Газета Спорт-Экспресс № 44 (7283) от 3 марта 2017 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

3 марта 2017

3 марта 2017 | Хроника

ХРОНИКА

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Тина КАНДЕЛАКИ: СЕМЬ ЛЕТ БЕЗ КОРПОРАТИВОВ

Генеральный продюсер “Матч ТВ” встречает нас в студии, где через час в прямом эфире стартует выпуск новостей. Мельком бросает взгляд на записку, протянутую помощником. Достает телефон.

Скользит пальчиком по экрану - а мы вспоминаем последнее интервью Тины: “Мир изменился. Теперь уверена, что долгие беседы ни к чему хорошему не приводят. Качественная, профессиональная встреча длится от силы 30 минут. Дальше общение переходит в имитацию и абсолютно неэффективно. Начинается передозировка информацией, люди теряют концентрацию…”

Проговорили мы час. Минута в минуту. Хотелось больше - нас-то затяжными интервью не напугаешь. Но прямой эфир шансов не оставил. Передозировки не случилось.

КАРПИН

- Вскоре после вашего появления на “Матч ТВ” пронесся слух, что изначально вы должны были возглавить не спортивный, а развлекательный телеканал из холдинга “Газпром-Медиа” - “Пятница”. Это правда?

- Я?! “Пятницу”?! Нет, конечно. Не демонизируйте меня. На протяжении последних трех лет “Пятницей” занимается Коля Картозия. Получается у него блестяще.

- Самый тяжелый ваш день на “Матч ТВ”?

- Первый. Запускать канал, когда в стране объявлен траур по погибшим в авиакатастрофе над Синаем, - вы даже не представляете, какое это испытание! Мы же совсем в другом качестве готовились стартовать. А тут к техническим страхам - как все выйдет в эфир и одновременно заработает - прибавилась человеческая трагедия. По нервному напряжению с этим днем не сравнится ничто.

- Чему особенно необычному вы научились за прошедший год?

- Молчать.

- Прежде не умели?

- Я умею молчать. Но в работе эмоции сдерживать непросто, часто от тебя ждут мгновенной реакции. Есть же такая манера - сотрудник что-то не выполнил, и начальник сразу, наотмашь: “Как?! Не сделал?! Ну-ка давай!” Энергию ты выплеснул, а результат-то не изменился. Поэтому иногда есть смысл дать больше воздуха. Или, как говорят, на мягких лапках. Вот сойдутся все пазлы - и тогда озвучивай выводы, высказывай свое мнение.

- Разумно.

- С одной стороны, не устаю повторять, что в работе никого жалеть нельзя. С другой - не забываю о хрупкости человеческой души. С оценками нужно поосторожнее. Телевидение - особый мир, деньги здесь не ключевой фактор.

- Вы полагаете?

- Сто процентов! Невозможно сказать человеку: “Приходи к нам. Зарплата такая-то, бонус такой-то. Но будешь безвылазно сидеть в Останкино, не спать ни днем, ни ночью…” В нашем коллективе все уже привыкли, что нет праздников, выходных, отпусков. Второй год работаем вне времени и Трудового кодекса. Невероятно сложно уговорить людей жить в таком графике. К счастью, мне и моей команде это удалось.

- На кого последний раз повысили голос?

- Я себя воспитываю. Все чаще люди, которые соприкасаются со мной по работе, удивляются, что я не такая громкая, как им казалось. Вот Роман Абрамович, например, очень тихо говорит, и все к нему прислушиваются. Один из микронавыков любого менеджера - понимание, что орать вообще не надо. Этим лишь демонстрируешь собственную слабость.

- Вы и дома такого же принципа придерживаетесь?

- Конечно. На детей кричать бессмысленно. Зачем? Пугать? 17-летнюю дочь и почти 16-летнего сына? Если говоришь тихо, медленно, с паузами - значит, ты уверен в себе и в том, что делаешь. А крик - это всегда бессилие.

- Самое болезненное расставание с человеком за последнее время?

- Настоящая потеря - смерть папы в 2009 году. Все остальное - рабочий момент, не более. Если кто-то хочет уйти, считает, что в другом месте ему будет лучше, чем со мной, - не держу. И никогда не жалею.

- Чем руководствовались, назначая Валерия Карпина главным редактором футбольных трансляций?

