Тревоги цифровой эпохи: каким получился 7-й сезон сериала «Черное зеркало»
«Черное зеркало» давно стало символом тревог цифровой эпохи. Созданный Чарли Брукером как зловещая антология о технологиях, которые «могли бы случиться уже завтра», сериал за годы успел изрядно трансформироваться. От жесткого социального комментария проект перешел к постироничному постмодерну. Но, кажется, сериал все больше теряет актуальность и остроту тем.
Рассказываем, какие из свежих кусочков антологии запомнились, какие разочаровали — и есть ли в них что-то по-настоящему новое.
Сюжет эпизодов 7-го сезона сериала «Черное зеркало»
Осторожно: в этой главе есть спойлеры! Если еще не смотрели сериал, переходите к следующей.
Сюжеты новых эпизодов охватывают привычную для шоу палитру тем — от искусственного интеллекта до виртуальной реальности. В центре внимания — снова человек, оказавшийся не готовым к новым технологиям и страдающий от их использования. И, конечно, собственных решений.
1. «Обычные люди» (Common People)
В ролях: Рашида Джонс и Крис О'Дауд.
Майк — обычный сварщик, женатый на школьной учительнице по имени Аманда. Но однажды в их семью приходит беда. У женщины диагностируют неоперабельную опухоль мозга.
По всем законам жанра на помощь приходят новые технологии. Герои соглашаются на экспериментальное лечение, в ходе которого поврежденную часть головного мозга Аманды заменят на синтетический материал. Увы, во всем этом есть подвох.
Героиня оказывается зависимой от пожизненной подписки, без которой просто не сможет существовать и выключится, будто музыкальный стриминговый сервис.
При этом тарифы все дорожают и дорожают, прямо в речь героини встраивается реклама, а не самый богатый Майк решается на унизительные стримы ради поддержания существования своей любимой жены.
2. «Предмет отвращения» (Bete Noire)
В ролях: Сиена Келли и Рози Макьюэн.
Мария — исследователь в шоколадной компании. Она сталкивается с Верити, бывшей одноклассницей. Девушка, которую травили в школе, устраивается на работу прямо в отдел главной героини, после чего все идет наперекосяк. А сама Мария, кажется, начинает терять связь с реальностью.
Девушка выясняет, что она — не первая жертва Верити. Бывшая компьютерная заучка, оказывается, стремится отомстить обидчикам за издевательства, которым подвергалась в школе.
Для этого она изобрела мощное устройство, которое делает все сказанное ею реальностью. Если она скажет в специальный передатчик «аллергии на орехи не существует», все тут же забудут, что такое бывает, и будут в недоумении спрашивать, о чем идет речь.
Второй эпизод можно назвать наименее правдоподобным из всех новинок, но именно это и наделяет его большим задором. «Предмет отвращения» — глуповатое, но интересное зрелище. Это выделяет его на фоне депрессивной первой серии.
3. «Отель «Мечта» (Hotel Reverie)
В ролях: Исса Рэй и Эмма Коррин.
Брэнди Фрайдей, голливудская звезда, соглашается на участие в ремейке классического фильма, погружая свое сознание в виртуальную реальность с помощью технологии ReDream.
В процессе съемок происходит эксцесс. Брэнди застревает в полуработающей симуляции с главной героиней фильма «Отель «Мечта» по имени Клара. Ее цифровой слепок перестал быть просто частью сценария ленты и начал обрастать собственной личностью.
Женщины проводят вместе месяцы в замороженной симуляции, но после перезапуска системы Клара теряет воспоминания, оставляя Брэнди в отчаянии.
Эпизод исследует границы между реальностью и виртуальностью, а также природу любви, при этом не пугая внедрением технологий, а показывая, что они могут подарить что-то новое и прекрасное.
4. «Игрушка» (Plaything)
В ролях: Питер Капальди и Уилл Поултер.
Это серия, события которой разворачиваются во вселенной нелинейного фильма «Бандерснэтч» (или «Брандашмыг») от Netflix. На экране вновь появляется Уилл Поултер в образе разработчика видеоигр, но история концентрируется на других персонажах.
