9 ноября 2010, 12:33

Александр Савин: "Хочу открыть в Обнинске волейбольный музей"

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

22 октября в американском городке Холиок состоялась 25-я церемония включения новых членов в мировой Зал славы волейбола. Среди них был и представитель нашей страны - прославленный нападающий сборной СССР Александр Савин. На прошлой неделе он побывал в гостях у "СЭ".

- Вы стали 11-м представителем СССР в Зале славы. Не обидно, что в США о наших заслугах перед мировым волейболом вспоминают чаще, чем в России?

- Ну, не скажите. Когда идешь оформлять какие-то бумаги - да, иногда хочется выругаться. Всюду бюрократия и никакого уважения. Но вот наша федерация, считаю, уделяет ветеранам достаточно внимания. Регулярно нас собирает, чествует. Моя поездка в Холиок была целиком оплачена ВФВ. Дорога заняла 24 часа. В Америке пробыл двое суток. И все это время был нарасхват. Такое отношение, признаюсь, тронуло. С включением в Зал славы меня поздравили мэр города, сенатор, парламентарии. Не говоря уже о местных волейбольных функционерах во главе с Дагом Билом. Для них советский волейбол - не какая-то абстракция. По их словам, они из него "выросли".

- Но ведь волейбол придумали в США.

- Да, как раз в Холиоке, где об этом трубят на каждом углу. К своей истории американцы тоже относятся с трепетом. Только представьте себе: едет полицейская машина, а на борту написано "Здесь родился волейбол". Поворачиваешься - и читаешь на другом автомобиле точно такую же надпись. Вот так из, казалось бы, простых вещей можно сделать культ. Хотя Штаты, в отличие от России, сложно назвать волейбольной державой. По крайней мере до 80-х они ею точно не являлись. Как считают сами американцы, отправной точкой для развития серьезного волейбола у них стал визит сборной США в СССР на первый мемориал Владимира Саввина. Они даже помнят, что тот турнир отыграли в советской форме.

- Это еще почему?

- Свою по ошибке забыли дома - пришлось одалживать у нас. Выглядело все это сюрреалистично. На дворе 1975 год. И тут перед нашими зрителями появляются американцы с серпом и молотом на груди…

- Кого в этом году ввели в Зал славы вместе с вами?

- Знаменитых пляжных волейболисток из Бразилии - Адриану Беар и Шелду. Перуанку Габриэлу Перес дель Солар, венгерку Габриэллу Кочиш и посмертно - великого польского тренера Хуберта Вагнера. В церемонии принимал участие его сын Гжегож. Выход каждого лауреата на сцену сопровождал ретроспективный ролик. В мой вошли отрывки из московской Олимпиады и знаменитого матча Бразилия - СССР, собравшего на "Маракане" 108 тысяч зрителей. Слушая речи лауреатов, невольно ловил себя на мысли, что все они так или иначе коснулись темы советской сборной - как эталона, по которому всегда равнялись их команды.

- Может, и нам когда-нибудь учредить свой Зал славы?

- Не знаю, как насчет Зала славы, но в родном Обнинске - на базе школы, носящей мое имя, - я давно хочу открыть что-нибудь вроде музея. Готов передать туда все свои награды, кубки, памятные вещи. Мы с женой недавно посчитали: одних только золотых медалей у меня больше 70! Заодно попросил бы сделать то же самое родственников ныне покойных Юрия Чеснокова, Константина Ревы, кого-то еще. Поверьте, коллекция получится шедевральная. Но для реализации этой идеи нужны деньги. А где их сейчас найти? Ходить по инстанциям и упрашивать чиновников совершенно бесполезно. Так что буду рад, если с организацией волейбольного музея мне помогут болельщики. Собственно, для них он и задумывается.

Полная версия интервью

Придумай мем

Новости