинут команду.

- Каким вы видите "Спартак" лет через пять?

- Успешным. Но вообще-то как я могу знать? В "Спартаке" опасно что-то говорить наперед. Потом тебе скажут: а-а-а, вот обещал, а сам...

БЕДА "СПАРТАКА" - В ЕГО УСПЕШНОСТИ

- Сколько мы вам должны? - секретарь Наталья спрашивает мастера по ремонту факса, который полдня возился с техникой в приемной президента "Спартака".

- Что вы! Нисколько! Я ваш давний болельщик.

"Воистину народная", - думаю, возвращаясь в кабинет Червиченко, который успел принять очередную партию посетителей.

- Согласны с тем, что мы все - очевидцы трагедии великого клуба?

- В чем суть трагедии?

- Давайте таблицу посмотрим.

- А как же быть с историей с вылетом в первую лигу? Что тогда было?

- Тоже трагедия. И сейчас.

- Полная глупость. Наша беда, считаю, в том, что мы слишком успешные. Давайте разберем другую ситуацию. Был бы "Спартак" в этом году чемпионом - 10-й раз за 12 лет. Кому интересен будет футбол? Кто придет в такой чемпионат с деньгами и будет развивать эту отрасль, если всем все понятно: вкладывай - не вкладывай, но один раз в 10 лет "Спартак" отдает кому-то титул и все? Но не бывает так! Мы же не можем свести чемпионат только к тому, чтобы главной задачей всех команд было обыграть "Спартак"! Что называть трагедией? Вот мне тут вопросы задают: вы, мол, пришли... Послушайте, я в 2000 году пришел и за это время выиграл две золотые медали, одну бронзовую и Кубок страны. Покажите хоть одного функционера, кто за три года такое выиграл! Не считая Романцева, который все в себе объединял. В "Динамо" кто-то что-то выиграл? А "Локомотив" сколько лет шел к чемпионству, а ЦСКА? В чем трагедия? В том, что мы практически дублем в прошлом году третье место заняли? И то неизвестно, как бы все вышло, если бы не тот матч в сугробах, который нужно было на лыжах играть и желательно - с нормальным арбитром! Вот мне письмо прислали со списком судей этого сезона, Левников просит выделить пять лучших. Хочу в ответ написать: я вообще здесь арбитров не вижу!

В чем трагедия? В том, что клуб, который является лидером (а "Спартак" все равно является лидером отечественного футбола), бьет первый одиннадцатиметровый в 23-м туре? Могу показать как минимум восемь моментов с явными нарушениями против нас, зато в наши ворота ставят то, что и придумать сложно. Я Иванову Валентину сказал, что судить он не будет, вот его и отлучили от футбола. Говорят: единожды солгав... Был арбитр Иванов, а стал непонятно кто в черной форме.

- Вас ведь оштрафуют!

- Я им сразу сказал: каждый день могу платить по тысяче долларов, но говорить буду то, что думаю.

В "СПАРТАКЕ" НАЧАЛ СЕДЕТЬ

- Не обидно, что многие болельщики вас представляют чуть ли не с кровавыми клыками? Или вам плевать?

- Нет, не плевать. Но обижаются девочки. Я не из тех, кто утирает рукавом тихую мужскую слезу. Я слишком толстокожий. А время покажет, кто с клыками, кто - без.

- Не пытались разобраться, почему ваша фамилия вызывает у фанов "Спартака", скажем так, стойкую негативную реакцию?

- Звезды так сошлись, что спад "Спартака" совпал с тем временем, когда я занял президентское кресло. Людям надо о чем-то говорить. А у нас в стране всегда должен быть крайний. Любимое занятие - охота на ведьм. Никто не знает, в каком состоянии был клуб, когда я пришел, и сколько было сделано. Просто не люблю кричать об этом на каждом углу. К тому моменту, как здесь появился, финансовый крах не то что в дверях стоял - по этажам бродил.

Если уж мы так глубоко копаем, не забывайте, что тот "Спартак", который все помнят, успешный и великий, входил в число двух сильнейших клубов, оставшихся на постсоветском пространстве после перестройки. Лучшие футболисты сразу пошли в эти два клуба - "Динамо" (Киев) и "Спартак". За счет Лиги чемпионов, в которую "Спартак" сразу попал, он стоял над всеми очень высоко. Благодаря огромным - по тем временам - деньгам от Лиги (минимум восемь миллионов в год) "Спартак" в финансовом плане был для других команд недосягаем.

