22:30 12 августа 2015 | ДЕНЬГИ

Пропасть между бедными и богатыми стала еще больше

"Манор" на протяжении пяти последних лет - самая бедная команда "Формулы-1". Фото AFP "Ред Булл". Фото AFP "Мерседес". Фото AFP "Феррари". Фото AFP "Уильямс". Фото REUTERS "Хонда". Фото AFP
"Манор" на протяжении пяти последних лет - самая бедная команда "Формулы-1". Фото AFP

Бюджет самой богатой команды "Формулы-1" превышает бюджет самой бедной в шесть раз, тогда как в прошлом сезоне этот разрыв был почти вдвое меньше

Справочник Business Book GP, который ежегодно публикует финансовую отчетность команд "Гран-при" на основе журналистских исследований, дал во время августовского перерыва в чемпионате новую пищу для размышлений о судьбах самой богатой и престижной автогоночной серии.

В Business Book содержится неофициальная информация, но другой в отношении "Формулы-1" просто не существует, поскольку официальные финансовые данные разглашаются только в исключительных случаях. Обычно команды держат эти сведения в секрете. Так что идеальной точности в данном случае не будет, но если обратить внимание на слова технического директора команды Williams Пэта Симмондса, который сказал, что "мы не можем мериться бюджетом с богатыми командами, которые тратят в два с половиной раза больше нас", то исследование Business Book GP очень близко к истине. Этот разрыв между Williams и, например, Ferrari, стабилен и держится на протяжении последних пяти сезонов.

"Ред Булл". Фото AFP

Бюджет каждой из четырех самых богатых команд "Формулы-1" – Red Bull Racing, Mercedes, McLaren Honda и Ferrari – составляет более 400 миллионов евро и довольно близок друг к другу. Даже по сравнению с прошлым годом суммы бюджетов серьезно выросли, а если сравнивать с 2013 годом, то разница будет еще существеннее. В той же Ferrari уже по окончании прошлого сезона заявили, что намерены увеличить бюджет примерно на 100 млн евро "под Себастьяна Феттеля", чтобы у нового лидера команды были все возможности для борьбы с Mercedes.

Гонка бюджетов, с которой боролся еще бывший президент Международной федерации автоспорта (ФИА) Макс Мосли и с которой пытался бороться нынешний глава организации Жан Тодт, полностью вышла из-под контроля. Джентльменское соглашение об ограничении бюджетов суммой в 200 миллионов евро больше никто не соблюдает. Оно и раньше нарушалось отдельными командами, в частности, той же Red Bull Racing, но не столь цинично, как сейчас.

"Мерседес". Фото AFP

Еще в 2011 году результаты борьбы за сокращение бюджетов в "Формуле-1" давали результаты. Средний бюджет одной команды по сравнению с 2009 годом сократился почти в два раза. Тогда снижение затрат стало возможно благодаря договору команд о сокращении расходов. Свою роль также сыграл уход из чемпионата автопроизводителей Toyota и BMW, вкладывавших в свои гоночные программы крупные средства. Пришедшие на смену заводским конюшням частные команды сопоставимыми финансовыми возможностями не обладали.

Курс на снижение бюджетов поддерживали и сами команды. Но все изменилось после того, как перестала существовать комиссия "Формулы-1", в которую входили все без исключения команды, а на ее место пришла Стратегическая группа, объединяющая только шесть ведущих конюшен. В апреле 2014 года они отказались принять предложение Жана Тодта о фиксированной величине бюджета и предложили вместо этого снизить затраты за счет внесения изменений в технический и спортивный регламент.

"Большинство команд поддерживали идею ограничения бюджетов, но теперь те из них, кто входит в стратегическую рабочую группу, выступают против. Вместе с держателем коммерческих прав у них 12 голосов из 18, и у меня нет возможности наложить вето. Можно сказать, что на планах по ограничению бюджетов поставлен крест", – сказал тогда руководитель FIA.

"Феррари". Фото AFP

Ferrari, Red Bull Racing, McLaren, Mercedes, Lotus и Williams объяснили свою позицию тем, что невозможно разработать механизм, который четко контролировал бы расходы команд – всегда можно списать часть расходов на операционные убытки компании или что-то в этом роде. То есть всегда найдется лазейка, которая позволит обойти любые ограничения. В реальности расходы только увеличились. По сравнению с прошлым годом, когда совокупный бюджет всех команд составлял примерно 1,56 млрд евро, теперь он составляет около 2,6 млрд евро. То есть за одно межсезонье эта цифра увеличилась на один миллиард евро.