- Уверена, это хорошая история. Я пристально слежу, как развивается комментаторская школа в нашей стране. Валера - один из немногих, кто может профессионально давать экспертную оценку, и она будет приниматься. Потому что за плечами колоссальный опыт - и футболиста, и тренера, и человека, успевшего поработать на испанском телевидении. Я внимательно наблюдала за ним на “Матч ТВ”. Поняла, что у Валеры хватит страсти, одержимости привнести конструктивные дополнения в ту работу, которая выстраивалась годами. Не сомневаюсь, это пойдет на пользу как опытным комментаторам, так и новичкам.

- Главные болевые точки канала по версии Карпина?

- А вы спросите у него. Он прекрасный спикер, с удовольствием расскажет. Зачем за Валеру говорить?

- Нет опасений, что через месяц Карпина позовут тренировать - и ваша затея рухнет?

- Ну что вы! Мы всё обсуждали заранее. Его же приглашали в сборную Белоруссии, например. Но у Валеры контракт с “Матч ТВ”.

- На год?

- Да.

- Значит, минимум до конца 2017-го он точно с вами?

- Совершенно верно.

- Мы не представляем Карпина, который каждое утро приезжает в телецентр, проводит планерки…

- Ой, о чем вы говорите! Я-то как раз отлично это представляю. Сейчас с вами расстанусь и пойду обсуждать с ним ключевые темы. У Валеры на канале будет много работы. Помимо должности главного редактора еще аналитика, ведение программ.

- Загрузка его не смущает?

- Нет, конечно. Он очень трудолюбивый человек. Пожалуй, самый трудолюбивый из всех моих знакомых в мире спорта. Мы же неслучайно решили дальше с ним идти. Долго присматривались. Приятно поразило, что Валера всегда тщательно готовится, за три-четыре часа до эфира уже на месте. Да и в кадре это бросается в глаза. Бывает, сидит гость, и ты понимаешь - какой-то матч он видел урывками. А Валера - изучил от и до. Большой профессионал.

ГИНЕР

- В недавнем интервью вы нахваливали “Культ тура”: “Еще одна наша футбольная виктория. Телевизионный рок-н-ролл, отвязная программа для мужчин. Цифры говорят о том, что она нравится болельщикам…” Спустя пару недель ее закрывают.

- От слов своих не отказываюсь. Я действительно люблю эту программу. И она не закрыта. Просто для нашего канала очень дорогая. Может существовать только при наличии спонсора. Увы, сотрудничество он прекратил. Если возобновит либо появится новый - сделаем еще 10-12 выпусков.

- В какую же сумму они обходятся?

- Я бы рада ответить, но не могу. Коммерческая тайна.

- Тянуть проект в одиночку вам не под силу?

- Исключено. У нас много дорогостоящих прав на трансляции, оттого к любой программе гиперэффективный подход. Пока не поймем, что можем амортизировать ее несколько раз, заработать на спонсорстве или рекламе, в эфир не пойдет. Впрочем, телевидение - это конвейер, бесконечный showmustgoon. Одни программы сменяют другие. Уже не секрет, что мы запускаем футбольное реалити-шоу. В спортивной журналистике не привыкли к такому калейдоскопу жанров. Что ж, привыкайте. Наш канал скучать не даст.

- Зачем в январе показали матч 1/16 финала Кубка Англии “Дерби” - “Лестер”, когда в это же время на чемпионате Европы по фигурному катанию шла произвольная программа у женщин?

- Подобные вопросы мне задают регулярно. Хотя ответ на поверхности.

- Неужели рядовой матч с участием середняка второй английской лиги интересует людей больше, чем победа Жени Медведевой?!

- К сожалению, это так. Я бы уже кучу денег заработала, если б в такой ситуации спорила с каждым. Вот цифры: средняя доля трансляций “Лестера” в сегменте аудитории М “18+” - 2,5 пункта, а фигурного катания в этой же возрастной группе - 1,9.

- Бог с ними, с цифрами. Мы же помним, как год назад вместо матча “Арсенал” - “Ливерпуль” вы транслировали водное поло. Наша сборная боролась за право попасть на Олимпиаду.

