Газета Спорт-Экспресс № 101 (5571) от 12 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

13 мая 2011

13 мая 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1959 год. Часть четвертая

Подводить итоги внутреннего календаря будем по давно опробованной схеме: коротенько пройдемся по оставшимся наиболее значимым турнирам, оценим сезон устами специалистов, еще раз наступим на больные мозоли, отметим лучших (игроков и команды), обласкаем их комплиментами и раздадим учрежденные разными изданиями и организациями призы.

"ВОТ ОНИ ИГРАЮТ, А МЫ…"

Видимая легкость и непринужденность, с какой бразильцы расправились на ЧМ-58 с сильными мира футбольного, высочайшая, за гранью фантастики, сколь эффектная, столь и эффективная, подчиненная интересам команды техника, тактическая зрелость, отлаженная взаимосвязь между линиями - все это восхитило и взбудоражило мировую общественность. А также ввело в ступор советских теоретиков и практиков, которые ничего подобного дотоле не видели и зримо осознали огромную пропасть, отделявшую отечественный футбол от лучшего бразильского образца. Выразил это в доступной форме сразу после игры СССР - Бразилия Борис Кузнецов. Истерзанный Гарринчей, он вошел в раздевалку и бросил в сердцах: "Копец (бумага не терпит употребленного защитником синонима. - Прим. А.В.) рашн футбол. Вот они играют, а мы фигней (см.предыдущее примечание. - А.В.) занимаемся!"

Бразильский футбол стал путеводной звездой, недостижимым идеалом. Хочешь не хочешь, идти к нему надо. Все этажи спортивных и футбольного ведомств сотрясали бурные споры, в которых ораторы, стараясь перекричать оппонентов, никого, кроме себя, не слышали. Может, утрирую, но по сути так и было.

ТЕХНИКА ИЛИ АТЛЕТИЗМ?

Одни призывали налечь на технику, другие - идти проторенным путем: развивать скорость, выносливость, атлетизм. И комплектовать команды гренадерами - по росту и живому весу. Не шучу.

В чем были едины - в необходимости немедленно менять систему: не политическую, упаси бог, с ней полный порядок (в этом мы не только Бразилию, весь остальной мир переплюнули), а тактику отжившую. Выразили опасение, как бы увеличение численности оборонцев не сказалось на традиционно атакующем стиле советского футбола.

Копия всегда хуже оригинала - прописная истина. Копирование тактической расстановки 4-2-4 при остром дефиците игроков уровня "кампеонов" обернулось резким креном в сторону обороны. В штрафных стало больше народу, забивать сделалось сложнее. В 59-м результативность поползла вниз: 2,91 против 3,37 в предыдущем году.

С наступлением нового сезона дискуссии перенесли из кабинетов на поля. Технари: наиболее яркий представитель - тбилисцы. Помимо них к интеллектуальному, техничному футболу стремились и преуспевали в этом автозаводцы, киевляне, "Спартак", но все они в силу обстоятельств, субъективных и объективных, не сумели раскрыть богатый потенциал. Вот, пожалуй, и все. Остальные в той или иной степени из-за неумения или нежелания уповали на силу (не особо стесняя себя в средствах) и удаль.

Грузинское "Динамо" и московские армейцы - антиподы. К очной московской встрече в 9-м туре расположились они на почтительном друг от друга расстоянии: ЦСК МО с десятью очками - третий, тбилисцы с шестью - девятые. Журналист Виктор Васильев, подводя итоги года, взглянул на этот матч с позиции мировоззренческой:

"Перед началом встречи динамовцев Тбилиси с командой ЦСК МО многие считали, что армейцы, которые были тогда на подъеме, без особого труда справятся с неудачно начавшими сезон соперниками. Игра тбилисцев с ее прозрачно тонкой паутиной комбинаций выглядела на фоне сокрушающего силового напора команды ЦСК МО хрупкой, хотя временами и эффектной. Но красота игры, увы, не может тронуть бесчувственное сердце турнирной таблицы…

Случилось неожиданное: динамовцы чисто положили своих соперников на лопатки, одержав победу со счетом 2:0. Дело было не в счете, хотя он и производит впечатление. Матч этот с удивительной ясностью показал, что против остро отточенной техники грозная силовая манера оказывается неуклюжей и бессильной…

Старт сезона заставлял опасаться, что силовая борьба, "освещенная" приобретением столь важных очков, будет вербовать себе все больше сторонников.