Проблемы начинаются тогда, когда подравнивается состоятельность команд. Тогда игрок уже не думает о том, что ему нужно обязательно идти в "Спартак". Тогда игрок может выбирать - идти ему в "Спартак" или в ЦСКА. И в клубы вкладываются такие же, а иной раз и большие, деньги. Проблема не во мне, а в том, что в нашем футболе появились равнозначные величины.

Моими деньгами очень хорошо всем распоряжаться. Но что-то я не видел здесь очереди желающих пожертвовать в клубную кассу. Требовать все большие специалисты. А вы хоть копейку дайте! Романцев постоянно смеялся: открыли счет на стадион, рубля два прислали. Не могу понять, почему я все время всем должен.

- Ваша фигура связана, скажем так, с каким-то надрывом. Что ни трансфер - то скандал: Сычев, Ващук, Смирнов...

- Не оценив ситуации, я начал искать правду там, где ее не найдешь.

- Что имеете в виду?

- Хотел делать так, как должно быть, а не так, как принято. Что касается трансферов - давайте разложим по полочкам, например, ситуацию Смирнова. Этого футболиста меня просил приобрести Романцев. Приходит Юра Тишков и говорит: на основании решения КДК Смирнов - свободный агент, поскольку ему не выплатили зарплату, не хотел бы его приобрести? Хотел бы, какая цена вопроса? Такая-то. Получаю официальное подтверждение от КДК. По рукам. Отдаю деньги, забираю Смирнова. Дальше начинается возня, в результате которой убили человека.

- Считаете, убийство Тишкова связано с этим переходом?

- Это мое личное мнение. В чем в истории со Смирновым моя скандальность? В том, что отдал деньги, Смирнов стал футболистом "Спартака", и я начал защищать права клуба на него? Или я должен был отдать деньги, потом сказать: ой, извините, заберите Смирнова, может, вам еще в нагрузку Титова подарить? Про Ващука мы уже говорили.

- За все время в "Спартаке" много ошибок сделали?

- Одни покупки за два года чего стоят! Доверяешь людям, которые считаются специалистами, а потом получается, что люди за твой счет становятся богатыми.

- Свои ошибки долго себе простить не можете?

- Зачем рыдать над могилой любимой собаки? Надо завести новую. Что ушло, то ушло.

- Как вы изменились за годы работы в "Спартаке"?

- Седеть начал. Просто стригусь коротко, чтобы незаметно было. Прямоты (а я привык все в глаза говорить, не занимаюсь закулисными интригами) стало меньше. Смотрю, как люди другие поступают, и делаю вывод, что, наверное, лучше в лицо улыбаться, а потом козни строить. А еще - беднее стал.

- И не хотелось все бросить?

- Ни разу. Надо же выиграть что-то серьезное.

- Стало быть, пока не выиграете что-то серьезное, не уйдете?

- А как тут можно быть уверенным? От сумы и тюрьмы не зарекайся. Может, завтра вообще всех разгонят. Говорю всего лишь о своих желаниях. Получится - не получится... Если мы и дальше будем, выражаясь советским языком, снижать свои показатели, может, и сам уйду. Если вопрос будет во мне. У меня с этим никаких проблем нет. Без "Спартака" не пропаду. Да и "Спартак" без меня не пропадет.

- Считаете себя олигархом?

- Слово какое-то идиотское. У Карла Маркса оно определено как сращивание банковского капитала с промышленным. Если вы это имеете в виду - срастил я их уже давно. Но есть куча людей гораздо богаче и влиятельнее. А в классическом понимании это определение, пожалуй, уместно - пара банков у меня с компаньонами есть. Промышленные предприятия - тоже. "Спартак" - это источник расходов, но отнюдь не доходов. Так же, как канал "7ТВ".

- Как заработать миллион?

- Как в анекдоте: у меня был один доллар, я купил на него то-то и то-то, продал, стало два доллара, а потом умер дедушка и оставил мне в наследство миллион. .. Если есть голова и желание, заработать можно всегда. Надо просто не рассуждать о том, что все плохие и жизнь ужасна, а просто брать и работать.

- Неужели все так легко?

- Если бы все знали, что и как нужно делать, и были умными и богатыми, то не было бы стимулов стремиться вперед, все ходили бы одинаковые и в итоге деградировали. Имею в виду, что сейчас у нас нет той системы, которая давила на людей и не давала развернуться. Сейчас возможности есть. Вопрос в том, насколько человеку хватит сил заставить самого себя.

- Заставить что делать?

- Идти вперед. Я занимался столькими вещами в жизни, что мне не составляет труда перейти от нефтяного бизнеса в футбольный, а потом его поменять, скажем, на строительство кораблей.

- А первый миллион на чем заработали?