- Послушайте, программная сетка формируется за две недели до эфира. Аналитический департамент составляет прогноз долей, затем коммерсанты изучают, каким будет интерес. Исходя из этого, делаем выбор в пользу того или иного события. Если же речь о сборной России, приоритет, безусловно, отдаем ей. Но с точки зрения бизнеса и экономики канала сильно рискуем. Футбол, бокс, бои без правил, биатлон, хоккей и “Формула-1” по рейтингу в этот временной период выше, чем другие виды спорта. Включая фигурное катание.

- Какая ваша мечта еще не сбылась, но обязательно сбудется - применительно к “Матч ТВ”?

- Ваши слова - да Богу в уши… Я поспорила с мужем, что доживу на канале до того дня, когда российский клуб выиграет Лигу чемпионов.

- Смело. Вы как-то обмолвились: “Дружу и советуюсь с Гинером, знакомы не первый год”. Самое памятное, что от него услышали?

- Когда пришла на “Матч ТВ”, скептиков хватало. А Гинер сказал: “Не боись, поддержу…” Женя - он же такой: полный вперед! Ни шагу назад! Все будет хорошо! Поначалу часто обсуждала с ним футбольные вопросы. Нужно было разобраться, кто есть кто. Он дал много правильных наводок.

- Например?

- Зачем же раскрывать все секреты?

- В свое время ваша компания проводила презентацию Самюэля Это’О в Махачкале. С капризами столкнулись?

- Я не была в той поездке. Но знаю, что он, как любая западная звезда, к подобным мероприятиям готовится скрупулезно. Все-все-все должно быть согласовано заранее. Это наши, и я не только о спортсменах, обычно все делают в последнюю минуту. Примчались, быстренько переоделись - и погнали. А Самюэль за три дня до презентации подробно расспрашивал о том, какая будет программа, что надо сказать. Потом специально на примерку костюма приехал, взял текст…

- Профессионал.

- Другого я и не ждала. После того как в программе “Детали” мы с Наташей Билан “пережили” Дэниела Крэйга, меня уже ничего не удивляет. Тогда только свет в студии выставляли четыре часа!

- Почему?

- У него очень жесткий контракт. Актер, играющий Джеймса Бонда, должен быть визуализирован с определенных ракурсов. То есть вы не можете увидеть Крэйга таким, каким его не хотят показывать производители фильмов про суперагента.

- В какой момент Керимов к футболу охладел?

- Когда разговаривала с Сулейманом Абусаидовичем, чувствовала, что к “Анжи” он отнесся одержимо - как ко всем проектам в своей жизни. Но целиком посвятить себя футболу не мог, ведь из бизнеса уходить не собирался. Наверное, поэтому со временем “Анжи” отодвинулся на второй план. Жаль. Керимов в РФПЛ - это было здорово. И явно оживило российский чемпионат.

- Человек из мира спорта, с которым вы не знакомы, но точно познакомитесь?

- Ну, конечно же, Лионель Месси! Эта встреча неизбежна, я уверена!

ШАШВИ

- Как-то разговаривали с Вахтангом Кикабидзе. Тот обронил: “Настоящий грузин бесшабашный, порядочный и добрый…”

- Дядя Вахтанг абсолютно точно описал образ!

- Вы знакомы?

- Мой папа как раз был бесшабашным, порядочным и добрым. Он с Кикабидзе общался.

- А какая она - настоящая грузинка?

- Грузинская жена - это воспитание. За мужем в огонь и воду. В Грузии верность женщин считается знаковой. Если помните, после смерти Грибоедова Нина Чавчавадзе так и не вышла замуж. На ее руку и сердце было много претендентов, но она осталась одна. В советские времена об этой истории рассказывали всем грузинским девушкам: настоящая женщина любит один раз. Это же Нине принадлежат слова: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

- Похоронена рядом с Грибоедовым в Тбилиси.

- Да, в пантеоне на склоне горы Мтацминда. Вот это - первое качество. Второе… Какая же она, грузинская жена… Должна вкусно готовить! Обязательно! А еще грузинские женщины, что уж греха таить, любят весело провести время. Грузинская жена - веселая жена. Не скучная, это точно.

- Вы - такая?

- У нас в семье много праздников! Вот недавно организовали вечеринку - назвала ее “долма-пати”. Для друзей сама долму готовила.

- Сколько человек набилось в квартиру?

