5 августа 2014, 20:22

Московские трамплины: демонтаж или реконструкция?

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

Знаменитые трамплины на Воробьевых горах могут либо вновь получить право на проведение международных соревнований, либо навсегда исчезнуть со спортивной карты России

Одно из самых известных спортивных сооружений Москвы – созданный в 50-х годах комплекс трамплинов на Воробьевых горах – ждет решения своей судьбы. Примерно через месяц эксперты должны дать заключение о состоянии склона на берегу Москвы-реки, который не так давно был присоединен к Парку Горького. После этого трамплины, часть из которых не действует с 2010 года, будут либо демонтированы, либо реконструированы. В Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России рассчитывают на второй вариант.

– В 2010 году, после проведения соответствующих экспертиз, трамплины К-45 и К-72 были признаны аварийными, – рассказывает директор Парка Горького Ольга Захарова. – Сейчас проводится экспертиза всех трамплинов комплекса (К-10, К-25, К-45 и К-72. – Прим. "СЭ"). Она нужна, чтобы по-настоящему понять: как их можно использовать в будущем. ОАО "Геоцентр-Москва" исследует территорию, на которой расположены трамплины, с связи с активизацией оползневых процессов. Заключение будет получено осенью нынешнего года, и на основании этих данных руководство города совместно с Москомспортом, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды и Департаментом культуры примут решение о дальнейшей судьбе комплекса…

В случае если большие трамплины на Воробьевых горах полностью демонтируют, это практически наверняка будет означать закрытие отделений прыжков с трамплина и лыжного двоеборья в спортшколе "Столица". В ней выросло немало известных российских прыгунов, в том числе лидер женской сборной Ирина Аввакумова. Правда, трамплин К-72 не используется для тренировок уже давно, но на К-45 учащиеся школы проводили занятия вплоть до того момента, как он был передан на баланс Парка Горького. По словам президента федерации прыжков и двоеборья Москвы Сергея Ахромеева, других мест для тренировок прыгунов в столице просто нет.

– Если демонтировать два больших трамплина, то у нас останутся только два маленьких, – заметил Ахромеев. – Набор в отделения идет с 9 лет, а в 10 дети уже начинают тренироваться на К-45. Так что через год после начала занятий тренировочный процесс, по сути, будет парализован. Если ребята постарше еще могут заниматься в других городах, то для 10-летних спортсменов проводить большую часть времени на выездных сборах нереально. В итоге существование прыжков с трамплина в Москве окажется под угрозой.

Природоохранный статус территории, на которой расположены трамплины, осложняет возможности ее использования. Но, по словам Ахромеева, для того, чтобы московская школа прыжков жила, на К-45 необходим элементарный ремонт, а не масштабное строительство.

– Надо привести в порядок то, что у нас уже есть, – объяснил Ахромеев. - Мы считаем, что с точки зрения природоохранного статуса территории демонтаж и вывоз конструкций более проблематичен, чем элементарные ремонтные работы по поддержанию существующих объектов. На 45-метровом трамплине нужны меры, которые можно назвать превентивными. Требуются буквально два сварщика. Там нет ничего сложного, и не нужно каких-то фантастических сумм. Что касается большого трамплина, то инспекция FIS в 2010 году дала рекомендации по профилю горы приземления, которую предлагалось сделать более пологой. гора приземления имеет бетонное основание и искусственное покрытие. Ее можно выровнять за счет дополнительного бетонирования, а в зимнее время – просто насыпать больше снега. При этом гора разгона соответствует стандартам.

Если привести трамплин К-72 в порядок, то потенциально на нем можно проводить даже международные старты. По словам президента Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Дмитрия Дубровского, FIS готова пойти на это в порядке исключения.

– Мы заинтересованы в том, чтобы трамплины сохранились, – говорит Дубровский. – Прежде всего для развития детского спорта в московском регионе и привлекательности города для проведения международных соревнований. Трамплины располагаются в центре столицы, и благодаря этому мы уже неоднократно получали преференции от FIS. Международная федерация считает, что, если трамплин будет реконструирован, а его мощность будет увеличена минимум до К-80, на нем возможно проведение и международных соревнований. FIS готова сделать для нас исключение, несмотря на то, что старты Кубка мира не проводятся на трамплинах ниже К-90…

Ситуацию с обновлением трамплинов на Воробьевых горах осложняет появившийся там в этом году оползень, который, по мнению Ахромеева, вызван небрежной эксплуатацией.

– Зимой на склонах было проведено обильное оснежение, а весной снег не вывезли, – рассказывает Ахромеев – И эта масса искусственного снега, мелкого и липкого, судя по всему, спровоцировала оползень. Технология оснежения такова, что в марте, когда снег начинает таять, его необходимо вывозить. А в этом году в конце марта на Воробьевых горах проводились соревнования на искусственной рампе…

Также звучали заявления, что трамплины могут не устоять в случае мощного дождя. Но сооружение простояло 60 лет, и все было нормально. Вообще раньше вокруг трамплинов никаких серьезных оползней не наблюдалось. Некоторые геологи даже говорят, что своей конструкцией трамплин фиксировал этот склон.

– Мы сотрудничаем с правительством Москвы и Москомспортом. Представили им свои пожелания, в том числе – в виде писем, – отметил Дубровский. – Надеемся, руководство столицы примет правильное решение по поводу трамплинов. Сейчас ведутся разговоры о их сносе. Но я надеюсь, что власти Москвы понимают: если трамплин и снесут, на его месте может быть построен новый. Наша федерация заинтересована в том, чтобы на Воробьевых горах действовал зимний центр, где помимо прыжков и двоеборья могли бы развиваться горные лыжи, сноуборд, фристайл. Эти виды спорта привлекательны для определенного количества зрителей и их детей, которые могли бы здесь тренироваться и отдыхать.

На большом трамплине сейчас нет возможности прыгать ни летом, ни зимой. Хотя еще совсем недавно он был достаточно популярным. Там проводились соревнования, в том числе – в День Победы и День города. На Воробьевы горы всегда приезжало много спортсменов и зрителей. Поэтому так важно сохранить эти традиции. Надеюсь, руководство Москвы примет правильное решение. А мы – попытаемся донести до властей столицы информацию о всех, кто так или иначе в этом заинтересован.

Новости