- На нефти, нефтепродуктах. Где-то в середине 90-х. Лихое время было... Все просто - берешь топливо, везешь его в аэропорт... Гораздо прозаичнее, чем кажется.

- Чем еще могли бы заниматься помимо бизнеса и футбола? Мне кажется, политикой.

- Вы про депутатство? По-моему, там более глубокое болото, чем здесь. Лицемерия еще больше. Я с ним пока не могу ужиться. Впрочем, не исключено, что когда-нибудь займусь политикой. Но позже.

- Ваше главное достоинство?

- Если чего-то захотел - обязательно добьюсь.

- А главный недостаток?

- Ко мне просто войти в доверие. Легко схожусь с людьми, подпускаю их близко. Зачастую это неоправданно.

- То есть доверчивость?

- В наперстки меня не заманишь играть. Это даже не доверчивость, а, точнее, фаворитизм. Середины нет - если дружу с кем-то, то до конца, если разочаровываюсь - тоже навсегда.

- Среди игроков "Спартака" есть любимчики?

- Есть немного.

- В том числе человек, которому вы персонального водителя собирались нанять, чтобы он больше в столбы не врезался?

- Данишевский? Хорошо к нему отношусь, но он не любимчик.

- Сколько у вас охранников?

- Личных - четверо.

- Зачем так много?

- Когда ничего не происходит, кажется, что много. А если что-то произойдет, будет казаться, что очень мало. Береженого Бог бережет.

- У вас много врагов?

- Хватает. В силу прямоты.

- Есть ли что-то, чего боитесь - в глобальном плане?

- Чтобы дети наркоманами не стали. (У Червиченко двое детей. Сыну - 13, дочери - 5 - Прим. Д.Ю.)

- Сын недавно говорит: можно к тебе на работу? Зачем? Ты же когда-нибудь уйдешь, мне это все оставишь. Отвечаю: побойся Бога... Дочка в плане нажима, напора еще хлеще, чем я. В пять лет "строит" всех домашних.

- У вас есть мечта?

- Тяжело мечтать, когда есть практическая возможность иметь. Пожалуй, выиграть Кубок УЕФА.

- Правда, что все ростовские - особенные?

- Да. Дело в крови, наверное. Народ бежал на Дон не самый законопослушный. А казачество было оградительным барьером от Кавказа. У людей особенный склад - южный, что ли. Очень любят веселиться, но и о работе не забывают. И своего никому никогда не отдадут.

- Как относитесь к выражению "Чемодан - вокзал - Ростов"?

- Никак. Долго пытался понять, при чем здесь Ростов. Я уехал в 85-м году и иногда летал туда к родственникам. В конце концов почти всех перетащил в Москву, где прожил большую часть жизни. То есть к Ростову имею примерно такое же отношение, как Романцев - к Красноярску. Но заметьте: про чемодан орут, а билет до Ростова мне никто за свои деньги не предложил купить.

- После этого интервью, наверное, додумаются. Вам какой билет - в СВ?

- Не езжу в поездах. Неуютно себя в них чувствую. В детстве наездился - с четырех лет каждое лето проводил в пионерском лагере, - поезда жутко надоели.

- То есть вам билет до Ростова на самолет покупать?

- Я и на машине доеду.

ПАПА В ЦК С ЗЮГАНОВЫМ РАБОТАЛ

Огромный телевизор в кабинете всегда включен. Правда, без звука. Звук прибавляется, когда показывают футбол или новости. Вот Червиченко хватается за пульт: на экране в Зюганова бросают помидором.

- Коммунистов любите?

- Не то чтобы люблю. У меня папа в ЦК вместе с Зюгановым работал. А мама - в советском Фонде культуры, вместе с Раисой Горбачевой. Я сам в КПСС в 19 лет вступил.

- Страсть к картинам - от родителей?

- Да. С детства. У нас висело несколько полотен. Красивые - Венера на ладье, пейзажи... Дома часто разговаривали о живописи, смотрели художественные альбомы. И я привык, что в доме должны быть картины. Кроме того, это еще и одно из самых надежных вложений средств. Первую картину - серьезную - купил в середине 90-х.

- Что за картина?

- Портрет французского гвардейца кисти Ладурнера.

- Большая у вас коллекция?

- Картины в постоянном движении - висит, надоела, снял, отдал, купил новую, продал... Сейчас проходит антикварный салон, там мои картины выставлены. Хочу открыть галерею. Кстати, у вас за спиной - еще не распакованный Айвазовский, "Осада острова Крит", сегодня раму должны привезти.

- Так сколько у вас картин?

- Это для того, чтобы грабители знали, какой автобус заказывать? Скажем так: больше двадцати.