- Мы за городом живем. Человек пятнадцать было.

- Есть хоть один человек в Москве, кто может назвать вас Тика?

- Даже мама уже Тикой не называет. Чтоб “Тика” звучало, нужно по-грузински говорить. Вот почему я и стала Тиной. Хотя некоторые имена приживаются - Мака, например. Это же Мария. Или Эка - Екатерина. А Тика - не особенно. Так меня только тбилисские подруги называют, когда звонят или приезжают.

- Ваш ресторан “Тинатин” жив?

- Жив и здоров. На днях там была. А вчера девчонки мои, приятельницы, заезжали. Спрашиваю: “Как хинкали?” - “Ничего, вкусно…”

- Как и прежде, все готовится по маминым рецептам?

- Когда-то она дала целый список рецептов. В последнее время обновления не было. Как раз сегодня вечером буду встречаться на тему расширения меню.

- Что в вашем ресторане стоит попробовать в первую очередь?

- Вот здесь разговор очень серьезный!

- Мы к такому готовы.

- Давайте по порядку - вы что предпочитаете? Мясо или рыбу?

- Рыбу.

- Наверное, как многие мужчины, пхали не очень любите? Трава… Мне кажется, не мужское это блюдо! Ну что, мужик пришел - пхали заказал? Странно же! Но если любите - пожалуйста. Сыры. Правильно?

- Разумеется.

- Копченый сыр рекомендую. Если кушать, как в Москве, с тремя подачами, то начнем с салата. Наш классический - огурцы, помидоры. С тархуном. Суп не предлагаю. В грузинском ресторане надо брать сациви и хачапури. Если взяли - можно считать, пообедали… А-а, рыбу в тесте попробуйте! Очень вкусная. Калмахи с гранатовым соусом!

- Впечатляет.

- Это я про перепелку еще не говорю. Вот интересно, как “перепелка” по-грузински? Сейчас проверим (вытаскивает телефон). На украинский перебрасывает - “перепилка”… Ох, ничего себе - “амцхели”! Смешно!

- Не всё по-грузински помните?

- Помню, как будет “дрозд” - “шашви”. Есть чудовищная скороговорка, мне букву “ш” через нее ставили: “Шавма шашвма шав шашвс…” - и так далее. Переводится “Черный дрозд черному дрозду построил черное гнездо”.

- Ресторанный бизнес - хлопотная штука.

- Вообще никаких хлопот - там работает хорошая команда. Сегодня главная проблема в ресторанах Москвы - коррекция меню. Соответствие между качеством блюд и стоимостью. Это же город дорогущих ресторанов. Еще недавно надо было умудриться найти в Европе место, где можно пообедать так же дорого, как в Москве. Но все меняется.

- Рестораны дешевеют?

- Всем известно, что из ресторанов первой лиги нет ничего дороже “Ла Маре”. Но ходить теперь стали в “Эрвин”. Там то же самое, но в три раза дешевле. Эру первичного капитализма мы прошли. Это тогда ваше присутствие в самом дорогом ресторане Москвы свидетельствовало о том, что в жизни вы удались. Нынче даже те, кто могут поужинать в самом дорогом, ищут заведение с адекватными ценами.

- Вы тоже?

- Я всегда так поступала! У меня нет привычки сорить деньгами. С 16 лет зарабатываю сама, содержу семью.

- 3770 долларов - наверняка самые памятные деньги в вашей жизни. Родители продали квартиру, чтоб оплатить вашу учебу в Москве.

- Так и есть.

- Деньги номер два для вас?

- Те, которые заработала в Москве - и заплатила первый взнос за квартиру. Для родителей. Она была такая крошечная, что не могла представить, как мама с папой будут там жить. Потом в том же районе купила им другую квартиру, побольше.

- Когда-то вы рассказывали - маме в Тбилиси пришлось продавать вещи, чтоб уберечь отца от больших неприятностей. Что врезалось в память - уезжающий из квартиры комод?

- Мама продавала все, что было в доме! Папа в советские времена диссидентствовал слишком активно - поток продаваемых вещей в нашей семье не останавливался. Мама из очень состоятельной семьи, много чего было. Предметы искусства, картины, вазы…

- Хотелось бы что-то вернуть?

