14 октября 2020, 21:45

«Цена любительского яхтинга сравнима с походом в недорогой ресторан»

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Крутой бизнес-проект от участницы Олимпийских игр Екатерины Скудиной

В 2012-м Екатерина Скудина заняла самое обидное — четвертое место — на Олимпийских играх в Лондоне в классе Elliott 6, уступив в матче за бронзу финскому экипажу. После этого она завершила карьеру и придумала проект любительского яхтинга под названием PROyachting. Теперь абсолютно любой человек прямо в центре Москвы может принять участие в настоящей регате, совершенно не заботясь при этом о технической стороне вопроса. Подготовку и хранение лодки и всего необходимого оборудования организаторы берут на себя. Точно так же, как и обучение начинающих яхтсменов.

Екатерина Скудина.
Екатерина Скудина.

Лично знаю людей за 80 лет, которые рулят яхтой

— Вы как-то сказали, что если бы на Играх-2012 в Лондоне выиграли медаль, то проекта PROyachting не существовало бы. Почему так?

— После четвертого места на Олимпийских играх я была в ужасном психологическом состоянии. Практически не вставала с кровати, полгода рыдала, похудела на 6 килограммов. Я оказалась в странном статусе: уже не спортсменка, я знала, что это последние Игры для меня. Но и что делать дальше, было совершенно не понятно. Жизнь нужно было выстраивать с нуля, из руин. И в 2013 мы с моим партнером Михаилом Кондратьевым придумали проект PROyachting. Залезли в долги, купили 10 современных лодок и начали заниматься корпоративным яхтингом. Сказать, что было страшно — это не сказать ничего.

— Как вы от идеи, что на яхтах нужно проводить корпоративы, пришли к тому, что яхтинг вообще должен быть доступен для всех желающих?

— За первые два месяца мы провели всего два мероприятия вместо запланированных в бизнес-плане четырех в месяц. Если в выходные заказы еще были, на протяжении рабочей недели лодки простаивали. И я подумала: почему бы нам по средам не начать проводить любительские регаты? Мы назвали их Wednesday Night Race. Люди могли просто прийти и каждую среду приятно провести время на воде. Им не нужно было думать ни о хранении лодок, ни о других технических моментах. Всему необходимому мы обучали прямо на месте. Читали в детстве про детей капитана Гранта и мечтали ходить под парусами? Приходите к нам! Но на тот момент мало кто вообще понимал, что практически в центре Москвы можно заниматься яхтингом. Хотя на Водном Стадионе в Royal Yacht Club уже имелась вся необходимая инфраструктура. Там потрясающее по атмосфере место, даже не скажешь, что находишься в большом городе, а не где-то на Лазурном берегу.

Вечерняя регата на Водном стадионе.
Вечерняя регата на Водном стадионе.

— И проект сразу начал пользоваться спросом?

— Уже со следующего сезона мы стали проводить регаты и по вторникам Tuesday Warm-Up Race, потому что среды оказались переполнены. Сейчас у нас мероприятия и по вторникам, и по средам, и по четвергам PROyachting Fun Race, плюс регаты по выходным на Водном стадионе и на подмосковной площадке на Пироговском водохранилище. В 2015 году мы открыли подразделение в Имеретинском порту Сочи, проводим там воскресные любительские гонки Sochi Sunday Race. Все больше людей приходят к нам именно за праздником, за качественным досугом, понимая, что яхтинг — это доступно, просто, и он дарит много положительных эмоций.

— Развейте миф, что заниматься яхтингом — это безумно дорого.

— Участие в нашей московской регате стоит 3-4 тысячи рублей, а в Сочи — вообще 2 тысячи. Это в общей сложности три часа времени. Двухчасовая тренировка в Москве для новичков — 2 тысячи рублей. Цена, как видите, сравнима с походом в средний, даже не самый дорогой ресторан. Мне кажется, это вполне доступная для мегаполиса цифра. Можно прийти компанией, можно — и в одиночку. Начать заниматься яхтингом никогда не поздно, независимо от возраста и уровня физической подготовки. У нас были участники и старше 70 лет, я лично знаю людей за 80, которые тоже рулят яхтой. Плюс на яхте в силу ограниченного пространства — своя, особая атмосфера. Это уникальный тимбилдинг, способ найти единомышленников.

— Неужели можно просто с нуля прийти и сразу участвовать в регате?

— Да, конечно! У многих людей слово «регата» вызывает повышенную ответственность. Кажется, что это что-то такое серьезное, требующее особой подготовки. Например, сейчас по итогам сезона мы вручаем часы от Ulysse Nardin победителям нашей вечерней регаты Wednesday Night Race, что очень престижно. Но парадокс в том, что эта регата порой собирает меньше лодок, чем во вторник и четверг. Людям кажется, что регата в среду — это как-то более ответственно и страшно что ли, чем в другие дни. Поэтому, в частности, мы сейчас и запустили отдельный проект тренировок по пятницам для новичков. Тренер учит вас азам управления яхтой, и потом вы уже участвуете в соревнованиях со спокойным сердцем. Хотя, повторюсь, даже если вы сразу придете на регату в состав сборного экипажа — ничего страшного, вас всему научат по ходу дела.

Зимняя регата в Сочи.
Зимняя регата в Сочи.

