21 октября 2011, 02:00

Александр Богомолов: "Если Тарпищев предложит поговорить, внимательно выслушаю его"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

КУБОК КРЕМЛЯ

Американский четвертьфиналист турнира, проводящий лучший в своей карьере сезон и имеющий два паспорта, в разговоре с корреспондентом "СЭ" подтвердил, что не исключает смены теннисного гражданства

Евгений ФЕДЯКОВ
из "Олимпийского"

За 28 лет своей жизни Александр Богомолов-младший успел уже немало - уехать с родителями в Мексику и купить в Майами собственный дом, обыграть будущую первую ракетку мира и получить полтора месяца дисквалификации за использование запрещенного лекарства, жениться на известной американской теннисистке и развестись с ней. Также он умудрился познакомиться со своей будущей женой-бразильянкой, придя на автомобильную выставку с загипсованной рукой, а в 28 лет, когда многие его коллеги уже "едут с ярмарки", провести лучший сезон в своей карьере и подняться на 37-е место в мировом рейтинге.

В конце получасовой беседы в среду вечером на бордовом диване в турнирном офисе, расположенном на арене "Олимпийского", я пришел к выводу, что этот доброжелательный рыжеволосый парень однозначно переживает сейчас лучший период в своей жизни.

В МЕКСИКУ ВЗЯЛ МАШИНКУ И ИКОНУ

- Александр, вы впервые попали в основную сетку "Кубка Кремля" - и сразу же вышли в четвертьфинал. Каковы ощущения?

- Просто фантастика! В первом матче не обошлось без нервов, а во втором - против Миши Кукушкина - с самого начала уже и уверенность была, и настрой соответствующий. Очень хочу показать здесь хороший результат - и для себя, и для того, чтобы папа порадовался.

- Тогда давайте вернемся примерно на 20 лет назад, когда ваш отец, чемпион СССР, в 1992 году получил приглашение уехать работать в Мексику, а затем в 1994-м вместе с семьей перебрался в Америку. Родители сразу приняли решение, что будете выступать за США?

- Мне трудно говорить за них, но думаю, что все получилось довольно естественно. Мама смогла устроить дела таким образом, чтобы мы раньше, чем это обычно происходит, получили сначала гринкардс, а потом и американские паспорта, с которыми можно было путешествовать, не имея проблем с получением виз. При этом от российского гражданства никто не отказывался.

- То есть у вас не только американский паспорт, но еще и российский?

- Совершенно верно.

- Что взяли с собой из Москвы, уезжая в Мексику?

- Моя старшая сестра Катя - плюшевого медведя, а я - машинку. А еще двоюродная сестра дала мне с собой икону с изображением святого Серафима. Сказала тогда, что это мой ангел-хранитель. Между прочим, та икона до сих пор со мной. Что же касается отъезда, то все получилось очень быстро. О том, что принято соответствующее решение, нам сказали едва ли не за пару дней до вылета. Ехали, по сути, в неизвестность, не зная, вернемся когда-нибудь или нет.

- А как из Мексики отцу удалось перебраться в Майами?

- Кажется, мы с Катей, которая тоже серьезно занималась теннисом, выиграли какой-то юниорский турнир, и его директор предложил папе попробовать поработать на новом месте. При этом мама с моим младшим братом остались в Мексике и переехали к нам только после того, как папа накопил достаточно денег.

- Адаптировались в Америке быстро?

- Разумеется, нет. Мы приехали туда только с сумкой и чемоданом, не зная английского языка, хотя в Мексике неплохо освоили испанский. Поэтому с другими детьми поначалу общались с трудом, пару раз меняли школу. Но потом выучили язык, узнали историю Америки и как-то втянулись. Все-таки когда долго живешь в одном месте, то рано или поздно привыкаешь.

- Тогда почему ваш отец в 2002 году вернулся в Москву?

- Папа уехал за границу ради детей и всегда хотел вернуться на родину. Работать в Мексике и Америке ему приходилось очень много - порой, стоя на солнцепеке по 10 часов. Сначала это нравилось, но потом пришлось в основном иметь дело с обычными детьми, которые капризничают и не уважают тренера. А папа всегда стремился к работе на результат, хотел по-настоящему помогать игрокам.