- Вот никогда об этом не думала! Я выросла в достатке, у нас всегда все было. Когда вокруг тебя с детства такая обстановка, к роскоши относишься очень спокойно. Годы спустя меняются картинки перед глазами, но уже понимаешь - люди с собой ничего не забирают. Я через многое прошла. Знаю, что такое переезжать из дорогой квартиры в дешевую. Что такое делить имущество. Да все через это проходили…

ВЕЛЛЕР

- Приехали в Москву вы в 1995 году. Сделали массу программ. Какие три пересмотрели бы с особенным удовольствием?

- Я много чего вела, но “Самый умный” и “Детали” вне конкуренции. Эти - главные в моей жизни. Программа “Детали” сделала меня ведущей. Не будь ее - и никакой Тины Канделаки не существовало бы. Момент самого крутого профессионального роста. Жанр интервью, не мне вам рассказывать, бесконечно развивает человека…

- Это правда.

- Дает возможность познакомиться с огромным количеством интереснейших людей. Я разговаривала с Андроном Кончаловским, Дэниелом Крэйгом, Брюсом Уиллисом, Тимуром Бекмамбетовым, Константином Хабенским, Земфирой… Да эти люди и сейчас, 10-15 лет спустя, остаются интеллектуальной и творческой элитой мира! Я брала у них интервью уже тогда! Сегодня меня часто спрашивают: “Почему ты от этого отошла?”

- Кстати - почему?

- Потому что я со всеми поговорила. Слава богу, вовремя остановилась. Очень жалею о закрытии проекта “Самый умный” на телеканале СТС. Ничего сравнимого на отечественном телевидении не было и нет. Это не просто развлекательное интеллектуальное шоу, проверяющее знания у детей. Передача, которая показывала детям: быть образованным - модно!

- Помним случай - к Урмасу Отту пришел большой артист Евстигнеев. На все вопросы отвечал “да” и “нет”. В конце поднялся и произнес самую длинную фразу: “Мне очень понравилось”. У вас были тяжелые герои?

- Много! Передача с Михаилом Веллером, например, даже не попала в эфир. Человек находился в возбужденном состоянии. Он на одной волне, я - на другой. Творческие люди бывают в разном состоянии. Хотя это странно - если вы сели напротив меня, пришли в мою передачу, значит, настроены разговаривать.

- Не всегда, Тина.

- Тогда вопрос к ним: зачем на грани нервного срыва давать интервью? На работу тоже можно ходить больным. Можно с переломом. В гипсе или берушах. Вопрос - зачем? Интервью - работа для двух сторон. Глазами корреспондента мы увидим этого человека. Ведет себя неадекватно - ну и покажут его таким! Всегда понимала, что я - это сервис. Моя задача - понравиться зрителям и гостю программы. Могу вот так повернуться. Могу эдак.

- Сейчас как оцениваете ситуацию с Веллером? Был ход, чтоб привести человека в себя?

- Нет. Бывает - не сошлось! Я никогда не ставила собеседника в жесткие рамки, не люблю. Хорошее интервью - если села разговаривать с одним мнением о вас, и в процессе оно изменилось. Это здорово! Я о вас узнаю что-то новое, зритель узнает. Слепить образ из клише большого ума не надо. Чаще всего образ, созданный по публикациям, соответствует действительности процентов на сорок пять. Моя задача была достать остальное.

- Была же сумасшедшая история, как к вам пришел продюсер группы “Тату” Иван Шаповалов. В несколько ином состоянии - сравнивая с Веллером.

- Ваня - это же такой… Как вам сказать… Он сильно опередил время. Еще не было никаких хэштегов, а Ваня уже думал трендами, мемами. Это просто американский сценарий о человеке, добившемся быстрого успеха! С моралью - если Бог дал талант, то он же может его забрать. Потому что в дальнейшем у Шаповалова не было ни-че-го. Прорыв с “Тату” - да, феноменальный. Никогда прежде русская эстрада на Западе никого не интересовала. После - тоже.

- В какую секунду поняли, что происходит не то и лучше прекратить разговор?

- С самого начала было понятно!

- Настолько явно?