- Самая любимая?

- Их несколько. "Вид на Рим" Боголюбова - кстати, это одна из трех картин, за которые он получил золотую медаль и звание академика живописи, - подарил жене, когда родилась дочь. Некоторые достались тяжелым путем, поэтому особенно дороги. Некоторые ушли, о чем до сих пор жалею - например, "Ночное кораблекрушение" Айвазовского. Уже три года страдаю, что отдал. В спальне висит редчайший Айвазовский с видом египетских пирамид.

- По музеям ходите?

- В России - нет. Ходить по Третьяковке в сопровождении трех вооруженных людей не совсем нормально. Каждый раз, когда бываю в Париже, хожу в Лувр. Нравится Фонтенбло.

...Одно из последних увлечений президента "Спартака" - компьютерная игра стратегическая. Червиченко играет в нее до трех-четырех ночи, а потом виртуальные битвы ему во сне видятся.

- Чем еще увлекаетесь помимо живописи и компьютеров?

Теннисом. А главная страсть, конечно же, - футбол.

В него Червиченко играет с пяти лет, учился в школе СКА Ростова, играл за сборную МГУ, закончил исторический факультет по специальности "Новейшая история Франции".

- Любите все французское?

- Да. Это от папы. Он сам знал язык, меня во французскую школу отдал. А когда ребенок изучает иностранный язык, априори начинает интересоваться культурой страны - носителя языка.

Червиченко частенько бывает по делам в Париже. Любимое его место в столице Франции - мост Александра III. А отдыхать любит в Монако. Но вообще-то выходных у него мало.

- Они нужны тем, кому работа не нравится. Я-то постоянно в рабочем процессе. Мне отдых не нужен. Сейчас еду в отпуск на две недели только потому, что жена замучила - дети, мол, отца не видят. Чемпионат заканчивается, в нем начинается мутная вода, я не хочу ни слышать, ни видеть такие вещи. Решил на последнюю игру уехать в Дубай. На матч с бухарестским "Динамо" приеду.

Читает Червиченко в основном научно-познавательные журналы "Вокруг света", "Гео", "National Geografic". Детективы не признает.

А тем временем на большом экране за моей спиной - матч "Алания" - "Спартак".

- Мазохизм какой-то...

- Вовсе не мазохизм. Все наши матчи по нескольку раз пересматриваю - чтобы понять, кто отдавался игре, кто - нет.

- Кроме футбола что смотрите?

- Кино люблю. Обычно смотрю фильмы на DVD в самолетах. А еще мультфильмы с дочкой обожаю смотреть.

"ПАЦАНЫ, КТО НЕ ВЫИГРАЕТ, ТОГО ОТЧИСЛЮ"

Вечер. После совещания директоров отделов клуба едем на стадион им. Нетто. Два-три раза в неделю Червиченко играет в футбол с ветеранами - Егоровичем, Черенковым, Поздняковым, Хидиятуллиным, Цымбаларем. Чаще - нападающего. За сезон забил очень много. В каждом матче - несколько голов.

- Наверное, вам подчиненные поддаются?

- Ничего подобного. Даже до драк доходит. Вася Кульков полтора года назад так ударил - до сих пор нога не проходит. Часто играем на шампанское. Подчиненный не подчиненный, а платить-то надо. Так что бои ожесточенные.

С Юраном, покинувшим клуб, продолжает встречаться на поле.

- Работа - это работа, а личное - это личное. И если деловые отношения прервались, это же не значит, что надо, как в детстве: "Между нами все порвато, и тропинка затоптата".

В этот вечер команда ветеранов выступает в другом городе, и в спарринг-партнеры Червиченко с Шикуновым и компанией выбирают воспитанников спартаковской школы 1988 года рождения. Играют шесть на шесть два тайма по полчаса.

"Так, пацаны, кто не выиграет, того отчислю" - мальчишки четко следуют этому приказу президента и большую часть матча ведут в счете. От Червиченко достается всем. "Сережа, ты чего стоял, капусту охранял?!" - это Цымбаларю-младшему.

Матч заканчивается со счетом 9:11 в пользу 1988 года рождения. На счету Червиченко - хет-трик. "А теперь десять минут на кубок", - взрослые хотят взять реванш. И он удается - 2:1. Угадайте, кто забил победный гол.

- Кого решили отчислить по итогам поединка?

- Никого. Хорошие у нас мальчишки.

- Знаете, вы совершенно не такой, каким вас представляют. Кажетесь белым и пушистым.

- Не такой уж и пушистый. Я человек злой и злопамятный. Если не люблю кого-то, то всеми фибрами. И наоборот.