- Сейчас у вас в Майами собственный дом. Когда появилась возможность его купить?

- Только в этом году - после того, как я стал относительно хорошо зарабатывать. А раньше мы сначала снимали жилье, а потом приобрели трехкомнатную квартиру, в которой до сих пор живет моя мама. Уехав в Москву и оставив нас в Америке, папа посылал нам деньги. А затем и у меня появилась возможность помогать маме с младшим братом, ведь жизнь в Америке очень дорогая.

ЧЕТЫРЕ ПОТЕРЯННЫХ ГОДА

- Давайте теперь поговорим о ваших взаимоотношениях с Американской теннисной ассоциацией - USTA. Правильно ли я понимаю, что сначала вас рассматривали, как перспективного юниора, побеждавшего в том числе и будущую первую ракетку мира Энди Роддика, но потом отношения испортились?

- Совершенно точно. После того, как я стал в Америке первым в своей возрастной группе, мне оплачивали поездки в Европу на юниорские турниры "Большого шлема", да и вообще помогали деньгами, которые отец, занимавшийся тогда моими делами, имел право тратить по своему усмотрению. Когда мне исполнилось 17, папа вернулся в Москву. В 18 я закончил играть юниорские турниры и заработал wild card в основную сетку US Open. Вскоре получил контракт с фирмой Adidas, и необходимость в помощи USTA отпала. В 20 лет я впервые попал в "Top 100", а за год до этого меня в качестве спарринг-партнера вызвали на матч Кубка Дэвиса против чехов (на самом деле, по всей видимости, это был матч против сборной Словакии в 2002 году. - Прим. Е.Ф.), в котором участвовали Пит Сампрас, Энди Роддик, Джеймс Блэйк, Тодд Мартин. Но затем в моей личной жизни произошли изменения, из Майами, где у USTA была своя база, я переехал в Джорджию, и ассоциация прекратила со мной все дела.

- Под словом изменения вы имеете в виду женитьбу в декабре 2004 года на американской теннисистке Эшли Хэрклроад, с которой развелись осенью 2006-го?

- Да.

- Время показало, что это была ошибка?

- Так категорично я бы все же не утверждал, во всяком случае, тот период жизни меня многому научил. Однако на моей карьере он отразился отрицательно, поскольку, хорошо сыграв один турнир, потом я проигрывал по пять матчей подряд.

- Почему вашей первой жене, входившей в 2003 году в число 40 лучших в мире, не удалось оправдать надежды, возлагавшиеся на нее?

- В жизни Эшли вообще существовали определенные проблемы. В теннис она играла из-под палки, по желанию родителей, которые были не слишком обеспеченными людьми. Когда мы поженились, около года она вообще не выходила на корт, и лишь потом, до развода, я понемногу стал ее заставлять.

- Сколько времени в итоге вы потеряли? Год, два, три?

- Больше. Фактически у меня вылетело четыре сезона. Кроме женитьбы на моей карьере отрицательно сказалась и история с дисквалификацией, которую на меня наложили несколько лет назад. (В 2005 году. - Прим. Е.Ф.) Дело в том, что у меня бронхиальная астма, и примерно с 11 лет я пользуюсь специальными препаратами. Когда в Австралии прямо на корте у меня случился приступ, доктор предупредил, что ингалятором, который обычно помогал мне, можно пользоваться только при наличии специальной бумаги. Но потом выяснилось, что в связи с новыми правилами срок ее действия истек. И примерно полгода спустя после допинг-контроля, который пришлось пройти по окончании того матча, мне пришлось прервать выступления и вернуть заработанные в Австралии призовые. При этом все знали, что я никого не хотел обманывать, просто решили на моем примере провести своего рода показательный процесс. После того случая мне на турнирах было стыдно появляться, ведь отец всегда учил меня дорожить собственным именем. Кстати, сейчас никаких бумаг на то лекарство заполнять не надо. В 2007-м все наладилось, я снова стал хорошо играть. Но осенью 2008-го на "челленджере" в Корее упал на руку и сломал кисть. Со стороны, разумеется, никакой помощи не было - меня поддерживали только семья и друзья. И еще я как раз тогда познакомился с Луаной - своей нынешней женой.