Выросли и доходы команд, поскольку до 2009 года генеральный промоутер "Формулы-1", компания Formula One Management (FOM), которой руководит Берни Эккслстоун, выделяла коллективам всего 25 процентов выручки. С 2010 по 2012 год команды получали 50 процентов, а с 2013 года их доля достигла 60 процентов. Но богатые стали еще богаче, а бедные – еще беднее. Это связано со специфической системой распределения доходов: по условиям Договора согласия доля участников тем больше, чем выше они расположены в Кубке конструкторов. К тому же Ferrari, Red Bull, McLaren и (в меньшей степени Williams) ежегодно получают дополнительные выплаты за вклад в развитие спорта.

"Уильямс". Фото REUTERS

"Загнать всех под одну крышу на одних и тех же условиях невозможно, – говорил в ноябре 2014 года руководитель Mercedes Тотто Вольф. – Как можно сравнивать частные команды, которые принадлежат пусть даже миллиардерам, которые просто любят гонки, и глобальные бренды, которые работают для того, чтобы продвигать свою продукцию?"

Выхода из этой ситуации не видно. Борьба за сокращение бюджетов больше не ведется, так что можно предположить, что расходы команд будут увеличиваться до тех пор, пока спонсоры и автопроизводители сами не скажут, что пора остановиться.

"Хонда". Фото AFP

БЮДЖЕТЫ КОМАНД "ФОРМУЛЫ-1" ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ СЕЗОНОВ*

Команда/бюджет в млн евро

2011

2012

2013

2014

2015 (место в Кубке конструкторов)

RED BULL RACING

245 (1)

285 (1)

337 (1)

354 (2)

468,7 (4)

MERCEDES

145 (4)

195 (5)

228 (2)

310 (1)

467,4 (1)

MCLAREN HONDA

220 (2)

285 (3)

228 (5)

300 (5)

465 (9)

FERRARI

240 (3)

310 (2)

357 (3)

350 (4)

435 (2)

WILLIAMS

111 (9)

130 (8)

127 (9)

140 (3)

187 (3)

LOTUS

155 (10)

140 (4)

187 (4)

184 (8)

140 (6)

TORO ROSSO

125 (8)

140 (9)

99 (8)

120 (7)

138 (7)

FORCE INDIA

135 (6)

130 (7)

143 (6)

135 (6)

130 (5)

SAUBER

125 (7)

125 (6)

129 (7)

125 (10)

103 (8)

MANOR

66 (12)

85 (11)

73 (10)

99 (9)

83 (10)

* Суммы бюджетов собраны на основе открытых данных сайтов Business Book GP, Autosport.com, independent.co.uk, Marca, Welt Am Sonntag, Bild.

СТОИМОСТЬ ОДНОГО ОЧКА В МЛН ЕВРО (на 2015 год)

Red Bull Racing

4,88

Mercedes

1,22

McLaren Honda

27,35

Ferrari

1,77

Williams

1,23

Lotus

3,87

Toro Rosso

4,43

Force India

3,33

Sauber

4,69

Manor

-

4
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (4)

СергеичЪ

Формуле 1 давно пора прекратить ограничивать команды в разработках и тогда потянутся производители, что привлечет болельщиков. Пусть бюджеты будут хоть миллиард, но производители будут сражаться за имидж и новые технологии. А мне будет интересно смотреть за противостояние мерседеса, БМВ, ауди, Тойоты, хонды и т.д. Долой частные команды

21:14 14 августа 2015

howard

Думал заголовок к футболу относится.

14:22 13 августа 2015

Sandberg

Ф1, конечно же, не загнется. Поскольку хорошо продается, есть устойчивый спрос. А вот раздуваемый финансовый пузырь лопнет и бюджеты откатятся назад. И потом все по новой)

11:18 13 августа 2015

Бегущий человек

Ну и что гигантский бюджет дает Макларену?. А Вильямс ничего, конкурирует с ведущими. Да и вообще Ф1 скоро загнется, если не сменят стратегию.

09:37 13 августа 2015