Вот почему матч динамовцев с армейцами был не просто календарной встречей двух сильных соперников - в этом матче техника, разгневанная своими долгими неудачами, решила наконец показать, на что она способна.

В этом была своя закономерность: успехи силового направления могли быть только временными… Техничные команды от матча к матчу повышали класс игры, а силовые команды увядали и тускнели… Тот факт, что техника все-таки восторжествовала над силовой борьбой, неоспорим.

И за это мы должны быть благодарны динамовцам Тбилиси. Заняв в итоге третье место, они не только реабилитировали технику. Своей результативной игрой (первое место по забитым мячам!) тбилисцы убедили всех, что техничная игра не только самая красивая, но и самая полезная".

Факты эту мысль подтверждают. По итогам турнира представители обоих направлений поменялись местами: тбилисцы - третьи, армия - девятая. Не будь заминки на старте, объяснимой омоложением и стабилизацией состава, которые затеял новый тренер Андро Жордания, грузины могли замахнуться на золото.

ГАРМОНИЯ

А что же чемпион? Какую веру исповедовал? "Динамо" Михаила Якушина показало футбол эффективный, гармоничный, умный, осмысленный. Корреспондент "Комсомолки" Н.Киселев писал 16 мая в отчете об игре "Динамо" с армейцами: "Динамовцы Москвы победили (3:0. - Прим. А.В.), убедительно доказав, что их стиль игры, в котором сочетаются лучшие традиции нашего футбола, превосходит оборонительный силовой футбол. Это была не только победа игроков на поле, но и победа тренерской мысли".

По окончании первенства лестно отозвался об игре динамовцев Мартын Мержанов:

"Успехи новых чемпионов нужно объяснить прежде всего прочным "футбольным фундаментом", который заложен в основе этой команды: хороший, ровный, физически подготовленный ансамбль, ясные тактические цели и высокая техника, дающие возможность довольно точно выполнять поставленную перед коллективом тактическую задачу.

Хочется отметить хладнокровие тренера Михаила Якушина, который устоял перед ураганными ветрами, подувшими из Швеции прошлым летом, и оказался верным своим старым принципам… Именно это помогло ему создать комбинационную игру, полную красивых, острых атак" ("Огонек" № 47).

СУДИЛИ НЕ ПО ПРАВИЛАМ, А ПО ПОНЯТИЯМ

Предметом всеобщего недовольства, а порой возмущения, с народных низов до начальственных верхов, были хронические, не поддающиеся стационарному лечению (хирургическое вмешательство категорически не допускалось) болячки.

Говорить о календаре желания не испытываю. Что толку толочь воду в ступе, тем более уже по нему прошелся. Столь же живая, неувядающая тема - судейство. Не отдельные ошибки (избежать их невозможно), случайные или преднамеренные, корежившие судьбы отдельных матчей, волновали народ, а либерализм к "мясникам" и "лесорубам", робость и нерешительность при нарушениях закона в границах штрафной.

"У нас не так давно считали судью плохим, если он судил строго по правилам. Его называли "формалистом", упрекали в том, что он-де не дает играть. К сожалению, наши арбитры дрогнули под напором противников строгого судейства… Судьи не часто и не очень охотно прибегают к пенальти даже тогда, когда необходимость его очевидна.

Нечестная игра - бич нашего футбола. Нечестных игроков - с поля! Об этом говорят правила. Ими и нужно руководствоваться. И чем скорее это поймут судьи Демченко, Клавс, Калевисте, Одинцов, Шевцов, Бочаров и другие, чем скорее они расстанутся с вредным либерализмом, тем скорее советский футбол станет техничным и красивым", - писал Виктор Дубинин в журнале "Спортивные игры".

Дубинин, и не только он, негодовал по поводу сложившихся в судейской гильдии неписаных правил, как то: а) к нарушениям в штрафной площадке и вне ее подходить дифференцированно; б) желательно избегать пенальти при ничейном счете; в) по возможности реже наказывать хозяев. Как показывает практика, многие арбитры судили чаще не по правилам, а по понятиям. Всего в 1959 году назначено 22 пенальти. В среднем мяч на "точку" ставили раз в шести матчах. В играх между командами разных городов (внутримосковские поединки не берем) - 13 раз. Счет - 10:3 в пользу хозяев. Причем один из трех на результат не влиял: назначен был за четыре минуты до конца при счете 1:4. Хозяев поощряли в большинстве случаев, когда надо.