САФИН БЫЛ РЯДОМ В ТОТ ВЕЧЕР, КОГДА Я ЗНАКОМИЛСЯ С ЖЕНОЙ

- Не поделитесь секретом, где это произошло?

- На автомобильной выставке в Майами, где Луана работала в одной фирме сотрудником по PR. Вот там я с ней прямо в гипсе и познакомился.

- Луана родом из Бразилии?

- Да, у нее тоже двойное гражданство. Правда, на ее родине я пока не бывал.

- Как удалось выйти на нынешний уровень игры?

- Даже не знаю. Наверное, так на меня подействовало рождение сына, который появился на свет в 23.59 9 декабря 2009 года - в точном соответствии с цифрой девять, задолго до этого появившейся у меня на руке.

- На каком языке сын начал разговаривать?

- Пока ни на каком. Он, по-моему, запутался уже, ведь вокруг говорят то на английском, то на русском, то на португальском.

- А почему именно эта цифра - девятка?

- Так предложили в тату-салоне, когда вместо инициалов АН (Эшли Хэрклроад. - Прим. Е.Ф.) я попросил вытатуировать мне розу с какой-то цифрой. Мастер решил, что к месту будет девятка - и видите, чем это обернулось?

- Какую роль в нынешних успехах играет ваш тренер - израильтянин Иоав Шаб?

- Очень большую. Мы начали работать год и два месяца назад, познакомившись на "челленджере" в Рамат-Хашароне. Раньше с Иоавом работал Дуди Села, первая ракетка Израиля, с которым они вместе дошли до четвертого круга Уимблдона.

- Почему вы выбрали именно Шаба?

- Ему всего лишь 25 лет, но он отлично понимает теннис и разбирается, как надо играть против того или иного соперника. Кстати, Иоав не сразу согласился работать со мной. Хотел, чтобы сначала мы по-человечески подружились.

- Шаб работает с вами и как спарринг-партнер?

- Да, стоит на месте и гоняет меня по всей площадке. (Улыбается.)

- Вы проводите свой первый сезон в АТР. Где больше всего понравилось?

- В Загребе хороший турнир, да и здесь тоже. Для ребенка и моей семьи - просто супер.

- А как же Майами, где вы в этом году обыграли Энди Маррэя?

- Там - само собой. Я ведь одержал эту победу на том же самом корте, на котором часто тренировался, так что эмоции били через край. Хорошие турниры в Цинциннати, Монреале, Лос-Анджелесе. Да и вообще любой турнир АТР лучше, чем "челленджер".

- С кем-то из российских теннисистов дружите?

- С Дмитрием Турсуновым раньше много общались, а сейчас больше с Игорем Куницыным и выступающим за Казахстан Михаилом Кукушкиным. Еще с Маратом Сафиным дружил - когда он еще играл.

- Рискну предположить, что Марат отговаривал вас от первой женитьбы.

- Совершенно точно - впрочем, не он один. А еще Сафин был со мной в тот вечер, когда мы познакомились с Луаной.

ПОИГРАТЬ ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ БЫЛО БЫ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО

- Перейдем к теме, которая, сейчас, наверное, наиболее интересна российским болельщикам. Не далее как во вторник вы намекнули, что не против выступать за сборную России. В свою очередь, Шамиль Тарпищев сказал мне, что будет этим вопросом заниматься. Каким будет ваш ответ, если он предложит поговорить?

- Сначала внимательно выслушаю его, а потом буду думать и советоваться с семьей. Папа, кстати, тоже хочет поговорить со мной на эту тему после окончания турнира. По идее от Америки я независим, за ее сборную никогда не играл.

- Но теоретически вы еще можете выступить за США на Олимпиаде, и тогда, скорее всего, путь в сборную России вам будет закрыт.