- В отличие от мамы, я - не нарколог. Но там любому стало бы понятно. Вы, разговаривая с человеком, сразу же почувствуете - рюмку он выпил или пять? При этом у Ивана был отлично продуман образ - такой infantterrible с Востока. Здоровенный пласт русской поп-культуры не имел ни малейшего шанса на экспорт. Вдруг появляется контент абсолютно мирового уровня! Востребован на любом американском шоу! Помню забавный фрагмент - девочки едут в машине. Кажется, Ван Дамм хочет с ними познакомиться. Юля Волкова говорит: “Ван Дамм… А что - Ван Дамм-то? Чо с ним делать-то?” - “Чо, чо… Познакомиться!” Они сами не ожидали этой феноменальной славы.

- Интервью с Шаповаловым вытягивать вы не стали. Это - поражение?

- Да ну, о чем вы говорите, что за глупости. Я слишком взрослая женщина, чтоб делить мир на черное и белое. На “люблю или ненавижу”, “сейчас или никогда”… Я же не на бой тогда шла - “или я тебя, или ты меня!”. С такой мыслью отправишься на встречу - разговор интересным не получится. Можно шестью приемами в ходе интервью подать человека крайне неприятным - и пусть всё увидят! Но это не мое. Не потому, что боюсь, - я сама кого угодно затроллю…

- Это так легко?

- Но зачем? Собрать факты биографии, перекрестить их, проехать катком и потом выдать обескураженного человека в эфир? “Вытаскивать” ту историю, пытаться привести Ивана в чувство… Да наблюдать за его агонией в эфире гораздо интереснее! Смотришь и понимаешь, что вот такое состояние убивает. Чтоб слышать голос Бога - должен работать канал. Если труба не прочищена, в гари и пыли - голос глохнет… Я часто вижу талантливейших людей - лет до тридцати делают что-то яркое, на этом все заканчивается. Тяжело им жить дальше? Я не знаю! В тридцать твою фамилию написали в “Нью-Йорк таймс”, а сегодня твой пост в инстаграме и тысячу лайков не наберет. Как это принять?

ПРАНКЕР

- Вы когда-то говорили: “Главная моя черта - любопытство. Она и помогает, и мешает”. Когда особенно помогла?

- Помогает даже не выглядеть молодой, а чувствовать себя молодо. Мне интересно жить, интересно учиться! Например, у меня замечательный преподаватель английского. Знаю язык неплохо, но езжу мало - значит, нужно постоянно поддерживать навык. Вчера ему сказала: “Сегодня выходной, а мы с тобой сидим два часа занимаемся!” Не странно ли?

- Что ж тут странного?

- Моя карьера сложилась - не так много звезд в нашей стране. Я уже давно не работаю селебрити, но все равно являюсь частью этого ландшафта. Могу работать меньше, а зарабатывать больше. Вы же прекрасно понимаете, могла бы вести любую передачу и быть самой высокооплачиваемой ведущей в стране!

- Это проще, чем продюсировать?

- Намного! Могла бы вести корпоративы. Это потрясающие гонорары. При нулевых затратах сил.

- Серьезно?

- Поверьте - мне и готовиться не надо. Вышла да поговорила. Память у меня шикарная, имена и фамилии запоминаю легко. Но корпоративы давным-давно не веду.

- Мы не ослышались? Это ж золотое дно.

- Могу повторить - отказалась вообще. Я часто в жизни понимала, что делаю что-то на автомате, и тут же переключалась на другое. Например, телетекст запоминаю моментально. Подготовиться к любой передаче - два часа глубокого погружения. Но разве это интересно? Вот на “Матч ТВ” на автомате ничего не сделаешь. Нереально!

- Последний корпоратив, который отработали?

- Как раз дня три назад сказала Ване Урганту: “Помнишь, вели вместе корпоратив? Это был мой последний!” Прошло лет семь.

- Предлагать не перестали?

- Предлагают… Я улыбаюсь и отвечаю: “Не веду!” Есть настойчивые люди, которым приходится повторять несколько раз. Случается, и этого недостаточно. Снова твердят: “У нас праздник…” Хорошо, отвечаю. Называю сумму, за которую они могут привезти голливудскую звезду. Разговор заканчивается. В этих спорах всегда побеждаю.

- А когда зовет ну очень хороший человек?

- Знали б вы, сколько у меня домашних мероприятий для друзей и родных! Вот там я тамада, упрашивать не надо. Могу тематическую вечеринку устроить. Всё что хотите! Эти семейные застолья обожаю! Но я не люблю быстрые деньги. Урвал - а дальше что? Нужно уметь от чего-то отказываться. Хотите пример?

