Андрей Воронцов: "Мы взяли в Лондоне все, что могли"

Август. Лондон. Олимпиада-2012. Главный тренер сборной России по плаванию Андрей ВОРОНЦОВ (на первом плане) и первый вице-президент Всероссийской федерации плавания Виктор АВДИЕНКО. Фото РИА "Новости". Фото "СЭ"
Август. Лондон. Олимпиада-2012. Главный тренер сборной России по плаванию Андрей ВОРОНЦОВ (на первом плане) и первый вице-президент Всероссийской федерации плавания Виктор АВДИЕНКО. Фото РИА "Новости". Фото "СЭ"

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Четыре года работы Андрея Воронцова на посту главного тренера сборной России по плаванию закончились досрочно: решение о его отставке было принято руководством федерации плавания на Олимпийских играх в Лондоне, причем в тот самый день, когда российские пловцы выступили наиболее удачно - завоевали две серебряные медали.

Наш разговор состоялся через несколько дней после того, как Воронцов вернулся с международной тренерской конференции из Лас-Вегаса, где делал доклад о состоянии российского плавания. По сути - отчитывался перед плавательным миром за четыре года своей работы.

ЛАС-ВЕГАС

- Андрей, о вашем докладе на конференции мне рассказал олимпийский чемпион Барселоны Владимир Пышненко, который уже много лет работает тренером в США. Этот доклад существует на русском языке?

- Нет. Хотя я искренне полагал, что это должно быть интересно хоть кому-то. Мне кажется, я достаточно объективно осветил состояние плавания в нашей стране и причины того, почему мы добрались туда, куда добрались.

- Исполком Всероссийской федерации плавания признал выступление пловцов в Лондоне удовлетворительным. Вы тоже так считаете?

- Мы взяли практически все, что могли. Возможно, даже больше.

- Согласна. И тем не менее напомню фразу из вашего интервью четыре года назад: "С моей точки зрения, в Лондоне вполне реально выиграть три золотые медали". В какой момент вы поняли, что выступление в Лондоне не будет успешным? И что изменить эту ситуацию уже не в ваших силах?

- Это стало понятно два года назад. Что выступать нам по большому счету некем. Что если, не дай бог, что-то случится с Настей Зуевой, как случилось с ней за несколько дней до чемпионата Европы-2010 в Будапеште, или Юлей Ефимовой, найти им сколько-нибудь равноценную замену нереально. За год до Игр в Лондоне только Зуева и Ефимова находились в тройке мирового рейтинга. Два человека.

- Никогда не поверю, что у нас в стране нет талантливых детей.

- Эти дети уже упущены. А если девочка упущена в 14 - 15 лет, поправить ничего нельзя. Что делать, если страна просто перестала плавать? Я вам приведу несколько цифр, которые озвучивал на конференции в Лас-Вегасе. Стоимость аренды одной дорожки в бассейне в Великобритании доходит до 27 - 28 фунтов в час. У нас (в пересчете на фунты) она составляет 50 - 60. В Москве на 100 бассейнов приходится всего 17 плавательных школ. В Питере в 1992-м было 17 таких школ, осталось четыре. Правда, две открыли год назад. В прошлом году Россия впервые за последние 40 лет не приняла участия в чемпионате мира среди военнослужащих. Последний спортивный клуб в институте физкультуры закрылся в 2001-м. Остались две группы пловцов-студентов на всю страну - в Москве и Омске. А вот список университетских спортивных клубов США: 26 страниц, более трехсот команд.

Ну, ладно, с американцами мы объективно не можем соревноваться. Но вот наши ближайшие соседи - французы. В возрастной категории 20 лет и старше там участвуют в соревнованиях примерно полторы тысячи спортсменов. Все взрослое российское плавание - это 217 человек. Из них по уровню результатов меня, как главного тренера сборной, интересовали человек 20 - 25. Все остальные безнадежно отстали от первых. Но не я же в этом виноват?

- Тем не менее свою работу в российской сборной вы начинали в 2009-м с определенным оптимизмом.