Удаляли еще реже. К примеру, в 58-м всего три раза: в каждом 44-м матче! В следующем году под нажимом общественности количество удалений возросло до девяти. И здесь гостей наказывали в три раза чаще. И предупреждениями не злоупотребляли - в среднем давали одно в двух матчах.

ХУЛИГАНОВ - НА ПОРУКИ

Время было такое - разгул товарищеских судов. По мере приближения к светлому зданию коммунизма (первым его контуры узрел на горизонте Никита Хрущев) функции отмирающего государства постепенно переходили к народу. Мелких правонарушителей передавали на поруки здоровому коллективу по месту учебы или работы. Для перевоспитания.

Что же касается футболистов, заботу о повышении их культурного и нравственного уровня с семьи и школы, комсоргов и парторгов, начальников команд и тренеров переложили на хрупкие судейские плечи. Подозреваю, что требовали от арбитров, прежде чем карать за содеянное по всей строгости, терпеливо проводить воспитательные беседы без отрыва от производства. Плоды просвещения всходов на футбольных полях не дали. Эффект получился противоположный задуманному. Пользуясь мягкотелостью арбитров, костоломы в полной мере раскрывали заложенные природой таланты. Когда дело доходило до серьезных конфликтов, в них иногда вовлекались и зрители, все шишки валили на "стрелочника"-судью. Обвиняли в либерализме, а то и в попустительстве грубиянам. Страдали жертвы "заплечных дел мастеров", отправленные на бюллетень, и сами арбитры. "За непринятие своевременных строгих мер" отлучали их на разные сроки от работы. А хулиганов отдавали "на поруки" родному коллективу. В худшем случае дисквалифицировали на одну, максимум две игры.

Люди криком исходили. Пробиваясь на газетные страницы, вопиющий глас народный растворялся, словно в пустыне.

СТРАНА УЗНАЛА СВОИХ ГЕРОЕВ

Виктор Дубинин в уже процитированной статье писал: "Случаи нечестной игры стали настолько многочисленными, что вызывают тревогу... Встреча "Локомотива" и команды СКВО (Ростов). С первых же минут подвергается "обработке" нападающий ростовчан Мосалев. Защитник Рогов не видит мяча, да его и интересует не мяч, а Мосалев. В результате травмированный ростовчанин выбывает из борьбы, хотя и остается на поле. Дело сделано, нападение противника ослаблено. А то, что судья три-четыре раза штрафовал жестко игравшего Рогова, - пустяки: для ворот это не опасно!"

Евгений Рогов - имя нарицательное. Жертвы его, только по сведениям прессы и воспоминаниям пострадавших, неисчислимы. Судьба Евгения хранила. В течение 13 лет он успешно "косил" на полях отчизны, провел в составе ВВС и "Локомотива" более 150 матчей и ни разу не был удален! Скажу больше: в 55-м капитанил в "Локомотиве", чуть позже входил в число 33 лучших футболистов страны и даже привлекался в сборные команды Союза.

Дубинин назвал и боевых соратников Рогова (не всех - места бы не хватило). Страна должна знать своих "героев": Щербаков и Линяев (ЦСК МО), Бочаров (СКВО), Гек и Мещеряков ("Зенит"), Левкин и Миргородский ("Молдова"), Ерохин ("Динамо" Киев), Кирш ("Крылья Советов")... Имя им - легион.

ГОВОРИЛИ, УВАЖАЕМЫЙ Вл. ПОНЕДЕЛЬНИК

Из груды читательских писем выделю одно - Владимира Понедельника, корреспондента "Известий" по Северному Кавказу. Болельщик "Спартака" по велению сердца и ростовского СКВО по территориальному принципу сделал немало дельных замечаний о состоянии советского футбола, подверг нелицеприятной критике непутевый календарь и завершил волнующей широкую общественность темой:

"... Мне хочется сделать одно не очень, может быть, оригинальное замечание. Оно касается так называемой силовой борьбы. Кому-кому, а отцу, сидящему на трибуне, лучше всего видно, как "охотятся" за центральным нападающим армейцев...