- Очень.

- Константин Эрнст. Ни до, ни после никто так не вел “Матадор”. Вы пересмотрите старые выпуски, убедитесь. Таких ведущих просто нет, он роскошный! Русский язык, интонация… Прошло пятнадцать лет, а он номер один в жанре “рассказчик”. Эрнст в какой-то момент сказал “нет” - и всё, мы остались только с Леонидом Парфеновым. Который тоже великолепен, но по-другому. Мне постоянно задают вопрос: “Почему ты не берешь интервью?” Потому что так не бывает! Или я занимаюсь продюсированием канала, или продюсирую себя.

- Получается, Магнус Карлсен - последний, у кого вы брали интервью?

- Я бы не назвала это “интервью”. Весной 2014-го Карлсена пригласили в Москву на встречу со студентами физтеха. Организатором был мой хороший знакомый, основатель международного венчурного фонда. Попросил выступить модератором. Такие вещи делаю с удовольствием, мне самой интересно. С Магнусом общались по-английски, задавала вопросы на разные темы.

- Что вы поняли про него после этого разговора?

- Гроссмейстеры вовсе не такие “ботаны”, как многим кажется. Да нормальные ребята! Тоже любят красивых девушек, клубы, тусовки, футбол. Конечно, шахматы в жизни Карлсена занимают огромное место, он интроверт, прагматик, умеет сохранять за доской максимальную концентрацию. Но и ничто человеческое ему не чуждо.

- Фанатичным аутистом вам не показался?

- Ни в коем случае. Магнус - болтун. В хорошем смысле слова. Кто бы мог подумать, что через два с половиной года в финальном матче на первенство мира он будет встречаться с Сергеем Карякиным и в России снова возникнет всплеск интереса к шахматам? В том числе благодаря “Матч ТВ”.

- Работая во “Времечке”, вы разыграли в эфире другого ведущего - Игоря Василькова. Со временем тягу к розыгрышам не растеряли?

- С Васильковым было… Сейчас слышу о пранкерах - сразу вспоминаю, что мы выделывали на радио и в программе “Времечко”. Баловались здорово. Но теперь такое не практикую.

- Напрасно.

- Всему свой возраст. Почему я всегда в рамках одной профессии меняла жанры? Когда ты в 25 лет занимаешься подобными вещами - забавно. Если не закончил в 35 - это вызывает вопросы. После сорока - тебя жаль… Хотя все поступки после 38 лет, совершенные на эмоциях, можно считать озорными.

- Вас-то разыгрывают?

- Часто!

- Случай?

- Когда только создался “Матч ТВ”, мне дозвонился так называемый “Виталий Леонтьевич Мутко”. Он же пранкер. Многие в курсе, что трубку с незнакомых номеров не беру, общаюсь эсэмэсками. Но вот тут взяла.

- Раскусили?

- Сначала повелась. Люди, которые разыгрывают, обычно ловят своих героев на бегу, в спешке. Я-то сидела, спокойно отвечала. На середине разговора поняла, что это за “Виталий Леонтьевич”. Но было поздно.

ПОЗНЕР

- С Василием Бровко у вас свадьба была?

- Нет. А зачем?

- Устроить праздник себе и друзьям - разве плохо?

- Полагаете, надо?

- Это уж от вас зависит.

- Подумаем… Тогда времени не было.

- Бывают моменты, когда чувствуете, что двенадцать лет разницы с мужем - это много?

- Во-первых, одиннадцать (Василий родился 6 февраля 1987-го, Тина - 10 ноября 1975-го. - Прим. “СЭ”). А во-вторых… Что такое молодость? Скорость! С возрастом она замедляется - закономерный биологический процесс. У меня пока скорость высокая. Здесь мы с мужем совпадаем. Продлится ли это всю жизнь, не знает никто. Да и глупо что-то загадывать в современном мире, когда Билл Гейтс всерьез заявляет о необходимости брать налоги с роботов. Они же стремительно вытесняют людей из профессий. Скоро дойдет до того, что многим компаниям станет невыгодно платить человеку условно тысячу долларов. Лучше пусть получает пятьсот в качестве пособия и сидит дома, а вместо него вкалывает машина. Так что лет через десять мир может сильно измениться. И на этом фоне моя разница в возрасте с мужем покажется самой ничтожной проблемой.