— С какими самыми большими сложностями вы столкнулись?

— Олимпийский яхтинг — это все-таки очень узкопрофильная тема, мало кто за ним следит. А я хочу, чтобы в России яхтинг стал действительно популярным и узнаваемым. Чтобы когда я произносила это слово, не возникало вопроса: «А что это вообще такое?» И мы с моей командой PROyachting делаем все возможное, чтобы сделать яхтинг доступным, популяризировать его как досуг. Моя мечта — чтобы в России яхтингом занимался миллион человек. Сейчас, я думаю, реально эта цифра составляет 50-70 тысяч человек. То есть работы еще очень много, и рынок только начал формироваться. Но изменения даже по сравнению с тем, что было еще 5-10 лет назад — разительные!

Когда узнали об отмене Кубка «Америки», плакали даже мальчики

— Реально ли начать заниматься яхтингом на ваших регатах, а потом дорасти до Олимпийских игр?

— В нынешних олимпийских классах — вряд ли, все-таки там требуется начинать тренировки с детского возраста. Хотя у нас есть масса участников, которые пришли в PROyachting с нуля, в одиночку, а сейчас создали команды, ездят на престижные зарубежные регаты и занимают призовые места. К тому же, в Париже-2024 дебютирует новый олимпийский класс — крейсерская килевая яхта-двойка в смешанном разряде. То есть мужчина и женщина в лодке идут 300 миль из точки в точку. Это принципиально новый формат, по сравнению с другими береговыми гонками олимпийского яхтинга. И вот здесь открывается масса возможностей, в том числе и для возрастных участников, потому что особенной физподготовки не требуется, на первый план выходят другие параметры.

— На прошлых Олимпийских играх в Рио у нас была в парусе медаль Стефании Елфутиной. В Токио-2020 можно ждать чего-то подобного?

— Сложно прогнозировать, потому что из-за коронавируса сборная целый год сидела в стране без возможности куда-то выезжать. В таких условиях хоть как-то готовиться — это уже челлендж. У Стефании сейчас есть определенные сложности со здоровьем, но я надеюсь, она сумеет их решить. Есть еще сильный экипаж в классе 470 Созыкин — Грибанов, у которого были проблемы с допуском в Рио, и нам пришлось доказывать их право выступать в Спортивном арбитражном суде (Павел Созыкин попал в список недопущенных МОК. — Прим. «СЭ»). Очень хочется верить, что перед Токио этого не повторится, хотя оснований для оптимизма не так много.

Регата на Пироговском водохранилище.
Регата на Пироговском водохранилище.

— Что сложнее: бизнес с любительским яхтингом или непосредственно подготовка и участие в Олимпийских играх?

— Лично для меня олимпизм был гораздо сложнее. Возможно, мне так кажется, потому что даже в период подготовки к Олимпиаде я никогда не была сосредоточена только на тренировках. На тот момент у нас была слабая федерация, мы не имели практически никакой поддержки. То есть помимо непосредственно тренировок, я решала вообще все вопросы: начиная от общения с Министерством спорта до организации всей логистики. Я ходила по спонсорам с презентациями, планировала сборы, организовывала тренеров, врачей, диетологов, занималась финансами, PR и так далее. И в отличие от бизнеса, в спорте нужен результат здесь и сейчас. Если в бизнесе ты, допустим, упустил спонсора или мероприятие — ну, окей, возможно, уже завтра получишь что-то большее. То в спорте, если ты проиграл сейчас, другого шанса уже не будет.

— Вы недавно готовили команду PROyachting Skolkovo Team к участию в юношеском Кубке «Америки». Расскажите, что это за соревнование?

— Кубок «Америки» — это самое крутое, что вообще бывает в парусном спорте. Там огромные бюджеты (в районе $ 150 миллионов на кампанию), масса технических требований к лодке, самые звездные участники, самые крутые места проведения... Еще никогда в истории Россия не принимала в нем участия. Но вот новозеландцы в декабре решили провести юношеский Кубок «Америки», заметно снизив требования к бюджету и предоставив лодки для участия. И мы поняли, что можем собрать команду! Для ребят это был уникальный шанс, мечта всей жизни. Для яхтсмена это гораздо круче даже Олимпиады. Когда турнир отменили, у нас плакали даже мальчики.

— Как вы отбирали участников?

— Объявили набор в команду, пришло 53 заявки из разных городов — для паруса это очень много! Отбирали в первую очередь по физическим данным, опыту, плюс учитывали жесткие ограничения по возрасту (от 18 до 25 лет). Тестировали экипаж — два мальчика и две девочки. Планировали тренироваться в Испании на фойловых яхтах, но в реальности из-за пандемии тренировались в Москве на моих олимпийских лодках Elliott. Потом всеми правдами и неправдами получили визы и сумели выехать на озеро Гарда. Там нас и застала новость об отмене турнира. Я даже не сразу осознала масштаб трагедии: ведь у меня, как у организатора, возможно, будет шанс собрать другую команду, а вот у ребят из-за ограничения по возрасту другого шанса может и не быть. Но они стараются не унывать. Если организаторы сдержат свое слово, то на следующей регате текущий состав сможет участвовать, даже если не уложится в возрастной ценз. Это было бы справедливо.

Новости