Газета Спорт-Экспресс № 288 (3080) от 20 декабря 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

20 декабря 2002

20 декабря 2002 | Бокс и ММА

БОКС

Для большинства россиян наш профессиональный бокс сводится едва ли не к одному Константину Цзю, абсолютному чемпиону мира в первом полусреднем весе. Правда, сам Костя с таким подходом не согласен. Тем более что представители России и стран СНГ шаг за шагом завоевывают все более прочные позиции в мировом боксе. Но, как показывает практика, видеть их там особенно не жаждут, если только они не переезжают на жительство в другие страны, как Цзю в Австралию или братья Кличко в Германию. О проблемах, с которыми сталкиваются российские профессионалы, и о многом другом рассказывают создатель сильнейшей в России петербургской команды Игорь Шафер и один из самых ярких ее представителей Иван Кирпа.

Игорь ШАФЕР

БЫТЬ ЛЮБИТЕЛЕМ У НАС ПОКА ВЫГОДНЕЕ

Игорь Шафер - создатель и менеджер самой сильной в России петербургской профессиональной боксерской команды, в которую входят Роман Кармазин, Максим Нестеренко, Иван Кирпа, Денис Бахтов, Георгий Канделаки, Артур Шехмурзов, Юрий Романов, Юрий Царенко, Асланбек Кодзоев (последние трое - совместно с московским менеджером Андреем Романовичем) и другие. 21 декабря в Санкт-Петербурге подопечные Шафера выйдут на ринг в организованном им крупном турнире.

- Для начала простой вопрос, на который трудно ответить: почему вам удалось создать сильную профессиональную команду, а другим нет?

- Во-первых, люди не хотят вдаваться в организационные детали. Во-вторых, нужно больше работать с иностранными промоутерами, менеджерами и агентами: телевидение у нас не такое мощное, как западное, поэтому мы вынуждены налаживать контакты за рубежом и там проводить бои. Но контакты с неба не сыплются. Те, которыми располагаю я, - плод десятилетней работы. И, наконец, в-третьих, боксеры самостоятельно выбирают, с кем им работать. Одни пришли сами, других нашли мы. Если спортсмен в конце концов выбирает нашу компанию, значит, ему это выгодно. Мы ведь платим гораздо больше всех, кто работает в России.

- Вы упомянули о зарубежных партнерах. Кое-кого из них я видел. Многие из них, по-моему, просто "кидалы".

- Бокс - достаточно "теневой" вид спорта, всякой шушеры здесь действительно много, и с ней не надо иметь дела. Серьезные промоутеры, менеджеры, агенты никого не "кидают". Они могут предложить невыгодный контракт - так не подписывай и добивайся более выгодного, вот и все.

- Почему наши талантливые боксеры-любители так вяло идут в профессионалы? В свое время все об этом только и мечтали, но не было возможности. Теперь возможностей хоть отбавляй, а желающих поубавилось.

- Профессионалы зависят от телевидения, а наше телевидение серьезных денег пока не платит. Получается, что первые номера любителей получают за свои бои от спонсоров больше, чем профессионалы. А заграничным промоутерам русские боксеры не очень-то и нужны. Им нужны свои, причем в полном смысле слова. Почему, например, французский бокс переживает упадок? Потому что самые сильные бойцы там сейчас не этнические французы, а арабы и африканцы, имеющие французское гражданство. Из наших боксеров завоевать место под солнцем за границей сумели единицы. Костя Цзю, Юрий Арбачаков, Орзубек Назаров... Западным менеджерам требуются только лучшие наши боксеры с любительскими титулами уровня чемпионов Олимпийских игр и мира. Или, что называется, готовые бойцы, как Роман Кармазин. Или, наконец, молодые и очень перспективные.

- Кто из нашей нынешней любительской сборной больше всего подходит для профессионального ринга?

- Александр Малетин, но в его возрасте уже поздно туда переходить, как и Александру Лебзяку, которого я всегда считал готовым профессионалом. Нравится мне тяжеловес Александр Поветкин. Дистанция между профессионалами и любителями сильно увеличилась после того, как у последних были введены новые правила. Не каждый любитель, даже лучший, сможет стать настоящим профи. И, чтобы стать профи, самый лучший любитель должен очень много поработать с тренерами. Любительские перчатки, маски, работа рефери - от многого надо отвыкать. Кстати, у любителей есть свои странности. Смотришь, скажем, чемпионат Санкт-Петербурга или какой-то областной турнир - и видишь там много боев, похожих по стилю на профессиональные. А вот на чемпионате России и международных турнирах идет "тыканье", судьи не засчитывают удары по корпусу и так далее. Получается, что драться любителям дают только на низовых турнирах. Чемпион мира среди юниоров Артур Шехмурзов после первого 6-раундового профессионального боя сказал: "Теперь я понял, что это совершенно другой вид спорта". Конечно, другой! У любителей этот бой давно остановили бы за его явным преимуществом, а тут пришлось драться до конца. С другой стороны, Эмануэль Стюард, например, считает: если в дальнейшем у Америки не будет серьезных успехов в олимпийском боксе, то со временем она потеряет позиции и в профессиональном. Здесь все взаимосвязано, одного без другого нет. Любительская школа у нас великолепная - 9 чемпионов Европы из 12. Значит, аналогичная картина со временем должна быть и у профи.

- Мы долгие годы жили старыми запасами. Цзю, Арбачаков, Назаров и выступающие у вас Кармазин, Нестеренко - воспитанники советской школы. Одни из них уже сошли, другие находятся в достаточно зрелом для бокса возрасте. Смена есть, но не слишком многочисленная. Как исправить положение?