- Весь первый год я ездил по всем детским соревнованиям, пытаясь найти наиболее талантливых ребят и привлечь их к тренировкам с основным составом. Но произошло следующее: юношеская сборная была практически напрямую подчинена Виктору Авдиенко (первый вице-президент ВФП и руководитель волгоградского клуба "Волга". - Прим. Е.В.). Старший тренер команды Анатолий Журавлев с самого начала был переведен в Волгоград. На мои попытки установить с ним хотя бы телефонный контакт и получать планы и отчеты Анатолий не отвечал, и после двух сезонов моих безуспешных попыток каким-то образом изменить ситуацию, мне пришлось смириться с тем, что взрослая команда и юношеская - это две параллельные структуры, которые никоим образом не взаимодействуют между собой. Хотя, с моей точки зрения, задача юношеской команды заключается не в том, чтобы выиграть юношеское первенство Европы, а в том, чтобы готовить резерв для сборной. И, конечно же, в олимпийском сезоне сильнейшие юниоры должны проходить подготовку вместе с основным составом сборной команды, как это практикуется во всем мире.

Нужно сказать, что Виктор Борисович вложил много собственных сил как в подготовку юношеской команды, так и в обучение тренеров. Он искренне верил в успех и, соответственно, убедил руководство ВФП в том, что в олимпийской команде-2012 будет шесть-семь человек из юношеской сборной. К сожалению, этого не случилось.

ЧЕРНАЯ ДЫРА

- Давайте поговорим конкретно о волгоградской школе. Абсолютно благополучной, с хорошим подбором тренеров, с очень влиятельным - в лице Авдиенко - человеком во главе, с неограниченным количеством денег, которые перечисляются в клуб на подготовку резерва. Казалось бы, должен появиться результат. И тем не менее за те 16 лет, что прошли со времени двойной победы Дениса Панкратова на Играх в Атланте, в Волгограде больше не появлялось ни одного мало-мальски заметного спортсмена. В чем дело? Вы же наверняка задавались таким вопросом.

- Без сомнения, Виктор Борисович - выдающийся тренер-практик 1990-х. Но мне кажется, что он упорно пытается перенести свой уникальный опыт работы с Евгением Садовым и Денисом Панкратовым на всех остальных спортсменов. С другой стороны, дело не в одном Авдиенко, наверное. Он ведь привлек к работе в клубе целый ряд тренеров. Тот же Журавлев занимается не только юношеской командой, но помогает Виктору Борисовичу в клубе.

- При этом я неоднократно слышала, что, попадая в Волгоград, спортсмены обязаны работать по единой для всех методике. А та же Наталья Козлова, подготовившая Зуеву, по ее собственным словам, просто вовремя поняла, что надо бежать от этой системы со всех ног.

- Здесь я с вами согласен. Козлова, забрав ученицу и переехав в Пензу, сделала абсолютно правильный ход.

- Получается, что направляя в Волгоград собранный по стране талантливый "материал", его сознательно направляют в братскую могилу?

- Я думаю, время меняет и делает гибкими даже таких сильных людей, как Виктор Борисович. Хотя диктаторские привычки и нетерпимость к противоположному мнению прорываются у него с известной периодичностью.

- А кто-нибудь когда-нибудь озвучивал существование этой проблемы на тех же тренерских советах?

- Козлова поднимала эту тему регулярно. В последнее время к ней присоединился Михаил Горелик.

Когда я только начинал работать со сборной, мы, кстати, обсуждали с руководителями федерации программу по возрождению плавательных центров, где помимо основной команды тренировались бы резервные и детские. Это позволяло бы собрать вместе ведущих тренеров, их спортсменов, обеспечить им все условия для работы и одновременно достаточно высокую конкуренцию. Таких центров к 2012 году в стране должно было появиться девять. Не появилось ни одного.

- Почему же программа не была реализована?

- Вопрос не ко мне. За эту программу отвечал Авдиенко. Именно этим он должен был заниматься как гостренер и первый вице-президент федерации.

ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ

- Как вы относились к процессу... Я бы назвала его бегством. Меня не покидало ощущение, что спортсмены панически бегут из вашей команды. Стараются любыми путями уехать за границу.

- Там много причин. Одна из них - отсутствие реальной конкуренции на тренировках. Когда у тренера один или максимум два спортсмена, совместная работа сильно утомляет, причем обе стороны. Все друг от друга устают, нет никакого обмена информацией. Я предлагал, например, Никите Лобинцеву поехать на недельный сбор в Германию - потренироваться вместе с Паулем Бидерманном. Но его тренер наотрез отказался. Обвинил меня во всех смертных грехах, чуть ли не в измене Родине.

- Если личные наставники спортсменов до такой степени вам не доверяли, это, простите, ваша проблема.

- Ряд тренеров оказались вполне адекватными и готовыми на сотрудничество.

- А не было ли у вас задумки проводить совместные сборы с теми же американцами, австралийцами?

- Была. Тренеры не пожелали. Только по прошествии трех-четырех лет у них появился интерес к такому сотрудничеству, что лишний раз доказывает: многие наши специалисты сильно уступают в объеме информации даже своим спортсменам. Спортсмены поняли это раньше. И начали искать возможность уехать.

Бывают, безусловно, и личные причины - как у Ефимовой с Ириной Вятчаниной. Чашка разбилась, а все усилия ее склеить оказались непродуктивны.

- Вы считаете нормальным, когда столько сильных спортсменов не самой слабой в плавательном отношении страны готовятся за рубежом?

- Это ненормально, но это - отражение всей ситуации в российском плавании. Если хотите - зеркало. Изображение в нем может не нравиться, но это - наше изображение.

- Я помню, сколько авансов выдавалось после Игр в Пекине тому же Даниле Изотову. Про Лобинцева Виктор Авдиенко вообще говорил, что это - практически готовый олимпийский чемпион. Что же помешало реализовать этот потенциал?

- Могу сказать, что и Данила, и Никита получили абсолютно все, о чем просили их тренеры. Сборы, обеспечение.

- Валерий Шевелев, тренер Лобинцева, объяснил неудачи олимпийского сезона тем, что его ученик слишком увяз в рекламных обязательствах.

- Думаю, что дело не в этом. А в том, что Шевелев гораздо раньше упустил спортсмена. Лобинцев по собственной инициативе перестал плавать 400 метров вольным стилем, и у него сразу стала заваливаться дистанция 200 м. Как и у Изотова, кстати. Уйдя от своего первого тренера Лидии Капковой, у которой Данила, к слову, становился победителем юниорского первенства мира на дистанции 400 м вольным стилем, он ушел туда, где меньше плавают. На то, чтобы поддерживать результаты год-два, наработанной базы хватило. Потом она стала утрачиваться.

Все это совершенно закономерно. Практически все спортсмены, которые успешно плывут двухсотметровку вольным стилем - Янник Аньель, Сунь Ян, Бидерманн - способны на высоком уровне плыть и 400 метров. Или 400 комплекс, как это делают Райан Лохте и Майкл Фелпс. Но плыть такие дистанции больно и тяжело. Гораздо проще попасть в две эстафеты и там получить и медали, и деньги.

МЕДАЛИ И ДЕНЬГИ

- Вы понимали, что команда становится неуправляемой?

- Предпосылки проявлялись уже тогда, когда я только пришел в сборную. Но все держалось в допустимых рамках, пока были медали. Как только медалей не стало, люди пошли вразнос. Сначала все ждали, когда в плавание придут более солидные деньги, потом эти деньги появились, и людям тут же стало казаться, что денег мало. Спортсмены начали пытаться влиять на то же комплектование эстафет. Причем делалось это практически в открытую.

- Каким образом?

- Сначала люди "обрабатывают" тренера, потом тренер приходит ко мне: "А может, нам взять в эстафету не шесть человек, а пять? Или вообще четыре - без запасных?"

- А смысл?

- Есть разница - делить премиальные на шесть человек или на четыре? Вроде ерунда, пара тысяч евро, - а тем не менее деньги...