- Илья Авербух рассказал о своих вредных привычках - ругается матом, непунктуален, ест на ночь, играет в PlayStation… А какие у вас?

- Хм. В PlayStation я не играю. Пунктуальна. Мат? Есть грех. Ох, ребята, грузинский мат - такой красивый! Что еще? Обожаю сладкое. Вредные привычки и пороки - это нормально. Без них жить неинтересно. Смысл жизни в том, чтоб работать над своими недостатками. В свое время в Америке провели эксперимент. Создали рай для мышей, кормили на убой. Самцы отъелись, вообще перестали что-то делать, рождаемость упала. В самках же проснулась агрессия. Сначала друг на друга нападали, затем начали пожирать обленившихся самцов.

- Прекрасный финал.

- Это близко к утопиям, которые описывали фантасты. Всегда плохо заканчивались попытки придумать выхолощенное общество, где люди идеальные, в белых костюмах с металлическим отливом. Уж лучше пороки, чем неконтролируемая человеческая агрессия.

- Есть правило, которое никогда не нарушаете?

- Стараюсь соблюдать режим. Для меня он залог хорошего психологического и физического состояния.

- Вы говорили в интервью, что спите по четыре часа. Какой же это режим?!

- Ну и что. Встаю каждое утро в 6.30. Проблема возраста в чем? В детстве ограничивает мама. Держит на паровых котлетках, не позволяет пить, курить, набивать рот всякой гадостью. Поэтому у нас здоровый вид, лучше выглядим, кожа свежее. Когда вырастаем, паровые котлетки заканчиваются. Но вот сегодня утром по дороге на работу поймала себя на мысли: “А ведь у меня со школы почти ничего не изменилось!” Я по-прежнему рано встаю, правильно питаюсь, равнодушна к алкоголю. С одной стороны, скучновато…

- А с другой?

- Я же трудоголик. Всегда работала наравне с мужчинами. Если хочешь конкурировать с ними на равных, побеждать, нужно быть в форме, следить за собой. Это - режим.

- У вас на левой руке татуировка. Подсказал рисунок близкий человек?

- Есть очень хороший мастер. Человек своеобразный, живет в Тибете, деньги для него роли не играют. Татуировки делает по настроению. Мы как-то сидели, разговаривали…

- Где? В Тибете?

- Да нет, в Петербурге. Это его родной город, время от времени приезжает. Он-то и предложил такой вариант. Я удивилась: “Почему именно знак воина? Зачем людей пугать?” В ответ услышала: “Так ты и есть воин. Пусть все знают…”

- Кроме аварии в Ницце, был хоть один эпизод, про который можете сказать: “Боженька меня уберег”?

- А у вас не было?

- Были. Но наши истории интересует лишь родственников. Да и то не всех.

- Все истории были даны в назидание. Каждый случай помогал мне перейти на новый уровень. Я поняла: не нужно ставить себе “потолок”, быть просто ведущей - это так скучно… Можно выйти совсем на другой уровень! Кто бы тогда поверил, что стану генеральным продюсером телеканала, который создадут с нуля?

- Немногие.

- Видите, как получилось. Жизнь-то, оказывается, интереснее. Я очень ценю то, что имею сегодня. Близкие живы и здоровы. Все остальное мы можем изменить! И спродюсировать!

- Четыре года назад Владимир Познер в своей программе спросил вас: “Очутившись перед Богом, что ему скажете?” Вы ответили по-грузински. Перевода не последовало. Так что?

- Не помню.

- А у нас записано. Знакомые грузины перевели.

- Как интересно. И что же?

- “Спасибо, Господь, за то, что для меня сделал. Надеюсь, после того, как меня не станет, ты поможешь моим детям и родным…” Какой сегодня дали бы ответ?

- Тот же самый. Бог для меня действительно сделал столько, что уже ничего не прошу, кроме счастья и здоровья близким. А с Познером, кстати, встречалась перед стартом канала “Матч ТВ”, уговаривала на один проект.

- Надо думать, безуспешно?

- Пока да. Но, уверена, все еще сложится. И нам обязательно повезет.

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