- Профессионалам нужны профессиональные тренеры. И дело здесь не только в навыках, но и в подходе. Не так давно у одного моего боксера сорвался главный бой его жизни. Знаете из-за чего? Из-за того, что его тренер не вовремя запил.

- Кто из наших тренеров готов работать с профессионалами?

- Александр Зимин, но он в Японии. Из тех, кто здесь, я бы отметил Вячеслава Зимина (однофамилец Александра). Молодой парень, всего 28 лет, но работает хорошо, все впитывает, читает, изучает и сам что-то хорошее постоянно придумывает. Есть и другие тренеры, которые, как и наши боксеры, "на подходе", то есть что-то уже знают, но до конца пока не готовы.

- Перейдем к молодым боксерам. Кого бы вы выделили из нового поколения?

- Иван Кирпа - перспективный, бьющий, целеустремленный парень, универсал, может быть агрессивным, может защищаться. Нравится мне совсем молодой Юрий Романов. 10 побед, 1 поражение - проиграл в Польше бой за титул чемпиона мира среди юниоров по версии IBF. Я не видел, но говорят, что ему просто не дали победу. Романов работает интересно: вроде очень агрессивно на средней и ближней дистанциях, не прыгает, не скачет, душит, душит, а потом дает противнику ответить, проваливает его и снова бьет сам. Очень рационально все делает, поэтому и сохраняет силы до конца боя. Тяжеловес Денис Бахтов начал карьеру не лучшим образом, но прибавляет с каждым боем. Потерпел два поражения, но это давние дела. И в обоих случаях взял реванш. Бывший чемпион России Алексей Варакин победил Дениса в заключительном раунде, а в следующем бою Бахтов ударом по печени нокаутировал его во втором. Проиграл он по очкам в 4 раундах и англичанину Мэтью Эллису, а потом там же, в Англии, нокаутировал его в 5-м раунде. К тому времени Бахтов завоевал титул интернационального чемпиона WBC, и это была его первая защита. Кстати, до него этим титулом владел Владимир Кличко. Побеждать Бахтов стал, когда научился хорошо работать в контратаке, прибавил в тактическом мышлении. Думаю, толк из него выйдет. Да можно сказать, уже вышел. Интересен и грузинский тяж Георгий Канделаки. Он, правда, лентяй и мало тренируется, но боксер умный, не "бей-беги". У Канделаки 22 победы в 22 боях, и если он начнет тренироваться в полную силу, то способен стать настоящей грозой для кого угодно. Думаю, Виталия Кличко может победить уже сейчас.

- Большинство российских боксеров относится к тем, кого на Западе называют unprotected (незащищенными): это означает, что им не подбирают противников специально.

- У нас такой возможности нет. Нам нужно завоевывать телевидение, а этого не добьешься, показывая бои с "мешками", заведомо не имеющими шансов, как часто делают в Европе. Конечно, наша система - борьба на выживание. Но те, кто выживает, начинают расти быстрее во всех смыслах. Так пробился Романов, выиграв у Стива Мюррея интерконтинентальный титул WBO. Или Юрий Царенко, который победил Локкетта, как сказали англичане, в стиле Бешеного Быка Ла Мотты и завоевал тот же титул.

- А как вам Кодзоев?

- Он хорошо провел один бой, но пока с ним не все ясно. Вот, кстати, пример того, о чем мы говорили. Джерри Эллиотт, с которым он боксировал, - искусственно созданный боец. Воевал с "мешками", возомнил о себе Бог знает что, но стоило ему встретить в лице Кодзоева нормального боксера - тут же проиграл. Асланбек - хороший парень. Недавно выиграл у сильного боксера Сергея Татевосяна, но, чтобы говорить о нем как о серьезной новой силе, нужны еще победы.

- Что скажете о совсем молодых?

- Об Артуре Шехмурзове, бывшем чемпионе мира среди юниоров, я уже говорил. С ним заключила контракт Lion Promotions, компания Леннокса Льюиса. Мы отправили им его данные, записи боев, в том числе любительских, где он завалил несколько противников ударом слева по печени. Он вообще-то правша, но стоит в правосторонней стойке, как левша. С ним сейчас работает уже упоминавшийся мною Вячеслав Зимин, к которому, кстати, перешел и Бахтов.

- Как поживают ветераны? Например, Роман Кармазин после того, как проиграл бой Хавьеру Кастильехо за титул чемпиона по версии WBC?

- Он перед тем боем говорил: если проиграет, завяжет с боксом. Но сейчас очухался и утверждает, что хочет боксировать - мол, меня еще узнают. 19 января проведет бой за титул чемпиона Европы с испанцем Хорхе Араухо. Вот тогда-то все и станет ясно.

- А Максим Нестеренко?

- Очень хороший парень и тоже может многое. Будем смотреть. Да и Михаила Криволапова, пусть он и проиграл британцу Хаттону, нельзя списывать со счетов. Криволапов в одном весе с Кирпой - вот мог бы получиться хороший бой! В Америке огромные аудитории собирают прежде всего бои между своими боксерами. Мы тоже постепенно к этому подходим. Такие встречи могут получиться интереснее, чем бои с иностранцами. Если телевидение начнет платить деньги, мы можем получить самый зрелищный бокс в мире.

- 21 декабря первый канал покажет ваш питерский турнир. Как вы думаете, это будет способствовать развитию бокса в стране?

- Все зависит от того, какой бокс продемонстрируют ребята. Не хочу загадывать, но думаю, что очень приличный. Тогда это может действительно стать первым шагом на большом пути. Боксерский бум в принципе уже начался. Телеканалы наперегонки показывают хорошие бои, но главным образом с участием наших боксеров, живущих за рубежом, или вообще поединки без наших. Теперь задача - показать, что мы и у себя дома можем проводить бои не хуже. Бойцы для этого у нас есть.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