- Виктор Авдиенко, знаю, постоянно настаивал на том, чтобы в эстафетах в числе запасных были волгоградские спортсмены. Чтобы таким образом обеспечивать хоть какие-то медали своему клубу.

- Такое тоже было. Хотя на чемпионате мира-2009 в Риме, где разгорелся конфликт из-за попытки убрать из эстафеты Александра Сухорукова, этот спортсмен не имел права плыть утром до такой степени плохо.

- Вы же сами наверняка понимали, что вечером он проплывет совсем иначе?

- Тогда - возможно. Но в результате все закончилось именно тем, чем должно было: Сухоруков превратился в плохо плавающего утром спортсмена.

- И это, в частности, аукнулось нам в Лондоне?

- Если бы ребята утром проплыли хотя бы близко к тому результату, на который были способны, с попаданием в финал не возникло бы никаких проблем. Но они понадеялись, что им "хватит".

- А куда смотрели вы?

- Что я мог сделать, если накануне эстафеты 4х200 метров ко мне приходит Авдиенко и ставит в известность, что Изотов не может утром плыть - слишком сильно устал. И стометровку вольным стилем тоже плыть не может. А вот вечером в финале эстафеты обязательно поборется за медаль.

- Я даже не знаю, как это комментировать, если честно. Виктор Борисович, кстати, отдает себе отчет в том, что он уже не тот великий тренер, которым был раньше?

- Думаю, что нет. Он периодически напоминает тренерам, что он - единственный "живой" тренер в нынешней команде, кто воспитал олимпийских чемпионов. Это, конечно, так, но мы помним не только это. Помним, например, что Авдиенко был главным тренером российской сборной в 2000 году, когда было завоевано всего две олимпийские медали. А в 2002-м я привез на чемпионат мира в Москву команду Великобритании из четырех спортсменов, и мы выиграли у России, хотя в российской команде было более сорока человек. Виктор Борисович очень не любит об этом вспоминать, я же иногда, наоборот, люблю напомнить.

НЕ СВОИ САНИ

- Простите за вопрос, который, возможно, затронет ваши личные чувства, но я задаю его вам, как члену исполкома ВФП: если вопрос о вашей отставке был решен еще в Лондоне, что мешало начать искать замену уже тогда? Почему тренерский совет заседает по этому поводу спустя месяц с лишним после Игр, и на нем принимается решение еще полтора месяца рассматривать возможные кандидатуры, при том что в декабре - чемпионат мира?

- Меня удивляет другое: всем моим предшественникам давали возможность довести команду до конца календарного года. Всем! Как бы плохо мы ни выступили в Лондоне, но мы выступили тем не менее лучше, чем в Пекине и Афинах. Хотя бы по количеству медалей.

- А то, что эти медали преимущественно завоеваны спортсменами, которых готовили тренеры других стран, вас не смущает?

- Они что, плохо работали? Тот же Андреа Ди Нино, у которого тренировались Коротышкин и Фесиков, провел заключительный этап подготовки вместе с нашей командой, а в Великобританию привез спортсменов даже на неделю раньше - я сам организовывал для них тренировочный сбор. И работали мы по заранее согласованному плану. Кстати, все четыре года тренировочные планы для всей команды писал я. И сказать, что эти планы были составлены неграмотно, не сможет никто.

Если мы говорим о каких-то цивилизованных отношениях, то именно федерация должна была быть заинтересована в том, чтобы я спокойно передал новому человеку дела, ввел его в курс дела. Вместо этого идет какая-то возня. Сначала Авдиенко заявляет, что на место главного тренера есть шесть кандидатур, потом говорит, что нет ни одной, потом на сборе в Волгограде озвучивает единственную кандидатуру. Она вполне предсказуемая - волгоградская.

- За те четыре года, что вы работали со сборной, не было ощущения, что вы занимаетесь не своим делом?

- Последний год я занимался именно тем, что считал нужным, поскольку фактически пошел на открытый конфликт с некоторыми руководителями ВФП. Сразу после чемпионата мира в Шанхае они приложили достаточно много усилий, чтобы меня убрать. Пытались действовать разными методами, но я на это сразу сказал: что вы со мной сделаете? Посадите в тюрьму? Нет. Расстреляете? Нет. Остального не боюсь.