Складывалось впечатление, что тренеры команд дали "установку" своим защитникам: вывести "девятку" ростовчан из игры. А судьи? Чаще они старались это не замечать. Или отделывались безобидным штрафным ударом.

Подобная жесткая, грубая, неспортивная борьба должна стать предметом разговора, и очень серьезного, в Федерации футбола".

Говорили, уважаемый Владимир Понедельник, много говорили - собрал солидную кипу стенограмм заседаний Федерации. И пальчиком грозили, и кулаком по столу председательскому стучали, и постановления строжайшие строчили. Да что толку.

"Воруют?" - обреченно произнес Николай Карамзин, не надеясь на искоренение зла в отечестве. Актуальна проблема и сегодня. По популярности и безнадеге успешно конкурирует с ней другая: "Не исполняют!" Постановления, приказы, указы на разных уровнях, правильные, справедливые, гуманные, способные улучшить нашу с вами жизнь, остаются на бумаге.

А Владимиру Понедельнику можно лишь посочувствовать: каково видеть избиение сына родного при всем честном народе. Сам не единожды был тому свидетелем.

Виктор Понедельник унаследовал журналистские гены родителя. Журналистикой занимался профессионально, заведовал отделом футбола в центральном спортивном издании, был редактором популярнейшего в стране еженедельника "Футбол". Его репортажи с чемпионатов мира и Европы, умные аналитические статьи, принципиальные, смелые выступления, бичевавшие договорные матчи в период их расцвета и прочие пороки, предложения по реформированию нашего футбола имели широкий общественный резонанс. О многочисленных достоинствах незаурядного игрока, очень на это надеюсь, поведаю позже. Пока он в начале славного, звездного и, к сожалению, короткого пути в большом футболе.

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Рассказанные здесь "страшилки" способны создать превратное впечатление о криминогенной ситуации на полях. Все познается в сравнении. Для старшего поколения, имеющего возможность сравнивать, футбол 50-х был куда чище, гуманнее современного: симуляции, хватание за майку и трусы (артистично, виртуозно ныне исполняемые) применялись крайне редко, преднамеренных ударов локтем в лицо в воздушных единоборствах не припомню даже, толкотня в штрафной при "стандартах" с захватами, тычками, ударами исподтишка отсутствовала напрочь. Время другое, критерии. То, что в наш жестокий век стало нормой, 50 лет назад возмутило бы все футбольное сообщество. Как возмущало безобидное, опять-таки в сравнении с нашими фанатами, поведение советских болельщиков.

Что тревожило СМИ и особенно администрацию стадионов? Свист, крики, нецензурная брань, появление на трибунах в нетрезвом виде... Нам бы их заботы. Не вина крикунов и матершинников, а беда: не имели возможности проникнуться содержанием бестселлера века - "Кодекса чести". Автор его пребывал тогда в безмятежном дошкольном возрасте.

КНУТ И ПРЯНИК

За неимением "классики" утихомирить темпераментных любителей пытались примитивными подручными средствами. В.Напастников (администратор Лужников) прилюдно обещал мобилизовать все имеющиеся средства пропаганды: радио, плакаты, рассказывать о правилах игры... "Думаю, что это принесет немалую пользу", - оптимистично заявил он.

Директор стадиона "Динамо" В.Тимофеев подготовился основательнее. Помимо универсальных средств - пропаганды спорта по радио, выпуска специальных программ - проводил политику кнута и пряника. Пряник - в виде установленных на всех трибунах ящиков для писем и предложений. "Вот так, дорогой болельщик, - обратился он через газету непосредственно к объекту воспитания, - окончилась игра, ты чем-то недоволен, а у тебя возникли какие-то вопросы. Напиши их, опусти в ящик, и мы тебе дадим ответ".

Кнут - наказание страшное. Только изощренный ум садиста способен применить в советский просвещенный век средневековую пытку. Не опасаясь последствий, директор открыто заявил: "Будет у нас и кнут, который больно сечет пьяниц и крикунов.

"Нет ли здесь ваших знакомых?" - так будет называться доска с фотографиями нарушителей общественного порядка".

Святая простота...

"Прожекты" советских утопистов совершенствуют на новом эволюционном витке российские единомышленники. За результатами их скромного труда многоуважаемые наши читатели имеют возможность наблюдать непосредственно на трибунах. Но лучше (в смысле безопаснее) дома - у телеэкранов.

Окончание - завтра