В центре сюжета — Кэмерон Уокер, которого задерживают по подозрению в убийстве, произошедшем несколько десятков лет назад. Во время допроса выглядящий сумасшедшим герой подробно рассказывает историю. Преступление оказывается лишь маленькой деталью, а центром — гениальная компьютерная игра, внутри которой зародилась новая форма жизни.
Сложно представить, что после пандемии, когда видеоигры окончательно вошли в быт людей всех возрастов, кто-то может серьезно воспринять сюжет об убийце-геймере. Если же не относиться к эпизоду слишком серьезно, то «Игрушка» перевоплощается в веселую и абсурдную сказку, вдохновленную эпохой 90-х.
5. «Скорбь» (Eulogy)
В ролях: Пол Джаматти и Пэтси Ферран.
Филипп — не самый молодой мужчина, который узнает о смерти своей бывшей возлюбленной Кэрол и соглашается предоставить воспоминания для ее цифровой панихиды. В процессе он сталкивается с болезненными воспоминаниями об их сложных отношениях, включая измены и упущенные возможности.
В ходе виртуального путешествия по закоулкам памяти герой обнаруживает артефакты прошлого и осознает, что все могло бы сложиться иначе, если бы...
«Скорбь» — самый эмоциональный и дружелюбный к технологическим веяниям эпизод. Серия фокусируется на чувствах и лишена предостерегающего высказывания об опасности новых гаджетов, которыми славится «Черное зеркало».
6. «USS Каллистер: В бесконечность» (USS Callister: Into Infinity)
В ролях: Кристин Милиоти, Джимми Симпсон и Джесси Племонс.
Продолжение эпизода из четвертого сезона, в котором героям — виртуальным клонам реальных людей — удалось вырваться из ловушки своего коллеги-разработчика Роберта Дэйли. Там он жестоко издевался над ними.
Покинув обособленный сервер Дэйли, герои попадают в мир многопользовательской игры, где вынуждены выживать, грабя реальных игроков и отнимая у них местную валюту. Несанкционированная активность закономерно привлекает внимание геймеров, и дело доходит до главы компании-разработчика.
Тем временем героиня Наннет обнаруживает в игре цифровых клонов, среди которых есть и ее собственный. Дело рискует утечь в прессу и похоронить будущее всей корпорации. Ведь создание цифровых слепков настоящих людей запрещено законом.
Сиквел «USS Каллистер» стал самым длинным и насыщенным эпизодом всего сезона. Кроме этого, финал не лишен злободневной критики, обернутой в упаковку захватывающего приключения.
Каким получился 7-й сезон сериала «Черное зеркало»
Седьмой сезон ощущается как попытка вернуться к истокам — и во многом это удается. Но при этом все показанное на экране не работает так же хорошо, как раньше. И дело здесь вовсе не в качестве сюжетов или подходе создателя Чарли Букера. Просто во времена, когда новостная лента пестрит информацией о технологиях, придумки «Черного зеркала» перестали восприниматься как что-то интригующее и важное.
Зрители и так давно в курсе, на что способны технологии, а критика подписок или сюжеты о видеоиграх выглядят до банальности смешными. При этом концепты серий все еще могут вызвать интерес. Но самыми яркими впечатлениями сезона становятся эпизоды, которые лишены назидательного тона и пугающего флера антиутопичности.
Во времена, когда благодаря развитию нейросетей в воздухе начинает витать ощущение предстоящего технологического рывка, свежие эпизоды выглядит как самоповтор — и дело вовсе не в сиквелах, а в самом подходе. Может, настало время для «Белого зеркала» — о плюсах новейших изобретений?
Тем не менее визуально сериал все еще держит планку, а актерский состав отрабатывает свое появление на полную. Так что, несомненно, даже при всех недостатках «Черное зеркало» все еще интересно смотреть и обсуждать — просто уже не так воодушевленно, как раньше.
Стоит ли смотреть 7-й сезон сериала «Черное зеркало»
Седьмой сезон «Черного зеркала» — это возвращение формы, хотя и не в идеальном виде. Он напоминает, за что именно все полюбили этот сериал.
И пусть чувство новизны давно улетучилось, и не все серии попадают точно в цель, в зеркале можно рассмотреть не только создателя проекта Чарли Брукера, но и самих себя.