- Какие конкретно были к вам претензии со стороны руководства ВФП?

- Они касались главным образом недостатков в "воспитательной" работе - выступлений в прессе Данилы Изотова и Андрея Гречина. Все это и в руководстве федерацией, и в Министерстве восприняли слишком близко к сердцу. Результаты самого выступления были вторичны.

- Я не раз наблюдала в Шанхае, как Авдиенко вмешивался в вашу работу в присутствии команды, причем делал это в такой форме, которая, с моей точки зрения, совершенно недопустима. Хотя бы потому, что не просто бьет по авторитету главного тренера, но просто уничтожает его.

- Могу сказать, что только личная поддержка президента ВФП Владимира Сальникова позволила мне "уцелеть" в сентябре 2011-го и довести команду до Олимпийских игр. У Виктора Борисовича постоянно были наготове кандидаты мне на замену.

- Сальников сказал после Олимпийских игр, что руководство федерации, сместившее вас с поста главного тренера, крайне заинтересовано в том, чтобы вы продолжили работу в сборной в каком-либо ином качестве.

- Планов оставаться в России после нового года у меня нет. Не думаю, что какое-либо предложение могло бы меня заинтересовать.

- Означает ли это, что вы просто не хотите продолжать отношения с нынешним руководством федерации?

- Я не вижу в этом никакой перспективы, скажем так.

16
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (16)

navi-12

svd66 Хочется вам напомнить, что единственная золотая олимпийская медаль Пекина, принадлежит Волгоградскому клубу, под руководством В. Авдиенко, а не другому региону!

16:03 3 октября 2012

navi-12

А То что в Волгограде есть хорошие условия для развития плавания, и не только плавание высших достижений , но и развития детского спорта, инвалидного спорта! Проводится массовое обучение детей из общеобразовательных школ, где выявляются одаренные дети и привлечение их к регулярным занятиям, это все заслуга Авдиенко! Так скажите спасибо человеку за это, что хоть в одном регионе он создал такие условия для развития плавания! Так берут и обливают человека грязью! Уважаемый(ая) vt ! Вы так хорошо осведомлены о Волгоградских спортсменах и их дальнейшей судьбе, что хочется вам напомнить, что спорт высших достижений без травм и потери здоровья не существует! Что же вы не говорите про больную спину Зуевой(лечилась в Германии) Про больную спину Ефимовой, Про Витчанина, про осложнение здоровья Донца! Хочется узнать, а чего Вы добились в жизни, что позволяете себе указывать, уважаемым людям,где заканчивается их карьера!

15:55 3 октября 2012

ДФО

Уважаемые критики Авдиенко, вас послушать так получается - результата не виноват Авдиенко, бассейнов по стране мало строиться виноват Авдиенко, спортсмены едут за рубеж виноват Авдиенко ну и т.д. А что ВЫ уважаемые сделали???? Он построил клуб с хорошими условиями, здесь приятно проводить сборы, Волгоградские спортсмены достаточно удачно выступают, он содержит ряд "брошенных" спортсменов, причем вместе с личными тренерами!!!!

14:33 3 октября 2012

vt

Уважаемый(ая) navi-12, Морозов тренировался в Америке и именно приехав на отбор оттуда - отобрался в команду, Ильченко замучана травмами и загнанна после Пекина, с плаванием закончила Кудинов в Лондоне выступал за Казахстан, Перунин не отобрался на Игры 2012, Юниорам еще только предстоит доказать свою состоятельность во взрослом плавании. Это просто факты. Не умаляю достижений ни Авдиенко как тренера, ни вышеназванных спортсменов. Олимпиада - это пик карьеры любого тренера и спортсмена, который, к сожалению, закончился для Авдиенко в 1996 году. Это тоже просто факт.

12:36 3 октября 2012

tatjanalovushkina

navi:Возможно в Волгограде всё хорошо,а в стране?Ограниченное число бассейнов,обучение детей только на платной основе.И откуда мы будем черпать таланты?