- Мне бы, безусловно, хотелось выступить в Лондоне, но нюансы всех этих вопросов я пока не знаю, и их надо четко обговаривать. По идее мне бы хотелось ради папы закончить карьеру, выступая за Россию. Но, повторяю, существуют различные тонкости, и сам я пока такое решение принять не могу.

- Сколько лет вы еще планируете играть на высоком уровне?

- Если Бог даст еще три года - буду счастлив. А пять лет - было бы просто замечательно. Мне сейчас кажется, что для меня все только начинается, хотя работать еще есть над чем - и над подачей, и над приемом, и над выходами к сетке.

- А покрытия какие предпочитаете?

- Медленный хард - примерно такой, как здесь, в "Олимпийском". Впрочем, в этом сезоне мне все корты подходили - и грунт, и в зале, и на улице, настолько хорошо я сейчас себя чувствую. Конечно, процесс взросления занял у меня больше времени, чем хотелось бы, переходный период слишком затянулся. Но, может быть, мне было на роду написано пройти через все сложности, чтобы подняться сейчас?

* * *

В среду поздно вечером очередную неудачу в матче против чешки Люси Шафаржовой потерпела вторая ракетка турнира полька Агнешка Радванска (счет встреч соперниц стал 4-1), в результате чего француженка Марион Бартоли (3) получила возможность по окончании "Кубка Кремля" попасть в Стамбул на стартующее во вторник итоговое состязание года WTA Championships. Чтобы обойти Радванскую в рейтинге, Бартоли, которая в прошлое воскресенье первенствовала в Осаке, необходимо выиграть в Москве свой второй титул за две недели. И вчера она сделала первый уверенный шаг к этой цели, за 70 минут разгромив россиянку Ксению Первак - 6:1, 6:1. Следующей соперницей Марион, предельно мотивированной на победу в Москве, будет Елена Веснина, которую француженка побеждала три последних раза. В другом четвертьфинале в верхней половине сетки встретятся Вера Звонарева (1) и опасная словачка Доминика Цибулкова (8), обыгравшая россиянку в этом году на супертурнире в Индиан-Уэллсе, но проигравшая ей три предыдущих раза.

19 октября. Мужчины. Парный разряд. 1/8 финала. Чермак/Полашек (Чехия/Словакия, 1) - ЮЖНЫЙ/Стаховский (Россия/Украина) - 7:5, 4:6, 10:7.

Женщины. 1/8 финала. Шафаржова (Чехия) - А.Радванска (Польша, 2) - 6:4, 4:6, 6:4.

20 октября. Мужчины. 1/8 финала. Шарди (Франция) - Долгополов (Украина, 3) - 6:3, 7:6 (8:6). ТУРСУНОВ (6) - Беннето (Франция) - 6:3, 7:6 (7:1). Кольшрайбер (Германия) - Мюллер (Люксембург, 7) - 7:6 (7:4), 6:3.

Парный разряд. 1/4 финала. Чермак/Полашек - Серретани/Маркс (США/Германия) - 2:6, 6:3, 11:9. Кукушкин/Богомолов (Казахстан/США) - ЕЛГИН/Истомин (Россия/Узбекистан) - 6:3, 6:1.

Женщины. 1/8 финала. ВЕСНИНА - Ек.ИВАНОВА - 6:3, 6:4. Бартоли (Франция, 3) - ПЕРВАК - 6:1, 6:1. Цибулкова (Словакия, 8) - Закопалова (Чехия) - 7:6 (7:5), 6:2.

Парный разряд. 1/4 финала. РОДИНА/У.Радванска (Россия/Польша) - Пешке/Среботник (Чехия/Словения, 1) - 6:4, 6:3. Воскобоева/Ан.Родионова (Австралия/Казахстан, 4) - Корне/Росолска (Франция/Польша) - 5:7, 6:3, 12:10. Шведова/Кинг (Казахстан/США, 2) - ВЕСНИНА/ДЬЯЧЕНКО - 6:4, 4:2, отказ.

Придумай мем

Новости