11:40 3 октября 2012

navi-12

Виктор Авдиенко не только выдающийся тренер, но и выдающийся человек! Человек-который берет ответственность на себя, за всех тех, кто на это не способен, а именно Воронцов! Уважаемая Вайцеховская забыла, что после Панкратова и Садового в Волгоградском клубе под руководством В Авдиенко появились такие спортсмены как: Олимпийская чемпионка Лариса Ильченко,Многократный чемпион Мира и Европы Кудинов Ю, Чемпион Европы Перунин С, бронзовый медалист последней Олимпиады Морозов! Подрастает плеяда молодых спортсменов-это первый победитель юношеской олимпиады Ушаков А , такие как Седов и Беспалов и многие другие! Единственный клуб, где созданы все условия для тренировочного процесса как для членов сборной команды странны, так и для работы с детскими группами. Где занятия по обучению детей проходит на бесплатной основе! Есле было бы болше таких как, В Авдиенко , в Российском плавании вообще проблем не было бы! И вообще, статья лживая! Похоже на исповедь обиженного мальчика(Воронцов) и мстящей за что то девочки(Вайцеховской) Обидно что есть такие профессионалы!

06:23 3 октября 2012

ДФО

Все умеют только критиковать, а делать нет....

21:26 2 октября 2012

Fortunate

Об Авдиенко можно говорить, как о человеке с не дюжими  организаторскими способностями, человеке который принес стране лично своих 13 олимпийских медалей, 5 из которых золотые , создавшего единственный в стране клуб  мирового уровня (медалей 23 из них 11 золотых)  и щедро отдающего свои знания тренерам и спортсменам.И ТОЧКА!!! И о  Воронцове, ЧТО можно говорить? ?????? Да пожалуй ничего....

20:54 2 октября 2012

Sportgirl

Спорт далеко шагнул вперёд, появилось столько новых методик в подготовке, причём во всех видах спорта. Хорошо, когда тренеры открыты для всего нового, готовы к обмену опытом. Наши же в большинстве своём боятся и живут прошлыми успехами: "Да я вот в 80-х, да я в 90-х...! Всех вертел! Да я и без вас всё знаю!" Знать-то, может и знают, только другие знают уже гораздо больше.

17:55 2 октября 2012

Sportgirl

to Tirusband, +100

17:50 2 октября 2012

ed_tsy

Tirusband 02 Октября 2012 | 15:52 to ДФО - НЕ КТО, НЕ РАЗУ - это сильно! Вы тренер? Что называется, пеши ишчо!!! ______________ имя им - легион((

17:29 2 октября 2012

Tirusband

Ну и ушлый же народ - ажно оторопь берёт! Всяк другого мнит уродом, не смотря, что сам урод. (с) to ДФО - НЕ КТО, НЕ РАЗУ - это сильно! Вы тренер? Что называется, пеши ишчо!!!

15:52 2 октября 2012

ДФО

Можете сколь угодно ругать Авдиенко, но лично я и мой спортсмен выросли на голову выше, получив возможность проходить УТС по программе "я стану Чемпионом!!!", и НЕ КТО, еще раз повторяю НЕ КТО НЕ РАЗУ НЕ ПЫТАЛСЯ "ПЕРЕМАНИТЬ" или "ЗАБРАТЬ" моего ученика!!! В Волгограде есть чему учиться и к чему стремиться.... И еще вопрос к бывшему главному тренеру "основы" : "напомните, пожалуйста, когда же вы в последний раз бывали на Первенстве???"....

14:48 2 октября 2012

poligraf poligrafovich

Исторически, прогресс на лицо. Василь Иваныч, тот и вовсе утонул......

09:43 2 октября 2012

WWPal

САВОК рулит!!!!!! Пока "пережитки" будут лезть плаванию не быть в России.....

06:59 2 октября 2012

Рустам_Нск

Развал плаванья полным ходом. Начнут думать как только урежут финансирование

06:32 2 октября 2012